Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-42369/2018
19 марта 2019 года
Резолютивная часть решения суда объявлена 12 марта 2019 года
Решение суда в полном объеме изготовлено 19 марта 2019 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Боровика А.М.,
при ведении протокол судебного заседания помощником судьи Вороновой И.Н., рассмотрев материалы дела, возбужденного по заявлению
АО «Туапсехлеб», г. Туапсе
Ответчик: Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района, г. Туапсе (1)
Администрация муниципального образования Туапсинский район, г. Туапсе (2)
-о взыскании с муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района в лице администрации за счет казны муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района в пользу Акционерного общества «Туапсехлеб» сумму неосновательного обобщения за период с 01.01.2015 по 01.10.2018 в размере 3 008 385 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2016 по 01.10.2018 в размере 334 382,12 руб.
В судебном заседании участвуют представители:
от истца: представитель по доверенности ФИО1, доверенность, паспорт
от ответчика (1): представитель по доверенности ФИО2, доверенность, паспорт
от ответчика (2): представитель не явился, извещен
У С Т А Н О В И Л:
АО «Туапсехлеб» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района в лице администрации за счет казны муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района в пользу Акционерного общества «Туапсехлеб» сумму неосновательного обобщения за период с 01.01.2015 по 01.10.2018 в размере 3 008 385 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2016 по 01.10.2018 в размере 334 382,12 руб.
Истец заявил ходатайство об уточнении требований, просит взыскать муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района в лице администрации за счет казны муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района в пользу Акционерного общества «Туапсехлеб» сумму неосновательного обобщения в размере 1094 826 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 203 444 руб.
взыскать муниципального образования Туапсинский район в лице администрации за счет казны муниципального образования Туапсинский район в пользу Акционерного общества «Туапсехлеб» сумму неосновательного обобщения в размере 1094 826 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 203 444 руб.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании ст.49 АПК РФ.
Ответчик высказал возражения по существу требований.
Суд в порядке ст. 49 АПК РФ объявляет перерыв до 12.03.2019 до 15.10.
После перерыва заседание продолжено.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства дела.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству на право постоянного (бессрочного) пользования на землю от 19.04.1994 № 95, Туапсинскому Хлебокомбинату предоставлен в постоянное (бессрочное пользование) земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 15 635 кв. м.
Постановлением главы г. Туапсе Краснодарского края от 04.10.2004 № 2117 «Об утверждении границ и площади земельного участка, расположенного по ул. Г. Петровой, 12» утвержден план границ земельного участка площадью 15429 кв. м.
Земельный участок, площадью 15429 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 23:51:0102016:36.
Между администрацией г. Туапсе и ОАО «Туапсехлеб» заключен договор аренды № 5100004744 от 04.10.2004 указанного выше земельного участка.
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 18.09.2013 № 3097 «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории», произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102016:36, с образованием земельных участков с кадастровыми номерами 23:51:0102016:956 и 23:51:0102016:957.
На основании постановления администрации Туапсинского городского поселения (далее – администрация) от 08.04.2016 № 493 «О предоставлении ОАО «Туапсехлеб» в аренду земельных участков, расположенных по адресу: <...>», между ОАО «Туапсехлеб» (в настоящее время АО «Туапсехлеб») и администрацией заключен договор аренды № 5100008626 от 08.04.2016 земельного участка расположенного по адресу: <...>, площадью 15051 кв.м, с кадастровым номером 23:0102016:957.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 12.05.2016, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись регистрации № 23-23/013-23/013/801/2016-1755/2.
АО «Туапсехлеб» не согласно с примененной администрацией ставкой арендной платы в размере 2,5%, считает, что произведены методологически не верно и противоречат основным принципам определения арендной платы, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 полагает, что следует применять ставку 1,5%, а с 13.08.2017 подлежит применению ставка арендной платы 0,9 %, в размере ставки земельного налога.
Полагая, что указанная ставка неприменима при расчете аренды по земельному участку, Общество обратилось в администрацию Туапсинского городского поселения с претензией от 23.08.2018 № 201, в которой просило применить ставку в размере 1,5 %, согласно п. 3.4. постановления от 21.03.2016 № 121, поскольку земельный участок ограничен в обороте и образован из земельного участка, ранее предоставленного на праве постоянного бессрочного пользования, а также просил возвратить сумму излишне уплаченной арендной платы по договору № 5100008626 от 08.04.2016.
От ответчика поступил ответ на претензию, об отсутствии оснований для пересчета суммы арендной платы.
Ненадлежащее исполнение администрацией обязательств по возврату излишне уплаченной арендной платы послужило Обществу основанием для обращения с настоящим исковым заявлением в суд.
Доводы, изложенные Ответчиком 1 в отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему, сводятся к необоснованности заявленных требований, поскольку спорный земельный участок не является ограниченным в обороте, а прежний договор аренды, действовавший до 08.04.2016, расторгнут по соглашению сторон.
В силу статей 606, 611 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - в своевременном внесении установленной договором платы за пользование имуществом (арендной платы).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса). Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса (в редакции до 01.03.2015) и статьи 39.7 Земельного кодекса (в действующей редакции) плата за пользование спорным участком относится к категории регулируемых цен. В пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) содержатся следующие разъяснения.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец, с учетом измененных исковых требований просит взыскать сумму неосновательного обогащения в размере излишне уплаченной арендной платы за период с 01.10.2015 по 01.10.2018 в размере 2 189 652,00 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 08.10.2015 по 01.03.2019 в размере 406 888,00 руб.
АО «Туапсехлеб» произведен расчет размера арендной платы за пользование участком с учетом заявленного Ответчиком 1 применения срока исковой давности с 01.10.2015 по 01.10.2018 по формуле АП = Кс * С, где АП – размер годовой арендной платы за земельный участок, Кс – кадастровая стоимость земельного участка, С – ставка арендной платы.
В период с 01.10.2015 по 12.08.2017 истцом в расчете применена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости.
В период с 13.08.2017 по 01.10.2018 в расчете применена ставка арендной платы в размере 0,9 % от кадастровой стоимости.
Суд проверил расчет истца и признал его составленным арифметически и методологически верным в силу следующего.
Как указано выше, Туапсинскому хлебокомбинату в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок по адресу: <...> для использования под хлебокомбинат, что подтверждается Свидетельством на право постоянного (бессрочного) пользования № 95, выданным главой администрации г. Туапсе 19.04.1994.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:
- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
- трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Согласно подпункту "г" пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 582, вступивших в законную силу с 04.08.2009, размер арендной платы составляет 1,5 процента кадастровой стоимости в отношении земельного участка, ограниченного в обороте и не относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды, на который переоформлено в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации. Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
В силу пункта 3.4 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 № 121 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов» арендная плата рассчитывается в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении земельного участка, ограниченного в обороте, право аренды на который переоформлено с права постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствие оснований для применения в расчете размера годовой арендной платы за период с 01.10.2015 по 01.10.2018 ставки в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
При этом судом учтено, что Постановлением главы администрации Краснодарского края от 07.08.1997 N 332 "О признании отдельных территорий Краснодарского края курортами местного значения" город Туапсе в его административных границах признан курортом местного значения.
В силу статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Постановление опубликовано в издании "Кубанские новости" N 93, 10.06.2010.
В соответствии со статьей 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края", газета "Кубанские новости" является официальным информационным органом Администрации Краснодарского края.
Отсутствие утвержденных в установленном порядке границ и режимов округов санитарной охраны курорта местного значения, а также положения о курорте местного значения города Туапсе не имеет существенного значения, поскольку Администрацией Краснодарского края город Туапсе признан курортом в своих административных границах.
Границы города установлены Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 19.12.2006 N 2742-П "Об установлении границ города Туапсе Краснодарского края".
Из содержания выписки из ЕГРН следует, что спорный земельный участок территориально входит в состав земель населенных пунктов Туапсинского городского поселения, в связи с чем, расположен в границах территории курорта местного значения.
Однако, отнесение одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса и статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых природных территорий, в которые включаются, в том числе участки, имеющие особое природоохранное значение (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 1882/09).
Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 406-ФЗ от 28.12.2013 исключил лечебно-оздоровительные местности и курорты из особо-охраняемых природных территорий.
В то же время в пункте 3 статьи 10 этого закона указано следующее. Особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из приведенной нормы прямо следует, что созданная до вступления в силу закона особо охраняемая природная территория, сохраняет свой статус на будущее время. Таким образом, размер годовой арендной платы земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102016:957 должен определяться из расчета 1,5 % кадастровой стоимости.
Изложенная правовая позиция согласуется со сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.10.2017 по делу № А32-45661/2016).
Суд соглашается с доводами истца, о необходимости применения при расчете арендной платы с 13.08.2017 в размере ставки земельного налога, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 г. № 531 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582», которыми изменен порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Указанным постановлением вводится принцип учета наличия предусмотренных законодательством ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях земельных участков, для которых такие ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Согласно справочной информации о ставках и льготах по имущественным налогам, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru, Решением Туапсинского городского поселения Туапсинского района «Об установлении земельного налога на территории Туапсинского городского поселения» № 7.19 от 14.10.2008, для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок установлена ставка земельного налога в размере 0,9 %.
Доводы Ответчика 1 о неправомерности требований о взыскании неосновательного обогащения поскольку прежний договор аренды, действовавший до 08.04.2016 расторгнут по соглашению сторон от 08.04.2016 не принимаются судом в силу следующего.
Договор аренды от 08.04.2016 № 5100008626 заключен в отношении земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102016:36, в отношении которого переоформлено в установленном порядке право постоянного (бессрочного) пользования. Данный договор является результатом изменения договора от 04.10.2004 № 5100004744.
Общество является стороной договора, заключенного в 2004 году и измененного ввиду раздела исходного участка.
Способ оформления названных изменений (путем заключения нового договора) сути правоотношений не меняет, что следует из пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса. Земельный участок с кадастровым номером 23:51:0102016:957 находится в границах курорта местного значения, поэтому ограничен в обороте (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса).
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.09.2018 по делу № А32-27404/2017.
В соответствии со ст.1107 ГК РФ на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности сбережения денежных средств.
Истцом заявлены требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Расчет произведен системой расчёта процентов за пользование чужими денежными средствами (официальный сайт Арбитражного суда Краснодарского края, калькулятор суммы задолженности) сумма процентов за пользование чужими денежными средствами составляет 406 888,00 руб., где:
(28 365,00 руб. – за период с 08.10.2015 по 01.03.2019 на сумму неосновательного обогащения 99092,00 руб.
63 614,00 руб. – за период с 29.03.2016 по 01.03.2019 на сумму неосновательного обогащения 257 519,00 руб.
252 553,00 руб. – за период с 15.12.2016 по 01.03.2019 на сумму неосновательного обогащения 1 380 738,00 руб.
57 610,00 руб. – за период с 10.02.2017 по 01.03.2019 на сумму неосновательного обогащения 344 333,00 руб.
4 746,00 руб. – за период с 01.08.2018 по 01.03.2019 на сумму неосновательного обогащения 107 970,00 руб.)
Суд проверил расчет истца и признал его верным; контррасчет ответчик не представил.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Доказательств возврата ответчиком не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), следовательно, требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом пропорционально со стороны.
Руководствуясь ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 27, 29, 65, 101, 102, 104, 110, 112, 156, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района в лице администрации за счет казны муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района в пользу акционерного общества «Туапсехлеб» (ИНН <***>) сумму неосновательного обогащения в размере 1 094 826,00 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 203 444,00 руб., 19 857 рублей расходов по оплате госпошлины.
Взыскать с муниципального образования Туапсинский район в лице администрации за счет казны муниципального образования Туапсинский район в пользу акционерного общества «Туапсехлеб» (ИНН <***>) сумму неосновательного обогащения в размере 1 094 826,00 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 203 444,00 руб., 19 857 рублей расходов по оплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства и в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края.
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.