ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-43103/18 от 26.02.2019 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                          Дело № А32-43103/2018

26.02.2019

Резолютивная часть решения объявлена 26.02.2019

Полный текст решения изготовлен 26.02.2019

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой М.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

АО «Краснодаргоргаз», г. Краснодар  

к Краснодарскому УФАС России, г. Краснодар,  

при третьем лице:

ООО «ГИК», г. Краснодар,

о признании

при участии в заседании

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности

от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности

от третьего лица: не явились, уведомлены

УСТАНОВИЛ:

АО «Краснодаргоргаз» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарскому УФАС России о признании постановления от 26.09.2018 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 349А/2018 незаконным и его отмене.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, на удовлетворении заявления настаивает.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв до 12 часов 40 минут 26.02.2019, после завершения которого судебное заседание продолжено. Стороны и их представители в судебное заседание после окончания перерыва не явились.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав непосредственно доказательства по делу, заслушав стороны, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.

Как указано в заявлении, 26.09.2018 врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю ФИО3 вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 394А/2018 в размере 600000 руб., которым АО «Краснодаргоргаз» признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Административное правонарушение выразилось в не рассмотрении в срок, установленный п. 128 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства от 30 декабря 2013 года №1314, заявления ООО «ГИК» о переоформлении технической документации и продлении срока действия ТУ от 24.11.2014 № 24/10094 на газификацию строящейся котельной на земельном участке, расположенном по адресу: <...>.

Заявитель не согласен с вынесенным постановлением, считает его незаконным и просит его отменить.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.

При вынесении решения суд исходит из следующего.

В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно пункту 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа о привлечении к административной ответственности незаконным являются несоответствие акта или порядка его принятия закону, либо отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемый акт принят органом или должностным лицом с превышением полномочий.

Следовательно, чтобы суд смог признать ненормативный акт государственного органа незаконным, требуется наличие хотя бы одного из трех оснований:

1) отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности;

2) несоответствие акта или порядка его принятия закону;

3) принятие оспариваемого акта органом или должностным лицом с превышением полномочий.

Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России поступило обращение ООО «ГИК» (далее - Заявитель) на действия АО «Краснодаргоргаз».

21.11.2017 ООО «ГИК» обратилось в адрес АО «Краснодаргоргаз» с заявкой на внесение изменений в технические условия № 24/100094 от 24.11.2014 на газификацию строящейся котельной на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, касающихся замены стороны - Заявителя ООО «Девелопер» на ООО «ГИК», а также продление срока действия ранее выданных технических условий до 30.09.2019.

Указанная заявка зарегистрирована АО «Краснодаргоргаз» 21.112017 (далее - заявление). К заявлению приложены: технические условия № 24/10094 от 24.11.2014; копия письма № 052/1001 от 11.03.2016, копия письма № 052/3588 от 08.07.2016: копия договора купли-продажи земельного участка; копия выписки из ЕГРН на земельный участок, копия разрешения на строительство RU 233060004678-р-2016 от 30.09.2016.

До настоящего времени со стороны АО «Краснодаргоргаз» не осуществлены действия по рассмотрению заявления ООО «ГИК».

При привлечении АО «Краснодаргоргаз» к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, заинтересованное лицо руководствовалось положениями Порядка подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, установленного Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила № 1314), в соответствии с  п. 121 которых восстановление (переоформление) документов о подключении осуществляется в случае обращения к исполнителю собственника или иного законного владельца объекта капитального строительства с заявлением о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении (далее - заявление о переоформлении документов).

Правила №1314 также регламентируют порядок действий заявителя и исполнителя при смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия. Газораспределительная организация в течение 10 рабочих дней со дня получения, указанной заявки направляет новому правообладателю земельного участка переоформленные на него технические условия. Срок действия технических условий при их переоформлении не прерывается.

В случае смены собственника или иного законного владельца сети газораспределения, на подключение (технологическое присоединение) к которой заявителю были выданы технические условия или заключен договор о подключении, газораспределительная организация, в отношении которой произошла смена собственника или иного законного владельца, обязана завершить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства заявителя к сети газораспределения.

При этом технические условия, выданные ранее газораспределительной организацией, в отношении которой произошла смена собственника или иного законного владельца, а также договор о подключении, заключенный ранее между такой организацией и заявителем, считаются действующими.

На основании изложенного, учитывая, что АО «Краснодаргоргаз» является субъектом естественных монополий по виду услуг по транспортировке природного газа по трубопроводам, антимонопольный орган установил в действиях АО «Краснодаргоргаз», выразившихся в не рассмотрении в установленный п. 128 Правил № 1314 срок заявления ООО «ГИК» на переоформление технической документации и продления срока действия ТУ от 24.11.2014 № 24/10094 на объект, состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.9.21 КоАП РФ.

Вместе с тем, антимонопольным органом не учтены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в ООО «Строительная компания «ДЕВЕЛОПЕР» выданы технические условия от 24.11.2014 № 24/10094 на газификацию строящейся котельной на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, без заключения договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения.

Срок действия указанных технических условий - 3 года, то есть до 24.11.2017.

21.11.2017 в АО «Краснодаргоргаз» поступило заявление ООО «ГИК» о переоформлении вышеуказанных технических условий на ООО «ГИК» и продлении срока действия технических условий до 30.09.2019.

Пунктом 128 Правил № 1314 регламентировано, что исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении документов, в том числе по причине перехода права собственности на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) подключаемый объект капитального строительства, выдает в период действия договора о подключении технические условия, оформленные на нового собственника (законного владельца) земельного участка. Срок действия технических условий при их переоформлении не прерывается.

Судом на основании материалов дела установлено отсутствие у АО «Краснодаргоргаз» возможности выполнения предусмотренных пунктом 128 Правил № 1314 требований, ввиду отсутствия заключенного между сторонами договора о подключении, в период действия которого необходимо выдать технические условия на нового собственника.

Суд учитывает, что на момент выдачи технических условий в установленном порядке не утвержден тариф на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и, соответственно, не заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения.

Ввиду изложенного выше технические условия от 24.11.2014 № 24/10094 выданы вне рамок Правил № 1314, в связи с чем является необоснованным вывод антимонопольного органа в оспариваемом постановлении о том, что АО «Краснодаргоргаз» необходимо было руководствоваться указанным нормативным документом.

В рассматриваемой ситуации отсутствует заявка о подключении, поданная в соответствии с Правилами № 1314, технические условия выданы не в соответствии с Правилами № 1314, договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения, заключенный в соответствии с Правилами № 1314, отсутствует.

Таким образом, АО «Краснодаргоргаз» не имело возможности применять положения Правил № 1314 при рассмотрении вопроса о продлении действия технических условий.

Как указано выше, административное правонарушение, по мнению антимонопольного органа, выражается в не рассмотрении в установленный п. 128 Правил № 1314 срок заявления ООО «ГИК» на переоформление технической документации и продления срока действия ТУ от 24.11.2014 № 24/10094 на газификацию строящейся котельной на земельном участке, расположенном по адресу: <...>.

Вместе с тем, заинтересованным лицом при вынесении оспариваемого постановления не учтено, что в соответствии с пунктом 128 Правил № 1314 срок действия технических условий при их переоформлении не прерывается, в связи с чем при переоформлении на нового собственника (ООО «ГИК») технических условий срок их действия не прерывается и заканчивается 24.11.2017.

Кроме того, на дату рассмотрения заявления ООО «Гик» (не позднее 10 рабочих дней в соответствии с п. 128 Правил № 1314), срок действия технических условий истек, так как заявление ООО «ГИК» поступило в АО «Краснодаргоргаз» 21.11.2017, подлежало рассмотрению до 01.12.2018, при этом срок действия технических условий истек 24.11.2017.

При вынесении постановления о назначении административного наказания в виде штрафа по делу об административном правонарушении № 394А/2018 заинтересованным лицом не принят во внимание п. 85(2) Правил № 1314, в соответствии с которым при невыполнении заявителем технических условий в согласованный в договоре о подключении срок и соблюдении исполнителем требований, указанных в абзаце первом пункта 95 настоящих Правил, исполнитель по обращению заявителя, направленному не позднее 10 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, продлевает срок действия указанных технических условий, но не более чем на половину срока, определенного договором о подключении. Продление технических условий не влечет за собой недействительность договора о подключении.

Однако, в рассматриваемом случае в адрес ООО «Строительная компания «ДЕВЕЛОПЕР» технические условия от 24.11.2014 № 24/10094 на газификацию строящейся котельной на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, выданы без заключения договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения.

Таким образом, ввиду изложенного выше, не установлен срок подключения, подлежащий определению в договоре о подключении (технологическом присоединении), который является существенным условием для рассмотрения вопроса о продлении технических условий, в связи с чем АО «Краснодаргоргаз» не имеет возможности продлить срок действия технических условий, до 30.09.2019.

По смыслу пункта 85(2) Правил № 1314, при невыполнении заявителем технических условий в согласованный в договоре о подключении срок и соблюдении исполнителем требований, указанных в абзаце первом пункта 95 настоящих Правил, исполнитель по обращению заявителя, направленному не позднее 10 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, продлевает срок действия указанных технических условий, но не более чем на половину срока, определенного договором о подключении. Продление технических условий не влечет за собой недействительность договора о подключении.

В соответствии п. 36 Правил № 1314, в случае смены собственника или иного законного владельца сети газораспределения, на подключение (технологическое присоединение) к которой заявителю были выданы технические условия или заключен договор о подключении, газораспределительная организация, в отношении которой произошла смена собственника или иного законного владельца, обязана завершить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства заявителя к сети газораспределения.

При этом технические условия, выданные ранее газораспределительной организацией, в отношении которой произошла смена собственника или иного законного владельца, а также договор о подключении, заключенный ранее между такой организацией и заявителем, считаются действующими.

Суд критически оценивает ссылку антимонопольного органа на п. 36 Правил № 1314, так как в данном пункте правил речь идет о смене собственника или иного законного владельца сети газораспределения, а не правообладателя земельного участка, как в рассматриваемом случае.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае обязанности АО «Краснодаргоргаз» совершить действия по переоформлению технической документации и продлению срока действия технических условий от 24.11.2014 года № 24/10094 по заявлению ООО «ГИК» (вх. от 21.11.2017).

Вместе с тем, суд считает установленным факт не направления АО «Краснодаргоргаз» в адрес ООО «ГИК» ответа на заявление, поступившее 21.11.2017.

Определяя срок рассмотрения указанного выше заявления, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).

Так, в части определения срока рассмотрения заявления ООО «ГИК» (вх. от 21.11.2017) и направления в адрес заявителя ответа на него по аналогии закона подлежит применению п. 128 Правил № 1314, согласно которому АО «Краснодаргоргаз» надлежало не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления совершить действия по направлению на него ответа.

Как следует из материалов дела, ответ на заявление заявления ООО «ГИК» (вх. от 21.11.2017) обществом направлен не был.

Таким образом, антимонопольным органом правомерно установлен в действиях АО «Краснодаргоргаз» состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

АО «Краснодаргоргаз» является субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировки природного газа по трубопроводам.

В соответствии со ст. 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ).

Ранее АО «Краснодаргоргаз» было привлечено к административной ответственности по ст.9.21 КоАП РФ.

Местом совершения правонарушения является место расположения АО «Краснодаргоргаз» - 350007, <...>.

Время совершения правонарушения: 05.12.2017 — дата, до которой АО «Краснодаргоргаз» обязано было рассмотреть заявление ООО «ГИК» (вх. от 21.11.2017) и направить ответ на него.

При составлении протокола об административном правонарушении № 394А/2018 должностным лицом Краснодарского УФАС России не было установлено факта причинения ООО «ГИК» какого-либо имущественного вреда, также заявителем не представлены документы, подтверждающее данное обстоятельство.

Таким образом, в деле об административном правонарушении № 394А/2018 ООО «ГИК» не является потерпевшей стороной по делу.

В соответствии со ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Срок давности привлечения АО «Краснодаргоргаз» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления не истек.

Процессуальных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.

В адрес АО «Краснодаргоргаз» посредством почтовой связи направлено Уведомление от 18.07.2018 № 18199/6 о составлении протокола об административном правонарушении, в котором указано, что 13.08.2018 в 15:00 часов законному представителю АО «Краснодаргоргаз» необходимо явиться в Краснодарское УФАС России для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания и получения протокола об административном правонарушении (Уведомление от 18.07.2018 получено АО «Краснодаргоргаз» 23.07.2018).

13.08.2018 в отсутствие надлежаще уведомленного АО «Краснодаргоргаз» должностным лицом Краснодарского УФАС России составлен протокол по делу № 394А/2018, об административном правонарушении и вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 394А/2018 на 26.08.2018 в 15:00 ч.

Протокол от 13.08.2018 по делу № 394А/2018 и определение от 13.08.2018 о назначения времени и места рассмотрения дела № 394А/2018 получены АО «Краснодаргоргаз» 24.08.2018 согласно почтовому идентификатору.

26.08.2018 в связи с необходимостью дополнительных материалов для рассмотрения дела вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела до 27.09.2018, а также определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 26.09.2018 на 15.00.

Определение о продлении срока рассмотрения дела от 27.08.2018 по делу № 394А/2018, а также определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, получены АО «Краснодаргоргаз» 03.09.2018 согласно почтовому идентификатору.

При рассмотрении дела должностным лицом обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.

26.09.2018 врио руководителя Краснодарского У ФАС России ФИО3 по результатам рассмотрения материалов дела № 394А/2018 в присутствии представителя АО «Краснодаргоргаз» ФИО4 (доверенность от 17.09.2018 № 08/2018/220) вынесено постановление о наложении штрафа.

Часть 2 ст. 9.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Как указано выше, ранее АО «Краснодаргоргаз» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, следовательно, совершение указанного административного правонарушения нельзя отнести к категории малозначительного.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в ненаправлении в установленный законодательством РФ срок ответа на заявление ООО «ГИК», что является пренебрежительным, халатным отношением АО «Краснодаргоргаз» к исполнению своих публично-правовых обязанностей согласно действующему законодательству в сфере газоснабжения, что отражено в постановлении о наложении штрафа по делу № 394А/2018.

При рассмотрении дела об административном правонарушении № 394А/2018, Краснодарским УФАС России не установлены обстоятельства, свидетельствующие об исключительности случая вмененного АО «Краснодаргоргаз» административного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах суд не находит обоснованных и законных оснований для отмены оспариваемого постановления от 26.09.2018 о привлечении АО «Краснодаргоргаз» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При совокупности названных обстоятельств судом делается вывод о том, что в деяниях заявителя имелось событие (не направление в установленный законодательством РФ срок ответа на заявление ООО «ГИК»), правомерно и обоснованно квалифицированные антимонопольным органом.

Таким образом, требование заявителя о признании незаконным оспариваемого постановления от 26.09.2018 о привлечении АО «Краснодаргоргаз» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок.

Судья                                                                                                           Р.А. Нигоев