ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-41973/16 от 16.03.2017 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                                        Дело № А32-41973/2016

23 марта 2017 года

Резолютивная часть решения суда объявлена 16 марта 2017 года

Решение суда в полном объеме изготовлено 23 марта 2017 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Боровика А.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воронова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Заявитель: Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»), г. Москва

Заинтересованное лицо: 1. ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Краснодар

2. Управление Росреестра по Краснодарскому краю, г. Краснодар.

1.Признать незаконным отказ и отменить решение Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю № 2343/5/16-357958 от 21.10.2016 года о приостановлении осуществления кадастрового учета.

2.Обязать Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет на основании заявления № 23-0-1-237/3101/22016-2598 от 12.10.2016 о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости:

- «Автомобильная дорога общего пользования федерального назначения А-136 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Краснодару км 0+000 – км 17+013», протяженностью 17 013 м., адрес (местоположение): Краснодарский край, г. Краснодар.

- «Автомобильная дорога общего пользования федерального назначения А-136 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Краснодару км 17+013  - км 17+870», протяженностью 857 м., адрес (местоположение):Краснодарский край, г. Краснодар».

В судебном заседании участвуют представители:

от заявителя: представитель по доверенности ФИО1, доверенность, паспорт

от заинтересованного лица 2: представитель по доверенности ФИО2, доверенность, паспорт

от заинтересованного лица 1: представитель ФИО3, доверенность, паспорт

У С Т А Н О В И Л:

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»)обратилась в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказ и отменить решение Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю № 2343/5/16-357958 от 21.10.2016 года о приостановлении осуществления кадастрового учета.

Обязать Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет на основании заявления № 23-0-1-237/3101/22016-2598 от 12.10.2016 о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости:

- «Автомобильная дорога общего пользования федерального назначения А-136 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Краснодару км 0+000 – км 17+013», протяженностью 17 013 м., адрес (местоположение): Краснодарский край, г. Краснодар.

- «Автомобильная дорога общего пользования федерального назначения А-136 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Краснодару км 17+013  - км 17+870», протяженностью 857 м., адрес (местоположение):Краснодарский край, г. Краснодар».

Представитель заявителя в заседании заявил ходатайство об уточнении требований, просит заявленными требованиями считать:

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, осуществить государственный кадастровый учет сооружений:

-«Автомобильная дорога общего пользования федерального назначения А-136 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Краснодару км 0+000 - км 17+013», протяженностью 17 013 м., адрес (местоположение): Краснодарский край, г. Краснодар»;

-«Автомобильная дорога общего пользования федерального назначения А-136 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Краснодару км 17+013 - км 17+870», протяженностью 857 м.., адрес (местоположение): Краснодарский край, г. Краснодар», на основании технического плана сооружения подготовленного в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием 2 сооружений, расположенных по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ, подъезд к г. Краснодару от М-4 «Дон» в результате раздела сооружения с кадастровым номером 23:43:0000000:3314, кадастровым инженером ФИО4 (номер квалификационного аттестата кадастрового инженера:23-11-686.

Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании ст. 49 АПК РФ.

Представитель заинтересованного лица высказал возражения.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.

Как следует из пояснений заявителя, в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 17.07.2009 г. № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ о ГК «Автодор») Государственная компания «Российские автомобильные дороги» является заказчиком работ по строительству автомобильных дорог на основании программы деятельности Государственной компании на долгосрочный период, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Программа деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2020 годы) утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 2146-р (в ред. распоряжений Правительства РФ от 14.11.2011 г. № 1989-р, от 24.04.2013 г. № 672-р) (далее - Программа). Мероприятиями Программы предусмотрено проведение комплекса работ по проектированию, подготовке территории и строительству (реконструкции) автомагистралей и скоростных автомобильных дорог Государственной компании для организации их эксплуатации, в том числе осуществляются мероприятия по реализации проекта «Реконструкция транспортных развязок на участке км 1319 - км 1345 федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, Краснодарский край и Республика Адыгея» (далее - Объект) в административных границах города Краснодар.

-Поручением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 18.11.2010 г. № 01-24/13318 Государственной компании «Российские автомобильные дороги» предписано осуществлять полномочия, связанные с изъятием земельных участков и предоставлением земельных участков, находящихся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена для государственных нужд Российской Федерации, предусмотренные подпунктами 5.4.(13) и 5.4(10) пункта 5 Постановления Правительства Российской  Федерации от 23.07.2004 г. № 374  «Об утверждении Положения о  Федеральном дорожном агентстве» и статьей 37 Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» заключен договор от 24.12.2015 г. №57717151680150003730000 «На реконструкцию транспортных развязок на участке км 1319 - км 1345 федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска, Краснодарский край и Республика Адыгея. Этап 2, (1 очередь строительства). Транспортная развязка км 1319+000» с Акционерным обществом по строительству и реконструкции автомобильных дорог и аэродромов (АО «Донаэродорстрой).

Для выполнения кадастровых работ по объекту капитального строительства АО «Донаэродорстрой» заключен договор от 26.09.2016 г. №2609/2016 с Обществом с ограниченной ответственностью «Кадастр энд Консалтинг (ООО «Кадастр энд Консалтинг»).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2011  года № 77 «О порядке подготовки документации по планировке территории, осуществляемой по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти» распоряжением Федерального дорожного агентства от 27.10.2014 г. №1992-р утверждена документация  по планировке территории Объекта.

Как указано заявителем, земельные участки, части земельных участков, указанные в документации по планировке территории и попадающие в границы реконструкции Объекта, подлежат изъятию для государственных нужд Российской Федерации и предоставлению в аренду ГК «Автодор».

Согласно документации по планировке территории (чертеж проекта межевания, листы №№ 10, 12, 14, 16, 18, 19, 20) в границы реконструкции Объекта попадает часть земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:177, площадью 28 537 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар.

Согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (выписка от 01.06.2016 г. №23/153/004/2016-4721) земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:177, категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному казенному учреждению «Управления федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства».

В целях реконструкции подъездов от автомобильной дороги М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска к городам. Реконструкция автомобильной дороги А-136 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Краснодару на участке км 5+600 - км 17+870, Краснодарский край Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) 02.03.2016 г. №309-р принято распоряжение об утверждении документации по планировке территории.

23.09.2016 г. №02/И-р Федеральным казенным учреждением «Управления федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» принято решение о преобразовании единого объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 23:43:0000000:3314, «Автомобильная дорога общего пользования федерального назначения А-136 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Краснодару км 0+000-км 17+870», протяженностью 17870 м., адрес (местоположение): Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ, подъезд к г. Краснодару от М-4 «Дон» в отдельные объекты недвижимого имущества:

-          «Автомобильная дорога общего пользования федерального назначения А-136 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Краснодару км   0+000 - км 17+013», протяженностью 17 013 м., адрес (местоположение): Краснодарский край, г. Краснодар»; -         «Автомобильная дорога общего пользования федерального назначения А-136 подъездная дорога от  автомобильной  дороги  М-4  «Дон»  к  г.  Краснодару  км   17+013   -  км   17+870», протяженностью 857 м.., адрес (местоположение): Краснодарский край, г. Краснодар».

ООО «Кадастр энд Консалтинг» выполнены работы по подготовке технического плана, на вновь образованные объекты (автомобильная дорога, разделенная на часть, попадающую под изъятие, и оставшуюся часть).

После изготовления технического плана ГК «Автодор» было подано заявление от 12.10.2016 г. №23-0-1-237/3101/2016-2598 в филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости.

Решением Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от 21.10.2016 г. №2343/5/16-357958 осуществление государственного кадастрового учета приостановлено с указанием на основания, установленныеп. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а именно:

- в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, площади застройки, площади таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости, выданного до 13 июля 2015 года разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. В отношении объектов недвижимости, для ввода в эксплуатацию которых требуется получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с действующим градостроительным законодательством, государственный кадастровый учет осуществляется после выдачи разрешения, то есть государственный кадастровый учет осуществляется в отношении объекта недвижимости, строительство которого завершено.

Как указано заинтересованным лицом, в соответствии с требованиями действующего законодательства в области градостроительной деятельности, в случае, если объект недвижимости, описанный в представленных документах, представляет собой объект, строительство которого завершено, необходимо представление Разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию.

Не согласившись с данной позицией, ГК «Автодор» обратился в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом недвижимом имуществе.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

По правилам статьи 4 (части 1) названного Федерального закона ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с названным Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

В силу императивного указания части 1 статьи 16 Федерального закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Статья 7 Федерального закона устанавливает состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости; кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Согласно пункту 18 части 2 названной статьи в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: назначение сооружения, если объектом недвижимости является сооружение.

Статья 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает, что кадастровый учет объекта в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 Федерального закона сведений (учет изменений объекта недвижимости) осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).

Из ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что необходимые для кадастрового учета документы предоставляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами является технический план и иные документы, названные законом.

Частью 1 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.

Сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 01.01.2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости (ч. 8 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

В соответствии с п. 11 Приказа Минэкономразвития РФ от 23.11.2011 г. № 693 «Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке» (зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2011 года № 22821), сведения о сооружении указываются в техническом плане на основании разрешения на ввод сооружения в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта сооружения.

Заинтересованное лицо, принимая решение о приостановлении осуществления кадастрового учета указало, что произошла реконструкция сооружений.

Исследовав представленные документы, суд признает необоснованными доводы в данной части.

Исходя из смысла нормы права, изложенной в п. 2 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», образование объекта недвижимого имущества может быть осуществлено в результате раздела, выдела, реконструкции или иного соответствующего законодательству РФ действия с преобразуемым объектом недвижимого имущества. Таким образом, раздел и реконструкция это два действия, которые являются самостоятельными и которые влекут за собой образование новых объектов недвижимого имущества.

Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту регулируются градостроительным законодательством (ст. 4 ГрК РФ).

Согласно п. 14.1 ст. 1 ГрК РФ, реконструкция линейных объектов - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Следовательно, при разделе линейного объекта происходит образование новых объектов недвижимого имущества, но без изменения класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов, а так же без изменения границ полос отвода и (или) охранных зон.

Исходя из сведений об автомобильных дорогах, изложенных в технических планах, представленных для осуществления кадастрового учета, можно прийти к выводу о том, что реконструкции сооружений не было. Произошел раздел сооружения, без изменения функциональных показателей, осуществленный в связи с исполнением решения Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства».

Кроме того, расширение федеральной автодороги для которого и требуется образование, а впоследствии, и выкуп изымаемых земельных участков, предусмотрено проектом реконструкции (Проектная документация разработана ЗАО «Институт «Стройпроект»; утверждена: распоряжением Государственной компании «Российские автомобильные дороги» от 05.06.2015 г. №ТП-50-р), получившим положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 26.02.2015 г. № 275-15/ГГЭ - 9492/04 (№ в Реестре 00-1-4-0902-15).

Внесение изменений в проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу, не представляется возможным не только ввиду отсутствия возможности обосновать несоразмерные дополнительные финансовые (бюджетные) и временные затраты, требуемые в таком случае, но и в связи с отсутствием технической возможности переноса существующего линейного объекта строительства (реконструкции) - федеральной автомобильной дороги общего пользования М-4 «Дон».

Одновременно, из смысла пункта 2 статьи 22 ФЗ о ГК «Автодор» следует, что финансовое обеспечение деятельности Государственной компании по осуществлению строительства и реконструкции переданных ей в доверительное управление автомобильных дорог осуществляется за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 г. № 848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» отмечено, что несоответствие транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог нормативным требованиям приводит к увеличению затрат на автомобильные перевозки в 1,3 - 1,5 раза, а потерь от дорожно-транспортных происшествий - на 15 - 20 процентов, существенному снижению скорости движения грузов и пассажиров, увеличению транспортных издержек в экономике, а также к снижению уровня мобильности населения и субъектов рынка.

Вместе с тем, «Программой деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010 - 2020 годы)», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 2146-р, разработанной на основании вышеуказанной Федеральной целевой программы продиктована необходимостью достижения следующих целей:

-повышение качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог федерального значения, в том числе за счет улучшения технических характеристик дорог, увеличения их пропускной способности, а также за счет повышения уровня безопасности движения и качества сервисного обслуживания на дорогах;

-формирование скоростных автомобильных дорог федерального значения с высоким транспортно-эксплуатационным состоянием и высоким уровнем безопасности;

-   извлечение дополнительных доходов от эксплуатации и использования имущества дорог с целью направления их на повышение уровня содержания дорог и реализацию дорожных проектов;

-     переход к этапу динамичного развития сети автомобильных дорог, отвечающему потребностям экономики и населения страны, в том числе за счет формирования национальной сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, связывающих основные хозяйственные центры страны.

Таким образом, проведение реконструкции автомагистрали «Дон» М-4 и доведение ее до параметров 1Б категории отвечает и общественным и государственным интересам Российской Федерации в целом, а также интересам Краснодарского края, муниципального образования город Краснодар.

Действия Государственной компании по обеспечению защиты государственных интересов посредством обращения в суд с данными исковыми требованиями соответствуют целевым ориентирам, установленным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. года № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года и федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. № 377) с учетом целей и задач, предусмотренных Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 г. № 848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» подпрограммой «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)».

По смыслу статьи 12 ГК РФ во взаимосвязи с частью 1 статьи 4 АПК РФ защите подлежит нарушенное или оспоренное право. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты. Лицо, обратившееся за защитой права должно доказать наличие своего материально-правового интереса в удовлетворении иска, указав, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены, а также каким образом эти права и интересы будут восстановлены в случае реализации избранного способа судебной защиты.

Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца, между тем он должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных истцом требований.

Статьей 12 ГК РФ, присуждения к исполнению обязанности в натуре, предусмотрено в качестве самостоятельного способа защиты гражданских прав.

Таким образом, в силу положений статьи 12 ГК РФ суд может обязать ответчика не только воздерживаться от совершения каких-либо действий, но и совершить какие-либо действия, если это необходимо для устранения нарушения права истца. Исполнение обязанности в натуре означает понуждение лица выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося у него обязательства, в том числе, вытекающего из закона.

Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, требование с учетом уточнения подлежат удовлетворению.

В удовлетворении требований к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» следует отказать, поскольку согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который вступает в силу с 1 января 2017 г., проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы.

Судебные расходы распределяются между сторонами по правилам, установленным положениями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 174, 176, 198-200 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Ходатайство об уточнении требований удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет сооружений:

-«Автомобильная дорога общего пользования федерального назначения А-136 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Краснодару км 0+000 - км 17+013», протяженностью 17 013 м., адрес (местоположение): Краснодарский край, г. Краснодар»;

-«Автомобильная дорога общего пользования федерального назначения А-136 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Краснодару км 17+013 - км 17+870», протяженностью 857 м.., адрес (местоположение): Краснодарский край, г. Краснодар», на основании технического плана сооружения подготовленного в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием 2 сооружений, расположенных по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский округ, подъезд к г. Краснодару от М-4 «Дон» в результате раздела сооружения с кадастровым номером 23:43:0000000:3314, кадастровым инженером ФИО4 (номер квалификационного аттестата кадастрового инженера:23-11-686.

В удовлетворении требований к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства и в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края.         

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                       А.М. Боровик