АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32- 43669/2019
Резолютивная часть решения объявлена 09.09.2020
Полный текст судебного акта изготовлен 21.09.2020
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи С.А. Баганиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.В Поляшевой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «РН-МОРСКОЙ ТЕРМИНАЛ ТУАПСЕ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 134 899,77 рублей, в том числе 127 091,90 рублей долга по оплате за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, 7 797,87 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с момента возникновения обязательства по оплате по 10.09.2019, проценты за пользование чужими денежными средствами с 11.09.2019 по день фактической уплаты долга, а также 5395,59 руб расходов по уплате государственной пошлины, при участии в заседании представителей: истца – ФИО1 по доверенности , ответчика – ФИО2 по доверенности
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «РН-МОРСКОЙ ТЕРМИНАЛ ТУАПСЕ» о взыскании 134 899,77 рублей, в том числе 127 091,90 рублей долга по оплате за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, 7 797,87 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с момента возникновения обязательства по оплате по 10.09.2019, 127 091,90 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.09.2019 по день фактической уплаты долга, а также расходы по уплате государственной пошлины.
Посредством электронной подачи документов в арбитражный апелляционный суд через систему «Мой арбитр» от истца поступило ходатайство о проведении судебного заседания в режиме онлайн с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел», которое рассмотрено и удовлетворено судом.
Судебное заседание проведено с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» в режиме онлайн в порядке, установленном статьями 153, 154 АПК РФ. От истца поступили письменные пояснения. В заседании объявлялся перерыв до 14-10 час 09.09.2020 Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края в сети Интернет по адресу: www.krasnodar.arbitr.ru. После перерыва онлайн- заседание продолжено. Стороны явились.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги №325/2 от 27 марта 2017 года (далее - договор №325/2).
В соответствии с пунктом 1 договора, осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивом владельца.
Железнодорожные пути необщего пользования владельца объединяют железнодорожные пути необщего пользования Широкого пирса №1 ( далее Западный район), Широкого пирса №2 ( далее Центрального района), Восточного пирса ( далее Восточного района).
Пунктом 11 договора определено - на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 часов.
В соответствии с подпунктом в) пункта 14 договора: владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования , в том числе в пути следования и промежуточных станциях по причинам, зависящим от владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства «Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения», утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 г. М127-т/1
10 сентября 2018 года в 02 часа 34 минуты ОАО «РЖД» отставило от пути следования поезд с индексом 6110-589-5209, следовавший в адрес ПАО «НМТП», на станции Лихая СКВ по причине занятости железнодорожных путей необщего пользования ответчика и невозможности принятия к разгрузке спорного поезда ответчиком, что подтверждается актом общей формы от 10.09.2018 №4/55601.
10 сентября 2018 года в 03 часа 35 минут ОАО «РЖД» возвратило на пути следования указанный поезд, что подтверждается актом обшей формы от 10.09.2018 №4/55601. Продолжительность задержки подвижного состава составила 1 час.
8 сентября 2018 года в 23 часа 19 минут ОАО «РЖД» отставило от пути следования поезд с индексом 5100-844-5209, следовавший в адрес ПАО «НМТП», на станции Полтавская СКВ по причине занятости железнодорожных путей необщего пользования ответчика и невозможности принятия к разгрузке спорного поезда, что подтверждается актом общей формы 14.09.2018 №3748.
14 сентября 2018 года в 02 часа 02 минут ОАО «РЖД» ОАО «РЖД» возвратило на пути следования указанный поезд, что подтверждается актом общей формы от 14.09.2018 №3748. Продолжительность задержки подвижного состава составила132 часа.
Как указано в исковом заявлении, в указанных случаях груз прибыл на станцию «Новороссийск» с просроченным сроком доставки груза, что является одним из условий для начисления и взыскания с грузополучателя платы за время нахождения подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования станций Лихая СКВ, Полтавская СКВ.
В связи с нахождением подвижных составов на путях общего пользования истец начислил ответчику плату в отношении поезда с индексом 6110-589-5209 (5100-868-5209 в размере 212,40 рублей, плату в отношении поезда с индексом 5100-844-5209 в соответствии с расчетом в размере 126 879,50 рублей.
Нахождение вагонов в составе поезда №2034 с индексом 6110-589-5209 (5100-868-5209) на пути общего пользования подтверждается актами общей формы от 10.09.2018 № 4/55601 (начало задержки), от 10.09.2018 № 4/55591 (окончание задержки), составленными по факту задержки и отправления вагонов на станции «Лихая».
Нахождение вагонов в составе поезда №2447 с индексом 5100-844-5209 на пути общего пользования подтверждается актами общей формы от 08.09.2018 № 3672 (начало задержки), от 14.09.2018 № 3748 (окончание задержки), составленными по факту задержки и отправления вагонов на станции «Полтавская»;
По случаю «бросания» поезда с индексом 6110-589-5209 (5100-868-5209) ответчик был уведомлен извещениями от 10.09.2018 г. № 8479 (поезд 6110-589-5209) задержан в 02 час. 34 мин.), от 10.09.2018 г. № 8497 (поезд 6110-589-5209 отправлен в 03 час. 35 мин.) по станции Лихая; поезда с индексом 5100-844-5209 ответчик был уведомлен извещениями от 08.09.2018 г. . № 8431 (поезд 5100-844-5209 задержан в 14 час. 24 мин.), от 14.09.2018 г. № 8618 (поезд 5100- \ 844-5209 отправлен в 02 час. 02 мин.) по станции Полтавская.
Как указано в исковом заявлении, основанием для «отставления» от движения поезда с индексом 6110-589-5209 (5100-868-5209) явился акт общей формы от 06.09.2018 № 2474, составленный по станции «Новороссийск», удостоверяющий факт занятости путей ответчика операциями разгрузки-погрузки вагонов ответчика с нарушением технологического срока оборота вагонов; поезда с индексом 5100-844-5209 - акт общей формы от 08.09.2018 г. № 2499, составленный по станции «Новороссийск».
По прибытию отставленных от движения поезда с индексом 6110-589-5209 (5100-868-5209) с вагонами в адрес ответчика, на станции «Новороссийск» составлены акты общей формы №№15/17332, 15/17333, 15/17334, 15/17335, ,15/17336, 15/17337, 15/17338, 15/17339, 15/17340, 15/17341, 15/17342, 15/17343, 15/17344, 15/17346, 15/17347 от 21.09.2019.
Согласно исковому заявлению, уполномоченный представитель ответчика, уведомленный в соответствии с актом общей формы от 23.09.2018 №15/17332А, уклонился от подписания актов.
В целях урегулирования спора в досудебном порядке истец направил претензии № 18/418 от 19.11.2018; №18/426 от 20.11.2018 с расчетами и накопительными ведомостями для оплаты задолженности в размере 127 091,90 рублей в добровольном порядке.
В ответ на претензии истца ответчик письмами от 20.12.2018 №2550-18/883, от 06.12.2018 №2550-18/828 отказался от удовлетворения требований ОАО «РЖД».
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик в отзыве пояснил , что вагоны, задержанные истцом в составе поезда с индексом 5100-844-5209 на промежуточной станции Полтавская СКВжд 08.09.18 в 14-24 час, согласно приложению №1 к договору №325/2 от 27.03.2017, определяющему перерабатывающую способность 3-х районов Порта ( Восточный, Центральный и Западный), следовали в адрес ПАО «НМТП» с грузом – слябы ( станция отправления Батайск) для выгрузки на Центральном районе Порта. В соответствии с пунктом 6 Договора №325/2 в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 г. к Договору срок оборота вагонов зависит от выполнения железнодорожным перевозчиком условий передачи вагонов на пути необщего пользования и приема вагонов на выставочные пути и в случае нарушения условий, определенных в договоре, которым регулируются отношения сторон, норма срока оборота вагонов не может быть выполнена. Ответчик указывает, что в нарушение условий договора перевозчик не соблюдал при передаче вагонов ответчику расчет времени нахождения вагонов у ответчика; расчет срока оборота, указанный в ведомостях, подписанных ответчиком с возражениями, был произведен не корректно. Все ведомости подачи и уборки вагонов, представленные истцом в материалы дела, со стороны ПАО «НМТП» подписаны (согласованы) и переданы порту без учета интервалов подач, что нарушает договор №325/2». Представленный ответчиком в материалы дела, сравнительный анализ ведомостей подачи и уборки вагонов показывает, что время фактической подачи вагона (до наступления интервала) истец включает в технологической срок его оборота.
Ответчиком в материалы дела представлены памятки формы ГУ-45 на подачу вагонов на выставочные пути для выгрузки на Центральном районе в спорный период №№36572, 36586, 36617, 36648, 36649, 36665, 36666, 36683, 36685, 36728, 36744, 36745, 36748, 36752, 36758, 36765, 36779, 36786, 36787, 36804, 36809, 36842, 36858, 36868, 36869, 36874, 36896, 36897, 36900, 36936, 36913, 36915, 36939, 36942, 36949, 36989, 36990, 37000, 37035, 37054, 37061, 37067, 37069, 37071, 37073, 37102, 37104, 37115, 37116, 37124, 37144, 37157, 37173, 37174, 37202, 37203, 37204, 37222, 37230, 37255, 37259, 37265, 37269, 37275, 37292, 37298, 37299, 37324, 37342, 37344, 37345, 37346, 37364, 37368, 37383, 37413, 37439, 37440, 37446, 37449, 37459, 37484, 37485, 37477, 37478, 37508, 37510, 37513, 37523, 37556, 37558, 37574, 37599, 37601, 37617, 37630, 37646, 37649, 37687,37688, 37689, 37706, 37717, 37729, 37741, 37760, 37762, 37803, 37845, 37849, 37853, 37854. Представленные ответчиком памятки содержат возражения отвечтика о несогласии с указанным истцом временем передачи вагонов ( времени принятия вагонов на ответственность порта), от которого начинается отсчет времени нахождения вагонов на путях необщего пользования.
Содержание памяток, подписанных ответчиком с возражениями, показывает, что неверное указание истцом времени передачи вагонов на ответственность Порта, с которого начинается отсчет технологического срока оборота вагонов у ответчика, имеют место во всех ведомостях подачи и уборки вагонов, на которые ссылается истец.
Ответчик заявляет, что истцом были нарушены обязательства, предусмотренные пунктом 9 Договора №325/2 от 27.03.2017 в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 к Договору, согласно которому – готовые к уборке вагоны, принимаются перевозчиком с выставочных путей Центрального района, ТНРС в течение 2,2 часа ( 2 часа 15 мин) после получения Перевозчиком уведомления от Владельца о готовности вагонов к уборке. Со ссылкой на часть 5 пункта 9 Договора в качестве доказательства задержки приема истцом вагонов с путей ответчика на выставочные пути в период задержки состава с индексом 5100-844-5209 на промежуточной станции Полтавская СКВжд ответчик представил: уведомления ПАО «НМТП» о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке №6566, 6569, 6571, 6572, 6584, 6593, 6595, 6614, 6620, 6641, 6654; акты общей формы №1688, 1689, 1690, 1691, 1694, 1695, 1696, 1697, 1698, 1699,1700, 1704, 1705, 1706, 1707, 1708, 1709, 1710, 1712, 1713, 1718, 1719, 1720;
В актах № №1688, 1689, 1690, 1691, 1694, 1695, 1696, 1697, 1698, 1699,1700, 1704, 1705, 1706, 1707, 1708, 1709, 1710, 1712, 1713, 1718, 1719, 1720 ПАО «НМТП» указана причина их составления: «вагоны простаивают на путях порта по причине неприема станцией». Согласно представленных актов порожние вагоны находились на выставочных путях Порта от 2-х до 9 часов сверх времени, установленного договором – 2 часа 15 мин. Акты подписаны представителем перевозчика с возражениями следующего содержания: «вагоны выводятся локомотивом порта, за простой вагонов станция ответственности не несет». Ответчик не согласен с возражением истца, в подтверждение чего представил выписку из утвержденной ПАО «НМТП» и согласованной ОАО «РЖД» «Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ПАО «НМТП», примыкающих к станции Новороссийск СКЖД» от 05.10.2017 (далее - инструкция). Как указывает в отзыве ответчик, для выезда на выставочные пути парка «Портовый» станции Новороссийск, ответчику необходимо получить разрешение от представителя истца. В связи с причинами, зависящими от истца, разрешение на вывод порожних вагонов получено не было по причинам, зависящим от истца – невозможностью их принятия. Ответчик, для приема под выгрузку следующей партии вагонов для выгрузки, не мог их принять на свои пути в связи тем, что порожние вагоны, готовые к уборке, занимали пути необщего пользования ответчика и препятствовали приему груженных вагонов. По мнению ответчика, данный факт повлиял на задержку спорных вагонов на промежуточной станции Полтавская СКВ жд. Кроме того, в нарушение соглашения между ПАО «НМТП» и ОАО «РЖД» об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок от 01.09.2018 №611/СКТЦФТО/ЭОД/ИВУ. Истец сформировал ведомости подачи и уборки без учета оговорок ПАО «НМТП» в памятках на подачу вагонов и оформленных актов о нарушении приема порожних вагонов.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, суд признал исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в вышеуказанных случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
По условиям заключенного между истцом и ответчиком Договора №325/2 от 27.03.2017 Владелец уплачивает Перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от Владельца в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от Владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства «Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения», утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 №127-т/1 (подпункт «в» пункта 14).
В соответствии с абзацем 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 №26 (далее – Правила МПС РФ от 18.06.2003 №26) основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Из приведенного нормативного и договорного регулирования следует, что при начислении платы по правилам Тарифного руководства «Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения», утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 №127-т/1, истец должен доказать (1) факт нахождения вагонов на своих путях по причинам, зависящим от грузополучателя – ответчика и (2) факт того, что указанная задержка вагонов на его путях привела к нарушению расчетного срока доставки.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее – Регламент). Вышеуказанным Регламентом установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования. По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является: акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от Клиента; обращение Клиента, переданное в договоре и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту «Анализ занятости пути необщего пользования по станции ..за период ..по (номенклатура груза)», реализованной в системе ЕАСАПР.
В целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от Клиента, на станции назначения также ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования – на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности Клиента, может использоваться анализ занятости пути необщего пользования по приложению №2 к настоящему Регламенту. Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного анализа (пункты 4.2.1-4.2.3 Регламента).
Ограничившись указанием в исковом заявлении на нарушение ответчиком технологических сроков оборота вагонов на путях, истец не раскрыл в полной мере обстоятельства, связанные с причинами нахождения вагонов на путях общего пользования на промежуточной станции, не произвел анализ причинно-следственной связи между задержкой поезда перевозчиком и допущенным ответчиком превышением технологических сроков.
Из системного толкования статьи 39 Устава, пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пункта 2.4 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 г. N 127-т/1, Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р, следует, что по требованию о взыскании платы за нахождение вагонов на пути необщего пользования подлежат исследованию:
- фактический технологический срок оборота вагонов на момент задержки поезда;
- невозможность приема спорного железнодорожного состава станцией назначения по причине нарушения Портом технологического срока оборота вагонов;
- отсутствие технической возможности накопления вагонов на станции назначения;
- нарушение расчетного срока доставки груза по вышеуказанным причинам;
- сохранение причин задержки поезда вплоть до истечения расчетного срока доставки груза.
При этом само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2019 по делу №А32-16720/2018; постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.09.2019 по делу №А32-14242/2018 и др.).
Однако, анализ занятости путей ответчика, анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования истцом не представлен, а материалы дела не содержат доказательства соблюдения процедуры документального оформления причин задержки вагонов с соответствии с Регламентом оформления документов (обращение уполномоченного работника станции о необходимости задержки вагонов в пути следования; акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от Клиента и т.п).
В соответствии с абзацем 5, 7 пункта 4.7 Правил МПС РФ от 18.06.2003 №26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования.
Судом установлено, что согласно представленным истцом актам общей формы №3672, 3748 о начале и окончании задержки с 14 час.24 мин. 08.09.18 до 02 час. 02 мин. 14.09.18, спорные вагоны находились на станции Полтавская СКВ по причинам, зависящим от грузополучателя.
Однако, согласно актам №№ 3672, 3748 вагоны прибыли на станцию Полтавская СКВ – 07.09.18 в 23.19 мин., т.е. спорные вагоны находились на станции Полтавская до момента задержки уже 15 час.41 мин. по причинам, не зависящим от ответчика.
На станции Новороссийск составлены акты общей формы №19/32611, 19/32612, 19/32613 от 16.09.18г о продлении сроков доставки вагонов, следующих по отправкам №№ЭЬ588937, ЭЬ586358,ЭЬ587654 - с 04.09.18 до 07.09.18г. Согласно актам общей формы итоговый срок доставки спорных вагонов был увеличен перевозчиком, в том числе на 4 суток с 04.09.18 по 07.09.18г. в связи с их задержкой на станции БАТАЙСК СКВ ( станции отправления вагонов) по причине: в связи отсутствием (ожиданием) локомотива, не принадлежащего перевозчику, о чем станцией Батайск оформлены акты общей формы №6/17373 от 04.09.18, № 6/17390
Следует вывод, что вагоны, задержанные истцом в составе поезда с индексом 5100-844-5209 на промежуточной станции Полтавская СКВжд 08.09.18 в 14 минут 24 часов, до этого простояли длительное время на станции Батайск, поэтому фактически срок доставки был нарушен в связи с простоем вагонов по причинам, зависящим от перевозчика. Кроме того, истец не учел, что согласно плану подвода поездов, истцом подвод поезда с индексом 5100-844-5209 был запланирован на 18-00 час.13.09.2018 г. но не подведен. В этой части начисление платы произведено истцом неправомерно, требование о её взыскании удовлетворению не подлежит.
Вагоны , задержанные истцом в составе поезда с индексом 5100-844-5209 на промежуточной станции Полтавская СКВжд 08.09.18 в 14-24 час, согласно приложению №1 к договору №325/2 от 27.03.2017, определяющему перерабатывающую способность 3-х районов Порта ( Восточный, Центральный и Западный), следовали в адрес ПАО «НМТП» с грузом – слябы ( станция отправления Батайск) для выгрузки на Центральном районе Порта. Согласно пункту 4 Договора №325/2 - Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению, с учетом интервалов подач по заявкам Владельца.
В соответствии с пунктом 6 Договора №325/2 в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 г. к Договору:
- передача вагонов с экспортными грузами на пути необщего пользования Владельца производится по заявке Владельца в размере единовременной подачи (не более 30-ти единиц) интервалами подач, установленными по каждому району Владельца в отдельности, т.ч. - Центральный район, включая ТНРС - 2,2 часа (2 часа 15 мин.)
- вагоны, поданные перевозчиком на железнодорожные выставочные пути, передаются Перевозчиком и считаются переданными Владельцу с момента окончания проведения приемосдаточных операций, но не ранее наступления очередного интервала подачи.
- вагоны, поданные Перевозчиком ранее наступления интервала подачи, считаются переданными Владельцу, по наступлению очередного интервала подачи, с момента окончания проведения приемосдаточных операций. При подаче вагонов Перевозчиком на железнодорожные вставочные пути Владельца позднее срока начала интервала подачи, вагоны считаются переданными Владельцу с момента фактической подачи вагонов Перевозчиком и проведения приемо-сдаточных операций.
- вагоны, поданные Перевозчиком на выставочные пути Владельца без заявки, считаются не переданными Владельцу. Вагоны, поданные без заявки, передаются Владельцу, по истечению периода, равному сроку оборота вагонов установленного п.11 настоящего договора, с момента фактической подачи.. При этом, следующий интервал подачи начинается с момента фактической уборки таких вагонов Владельцем с выставочных путей.
Таким образом, срок оборота вагонов зависит от выполнения железнодорожным перевозчиком условий передачи вагонов на пути необщего пользования и приема вагонов на выставочные пути и в случае нарушения условий, определенных в договоре, которым регулируются отношения сторон, норма срока оборота вагонов не может быть выполнена.
В нарушение условий договора ни одно из выше перечисленных условий не было соблюдено при передаче вагонов ответчику и расчете времени нахождения вагонов у ответчика. Таким образом, расчет срока оборота, указанный в ведомостях, подписанных ответчиком с возражениями, был произведен не корректно.
Все ведомости подачи и уборки вагонов, представленные истцом в материалы дела, со стороны ПАО «НМТП» подписаны (согласованы) и переданы порту без учета интервалов подач, что нарушает договор №325/2».
Представленный ответчиком в материалы дела, сравнительный анализ ведомостей подачи и уборки вагонов показывает, что время фактической подачи вагона (до наступления интервала) истец включает в технологической срок его оборота.
Согласно пункту 4.5. Правил эксплуатации путей необщего пользования - Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Ответчиком в материалы дела представлены памятки формы ГУ-45 на подачу вагонов на выставочные пути для выгрузки на Центральном районе в спорный период №№36572, 36586, 36617, 36648, 36649, 36665, 36666, 36683, 36685, 36728, 36744, 36745, 36748, 36752, 36758, 36765, 36779, 36786, 36787, 36804, 36809, 36842, 36858, 36868, 36869, 36874, 36896, 36897, 36900, 36936, 36913, 36915, 36939, 36942, 36949, 36989, 36990, 37000, 37035, 37054, 37061, 37067, 37069, 37071, 37073, 37102, 37104, 37115, 37116, 37124, 37144, 37157, 37173, 37174, 37202, 37203, 37204, 37222, 37230, 37255, 37259, 37265, 37269, 37275, 37292, 37298, 37299, 37324, 37342, 37344, 37345, 37346, 37364, 37368, 37383, 37413, 37439, 37440, 37446, 37449, 37459, 37484, 37485, 37477, 37478, 37508, 37510, 37513, 37523, 37556, 37558, 37574, 37599, 37601, 37617, 37630, 37646, 37649, 37687,37688, 37689, 37706, 37717, 37729, 37741, 37760, 37762, 37803, 37845, 37849, 37853, 37854.
Номера памяток на подачу вагонов указываются в графе 3 ведомостей на подачу и уборку вагонов. Из памяток на подачу вагонов, данные о подаче вагонов на выставочные пути вносятся перевозчиком ( истцом) в ведомости на подачу и уборку вагонов
Представленные ответчиком памятки так же содержат возражения отвечтика о несогласии с указанным истцом временем передачи вагонов ( времени принятия вагонов на ответственность порта), от которого начинается отсчет времени нахождения вагонов на путях необщего пользования. Содержание памяток, подписанных ответчиком с возражениями, показывает, что неверное указание истцом времени передачи вагонов на ответственность Порта, с которого начинается отсчет технологического срока оборота вагонов у ответчика, имеют место во всех ведомостях подачи и уборки вагонов, на которые ссылается истец.
Судом установлено, что, спорные вагоны в количестве 15 единиц, следовавшие в адрес ответчика в составе поезда с индексом 6110-589-5209 были задержаны истцом на станции Лихая СКВ 10.09.18 в 02-34 мин., о чем станцией Лихая оформлен акт общей формы №4/55591.
В подтверждение нарушения срока доставки 15 вагонов, следовавших в составе поезда с индексом 5100-868-5210, истцом представлены дорожные ведомости №№ ЭЬ462481, ЭЬ461601, ЭЬ462700, ЭЬ462897, ЭЬ462834, ЭЬ455115, ЭЬ454961, ЭЬ454798, ЭЬ454057, ЭЬ454625, ЭЬ454297, ЭЬ460671, ЭЬ460599, ЭЬ460463, Э454477.
Согласно данным ведомостям срок доставки груза – 10.09.2018
Фактически груз прибыл на станцию назначения Новороссийск 12.09.2018.
Согласно, представленному истцом акту общей формы станции Лихая об окончании задержки №4/55601 от 10.09.2018 в 03-35 час, спорные вагоны находились на станции Лихая СКВ - 1 час. 01 мин. по причинам, зависящим от грузополучателя.
Однако, истец необоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что согласно актам №№ 4/55591, 4/55601 спорные вагоны прибыли на станцию Лихая СКВ - 08 09.18 в 23 часов 41 минут и находились на станции Лихая до момента задержки уже 28 часов16 минут по причинам, не зависящим от ответчика. Данное обстоятельство подтверждается актом общей формы №4/55590, оформленным станцией Лихая о задержке всех, следующих в составе вагонов – 56 ед.- с 08.09.18 23 час. 41 мин до 10.09.18г. 02 час.32 мин. Согласно акту общей формы итоговый срок доставки спорных вагонов был увеличен перевозчиком в том числе на 2 суток с 08.09.18 по 10.09.18 в связи с их задержкой на станции Лихая СКВ в связи отсутствием (ожиданием) локомотива, не принадлежащего перевозчику.
Поскольку фактически срок доставки был нарушен в связи с простоем вагонов на станции Лихая 28 часов16 минут в связи с ожиданием локомотива, постольку причиной нарушения срока доставки не могла явиться задержка поезда на ст.Лихая на 1 час.01 мин по вине ПАО «НМТП». В этой части начисление платы произведено истцом неправомерно, требование о её взыскании удовлетворению не подлежит.
Спорные вагоны следовали со ст. Новотроицк на ст. Новороссийск СКжд. Расстояние от станции отправления до станции назначения – 2344 км.
Согласно п.2.2 «Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом» нормативный срок доставки определяется исходя из норм суточного пробега вагонов в километрах на весь путь следования.
Пунктом 2.2.1 установлена норма суточного пробега в километрах при перевозке грузовой скоростью повагонных отправок, контейнеров и мелких отправок в зависимости от расстояния перевозки – при расстоянии перевозки от 2000 км до 2999 км норма суточного пробега 330 км.
Расстояние от ст. Лихая СКВжд ( станция задержки) до ст.Новороссийск СКжд (станция назначения) составляет 529 км.
Учитывая эти обстоятельства, поезд с индексом 6110-589-5209, задержанный на ст.Лихая 10.09.18, не мог быть доставлен истцом в установленный срок 10.09.18, а именно до истечения срока доставки. Истец своими действиями способствовал увеличению срока доставки спорного подвижного состава.
Истцом были нарушены обязательства, предусмотренные пунктом 9 Договора №325/2 от 27.03.2017 в редакции дополнительного соглашения от 04.04.2018 к Договору, согласно которому – готовые к уборке вагоны, принимаются перевозчиком с выставочных путей Центрального района, ТНРС в течение 2,2 часа ( 2 часа 15 мин) после получения Перевозчиком уведомления от Владельца о готовности вагонов к уборке. Так же, соответствии с частью 5 пункта 9 Договора в случае нахождения на соответствующем районе Владельца ранее переданных вагонов, готовых к уборке, и по этой причине невозможности приема очередной группы вагонов, время на которое произошла задержка уборки, либо приема вагонов Перевозчиком исключается из оплачиваемого времени пользования вагонами, а вагоны, находящиеся на выставочных путях, не считаются задержанными по причинам, зависящим от Владельца.
Данный факт оформляется Владельцем актом общей либо произвольной формы.
В качестве доказательства задержки приема истцом вагонов с путей ответчика на выставочные пути в период задержки состава с индексом 5100-844-5209 на промежуточной станции Полтавская СКВжд ответчик представил:
- уведомления ПАО «НМТП» о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке №6566, 6569, 6571, 6572, 6584, 6593, 6595, 6614, 6620, 6641, 6654;
- акты общей формы №1688, 1689, 1690, 1691, 1694, 1695, 1696, 1697, 1698, 1699,1700, 1704, 1705, 1706, 1707, 1708, 1709, 1710, 1712, 1713, 1718, 1719, 1720;
В актах № №1688, 1689, 1690, 1691, 1694, 1695, 1696, 1697, 1698, 1699,1700, 1704, 1705, 1706, 1707, 1708, 1709, 1710, 1712, 1713, 1718, 1719, 1720 ПАО «НМТП» указана причина их составления: «вагоны простаивают на путях порта по причине неприема станцией». Согласно представленных актов порожние вагоны находились на выставочных путях Порта от 2-х до 9 часов сверх времени, установленного договором – 2 часа 15 мин.
Акты подписаны представителем перевозчика с возражениями следующего содержания: «вагоны выводятся локомотивом порта, за простой вагонов станция ответственности не несет».
Ответчик представил выписку из утвержденной ПАО «НМТП» и согласованной ОАО «РЖД» «Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ПАО «НМТП», примыкающих к станции Новороссийск СКЖД» от 05.10.2017 (далее - инструкция).
В соответствии с пунктом 2.9. Инструкции: «Въезд маневрового состава на станцию осуществляется по разрешающему показанию маневрового светофора с пути выезда, указанию дежурного по посту ЭЦ-3, переданному по радиосвязи».
В соответствии с пунктом 1.9 Инструкции: «Приемосдаточные операции с вагонами в техническом и коммерческом отношении производятся на выставочных путях парка «Портовый» по указанию дежурного по парку «Портовый».
Таким образом, для выезда на выставочные пути парка «Портовый» станции Новороссийск, ответчику необходимо получить разрешение от представителя истца.
В связи с причинами, зависящими от истца, разрешение на вывод порожних вагонов получено не было по причинам, зависящим от истца – невозможностью их принятия. Ответчик для приема под выгрузку следующей партии вагонов для выгрузки не мог их принять на свои пути в связи тем, что порожние вагоны, готовые к уборке, занимали пути необщего пользования ответчика и препятствовали приему груженных вагонов. Данный факт повлиял на задержку спорных вагонов на промежуточной станции Полтавская СКВ жд.
Между ПАО «НМТП» и ОАО «РЖД» подписано соглашения об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок от 01.09.2018 №611/СКТЦФТО/ЭОД/ИВУ.
Согласно пункту 3.9 Соглашения - ведомости подачи и уборки вагонов формируются и рассчитывается АС ЭТРАН на основании информации, веденной уполномоченными сотрудниками ОАО «РЖД» с первичных бумажных документов (памятки приемосдатчика, актов общей формы, актов произвольной формы) подписанных Клиентом без разногласий или с учетом оговорок Клиента.
Расчет ведомости производится на основании порядка, определенного в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, заключенном между Клиентом и ОАО «РЖД».
Истец, в нарушение данного соглашения, сформировал ведомости подачи и уборки без учета оговорок ПАО «НМТП» в памятках на подачу вагонов и оформленных актов о нарушении приема порожних вагонов.
Требование о взыскании платы за нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций может быть удовлетворено лишь при доказанности указанных обстоятельств в совокупности, свидетельствующих о вине грузополучателя (Ответчика) в неприеме вагонов на станции назначения. Недостатки представленной истцом доказательственной базы, с учетом приведенной ответчиком аргументации и документов о невыполнении самим перевозчиком договорных условий подачи и уборки вагонов и договорных условий расчета технологического срока оборота вагонов, в совокупности являются основанием для отказа в удовлетворении настоящего иска. В иске следует отказать.
По правилам ст.110 АПК РФ расходы истца по уплате госпошлины возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 65, 70, 106, 110, 156, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья С.А. Баганина