АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-43561/2021
04 февраля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 26.01.2022.
Текст решения в полном объеме изготовлен 04.02.2022.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи А.А. Чеснокова, при ведении протокола помощником судьи Гайдамака Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Приоритет Трейд» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Краснодарской таможне, г. Краснодар
о признании незаконным и отмене постановления от 26.08.2021 № 10309000-2390/2021 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20000 руб.
при участии:
от заявителя: ФИО1 – доверенность,
от заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Приоритет Трейд» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Краснодарской таможни (далее – таможенный орган, заинтересованное лицо) от 26.08.2021 № 10309000-2390/2021 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20000 руб.
Заявитель в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях в полном объеме. Общество указало, что правонарушение совершено впервые и не представляет угрозы для охраняемых законом правоотношений.
Заинтересованное лицо возражало против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и оспариваемом постановлении. Вынесенное постановление считает законным и обоснованным.
При этом, суд в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ пришел к выводу о возможности завершения подготовки дела к судебному разбирательству и открытия судебного разбирательства арбитражного суда первой инстанции.
Суд установил, что ООО «Приоритет Трейд» несвоевременно представило на сайте ФТС России СФ №№ 10309000/270721/С995105 и 10309000/280721/С998536 (системные номера ED20210727112350423 и ED20210728151800680) (поданы взамен ранее аннулированных по инициативе ООО «Приоритет Трейд» СФ №№ 10309000/160621/С823488, 10309000/150421/С512642, 10309000/160621/С823528, 10309000/150421/С512631, поданных с нарушением срока предоставления СФ)
27.07.2021 и 28.07.2021. По данным СФ товары отгружены ООО «Приоритет Трейд» в адрес ЗАО «Агрохиминвест» (220140, <...>, оф. 9.3.3) в рамках договора поставки № АХВ-22.03.21/1-РСФ от 22.03.2021, по универсальным передаточным документам (счетам-фактурам) № 177 от 25.03.2021 и № 232 от 31.03.2021. Сумма сделки по указанной СФ составляет 344 448 долларов США.
СФ представлена на сайте ФТС России и подписана усиленной квалифицированной электронной подписью директором ООО «Приоритет Трейд» ФИО3.
Из представленных ООО «Приоритет Трейд» СФ № 10309000/270721/С995105 и 10309000/280721/С998536, а также заверенных копий товарно-сопроводительных документов (письмо исх. № 71 от 15.06.2021, вх. КТ от 23.06.2021 № 16074): договора поставки № АХВ-22.03.21/1-РСФ от 22.03.2021 и универсальных передаточных документов (счетов-фактур) № 177 от 25.03.2021 и № 232 от 31.03.2021 следует, что товары, указанные в данных документах отгружены ООО «Приоритет Трейд» в адрес ЗАО «Агрохиминвест» (220140, <...>, оф. 9.3.3)25.03.2021 и 31.03.2021. СФ № 10309000/270721/С995105 и 10309000/280721/С998536 на товары, отгруженные ООО «Приоритет Трейд» 25.03.2021 и 31.03.2021 и вывезенные на территорию Республики Беларусь, представлены на сайте ФТС России 27.07.2021 и 28.07.2021 (взамен аннулированных СФ 10309000/160621/С823488, 10309000/150421/С512642, 10309000/160621/С823528, 10309000/150421/С512631, поданных 15.04.2021 и 16.06.2021) и содержит сведения о взаимной торговле за отчетный период - март 2021 года.
Административный орган указывает, что Общество должно было представить статформу не позднее 14.04.2021.
Статистическая форма обществом, за отчетный период была направлена в таможенный орган с нарушением срока, установленного действующим законодательством, а именно: 15.04.2021.
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, состоящем в нарушении срока представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, таможенным органом в отсутствии представителя общества был составлен протокол от 10.08.2021.
Постановлением таможни от 26.08.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10309000-2390/2021 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не оспаривая совершение указанного административного правонарушения по существу, общество полагает совершенное правонарушение малозначительным.
При принятии решения, суд руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13, составляет, в том числе, несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
Согласно положениям статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
Статистику взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС в силу пункта 3 части 1 статьи 12, частью 1 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статформе, и иных источниках информации.
Частью 2 статьи 104 Закона о таможенном регулировании обязанность представлять в таможенный орган статформу возложена на российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 104 Закона о таможенном регулировании).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.15 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Правила N 1329), которые определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно абзацу 3 пункта 5 Правил N 1329 российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений осуществляют таможенные органы (абзац 4 пункта 5 Правил N 1329).
В силу пунктов 6 и 7 Правил N 1329 статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФТС России, и представляется в электронном виде или на бумажном носителе за отчетный месяц, в котором осуществлялась отгрузка или получение товаров, по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Датой представления статформы в электронном виде считается дата ее отправки посредством сети Интернет, а на бумажном носителе - дата отправки по почте заказным письмом, указанная на почтовом штемпеле, либо дата фактической передачи в таможенный орган, то есть дата регистрации в таможенном органе в соответствии с установленными правилами делопроизводства.
Абзац 1 пункта 7 Правил N 1329 предусматривает, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Согласно пункту 10 Правил N 1329 непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из анализа информации, содержащейся в статистической форме учета перемещения товаров, договоре и счетах-фактуры, усматривается, что товар отправлен обществом 25.03.2021 и 31.03.2021.
При таких обстоятельствах информация о движении товара, поставляемого в рамках спорного договора, подлежала статистическому учету и контролю.
Общество обязано было предоставить статистическую форму учета перемещения товаров в срок до 14.04.2021 (включительно).
В связи с тем, что статистическая форма учета перемещения товаров фактически представлена была 15.04.2021, таможенный орган пришел к правомерному выводу о наличии в деянии общества объективной стороны вмененного правонарушения.
Общество является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения как лицо, которое заключило сделку, в соответствии с которой товары ввозятся на территорию РФ из государства - члена ЕАЭС.
Имея реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок представления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров, общество проявило в должной степени заботливости и осмотрительности и не предприняло всех мер по исполнению возложенной на него действующим таможенным законодательством обязанности, в связи с чем было допущено нарушение пресекательных сроков предоставления в таможенный орган статистической формы учета перемещаемых товаров.
Совокупность перечисленных выше элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения предприятия к административной ответственности, определенного положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Оценка действий правонарушителя с позиции положений статьи 2.9 КоАП РФ является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного особенной частью названного Кодекса, в том числе носящего формальный характер, поскольку иное не следует из требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не дает понятия малозначительности, отсутствуют четкие критерии, по которым административные правонарушения следует относить к малозначительным; оценка правонарушения производится судьей, должностным лицом, органом, рассматривающим дело, по своему внутреннему убеждению и усмотрению.
Оценив характер правонарушения, степень его опасности, роль правонарушителя, установив отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и отрицательных последствий, суд первой инстанции считает совершенное правонарушение малозначительным.
При этом суд принимает во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность общества, а в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность лица, привлекаемого к ответственности, учел активное способствование разрешению дела об административном правонарушении, представление в полном объеме документов, запрашиваемых таможенным органом, выполнение обязанности по представлению документов самостоятельно, а также то, что ранее к административной ответственности общество по однородным статьям КоАП РФ не привлекалось.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд считает, что в данном случае совершенное обществом правонарушение не причинило вреда интересам граждан и экономического ущерба интересам государства, а потому признает его малозначительным.
При этом суд считает, что и при освобождении общества от административной ответственности ввиду применения статьи 2.9 КоАП РФ достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказании: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности, поскольку к нарушителю применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать нарушителя о недопустимости совершения подобного нарушения впредь.
Судебные расходы в данном случае не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании вышеизложенного, 64, 65, 71, 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Краснодарской таможни от 26.08.2021 № 10309000-2390/2021 о привлечении ООО «Приоритет Трейд» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья А.А. Чесноков