АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-42246/2018
29 ноября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 27.11.2018
Полный текст решения изготовлен 29.11.2018
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Чеснокова А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковальской О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу г. Ростов-на-Дону
к обществу с ограниченной ответственностью «Логист» (ОГРН <***>, ИНН <***>) г. Армавир
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 27.09.2018 г. № 09-23-18/999
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 - доверенность
от заинтересованного лица: не явился, уведомлен
установил: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее – заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ООО «Логист» (далее – заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ.
Заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что адрес обособленного подразделения (склада), указанный в лицензии на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции не соответствует адресу (месту нахождения) обособленного подразделения (склада), указанному в правоустанавливающих документах.
Заинтересованное лицо, в установленном порядке извещенное о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явилось, в отзыве на заявление ссылается на то, что местоположение объекта недвижимости осталось прежним, изменился только почтовый адрес, в связи с чем отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ заявление рассматривается без участия общества по имеющимся материалам дела.
При этом, суд в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ пришел к выводу о возможности завершения подготовки дела к судебному разбирательству и открытия судебного разбирательства арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 27.11.2018 до 09 час 40 мин, после чего рассмотрение заявления было продолжено.
Суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
ООО «Логист» на основании лицензии А 647774 от 30.06.2011, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции.
Местом нахождения обособленного подразделения (склада) в лицензии указано Краснодарский край, г. Армавир, Промзона 16, Литер А, помещение № 1 (S=971,8 кв.м.).
В ходе проведения внеплановой документарной проверки ООО «Логист» административным органом установлено, что адрес (место нахождения) обособленного подразделения (склада), указанный в лицензии А 647774 от 30.06.2011 на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции: 352900, Краснодарский край, г. Армавир, Промзона 16, Литер А, помещение № 1 (S=971,8 кв.м.) не соответствует адресу (месту нахождения) обособленного подразделения (склада), указанному в правоустанавливающих документах (выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.09.2018 № 23/153/006/2018-6418, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю; дополнительному соглашение от 03.10.2017 о внесении изменений к договору аренды нежилого помещения № 3 от 11 апреля 2011г. и технической документации (техническому паспорту)).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.09.2018 № 23/153/006/2018-6418, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю объект недвижимости – производственно-административный корпус, назначение: нежилое здание, количество этажей 3, общей площадью 1915,7 кв.м., с кадастровым номером 23:38:0102003:126, расположен по адресу: <...>.
При этом, ООО «Логист» осуществляло лицензионную деятельность на основании ранее выданной лицензии, более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии (с 03 октября 2017 г.)
По результатам проверки составлен акт от 18.09.2018 № у3-а858/09 (лист дела об административном правонарушении 210-220, т 2).
По признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, административным органом в отношении ООО «Логист» составлен протокол N 09-23-18/999 (л.д. 237-245, т 2).
Протокол составлен в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя общества (извещение о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении от 19.09.2018, направленное сопроводительным письмом от 19.09.2018 № у3-18149/09-11, получено адресатом 25.09.2018, что подтверждается Отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 34400026370519).
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и статьи 201 АПК РФ, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ установлена ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 закона действие настоящего Закона N 171-ФЗ распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также сидра, пуаре (грушевого сидра), медовухи (медового напитка), и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), и на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ, такой вид деятельности как закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом власти.
Согласно пункту 12 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, в случае изменения указанных в лицензии мест нахождения обособленных подразделений лицензиата, переоформление лицензии осуществляется на основании заявления лицензиата с приложением документов, подтверждающих указанные изменения.
Согласно пункту 13 статьи 19 Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ, заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.
Согласно пункту 14 статьи 19 Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ, до переоформления лицензии лицензиат может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии.
При этом, ООО «Логист» в Росалкогольрегулирование в установленный законом срок (не позднее 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии), а именно 01.11.2017, было подано заявление о переоформлении лицензии А 647774 от 30.06.2011 на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции в связи с уточнением места нахождения обособленного подразделения (склада), в связи с заключением дополнительного соглашения от 03.10.2017 о внесении изменений к договору аренды нежилого помещения № 3 от 11 апреля 2011 г., с Арендодателем (в части изменения адреса обособленного подразделения (склада)).
Однако, решением от 26.12.2017 № 1145-опт административным органом отказано в переоформлении лицензии ООО «Логист».
Таким образом, на момент проведения проверки в период с 22.08.2018 по 18.09.2018 ООО «Логист» осуществляло лицензионную деятельность на основании ранее выданной лицензии, более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии, а именно с 03 октября 2017 г., что подтверждается распечаткой «Отчётов об объемах закупки и поставки (частично ввиду большого количества) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» из ЕГАИС (п. 14 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
Следовательно, общество допустило нарушение лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Согласно части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 150 000 руб. с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у общества имелась реальная возможность для соблюдения норм Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", однако оно не приняло все зависящие от него меры по их исполнению.
Суд приходит к выводу, что представленных в материалы дела доказательств достаточно для определения квалификации противоправного деяния по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что в протоколе об административном правонарушении не указано, какой абзац пункта 1 статьи 26 ФЗ от 22.11.1995 № 171 был нарушен ООО «Логист» в данном случае не имеет правового значения, поскольку помимо ссылки на данную статью в тексте протокола об административном правонарушении изложено событие и фактические обстоятельства административного правонарушения, совершенного обществом.
Ссылка общества на то, что местоположение объекта недвижимости осталось прежним, а изменился только почтовый адрес, не влияет на квалификацию совершенного правонарушения и не отменяет обязанности лицензиата в случае изменения указанных в лицензии мест нахождения обособленных подразделений лицензиата обратиться в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих указанные изменения в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.
Доводы общества об отсутствии умысла или неосторожности во вменяемом правонарушении, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Кроме того, формы вины в виде умысла либо неосторожности применимы только в случае привлечения к ответственности физического лица.
Существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не допущено и судом не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Суд при рассмотрении дела о привлечении общества к административной ответственности не усмотрел оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ. Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов. Обществом не представлены доказательства того, что при совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, имел место исключительный случай, с учетом того, что данное правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением заявителя к действующему законодательству в области алкогольного законодательства, с учетом наличия у общества реальной возможности исполнения предусмотренных обязанностей. Совершенное обществом правонарушение посягает на экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг, а государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд не находит оснований для применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Назначение наказания в данном случае является справедливой и адекватной мерой государственного реагирования, направленной на предупреждение совершения правонарушений.
Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае применению не подлежит.
Принимая во внимание, что вменяемое обществу правонарушение совершено последним впервые (доказательств обратного заявителем в материалы дела и суду не представлены), а также учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным наложить на общество наказание в виде минимальной санкции, предусмотренной данной статьей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Логист» (ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю, дата регистрации - 07.02.2011, адрес: 352925, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель: Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю (МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу),
ИНН <***>
КПП 616101001
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Краснодарскому краю
г. Краснодар л/счёт <***>
БИК 040349001
счет 40101810300000010013
ОКТМО 03701000001
КБК 16011608010016000140
УИН 16000000000000310990
Назначение платежа: «Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения».
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья А.А. Чесноков