ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-42982/2021 от 28.02.2022 АС Краснодарского края

Дело № А32-42982/2021

город Краснодар                                                                                       15 марта 2022 года                                                                                                         

Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2022 года

Полный текст решения изготовлен 15 марта 2022 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Хахалевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Санчук С.Л.,рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:

ЗАО «ТАМАНЬНЕФТЕГАЗ», Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Волна,

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Темрюкскому району, г. Темрюк,

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – доверенность от 30.08.2021 № 141;

от заинтересованного лица: не явился, уведомлен;

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество «ТАМАНЬНЕФТЕГАЗ» (далее по тексту – юридическое лицо, общество)  обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по Темрюкскому району Краснодарского края (далее по тексту – налоговый орган, инспекция) от 26.08.2021 № 23522121600127900003 о привлечении ЗАО «ТАМАНЬНЕФТЕГАЗ» к административной ответственности по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ.

Заявитель в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом.

От заинтересованного лица поступило ходатайство о приобщении в материалы дела документов. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

От заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Согласно частям 1, 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе может объявить перерыв в судебном заседании. Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.

В судебном заседании 24.02.2022 объявлен перерыв до 28.02.2022 в 09 час. 25 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края - http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено, в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле. Аудиозапись судебного заседания после перерыва не велась, в связи с отсутствием лиц, участвующих в деле.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

Дело рассматривается по правилам статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, заслушав доводы заявителя, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Закрытое акционерное общество «ТАМАНЬНЕФТЕГАЗ» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН: 09.09.2002, ИНН <***>, адрес (место нахождения): <...>.

При осуществлении проверки соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования налоговым органом установлено следующее.

ЗАО «ТАМАНЬНЕФТЕГАЗ» (далее - Заказчик) и нерезидент - ХасконингДиЭйчВи Недерланд БиВи (HaskoningDHV Nederland BV) (далее - Консультант), Нидерланды, заключен договор от 08.04.2019. Предмет договора - Анализ генерального плана морского терминала Тамань-2. Валюта договора - евро.

По заключенному договору в уполномоченном банке - Филиал Банка ВТБ (ПАО) 17.06.2019 ЗАО "ТАМАНЬНЕФТЕГАЗ" оформлен контракт № 19060037/1000/0080/4/1.

Приложением № 3 Договора определен график оплаты услуг: 50% Мобилизированный платеж до начала работ в течение 5 дней после подписания договора; 40% Платеж после сдачи предварительной версии отчета; 10% Платеж после сдачи окончательного отчета и подписания Акта о выполненных работах (оказанных услуг); Валюта платежа: евро. Окончательный платеж в течение 30 дней после выставления счета, в случае если в течение недели после выставления не получен мотивированный отказ от оплаты. Все налоги и сборы, подлежащие уплате на территории Российской Федерации, не входят в общую цену Услуг и оплачиваются Заказчиком самостоятельно.

Договор вступает в силу с даты его подписания и действует по 31.03.2020, в редакции дополнительного соглашения № 2 от 27.02.2020.

В уполномоченный банк ЗАО "ТАМАНЬНЕФТЕГАЗ" представлены сведения о валютных операциях с указанием в графе 7 суммы авансового платежа 23 175 евро по коду валютной операции 21100. Т.е. авансовый платеж совершен на расчетный счет нерезидента за предстоящее оказание услуг с указанием срока возврата аванса - 30.08.2019, что отражено в графе 11 сведений о валютных операциях, рассчитанный самостоятельно ЗАО «ТАМАНЬНЕФТЕГАЗ» в разделе II ведомости банковского контроля, представленной уполномоченным банком.

В счет исполнения условий договора ХасконингДиЭйчВи Недерланд БиВи 27.02.2020 оказало резиденту услуги на сумму 46 350 евро (подтверждающий документ от 27.02.2020 Акт № BF6999-106), что отражено в разделе III ведомости банковского контроля.

Фактически, услуги нерезидента оказаны ЗАО «ТАМАНЬНЕФТЕГАЗ» 27.02.2020, с нарушением ожидаемого срока на 179 день.

Таким образом, ЗАО "ТАМАНЬНЕФТЕГАЗ" не выполнило в установленный срок обязанность по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающихся за оказанные нерезидентом ХасконингДиЭйчВи Недерланд БиВи (HaskoningDHV Nederland BV) услуги, а также результаты интеллектуальной деятельности, тем самым нарушив п.1 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютным контроле».

13.08.2021 по указанному факту Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Темрюкскому району Краснодарского края в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 23522121600127900002, на основании которого 26.08.2021 вынесено постановление № 23522121600127900003. Указанным постановлением юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.

Не согласившись с постановлением контролирующего органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Принимая решение по данному делу, суд руководствовался следующим.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 4 статьи 15.25 Кодекса (в редакции, действовавшей на момент совершения обществом административного правонарушения и вынесения оспариваемого постановления таможни) невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, включая случаи, когда резидент не обеспечил получение причитающихся по внешнеторговому договору (контракту) иностранной валюты или валюты Российской Федерации в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором (контрактом), заключенным между резидентом и нерезидентом, на банковский счет финансового агента (фактора) - резидента в уполномоченном банке, если финансовый агент (фактор) - резидент не является уполномоченным банком, либо на корреспондентский счет соответствующего уполномоченного банка, если финансовый агент (фактор) - резидент является уполномоченным банком, в случае, если такому финансовому агенту (фактору) - резиденту было уступлено денежное требование иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги либо за переданные ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, либо невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся от нерезидента в соответствии с условиями договора займа, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере одной стопятидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 19 Федерального Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Из материалов административного дела следует, что по заключенному договору в уполномоченном банке - Филиал Банка ВТБ (ПАО) 17.06.2019 ЗАО "ТАМАНЬНЕФТЕГАЗ" оформлен контракт № 19060037/1000/0080/4/1.

Приложением № 3 Договора определен график оплаты услуг: 50% Мобилизированный платеж до начала работ в течение 5 дней после подписания договора; 40% Платеж после сдачи предварительной версии отчета; 10% Платеж после сдачи окончательного отчета и подписания Акта о выполненных работах (оказанных услуг); Валюта платежа: евро. Окончательный платеж в течение 30 дней после выставления счета, в случае если в течение недели после выставления не получен мотивированный отказ от оплаты. Все налоги и сборы, подлежащие уплате на территории Российской Федерации, не входят в общую цену Услуг и оплачиваются Заказчиком самостоятельно.

Договор вступает в силу с даты его подписания и действует по 31.03.2020, в редакции дополнительного соглашения № 2 от 27.02.2020.

Требованиями пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

В уполномоченный банк ЗАО "ТАМАНЬНЕФТЕГАЗ" представлены сведения о валютных операциях с указанием в графе 7 суммы авансового платежа 23 175 евро по коду валютной операции 21100. То есть авансовый платеж совершен на расчетный счет нерезидента за предстоящее оказание услуг с указанием срока возврата аванса - 30.08.2019, что отражено в графе 11 сведений о валютных операциях, рассчитанный самостоятельно ЗАО «ТАМАНЬНЕФТЕГАЗ» в разделе II ведомости банковского контроля, представленной уполномоченным банком.

В счет исполнения условий договора ХасконингДиЭйчВи Недерланд БиВи 27.02.2020 оказало резиденту услуги на сумму 46 350 евро (подтверждающий документ от 27.02.2020 Акт № BF6999-106), что отражено в разделе III ведомости банковского контроля.

Фактически, услуги нерезидента оказаны ЗАО «ТАМАНЬНЕФТЕГАЗ» 27.02.2020, с нарушением ожидаемого срока на 179 день.

Материалами административного дела, в том числе: договором от 08.04.2019, ведомостью банковского контроля по контракту № 19060037/1000/0080/4/1 от 17.06.2019, справкой о подтверждающих документах от 18.03.2020, актом сдачи-приемки № BF6999 от 08.04.2019, сведениями о валютных операциях от 18.06.2019, протоколом об административном правонарушении № 23522121600127900002 от 13.08.2021, подтверждено нарушение обществом установленного срока исполнения обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающихся за оказанные нерезидентом ХасконингДиЭйчВи Недерланд БиВи (HaskoningDHV Nederland BV) услуги.

Следовательно, в действиях общества имеется объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.

Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (части 1 – 5 статьи 71 АПК РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П, хозяйствующие субъекты не могут быть лишены возможности доказать, что нарушение правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, и что с их стороны к этому приняты все меры.

Предоставленное резиденту право доказывать указанные обстоятельства корреспондирует с его обязанностью принимать меры по обеспечению выполнения нерезидентами имеющихся перед ним обязательств, с тем, чтобы в свою очередь не утратить возможность исполнения своих публично-правовых обязанностей. В данном случае на резиденте лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств по оплате товара в установленный контрактом срок любыми законными способами, и резидент отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных, в частности, с действиями (бездействием) своего контрагента.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 02.04.2009 N 486-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Орлэкс" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что положения пункта 1 части 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ во взаимосвязи с другими нормами законодательства об административных правонарушениях предполагают наличие вины юридического лица для привлечения его к административной ответственности за нарушение правил валютного регулирования, выразившейся в непринятии необходимых, разумных и достаточных мер для обеспечения репатриации валютной выручки на каждой стадии (подготовки, заключения, исполнения) договора и взыскания задолженности. Следовательно, в случае оказания услуг нерезиденту, резидент в целях исполнения публично-правовой обязанности по репатриации валютной выручки должен как на стадии заключения контракта, так и на стадии его исполнения с учетом установленных контрактом сроков оплаты поставляемого товара предпринять все необходимые, разумные и достаточные меры для обеспечения репатриации валютной выручки на каждой стадии (подготовки, заключения, исполнения) договора и взыскания задолженности.

Обществом не представлено доказательств включения в контракт специальных условий, стимулирующих произведение иностранным контрагентом своевременной оплаты, как и доказательств ведения претензионной работы с целью получения денежных средств на счета общества.

Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4  статьи 15.25 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Судом установлено, что на момент вынесения оспариваемого постановления срок давности (2 года) привлечения к административной ответственности в силу положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ по статье 15.25 КоАП РФ не истек.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

В силу части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Судом установлено, что административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности, в материалах дела имеются доказательства извещения общества о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела.

Довод юридического лица о не направлении в его адрес протокола об административном правонарушении не принимается судом, так как материалами дела подтверждено направление налоговым органом указанного документа в адрес общества согласно идентификатору почтового отправления 80087063542858 (лист дела 55).

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Административное правонарушение, совершенное обществом (резидентом), посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, оценив характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности, суд не установил исключительных обстоятельств для признания совершенного правонарушения малозначительным.

Суд приходит к выводу о том, что назначенное обществу наказание в виде предупреждения отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, заявленные юридическим лицом требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решением административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 29, 64-71, 137, 156, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Ходатайства заинтересованного лица о приобщении в материалы дела документов и рассмотрении дела без его участия – удовлетворить.

В удовлетворении заявленных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                                      Н.В. Хахалева