АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-42305/2020
02.08.2021
Резолютивная часть решения объявлена 26.07.2021
Полный текст решения изготовлен 02.08.2021
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Администрации города Сочи
к Краснодарскому УФАС России
третье лицо: ФИО1
о признании незаконным решения № 978/2020-КС по делу № 023/06/54.3-2440/2020 от 22.05.2020
при участии:
от заявителя: не явились, уведомлены
от заинтересованного лица: не явились, уведомлены
от третьего лица: не явились, уведомление отсутствует
установил:
Администрация города Сочи обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарскому УФАС России о признании незаконным решения № 978/2020-КС по делу № 023/06/54.3-2440/2020 от 22.05.2020.
Основание требований изложено в заявлении.
Стороны, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В материалах дела имеется отзыв заинтересованного лица с возражениями против удовлетворения заявленных требований.
Третье лицо явку своего представителя в судебное заедание не обеспечило, отзыв не представило, почтовое отправление возвращено.
В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще уведомленных сторон и третьего лица.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав непосредственно доказательства по делу, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.
Как указано в заявлении, Администрацией города Сочи проводился конкурс с ограниченным участием в электронной форме: «Поставка рыбы (филе минтая)» (извещение № 0118300018720000234). Начальная (максимальная) цена контракта - 3 012 973,32 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов конкурса принято решение о признании победителем участника закупки ИП ФИО2
20.05.2020 Краснодарским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ИП ФИО1 на действия уполномоченного органа в качестве организатора конкурса с ограниченным участием - администрации города Сочи.
По результатам рассмотрения жалобы, принято решение по делу № 023/06/54.3-2440/2020, которым в действиях уполномоченного органа установлено нарушение ч.2 ст.8, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
Заявитель с указанным решением не согласен, считает его незаконным и подлежащим отмене, так как полагает ошибочным и необоснованным вывод о том, что нестоимостной критерий «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» установлен без учёта положений п.25 Постановления № 1085, что противоречит ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя, установленный заказчиком порядок оценки заявок не является основанием для отклонения заявок, а направлен на выявление лучшего конкурсного предложения, при этом, установление определенных условий, требований в критериях оценки, имеет цель выявить и привлечь к участию в конкурсе наиболее конкурентоспособных исполнителей.
С учетом того, что потребность заказчика закупки заключается в обеспечении продуктами питания детей, включение в конкурсную документацию условий, которые приводят к исключению лиц, не обладающих достаточными ресурсами и мощностями для оказания требуемой поставки, по мнению заявителя, само по себе не является достаточным основанием для признания ограничения конкуренции подобным образом.
Заявитель полагает, что подателем жалобы не представлено доказательств создания преимуществ одним участникам закупок перед другими, которые препятствовали заявителю подать заявку.
Кроме того, установленные для оценки заявок показатели связаны с предметом закупки, поскольку в силу положений конкурсной документации предусматривается доставка и промежуточное хранение пищевых продуктов на складах поставщика, которые должны осуществляться с соблюдением режимов хранения установленных изготовителями пищевых продуктов, гигиенических требований к условиям хранения пищевых продуктов и правил товарного соседства. Транспортировка скоропортящихся и особо скоропортящихся продуктов или полуфабрикатов должна осуществляться с использованием специализированного охлаждаемого транспорта.
Таким образом, заявитель считает, что требования заказчика, указанные в конкурсной документации, установлены в соответствии с потребностью заказчика и требованиями Закона № 44-ФЗ и не приводят к ограничению количества участников закупки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Принимая решение, суд руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном указанным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Отношения в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 No44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе или Закон № 44-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Согласно статье 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1).
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба ИП ФИО1 на действия администрации г. Сочи - Исполнительно-распорядительный орган МО город-курорт Сочи (далее – Уполномоченный орган) при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме: «Поставка рыбы (филе минтая)» (извещение № 0118300018720000234) в части нарушения закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения конкурсной документации.
Согласно представленным пояснениям, Уполномоченный орган и Заказчик с доводами подателя жалобы не согласны, полагают, что документация конкурса соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Администрацией г. Сочи - Исполнительно-распорядительный орган МО город-курорт Сочи проводился конкурс с ограниченным участием в электронной форме: «Поставка рыбы (филе минтая)» (извещение № 0118300018720000234).
Начальная (максимальная) цена контракта – 3 012 973,32 руб.
Согласно ч.1 ст.56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.8 ч.1 ст.54.3 Закона № 44-ФЗ).
Согласно ч.7 ст.54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.
Согласно ч.8 ст.54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно ч.9 ст.54.3 Закона о контрактной системе разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
В соответствии с п.8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Как указано в жалобе ИП ФИО1, опубликованный Уполномоченным органом 07.05.2020 ответ на запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации не содержит ответ в полном объёме, а также изменяет суть конкурсной документации.
ИП ФИО1 в составе запроса в том числе указано:
На что Заказчиком был представлен ответ:
Таким образом, в рамках данного вопроса Заказчиком предоставлено соответствующее разъяснение.
ИП ФИО1 в составе запроса, в том числе, указано:
При этом, критерии оценки заявки не подлежат описанию в соответствии с ст.33 Закона о контрактной системе.
ИП ФИО1 в составе запроса, в том числе, указано:
Заказчиком по данному вопросу опубликован следующий ответ:
Согласно ч.1 ст.472 Гражданского кодекса Российской Федерации Законом или в установленном им порядке может быть предусмотрена обязанность определять срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности).
Во исполнение вышеуказанной нормы в том числе принят Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», согласно ч.1 ст.16 которого установлено, что при разработке новых пищевых продуктов, материалов и изделий, новых технологических процессов их изготовления, упаковки, хранения, перевозок и реализации индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обосновывать требования к качеству и безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий, их упаковке, маркировке и информации о таких пищевых продуктах, материалах и изделиях, сохранению качества и безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий при их обращении, разрабатывать программы производственного контроля за качеством и безопасностью таких пищевых продуктов, материалов и изделий, методики их испытаний, а также устанавливать сроки годности таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
Сроки годности пищевых продуктов, материалов и изделий устанавливаются в отношении таких пищевых продуктов, материалов и изделий, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, которые приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека, и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению.
Согласно Разделу 2 «Описание объекта закупки» Заказчиком в том числе установлено:
Остаточный срок годности товара на момент поставки должен быть не менее 6 месяцев.
Согласно ч.4 ст.33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Требование к cроку «не менее 6 месяцев» не подлежит обоснованию, поскольку установлено на основании ч.4 ст.33 Закона о контрактной системе и не требует от участника конкретизации предоставлением конкретных показателей.
Таким образом, вышеуказанные требования к объекту закупки соответствуют Закону о контрактной системе.
Согласно п.8) ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Разделом 10 документации открытого конкурса в электронной форме предусмотрен порядок и критерии оценки заявок участников закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1085), с указанием в том числе следующего:
2. Критерий «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».
Значимость критерия оценки: 15%.
Коэффициент значимости критерия оценки: 0,15.
Показатель критерия оценки: «Система контроля качества товаров».
Значимость показателя критерия оценки: 100%.
Коэффициент значимости показателя критерия оценки: 1.
Участник закупки представляет в первой части заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки в соответствии с требованиями настоящей конкурсной документации.
Оценке подлежит предоставленное участником закупки предложение по описанию системы контроля качества предлагаемых к поставке и отвечающих потребностям Заказчика товаров (продуктов питания), которое должно включать в себя:
1) описание используемых участником закупки методов по осуществлению контроля качества продуктов питания;
2) описание участником закупки порядка осуществления процесса организации доставки и передачи продуктов питания до Заказчика.
Оценка по показателю «Система контроля качества товаров» будет производиться членами комиссии на основании представленных участниками закупки предложений о системе контроля качества товаров.
Оценка по показателю «Система контроля качества товаров» производится для каждой заявки на участие в закупке отдельно следующим образом:
100 баллов: при наличии в заявке участника закупки описания системы контроля качества товаров, содержащее:
1) описание используемых участником закупки методов по осуществлению контроля качества продуктов питания в соответствии с требованиями конкурсной документации;
2) описание участником закупки порядка осуществления процесса организации доставки и передачи продуктов питания до Заказчика в соответствии с требованиями конкурсной документации.
20 баллов: при наличии в заявке участника закупки описания системы контроля качества товаров, содержащего только одно из следующих описаний:
1) описание используемых участником закупки методов по осуществлению контроля качества продуктов питания в соответствии с требованиями конкурсной документации;
2) описание участником закупки порядка осуществления процесса организации доставки и передачи продуктов питания до Заказчика в соответствии с требованиями конкурсной документации.
0 баллов: в случае если описание системы контроля качества товаров не представлено или представлено, но содержит в себе исключительно ссылки на соответствие техническому заданию и/или на соответствие положениям документации о закупке, или не соответствует требованиям конкурсной документации.
Описание используемых участником закупки методов по осуществлению контроля качества продуктов питания считается соответствующим требованиями конкурсной документации, если одновременно удовлетворяет следующим условиям:
- описание содержит методы по осуществлению контроля качества продуктов питания, а также используемые ресурсы (человеческие и производственные) для использования таких методов;
- описание содержит номенклатуру предлагаемых к поставке продуктов питания;
- описание обосновано с точки зрения действующих на территории Российской Федерации нормативных документов, правил и стандартов. При указании ссылок на нормативные документы, правила и иные документы участник закупки в обязательном порядке должен указать наименование и реквизиты документа (дата, номер).
Описание участником закупки порядка осуществления процесса организации доставки и передачи продуктов питания до Заказчика считается соответствующим требованиями конкурсной документации, если одновременно удовлетворяет следующим условиям:
- описание содержит технологический процесс товародвижения, а также используемые ресурсы (человеческие и производственные) для обеспечения такого процесса;
- описание содержит номенклатуру предлагаемых к поставке продуктов питания;
- описание обосновано с точки зрения действующих на территории Российской Федерации нормативных документов, правил и стандартов. При указании ссылок на нормативные документы, правила и иные документы участник закупки в обязательном порядке должен указать наименование и реквизиты документа (дата, номер).
Рейтинг заявки по критерию оценки: «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» равен оценке в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
Оценка заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» осуществляется на этапе рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, решение о присвоении баллов по установленному критерию в отношении каждого участника закупки фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.
Согласно п.25 Постановления № 1085 показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Установленный Заказчиком вышеуказанный критерий по своей сути предъявляет требования
- к описанию методов по осуществлению контроля качества продуктов питания, которые будут поставляться в будущем, при этом, потенциальный участник конкурса может не являться производителем поставляемого товара.
- к описанию особенностей порядка доставки товара при том, что п.1.3 проекта контракта обозначены требования к поставке товара.
Таким образом, нестоимостной критерий «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» установлен без учёта положений п.25 Постановление № 1085, что противоречит ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
Разделом 10 конкурсной документации в том числе установлено:
3.1. Показатель критерия оценки: «Наличие материально-технической базы на территории города Сочи, необходимой для исполнения контракта, в том числе складского помещения, используемого для хранения продуктов питания, оснащенного холодильным и весоизмерительным оборудованием».
Значимость показателя критерия оценки: 25%.
Коэффициент значимости показателя критерия оценки: 0,25.
Оценке подлежит предоставленное участником закупки предложение по наличию складского помещения на территории города Сочи, используемого для хранения продуктов питания, оснащенного холодильным и весоизмерительным оборудованием.
Предложение должно включать в себя: предоставление сведений о материально-технической базе, включающей в себя не менее одного складского помещения на территории города Сочи общей площадью не менее 200 кв.м., не менее трех холодильных камер объемом не менее 5,0 куб. м с поддерживаемым постоянным температурным режимом от плюс 5 °C до минус 5 °C, весоизмерительное оборудование грузоподъемностью не менее 150 кг. в количестве: не менее 1 шт.
Сведения должны подтверждаться копиями следующих документов, входящими в состав заявки участника закупки:
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданной не ранее чем за 90 дней до окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (если складское помещение в собственности у участника закупки); договор аренды (лизинга) недвижимого имущества, заключенного на срок исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с приложением акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору), с указанием данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды, а также с приложением копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости, переданное в аренду, выданной не ранее чем за 90 дней до окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе или копии свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним на недвижимое имущество, переданное в аренду (если складское помещение в аренде (лизинге); копии иных документов, подтверждающих наличие в собственности (в пользовании) у участника закупки объекта недвижимости (на ином законном основании);
- действующий договор на проведение поверки весоизмерительного оборудования; паспорт весоизмерительного оборудования; договор(-ы) купли-продажи весоизмерительного оборудования, с приложением акта передачи весоизмерительного оборудования, являющегося объектом такого договора, позволяющего определенно установить весоизмерительное оборудование, переданное продавцом покупателю (участнику закупки), и/или если участник закупки является юридическим лицом, то инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (если весоизмерительное оборудование в собственности); товарные накладные (если весоизмерительное оборудование в собственности); действующий (-е) договор (-ы) аренды (лизинга) весоизмерительного оборудования (если весоизмерительное оборудование взято в аренду (лизинг)), с приложением акта передачи арендованного оборудования от арендодателя участнику закупки (арендатору), указанием данных, позволяющих определенно установить весоизмерительное оборудование, переданное арендатору в качестве объекта аренды; копии иных документов, подтверждающих наличие в собственности (в пользовании) у участника закупки весоизмерительного оборудования (на ином законном основании);
- паспорт холодильного оборудования; договор (-ы) купли-продажи холодильного оборудования, с приложением акта передачи холодильного оборудования, являющегося объектом такого договора, позволяющего определенно установить холодильное оборудование, переданное продавцом покупателю, и/или если участник закупки является юридическим лицом, то инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (если холодильное оборудование в собственности); товарных накладных (если холодильное оборудование в собственности); договор (-ы) аренды (лизинга) холодильного оборудования (если холодильное оборудование взято в аренду (лизинг)), с приложением акта передачи арендованного оборудования от арендодателя участнику закупки (арендатору), указанием данных, позволяющих определенно установить холодильное оборудование, переданные арендатору в качестве объекта аренды; и/или если участник закупки является юр. лицом, то инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6; копии иных документов, подтверждающих наличие в собственности (в пользовании) у участника закупки холодильного оборудования (на ином законном основании).
Из документов, представленных участником закупки, должно быть возможным определить, в том числе, следующие характеристики материально-технической базы: 1) адрес, по которому находится складское помещение; площадь складского помещения; вид права пользования участником конкурса складским помещением; 2) характеристики весоизмерительного оборудования: наименование и марка оборудования, грузоподъемность (возможность взвешивания товара с максимальным весом), вид права пользования участником конкурса весоизмерительным оборудованием; 3) характеристики холодильного оборудования: наименование и марка оборудования; диапазон поддерживаемого температурного режима; объем в м3; вид права пользования участником конкурса холодильным оборудованием.
В случае отсутствия в составе заявки участника закупки копий документов, подтверждающих сведения о соответствующем складском помещении, холодильном оборудовании, весоизмерительном оборудовании, предусмотренных настоящей конкурсной документацией, такое складское помещение, холодильное оборудование, весоизмерительное оборудование не будет учтено при оценке баллов.
Предоставление сведений и/или документов не в полном объеме, несоответствие, расхождение данных, противоречивость, а также нечитаемость документа (документов), предоставление, вместо испрашиваемых, иных документов, не являющихся по своей сути подтверждающими документами, оценивается в 0 (ноль) баллов.
Представление подтверждающих документов по наличию складского помещения на территории города Сочи, используемого для хранения продуктов питания, оснащенного холодильным и весоизмерительным оборудованием, согласно установленным требованиям, оценивается в 100 (сто) баллов.
3.2. Показатель критерия оценки: «Наличие транспортных средств, используемых для транспортировки продуктов питания».
Значимость показателя критерия оценки: 25%.
Коэффициент значимости показателя критерия оценки: 0,25.
Оценке подлежит предоставленное участником закупки предложение по наличию транспортных средств, используемых для транспортировки продуктов питания, которое должно включать в себя:
Предоставление информации о наличии не менее 3 (трех) транспортных средств, оборудованных холодильной камерой с поддерживаемым постоянным температурным режимом от плюс 5 °C до минус 5 °C.
Сведения должны подтверждаться входящими в состав заявки участника закупки копиями следующих документов: паспортов транспортных средств; свидетельств о регистрации транспортных средств; действующего(-их) договора(-ов) аренды (лизинга) (если транспортное средство взято в аренду (лизинг)), с приложением акта передачи арендованных транспортных средств от арендодателя участнику закупки (арендатору), указанием данных, позволяющих определенно установить транспортные средства, переданные арендатору в качестве объекта аренды; договора(-ов) купли-продажи транспортного средства и/или если участник закупки является юридическим лицом, то инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (если транспортное средство в собственности); копии иных документов, подтверждающих наличие в собственности (в пользовании) у участника закупки транспортных средств с требуемыми характеристиками.
К характеристикам транспортных средств относятся, в том числе: наличие изотермической будки (кунг) с холодильной установкой, поддерживаемый постоянный температурный режим от плюс 5 °C до минус 5 °C.
В случае отсутствия в составе заявки участника закупки копий документов, подтверждающих наличие транспортных средств, оборудованных холодильной камерой, используемых для транспортировки продуктов питания, такое предложение не будет учтено при оценке баллов.
Предоставление сведений и/или документов не в полном объеме, несоответствие, расхождение данных, противоречивость, а также нечитаемость документа (документов), предоставление, вместо испрашиваемых, иных документов, не являющихся по своей сути подтверждающими документами, оценивается в 0 (ноль) баллов.
Представление подтверждающих документов по наличию транспортных средств, оборудованных холодильной камерой, используемых для транспортировки продуктов питания, согласно установленным требованиям, оценивается в 100 (сто) баллов.
Согласно п.27 Постановления № 1085 Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно ст.506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Поставка товара по своей природе не является ни услугой, ни работой, в связи с чем, критерий о наличии материально-технической базы, а также транспортных средств не соответствует требованиям Постановления № 1085. Более того, наличие материально-технической базы на территории города Сочи также противоречит ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе, поскольку предоставляет необоснованное преимущества участникам, которые ведут свою деятельность в г. Сочи.
Разделом 10 конкурсной документации в том числе установлено:
3.3 Показатель критерия оценки: «Соответствие системе менеджмента безопасности пищевой продукции ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000:2018, IDT) и/или требованиям стандарта ХАССП (НАССР).
Значимость показателя критерия оценки: 25%.
Коэффициент значимости показателя критерия оценки: 0,25.
Оценке подлежит предоставленное участником закупки предложение по соответствию участника системе менеджмента безопасности пищевой продукции ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000:2018, IDT) и/или требованиям стандарта ХАССП (HACCP), в соответствии с единым реестром зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, которое должно включать в себя:
Предоставление сведений о соответствии участника закупки системе менеджмента безопасности пищевой продукции ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000:2018, IDT) и/или требованиям стандарта ХАССП (HACCP).
Сведения должны подтверждаться входящими в состав заявки участника закупки копиями действующего сертификата соответствия системе менеджмента безопасности пищевой продукции ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000:2018, IDT) и/или требованиям стандарта ХАССП (HACCP), в соответствии с системой добровольной сертификации менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов («Сертификация ХАССП»).
Непредставление действующих сертификатов соответствия, выданных участнику закупки, предоставление сведений и/или документов не в полном объеме, несоответствие, расхождение данных, противоречивость, а также нечитаемость документа (документов), предоставление, вместо испрашиваемых, иных документов, не являющихся по своей сути подтверждающими документами, оценивается в 0 (ноль) баллов.
Представление действующих сертификатов соответствия со всеми приложениями, выданных участнику закупки ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000:2018, IDT) и/или стандарт ХАССП (HACCP)) оценивается в 100 (сто) баллов.
Согласно п.0.3.1 ГОСТ Р ИСО 22000-2019 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции» настоящий стандарт направлен на применение процессного подхода при внедрении и улучшении результативности системы менеджмента безопасности пищевой продукции с тем, чтобы содействовать производству безопасной продукции и услуг с соблюдением применяемых требований. Понимание и управление взаимосвязанными процессами как системой способствуют достижению организацией запланированных результатов результативным и эффективным образом. Реализация процессного подхода осуществляется посредством систематического определения и управления процессами и их взаимосвязями таким образом, чтобы достигать намеченных результатов в соответствии с политикой в области обеспечения безопасности пищевой продукции и стратегией развития организации. Менеджмент процессов и системы как единого целого может достигаться при использовании методологии на основе цикла PDCA и подхода с учетом риск-ориентированного мышления, нацеленного на использование благоприятных возможностей и предотвращение нежелательных результатов.
Согласно п.2.1, п.2.2 ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования» ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки): Концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.
Система ХАССП: Совокупность организационной структуры, документов, производственных процессов и ресурсов, необходимых для реализации ХАССП.
Согласно разделу 3 ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования» система ХАССП должна разрабатываться с учетом семи основных принципов:
1 - идентификация потенциального риска или рисков (опасных факторов), которые сопряжены с производством продуктов питания, начиная с получения сырья (разведения или выращивания) до конечного потребления, включая все стадии жизненного цикла продукции (обработку, переработку, хранение и реализацию) с целью выявления условий возникновения потенциального риска (рисков) и установления необходимых мер для их контроля;
2 - выявление критических контрольных точек в производстве для устранения (минимизации) риска или возможности его появления, при этом рассматриваемые операции производства пищевых продуктов могут охватывать поставку сырья, подбор ингредиентов, переработку, хранение, транспортирование, складирование и реализацию
Из содержания приведённых положений следует, что вышеуказанные системы направлены на организацию работы производителей, при этом участником закупки вправе выступать также и поставщик продукции, в связи с чем, указанный критерий не соответствует требованиям п.27 Постановления № 1085 и противоречит ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе, поскольку предоставляет преимущества организациям производителям.
Разделом 10 конкурсной документации в том числе установлено:
Показатель критерия оценки: «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами».
Значимость показателя критерия оценки: 25%.
Коэффициент значимости показателя критерия оценки: 0,25.
В рамках показателя оценивается количество у участника закупки ключевых специалистов, осуществляющих трудовую функцию по трудовому договору с участником закупки, иному договору гражданско-правового характера, привлекаемых к исполнению контракта.
Оценке подлежит предоставленное участником закупки предложение по обеспеченности трудовыми (кадровыми) ресурсами, которое должно включать в себя:
Предоставление сведений о наличии в штате участника не менее 2-х сотрудников в должности «Кладовщик» с опытом работы не менее 1-го года и не менее 2-х сотрудников в должности «Товаровед» с опытом работы не менее 1-го года.
Сведения должны подтверждаться входящими в состав заявки участника закупки копиями следующих документов: штатного расписания участника (по унифицированной форме N T-3, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 года N 1); копий трудовых книжек в отношении сотрудников, с которыми у участника заключен трудовой договор и место работы является для них основным, подтверждающих факт трудовых взаимоотношений между участником закупки и сотрудниками в должности «Кладовщик» и «Товаровед»; копий трудовых договоров в отношении сотрудников, с которыми у участника заключен трудовой договор совместителя (на должности «Кладовщик» и «Товаровед»); копий гражданско-правовых договоров в отношении сотрудников, с которыми у участника заключен гражданско-правовой договор (на должности «Кладовщик» и «Товаровед»); приказа о приеме на работу, копии иных документов, подтверждающих наличие в штате участника закупки не менее 2-х сотрудников в должности «Кладовщик» с опытом работы не менее 1-го года и не менее 2-х сотрудников в должности «Товаровед» с опытом работы не менее 1-го года.
В случае отсутствия в составе заявки участника закупки копий документов, подтверждающих наличие в штате участника не менее 2-х сотрудников в должности «Кладовщик» с опытом работы не менее 1-го года и не менее 2-х сотрудников в должности «Товаровед» с опытом работы не менее 1-го года, такое предложение не будет учтено при оценке баллов.
Предоставление сведений и/или документов не в полном объеме, несоответствие, расхождение данных, противоречивость, а также нечитаемость документа (документов), предоставление, вместо испрашиваемых, иных документов, не являющихся по своей сути подтверждающими документами, оценивается в 0 (ноль) баллов.
Представление подтверждающих документов по обеспеченности трудовыми (кадровыми) ресурсами, согласно установленным требованиям, оценивается в 100 (сто) баллов.
Подателем жалобы было указано, что данный критерий не влияет на качество поставляемого товара и ограничивает количество участников закупки.
Вместе с тем, указанный критерий противоречит требованиям п.27 Постановления № 1085 в части предоставления сведений о наличии в штате участника необходимых специалистов. Осуществление функций специалиста по иному договору гражданско-правового характера может происходить также внештатным сотрудником.
Таким образом, антимонопольный орган пришел к правомерному выводу о том, что конкурсная документация противоречит ч.3 ст.7, ч.2 ст.8, ч.8 ст.32, ч.7, ч.9 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного выше, 22.05.2020 комиссией антимонопольного органа вынесено решением № 978/2020-КС по делу № 023/06/54.3-2440/2020 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанным решением жалобы ИП ФИО1 признана обоснованной в части нарушения ч.2 ст.8, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, а в действиях администрации г. Сочи установлено нарушение ч.2 ст.8, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
Также антимонопольным органом 22.05.2020 выдано предписание № 286 по делу № 023/06/54.3-2441/2020 о нарушении
законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с указанным предписанием Уполномоченному органу - администрации г. Сочи - Исполнительно-распорядительный орган МО город-курорт Сочи, Заказчикам надлежит устранить нарушение ч.2 ст.8, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе: отменить протоколы, составленные в ходе размещения закупки; внести изменения в конкурсную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 22.05.2020 № 023/06/54.3-2440/2020. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
Судом не принимаются доводы заявителя, как не основанные на верном толковании норм действующего законодательства, так и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, не свидетельствующие сами по себе о незаконности оспариваемых решения и предписания.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения Краснодарского УФАС России, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия (изготовления решения в полном объёме) путем подачи апелляционной жалобы в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Р.А. Нигоев