ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-42958/19 от 03.12.2019 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Сайт: http://krasnodar.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар

Дело № А32-42958/2019

03 декабря 2019 года

Резолютивная часть решения 03.12.2019.

Полный текст решения изготовлен 03.12.2019.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Левченко О.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хачатрян Л.В. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кавказ» (ОГРН <***>, ИНН <***>), 353100, Краснодарский край, ст. Выселки, переулок Полевой, 18 (далее – истец, ООО «Кавказ», общество)

заинтересованное лицо: администрация муниципального образования Выселковский район (ОГРН <***>, ИНН <***>), 353100, Краснодарский край, Выселковский район, ст. Выселки, ул. Ленина, 37 (далее – заинтересованное лицо, администрация)

о признании незаконным отказа

при участии:

от заявителя: ФИО1 – по доверенности, диплом

от заинтересованного лица: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с заявлением, согласно которого просит:

признать незаконными действия администрации при рассмотрении заявления ООО «Кавказ» от 29.12.2018 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:05:0601000:765, расположенного по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, в границах Выселковского сельского поселения, формализованные в письме от 05.07.2019;

признать незаконным бездействие администрации при рассмотрении заявления ООО «Кавказ» от 29.12.2018 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:05:0601000:765, расположенного по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, в границах Выселковского сельского поселения, выраженное в нарушении сорок рассмотрения по существу (принятия решения о предоставлении муниципальной услуги или отказе в ее предоставлении);

обязать заинтересованное лицо осуществить действия по предоставлению заявителю путем заключения договора купли – продажи земельного участка с кадастровым номером 23:05:0601000:765, площадью 500 800 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Выселковский район, в границах Выселковского сельского поселения, по цене, равной 60% от кадастровой стоимости земельного участка, актуальной на момент обращения ООО «Кавказ» с заявлением о выкупе и составлявшей 3 656 000,00 рублей.

Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.

Администрация явку представителя в судебное заседание не обеспечила. Согласно отзыва от 21.10.2019 возражает относительно удовлетворения заявления. Указывает на то, что земельный участок с кадастровым номером 23:05:0601000:765 относится к категории земель – земли населенных пунктов, в не земель сельскохозяйственного назначения. Согласно Генерального плана Выселковского сельского поселения (утвержденного Советом муниципального образования Выселковский район XXV сессией III созыва от 04.04.2018 № 13-216) испрашиваемый земельный участок находится в двух функциональных зонах (производственная деятельность и земельные участки (территории) общего пользования), в силу чего не может быть предоставлен в собственность.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 26.11.2019 объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 03..12.2019. После перерыва судебное заседание продолжено с участием тех же представителей сторон.

Как следует из материалов дела, в государственной неразграниченной собственности находится земельный участок с кадастровым номером 23:05:0601000:765, площадь 500 800 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Выселковский район, в границах Выселковского сельского поселения, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства (далее – земельный участок с кадастровым номером 23:05:0601000:765, спорный земельный участок).

На основании постановления главы муниципального образования Выселковский район от 16.12.2008 № 3453 «О переоформлении вида права на право аренды земельных участков, расположенных по адресу: Краснодарский край, Выселковский район в границах Выселковского сельского поселения, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании закрытого акционерного общества «Кавказ» для сельскохозяйственного», в редакции постановления главы муниципального образования Выселковский район от 27.02.2009 № 294, между отделом по управлению муниципальным имуществом и земельным вопросам администрации муниципального образования Выселковский район (арендодатель) и ЗАО «Кавказ» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения от 27.02.2009 № 0500003879 (далее – договор от 27.02.2009), согласно которого арендодатель обязуется предоставить в аренду, а арендатор принять на условиях настоящего договора земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:05:0601000:765, площадь 500 800 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, Выселковский район, в границах Выселковского сельского поселения для сельскохозяйственного производства. Согласно пункта 1.3 договора участок передан арендатору сроком до 10.12.2057.

В связи с реорганизацией ЗАО «Кавказ» в форме преобразования в ООО «Кавказ» между арендодателем и арендатором к договору аренды заключено дополнительное соглашение от 24.09.2015 № 25.

Договор и дополнительное соглашение зарегистрированы в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16.11.2018.

29 декабря 2018 года ООО «Кавказ» обратилось с заявление о предоставлении собственность земельного участка с кадастровым номером 23:05:0601000:765, на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которого без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Письмом от 28.01.2019 № 109-417/19-17 администрация сообщила, что ей подготовлено административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, соответственно принятие решения о предоставлении его в собственность за плату приостанавливается до вынесения решения суда.

Так, решением от 13.12.2018 № 30/7 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра Краснодарского края, созданной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.12.2011 № П/512, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:05:0601000:765 в размере его рыночной стоимости равной 3 656 000,00 рублей.

Решением Краснодарского краевого суда от 26.02.2019 в удовлетворении административного искового заявления администрации муниципального образования Выселковский район об отмене решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра Краснодарского края от 13.12.2018 № 30/7 отказано. Апелляционным определением от 11.06.2019 по делу №33-а-16462/2019 решение Краснодарского краевого суда от 26.02.2019 оставлено без изменения.

В связи с тем, что заявление ООО «Кавказ» от 29.12.2018 не было рассмотрено в течение 30 дней с момента поступления заявления, согласно пункта 2.4 Регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Выселковский район № 1203 от 20.12.2016, обществом на имя главы муниципального образования подана жалоба на действия (бездействия) уполномоченного органа, должностного лица от 17.06.2019.

Письмом от 05.07.2019 № 109-5856/19-17 администрация отказала в предоставлении земельного участка в собственность. Отказ мотивирован тем, что по сведениям информационной системы градостроительной деятельности муниципального образования Выселковский район в соответствии с Правилами землепользования и застройки Выселковского сельского поселения Выселковского района Краснодарского края, утвержденными решением Совета муниципального образования Выселковский район XXVIII сессией III созыва от 02.08.2018 № 3-234 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:05:0601000:765 находится в зонах улично – дорожная сеть, производственная деятельность ПР 301, в которой не предусмотрено использование земельного участка с установленным видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».

Указанные обстоятельства, явились основанием для обращения истца в суд с настоящим заявлением.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.

Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ).

Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.

Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу осуществляется при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.

Так, в соответствии с частью 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Пунктом 2.4 Регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Выселковский район № 1203 от 20.12.2016, также установлен 30-дневный срок рассмотрения с момента поступления заявления о предоставлении земельного участка.

Таким образом, возможность приостановления рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка земельным законодательством не предусмотрена.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что администрацией нарушены сроки рассмотрения заявления общества о предоставлении земельного участка от 29.12.2018.

Суд отмечает, что изменение категории земельного участка не препятствует его предоставлению в собственность, в отсутствие иных оснований для отказа (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.08.2019 по делу № А32-37748/2018). Так, испрашиваемый участок предоставлялся обществу в аренду как земельный участок, отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения. Впоследствии данный участок был включен в границы населенного пункта. Поэтому были изменены категория земель (земли населенных пунктов) и вид разрешенного использования (для сельскохозяйственного производства), что подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости.

Однако, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержатся указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Таким образом, арбитражный суд в рамках дела об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, помимо рассмотрения вопроса о признании действий (бездействия) уполномоченного органа незаконными, также рассматривает вопрос о возможности принятия каких-либо мер к устранению допущенных обжалуемыми действиями (бездействиями) нарушений прав и законных интересов заявителя. При выборе правовосстановительной меры арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса. Избранный заявителем способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.

Так, исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 названного Кодекса).

Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1).

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 Кодекса.

В соответствии с положениями пунктов 2, 3 статьи 37 Градостроительного Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительная документация является элементом планировки территории, а правила землепользования и застройки - элементом градостроительного зонирования.

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Как следует из пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Согласно части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

В пункте 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации реализован один из основополагающих принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно указанной норме права уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Так, согласно Генерального плана Выселковского сельского поселения (утвержденного Советом муниципального образования Выселковский район XXV сессией III созыва от 04.04.2018 № 13-216) испрашиваемый земельный участок находится в двух функциональных зонах (производственная деятельность и земельные участки (территории) общего пользования).

Указные сведения также отражены в Выкопировке карты градостроительного зонирования Выселковского сельского поселения в отношении спорного земельного участка, в сведениях информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Выселковский район.

Сведения о нахождении испрашиваемого земельного участка одновременно в двух различных функциональных зонах основаны на информации, содержащейся в генеральном плане поселения, который не оспорен в установленном порядке. Основания для обоснованных сомнений в ошибочности документов территориального планирования у суда отсутствуют.

Таким образом, отсутствуют правовые основания для предоставления спорного земельного участка в собственность.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.06.2019 по делу № А32-29139/2018.

Согласно правовой позиции, высказанной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.06.2018 по делу № А32-22488/2017, при наличии к тому правовых и фактически оснований заявитель не лишен возможности как оспорить внесение изменений в генеральный план Выселковского сельского поселения Выселковского района и повторно обратиться с заявлением в уполномоченный орган о предоставлении спорного земельного участка.

На основании изложенного в удовлетворении заявления надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 4, 27, 29, 137, 167-176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в полном объеме, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца после его принятия арбитражным судом первой инстанции через Арбитражный суд Краснодарского края в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационной порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья

О.С. Левченко