ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-4349/2011 от 14.09.2011 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

  350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

г. Краснодар Дело № А32-4349/2011

14 сентября 2011 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Ивановой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Божко Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Комитет по торговле Краснодарского края», г. Краснодар

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе, г. Краснодар

о признании незаконным и отмене постановления № 18-11-028/пн от 22.02.2011г.

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – доверенность от 07.04.2011 г.,

от заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность от 18.07.2011 г.

Установил:

Открытое акционерное общество «Комитет по торговле Краснодарского края», г. Краснодар обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе, г. Краснодар признании незаконным и отмене постановления № 18-11-028/пн от 22.02.2011 г. о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 700 000 рублей.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивает на заявленных требованиях, изложенных в заявлении от 01.03.2011 г. № 09-12 и документальных доказательствах приложенных к нему.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 сентября 2011 года до 09 часов 30 минут. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края - http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено.

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Открытое акционерное общество «Комитет по торговле Краснодарского края» зарегистрировано инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по городу Краснодару в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022301201340, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.02.2011 г. № 06-53-2283.

В соответствии с приказом руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе №18-10-99/пз от 13.10.2010г. проведена плановая выездная проверка ОАО «Комитет по торговле Краснодарского края», расположенного по адресу: 350000, <...>.

В соответствии с требованиями «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 г. №06-117/пз-н (далее - Положение), ОАО «Комитет по торговле Краснодарского края» обязано осуществлять раскрытие информации, в следующих формах:

- годовой отчет акционерного общества. В соответствии с требованиями п. 8.2.4 Положения, раскрытие информации осуществляется на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества;

- информацию о содержании своих внутренних документов, регулирующих деятельность органов акционерного общества, со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями. В соответствии с требованиями п.8.4.3 Положения, раскрытие информации осуществляется на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты государственной регистрации открытого акционерного общества;

- - информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц. В соответствии с требованиями п.8.5.4 Положения, раскрытие информации осуществляется на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты государственной регистрации открытого акционерного общества;

- информацию в форме ежеквартального отчета. В соответствии с требованиями п.5.7 Положения, раскрытие информации осуществляется на странице в сети Интернет не позднее в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет;

- устав акционерного общества со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями. В соответствии с требованиями п.8.4 Положения не позднее 2 дней с даты получения акционерным обществом письменного уведомления (свидетельства) уполномоченного государственного органа о государственной регистрации открытого акционерного общества;

- банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента. В соответствии с требованиями п. 1.9 Положения, «Банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в настоящем пункте, и размер (порядок определения размера) таких расходов должны быть опубликованы эмитентом на странице в сети Интернет»;

- информацию о принятых советом директоров (наблюдательным советом)
 акционерного общества решениях, в том числе о созыве годового или внеочередного
 общего собрания акционеров, включая утверждение повестки дня общего собрания
акционеров. В соответствии с требованиями п. 8.6.1 Положения, моментом наступления
указанных в настоящем подпункте событий является дата составления протокола (дата
 истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для
 составления протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета)
 акционерного общества, на котором принято соответствующее решение.

В соответствии со справкой (исх. №09-65 от 03.11.2010 г.) адрес сайта в сети Интернет, на котором ОАО «Комитет по торговле Краснодарского края» раскрывает информацию, в соответствии с требованиями «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 г. №06-117/пз-н: http://www.allianc./database.html.

В ходе проверки ОАО «Комитет по торговле Краснодарского края» представило распечатку (по состоянию на 15.11.2010 г.) с сайта в сети Интернет (http://www.allianc. /database.html.), на котором Общество размещает информацию в соответствии с требованиями «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006г. №06-117/пз-н.

В ходе проверки вышеуказанной распечатки установлено, что в нарушение требований «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 г. №06-117/пз-н, ОАО «Комитет по торговле Краснодарского края» не раскрывает следующую информацию:

- банковские реквизиты Общества;

- годовой отчет за 2007год, утвержденный общим собранием акционеров ОАО «Комитет по торговле Краснодарского края» 02.04.2008г. (протокол №26 от 08.04.2008г.);

- годовой отчет за 2009 год, утвержденный общим собранием акционеров ОАО «Комитет по торговле Краснодарского края» 18.08.2010г. (протокол №28 от 23.08.2010г.);

- тексты внутренних документов Общества, регулирующих деятельность его органов, а именно: Положение о порядке подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, Положение о совете директоров, Положение о ревизионной комиссии, Положение о генеральном директоре Общества, Положение об исполнительной дирекции ОАО «Комитет по торговле Краснодарского края».

Факт не раскрытия информации подтверждается распечаткой с сайта в сети Интернет (http://www.allianc./database.html.) по состоянию на 17.11.2010 г., сделанной инспекторами РО ФСФР России в ПР.

17.11.2010 г. выявлено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

16февраля 2011 года по данному факту в отношении ОАО «Комитет по торговле Краснодарского края» был составлен протокол об административном правонарушении № 18-11-038/пр-ап с участием защитника ОАО «Комитет по торговле Краснодарского края» - ФИО1 (доверенность № 09-1 от 16.02.2011).

16 февраля 2011 года руководителем РО ФСФР Росси в ПР вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения пела об административном правонарушении, вызове лиц, участвующих в производстве по делу в 10 часов 45 минут, которое было вручено представителю Общества под роспись.

Постановлением № 18-11-028/пн от 22февраля 2011 года ФСФР Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе Открытое акционерное общество «Комитет по торговле Краснодарского края» признано винновым в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 700 000 рублей.

ОАО «Комитет по торговле Краснодарского края» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмена постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе по делу об административном правонарушении № 18-11-028/пн от 22 февраля 2011 года.

При рассмотрении заявленных требований по существу суд исходит из следующих обстоятельств.

Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 2 статьи 15.19Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением, установленным этой нормой, признается нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.

Статьей 30 Федерального закона от 22.04.96 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Указанный порядок предусмотрен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденном Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.06 г. N 06-117/пз-н.

В соответствии со статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерное общество обязано раскрывать информацию в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом установлены "Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", утвержденного приказом Приказ ФСФР РФ от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.

Согласно протоколу об административном правонарушении ОАО «Комитет по торговле Краснодарского края» не обеспечило доступ на странице в сети Интернет; к банковским реквизитам Общества; к годовому отчету за 2007год, утвержденному общим собранием акционеров ОАО «Комитет по торговле Краснодарского края» 02.04.2008г. (протокол №26 от 08.04.2008г.); к годовому отчету за 2009 год, утвержденному общим собранием акционеров ОАО «Комитет по торговле Краснодарского края» 18.08.2010г. (протокол №28 от 23.08.2010г.); к текстам внутренних документов Общества, регулирующих деятельность его органов, а именно: Положению о порядке подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, Положению о совете директоров, Положению о ревизионной комиссии, Положению о генеральном директоре Общества, Положению об исполнительной дирекции ОАО «Комитет по торговле Краснодарского края».

В соответствии с пунктом 8.2.4. Положения Акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.

Согласно пункту 8.4.3. Положения акционерные общества, обязанные в соответствии с настоящим Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязаны раскрывать информацию о содержании своих внутренних документов, регулирующих деятельность органов акционерного общества, со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями.

Акционерное общество, указанное в настоящем пункте, обязано опубликовать тексты внутренних документов акционерного общества, регулирующих деятельность его органов, на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров (заседания совета директоров (наблюдательного совета)), на котором принято решение об утверждении соответствующего внутреннего документа, а в случае, если внутренний документ акционерного общества утвержден его уполномоченным органом управления до возникновения обязанности осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, - не позднее 2 дней с даты возникновения такой обязанности.

В случае внесения изменений и/или дополнений во внутренние документы, регулирующие деятельность органов акционерного общества (принятия внутренних документов, регулирующих деятельность органов акционерного общества, в новой редакции), тексты указанных внутренних документов с внесенными в них изменениями и/или дополнениями (тексты новой редакции указанных внутренних документов) должны быть опубликованы акционерным обществом на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа управления акционерного общества, на котором принято решение о внесении изменений и/или дополнений (принятии новой редакции) указанных внутренних документов.

В силу п. 8.5.4 Положения текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.

Текст изменений, произошедших в списке аффилированных лиц акционерного общества, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.

В п. 8.6.1 Положения установлено, что акционерные общества, обязанные в соответствии с настоящим Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязаны раскрывать сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость их ценных бумаг.

На основании п. 5.7 Положения в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.

Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.

Обществу вменяется нарушение приведенных выше норм Положения, а именно: общество не обеспечило доступ на странице в сети Интернет; к банковским реквизитам Общества; к годовому отчету за 2007год, утвержденному общим собранием акционеров ОАО «Комитет по торговле Краснодарского края» 02.04.2008г. (протокол №26 от 08.04.2008г.); к годовому отчету за 2009 год, утвержденному общим собранием акционеров ОАО «Комитет по торговле Краснодарского края» 18.08.2010г. (протокол №28 от 23.08.2010г.); к текстам внутренних документов Общества, регулирующих деятельность его органов, а именно: Положению о порядке подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, Положению о совете директоров, Положению о ревизионной комиссии, Положению о генеральном директоре Общества, Положению об исполнительной дирекции ОАО «Комитет по торговле Краснодарского края». Факт совершения обществом указанного нарушения подтверждается материалами дела.

Ссылка Общества на обеспечение доступа к информации в настоящее время, не исключает в действиях юридического лица состава административного правонарушения, в связи с тем, что информация не была раскрыта в установленные сроки.

Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет является наиболее оперативным способом уведомления всех заинтересованных лиц о произошедших фактах. Именно опубликование в сети Интернет предусматривает кратчайшие сроки раскрытия информации.

Раскрытие установленной информации действующим законодательством информации является необходимым и одним из наиболее важных условий нормального функционирования рынка ценных бумаг. Непредставление указанных сведений нарушает права и законные интересы потенциальных инвесторов на достоверную и объективную, а главное оперативную информацию о юридическом лице. Именно данный способ извещения является важнейшим способом оперативного уведомления и подобное отношение к норме закона недопустимо.

К вопросу о несоразмерности наказания необходимо отметить, что пределы штрафных санкций установлены Парламентом Российской Федерации (Федеральный закон от 09.02.2009 N 9-ФЗ) и при внесении изменений в размеры санкций несомненно был учтен и такой принцип как соразмерность. Еще одним тому доказательством является одновременное увеличение размеров санкций за все нарушения законодательства о рынке ценных бумаг. Изначально указанные изменения были заложены в план мероприятий по реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, утвержденным Правительством Российской Федерации от 1 июня 2006 г. N 793-р. -«В целях усиления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и предотвращения нарушений на финансовых рынках необходимо внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения, предусматривающие создание- эффективной процедуры наложения штрафных санкций и значительное увеличение размеров штрафов (особенно в случае повторного нарушения законодательства Российской Федерации)».

Также наряду с повышением мер административной ответственности существенный вопрос был уделен повышению эффективности системы раскрытия информации. Изменения направлены на повышение уровня информационной прозрачности российских компаний. В настоящее время требования к раскрытию информации в целом соответствуют международным стандартам, сформулированным в документах Международной организации комиссий по ценным бумагам и директивах Европейского союза.

Дальнейшее повышение эффективности системы раскрытия информации должно осуществляться по следующим основным направлениям:

- совершенствование законодательства Российской Федерации по вопросам определения правовой основы раскрытия информации;

- улучшение механизмов контроля и надзора за исполнением требований к раскрытию информации, привлечения к ответственности за нарушение таких требований;

- использование современных информационных технологий для повышения эффективности сбора, обработки, анализа и публичного раскрытия информации эмитентами и другими участниками рынка ценных бумаг, а также для обеспечения доступа всех заинтересованных лиц к базам данных, содержащим информацию, раскрываемую эмитентами.

Все указанные направления затрагиваются правонарушением, ОАО «Комитет по торговле Краснодарского края», что, указывает на наличие угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, у суда отсутствуют достаточные правовые основания для отмены постановления № 18-11-028/пн от 22.02.2011 г. о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 700 000 рублей, в связи с чем заявленные требования Открытого акционерного общества «Комитет по торговле Краснодарского края» удовлетворению не подлежат.

В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 27, 29, 64-69, 156, 163, 167-170, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Н.В. Иванова