ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-42555/14 от 30.03.2015 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Красная, д. 6

E-mail: info@krasnodar.arbitr.ru

http://krasnodar.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                                 Дело № А32-42555/2014

28.05.2015

Резолютивная часть решения объявлена в судебном  заседании 30.03.2015

Мотивированное решение изготовлено 28.05.2015

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Данько М. М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юмукян Г. А.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН: <***> ОГРН: <***>),

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г. Краснодар (ИНН: <***> ОГРН: <***>),

о признании незаконным отказа и обязании совершить действия по регистрации права при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности

Администрация обратилась в суд с заявлением и просит:

признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 09.09.2014 № 17-527/25943;

обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести изменения в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении площади нежилого здания литер «А,А1,под/А 1,а», расположенного по ул. им. Максима Горького, 102 в городе Краснодаре, указав площадь 934,8 кв. м.

Заявление мотивировано незаконностью отказа в регистрации соответствующих изменений и нарушением этим отказом прав муниципального образования как собственника имущества.

Регистрирующий орган против удовлетворения заявленных требований возражает, сообщил суду, что администрация не передала на регистрацию охранное обязательство памятника архитектуры, что явилось препятствием для регистрации права собственности на объект.

Изучив представленные по делу доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

09.09.2014 управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю  отказано в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении нежилого здания по ул. им. Максима Горького, 102.

Основанием для отказа Управлением указано нарушение абз. 10 п. 1. ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, а именно: в соответствии с п. 4 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не представлено охранное обязательство собственника.

Право собственности муниципального образования город Краснодар на нежилое здание литер «А,А1,под/А1,а», расположенное по ул. им. Максима Горького, 102 зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.01.2014 № 23-АМ № 339782.

Согласно ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения, выданного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

В целях сохранения здания по ул. им. Максима Горького, 102 как объекта культурного наследия, с согласия управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (письмо от 13.012014 № 78-55/14-0415) были произведены ремонтно-реставрационные работы здания, в результате чего общая площадь помещений в здании уменьшилась с 955,31 кв. м до 934,8 кв. м.

28.05.2014 подписан акт комиссии по приемке работ по объекту культурного наследия по ул. Максима Горького, 102.

В связи с этим возникла необходимость во внесении изменений необходимо внесение изменений в реестр прав в отношении площади нежилого здания по ул. им. Максима Горького, 102.

Пунктами 3 и 4 статьи  48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в редакции, действовавшей во время возникновения спорных правоотношений, установлено, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Статьей 45 указанного закона установлено следующее.

Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей.

При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в результате которых изменилась площадь помещений объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, его частей акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Из изложенного следует, что на регистрацию права собственности на объект культурного наследия должны были быть представлены охранное обязательство, акт приемки выполненных работ, выданный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также, поскольку площадь объекта после реконструкции изменилась, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

В дело суда регистрирующим органом представлена копия дела правоустанавливающих документов по регистрации права собственности муниципального образования город Краснодар на спорный реконструировавшийся объект.

Судом установлено, что указанные документы администрацией с заявлением регистрирующему органу не передавались.

Не принимается во внимание довод администрации о том, что охранное обязательство предоставляется  регистрирующему органу один раз при первоначальной регистрации права собственности на объект культурного наследия, по двум самостоятельным основаниям.

Поскольку он при первоначальной регистрации права собственности на объект регистрирующему органу предоставлен не был.

Как было указано выше, в связи с изменением площади объекта, должно было быть получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Из этого следует, что в результате изменение существенного параметра объекта – его площади, фактически создается новый объект, сохраняющий статус объекта культурного наследия.

Поэтому регистрирующему органу должен был быть предоставлен новый охранный договор или прежний договор, с внесенными в него изменениями в части площади строения.

Регистрация права собственности за муниципальным образованием измененного объекта недвижимого имущества легализует внесенные изменения для всех заинтересованных лиц, придав им видимость законности.

В то же время без охранного обязательства, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, такая легализация не будет основана на законе.

Пунктом 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При этом оба указанных в законе условия должны иметь место в совокупности.

Поскольку отказ в регистрации права собственности муниципального образования на реконструированный объект прямо соответствует закону, заявленные требования следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения в суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                                   М. М. Данько