ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-45048/18 от 06.05.2019 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                                     Дело № А32-45048/2018

13 мая 2019 года

Резолютивная часть объявлена 06 мая 2019 года

Полный текст решения изготовлен 13 мая 2019 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Шкира Д.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Железновой З.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление

общества с ограниченной ответственностью "Экспериментальный завод качественных сплавов", г. Москва (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г. Краснодар (ИНН <***>,
ОГРН <***>
)

о признании незаконным отказа в государственной регистрации,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: ФИО1 – доверенность от 20.12.2018 № 640,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Экспериментальный завод качественных сплавов", г. Москва (правопреемник ООО ЖК "Европейский", далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г. Краснодар (далее - Росреестр) в государственной регистрации права собственности на возведенный объект – 10) сооружения коммунального хозяйства – внеплощадочные сети водоснабжения протяженностью 26 м с кадастровым номером 23:43:0206082:1129, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Струнная, об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности общества на указанный объект.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Так указал, что Росреестр неправомерно отказал обществу в государственной регистрации права собственности на возведенный объект.

Представитель Росреестра в судебном заседании против заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве. Так указал, что действия регистрирующего органа являются обоснованными, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав в судебном разбирательстве доводы представителя Росреестра, исследовав представленные в материалы дела доказательства, установил следующее.

Как следует из материалов дела, общество на основании разрешения на строительство от 10.08.2007 № RU 2330600-447-р, выданного Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, осуществило строительство жилого комплекса "Европейский" литеры "1". "2". "3" на земельных участках общей площадью 34769 кв.м. с кадастровыми номерами 23:43:0206082:0002, 23:43:0206082:0011, расположенных по адресу: <...> в Западном округе города Краснодара.

В рамках оснащения жилого комплекса инженерными коммуникациями были проложены внеплощадочные сети водоснабжения.

Разрешениями на ввод в эксплуатацию от 14.12.2012 № RU 23306000-2085-в, от 14.12.2012 № RU 23306000-2086-в, от 14.12.2011 № RU 23306000-1733-в жилой комплекс "Европейский" был введен в эксплуатацию.

Ввиду того, что все сети инженерных коммуникаций числятся на балансе у общества, но общество не является обслуживающей сети организацией, было принято решение о безвозмездной передаче инженерных сетей в муниципальную собственность либо в собственность специализированной обслуживающей организации. В адрес главы администрации муниципального образования город Краснодар было направлено предложение о безвозмездной передаче внеплощадочных сетей водоснабжения в муниципальную собственность (письмо от 07.10.2013 № 566/13). В ответном письме
от 01.11.2013 № 40703.140 Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар затребовал правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на недвижимое имущество, то есть документы, подтверждающие право собственности застройщика на передаваемые безвозмездно сооружения инженерных коммуникаций.

Таким образом, для осуществления процедуры передачи в собственность внеплощадочных сетей водоснабжения муниципальному образованию или обслуживающей организации потребовалось оформить право собственности на сети застройщика обществу.

Заявитель подал в Росреестр пакет документов для государственной регистрации права собственности на сооружения коммунального хозяйства – внеплощадочные сети водоснабжения протяженностью 26 м с кадастровым номером 23:43:0206082:1129, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Струнная.

Уведомлением от 23.07.2018 № 23/001/001/862/2018-1050 Росреестр отказал заявителю в государственной регистрации указанного объекта по причине отсутствия разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок со ссылкой на окончание сроков договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0206082:2, 23:43:0206082:11.

Не согласившись с указанным отказом Росреестра в государственной регистрации, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Разрешая настоящее дело, суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Статья 14 Закона № 218-ФЗ содержит перечень документов являющихся основаниями для государственной регистрации права собственности, а именно: акты, договоры, свидетельства, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав.

В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Из материалов дела следует, что при обращении в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружения коммунального хозяйства – внеплощадочные сети водоснабжения протяженностью 26 м с кадастровым номером 23:43:0206082:1129, расположенный по адресу: Краснодарский край,
г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Струнная,
в качестве правоустанавливающих документов были представлены разрешения на ввод в эксплуатацию от 14.12.2012 № RU 23306000-2085-в, от 14.12.2012 № RU 23306000-2086-в, от 14.12.2011 № RU 23306000-1733-в. Однако, в представленных разрешениях на ввод в эксплуатацию указанный объект отсутствовал.

Документальных доказательств подтверждающих возникновение прав на сооружения коммунального хозяйства – внеплощадочные сети водоснабжения протяженностью 26 м с кадастровым номером 23:43:0206082:1129 обществом в материалы дела не представлено.

Также были представлены в качестве правоустанавливающих документов на земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0206082:0002, 23:43:0206082:0011, договор аренды от 12.04.2006 № 4300014338 и договор аренды от 01.09.2004 № 4300012813, срок действия которых истек 31.03.2011 и 08.06.2009, от 03.09.2007 №4300014992 для благоустройства территории срок действия истек 01.09.2009.

Однако  суду не представлено доказательств продолжения пользования данными земельными участками  обществом  после введения объектов в эксплуатацию и регистрации права собственности на объекты недвижимости собственниками, на которых расположен указанный объект, на основании договоров аренды от 12.04.2006 № 4300014338, от 01.09.2004 № 4300012813, от 03.09.2007 №4300014992, а также доказательств возобновления данных договоров аренды на тех же условиях на неопределенный срок.

Таким образом, у заявителя отсутствует право на регистрацию права собственности на сооружения коммунального хозяйства – внеплощадочные сети водоснабжения протяженностью 26 м с кадастровым номером 23:43:0206082:1129, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Струнная ввиду отсутствия правоустанавливающего документа на вышеуказанный объект; правоустанавливающего документ на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206082:1129.

С учетом изложенного суда пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с моментаего вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                                  Д.М. Шкира