ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-4534/2011 от 18.07.2011 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-4534/2011

18 июля 2011 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Руденко Ф.Г., рассмотрев в открытом судебномзаседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Роза Хутор» д. Мокшино Конаковского района Тверской области

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар

о признании незаконным и отмене постановления № 03-74-05-ОП-8 от 03.03.2011 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.35 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – доверенность л.д. 23, паспорт

от ответчика: ФИО2 – доверенность л.д. 131. удостоверение

при ведении протокола открытого судебного заседания пом. судьи Гридасовой К.С.

Установил:

ООО «Роза Хутор» д. Мокшино Конаковского района Тверской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 03-74-05-ОП-8 от 03.03.2011 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.35 КоАП РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании поддерживает заявленные требования, настаивает на их удовлетворении.

Пояснил, что 30.05.2011 уполномоченным административным органом – Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЮФО вынесено постановление о прекращении производства по административному делу по ст. 8.35 КоАП РФ в отношении заявителя по тем же объектам, т.к. отсутствует состав АП, поскольку не заявитель осуществлял застройку, что подтверждается представленными документами.

Представитель ответчика в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.

Пояснил, что именно заявитель является обладателем на праве аренды земельными участками, на которых произошло добывание объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, кроме того, при участии этого же представителя составлен протокол об АП, однако, документы представленные суду не были представлены административному органу при проведении проверки и вынесении оспариваемого постановления.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

На основании Приказа № 01.04/380 от 01.12.2010 г. «О проведении рейдовых мероприятий» 03.12.2010г. в 11 часов 10 минут государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО3 и государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ФИО4 осуществлено натурное обследование земельных участков, расположенных в квартале 43 выделах 25, 27, 28, 32; квартале 59 выделах 18, 23, 27, 29; квартале 78 выделах 6, 10 Краснополянского участкового лесничества ФГУ «Сочинский национальный парк».

В ходе натурного обследования установлено, что на земельных участках, расположенных в квартале 43 выделах 25, 27, 28, 32; квартале 5 выделах 18, 23, 27, 29; квартале 78 выделах 6, 10 Краснополянского участкового лесничества ФГУ «Сочинский национальный парк» прекращено право пользования ФГУ «Сочинский национальный парк».

На данных участках ведется строительство олимпийских объектов:

1) «Сноуборд парк вместимостью 15 тыс. зрителей, фристайл-центр вместимостью 14 тыс. зрителей с инженерной защитой к западу от плато Роза Хутор (проектные и изыскательские работы, строительство)» (п. 5 Программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта).

2) «Горная олимпийская деревня (2600 мест) (проектные и изыскательские работы, строительство)» (п. 16 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта).

Ответственным исполнителем по данным олимпийским объектам является ООО «Компания по девелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор».

На земельных участках, предоставленных для строительства олимпийского объекта «Сноуборд парк вместимостью 15 тыс. зрителей, фристайл-центр вместимостью 14 тыс. зрителей с инженерной защитой к западу от плато Роза Хутор (проектные и изыскательские работы, строительство)» на площади около 18 га произведена рубка древесно-кустарниковой растительности, поврежден верхний слой почвы, прорублены просеки под лыжные (сноуборд) спуски. Вдоль канатной линии вырыт ров шириной около 1,5 м протяженностью около 1 км. В момент обследования земельных участков производились работы по перемещению грунта с помощью строительной техники экскаватор марки «CAT».

На земельных участках, предоставленных для строительства олимпийского объекта «Горная олимпийская деревня (2600 мест) (проектные и изыскательские работы, строительство)» начато освоение. На площади около 2 га выполнены следующие работы:

- проведена рубка древесно-кустарниковой растительности;

- поврежден верхний слой почвы;

складированы порубочные остатки древесно-кустарниковой растительности;

- размещены бытовки;

- проведены работы по планировке и выравниванию земной

поверхности с помощью строительной техники.

Данные зафиксированы на цифровую фотокамеру SAMSUNG model №V8 2005894. Фототаблица прилагается.

Номера кварталов, выдела в ходе натурного обследования земельных участков, предоставленных для строительства олимпийских объектов: «Сноуборд парк вместимостью 15 тыс. зрителей, фристайл-центр вместимостью 14 тыс. зрителей с инженерной защитой к западу от плато Роза Хутор (проектные и изыскательские работы, строительство)» (п. 5 Программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта), «Горная олимпийская деревня (2600 мест) (проектные и изыскательские работы, строительство)» (п. 16 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта) определялись со слов работников Краснополянского участкового лесничества, так как рубка древесно-кустарниковой растительности произведена на обширной территории, что не дает возможности достоверно определить границы пройденных рубкой выделов.

Учитывая факт повсеместного распространения растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации на территории ФГУ «Сочинский национальный парк» в отношении ООО «Компания по девелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 03-74-05-ОП от 06.12.2010г. В ходе проведения административного расследования представлены: Проект освоения лесов лесного участка, площадью 59,0 га переданного в аренду ООО «Компания по девелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор», для строительства олимпийского объекта «Сноуборд парк вместимостью 15 тыс. зрителей, фристайл-центр вместимостью 14 тыс. зрителей с инженерной защитой к западу от плато Роза Хутор» (проектные и изыскательские работы, строительство)» в Краснополянском участковом лесничестве, квартале 59 выделах 13, 14, 17, 18, 22, 23, 24, 25, 27. 29, квартале 78 выделах 3, 4, 5. 6, 7, 8, 9, 13 лесничества «Сочинский национальный парк», Проект освоения лесов лесного участка, площадью 31,52 га переданного в аренду ООО «Компания по девелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор», для осуществления рекреационной деятельности в Краснополянском участковом лесничестве, квартале 43, выделах 14, 17, 20, 23, 29, 31, 32, 33, 44; квартале 59, выделах 10, 11,18, 19, 20, 23; квартале 78, выделах 2, 22 лесничества «Сочинский национальный парк» прошедшие государственную экспертизу проектов освоения лесов и получившие положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов. В соответствии с проектами освоения лесов на данных участках равномерно по всей площади произрастают редкие виды растений и растения, занесенные в Красную книгу РФ такие как: на лесном участке, площадью 59,0 га: Пыльцеголовник красный - 26 экз., Цикламен кавказский - 90 экз., Кандык кавказский - 177 экз., Безвременник великолепный - 122 экз., Иглица колхидская - 35 экз., Подснежник Воронова - 194, на лесном участке, площадью 31,52 га: Пыльцеголовник красный - 17 экз., Цикламен кавказский - 55 экз., Кандык кавказский - 117 экз., Безвременник великолепный - 77 экз., Иглица колхидская - 21 экз., Подснежник Воронова - 124 экз.

Натурное обследование участков и административное расследование показали, что при наличии на территории, предоставленной для строительства олимпийских объектов, растений занесенных в Красную книгу Российской Федерации, что подтверждается проектами освоения лесов, начато интенсивное их использование, с уничтожением плодородного слоя почвы. При этом растения, занесенные в Красную книгу Российской Федерации в натуре не определялись, и не принималось никаких мер по их сохранению, т.е. производилось уничтожение растений занесенных в Красную книгу Российской Федерации без Разрешения.

Заявление на получение мотивированного заключения для получения в Федеральной службе Росприроднадзора Российской Федерации разрешения на добывание объектов животного и растительного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по данным земельным участкам, в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея не поступало.

Тем самым, административным органом, установлен факт добывания объектов растительного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации квартале 43 выделах 14,17,20,23, 29, 31, 32, 33, 44; квартале 59 выделах 10, 11, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 27, 29 квартале 78 выделах 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 13, 22 Краснополянского участкового лесничества ФГУ «Сочинский национальный парк» без разрешения, выдаваемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Российской Федерации.

Таким образом, по мнению административного органа, ООО «Компания по девелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор» нарушены требования ст. 60 ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 15 Закона РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 г. № 33-ФЗ, Приказа № 9 от 02.09.2004г. «О разрешительной деятельности в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», Приказа Минприроды РФ от 30.04.2009 N 123 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации».

По данному факту 24.01.2011 должностным лицом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар (в присутствии представителя по доверенности ФИО1) составлен протокол в отношении ООО «Роза Хутор» по ст. 8.35 КоАП РФ.

03.02.2011 должностным лицом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар в отсутствие представителя общества (законный представитель ООО «Роза Хутор» уведомлен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении записью в протоколе № 03-74-05-ОП-6 от 24.01.2011 г. С указанием даты, времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, ознакомлен в протоколе под роспись представитель по доверенности № б/н от 12.01.2011г. ФИО1) вынесено постановление № 03-74-05-ОП-8 о признании ООО «Роза Хутор» виновным в нарушениях, предусмотренных ст. 8.35 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 400 тыс. руб.

ООО «Роза Хутор» не согласившись с данным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене полностью.

Принимая решение, суд исходил из следующего.

В соответствии с п.п. 6,7 ст. 210 АПК РФ, суд, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Судом установлено, что составлен протокол об административном правонарушении, вынесено обжалуемое постановление в соответствие с требованиями процессуальных норм.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статья 8.35 КоАП РФ, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.

В соответствии с частью 1 статьи 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 158 "О Красной книге Российской Федерации" изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5.3.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, установлено, что использование объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, производится лишь на основании лицензии (разрешения).

Выданные учреждению разрешения содержат сведения: о виде добываемого животного, его количестве, способе отлова, целях отлова, лица, ответственного за добывание. В качестве специального условия разрешения указано, что после получения половых продуктов живые производители сохраняются как маточное стадо. Иные условия разрешения N 56 и N 57 не содержат.

Объективная сторона добывания животных и сбора растений без разрешения, с нарушением условий, указанных в разрешении на добывание, с нарушением иного установленного порядка, может состоять в добывании их вопреки общему или специальному запрету (в случае отказа в выдаче разрешения), либо в добывании их орудиями и способами, не обеспечивающими избирательность действия и не снижающими нанесение физических и психических травм животным, либо в нарушении условий добывания по возрасту, срокам и иным показателям, либо в добывании для других целей, а не для содержания в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу, либо не для целей научной работы, например, по восстановлению популяций редких растений, а для иных, непредусмотренных разрешением, а также в нарушении порядка их выпуска в естественную природную среду, представлении пользователем неверных данных в документах.

Следовательно, для привлечения к административной ответственности по статье 8.35 Кодекса следует установить факт добывания растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, без надлежащего разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка.

В соответствии с пунктами 4 - 6 Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.1997 N 13 в редакции постановления от 22.04.2009 N 351, лица, получившие разрешения, регистрируют их в территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; по факту каждого добывания на месте составляется акт с указанием количества добытых объектов животного мира, времени, места, орудий добывания, фамилий лиц, ответственных и привлеченных для добывания; разрешение с отметкой территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и отчет о результатах добывания возвращаются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в 2-месячный срок после окончания срока действия разрешения.

Согласно материалам административного дела, натурное обследование участков и административное расследование показали, что при наличии на территории, предоставленной для строительства олимпийских объектов, растений занесенных в Красную книгу Российской Федерации, что подтверждается проектами освоения лесов, начато интенсивное их использование, с уничтожением плодородного слоя почвы. При этом растения, занесенные в Красную книгу Российской Федерации в натуре не определялись, и не принималось никаких мер по их сохранению, т.е. производилось уничтожение растений занесенных в Красную книгу Российской Федерации без Разрешения.

Заявление на получение мотивированного заключения для получения в Федеральной службе Росприроднадзора Российской Федерации разрешения на добывание объектов животного и растительного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по данным земельным участкам, в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея не поступало.

В силу ч. 1 ст. 65 и ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Однако ответчиком не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.35 КоАП РФ.

Судом установлено и подтверждается представленными заявителем в материалы дела документами, что обязанность по получению соответствующего разрешения возложена на лицо, осуществляющего деятельность, в ходе которой планируется добывание указанных объектов.

Между ООО «Роза Хутор» и ООО «СК «Стройпрофи» 16.10.2008 г. заключен договор генерального подряда № 67-08 РХ по строительству олимпийских объектов, предусмотренных пунктами 16 и 5 Программы.

Таким образом, Общество самостоятельно не осуществляет действий по строительству объектов на указанных территориях, а соответственно и деятельности, в ходе которой планируется добывание объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

В этой связи, разрешение необходимо ООО «СК «Стройпрофи», что подтверждается разъяснением Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 20.05.2011 г. № 05-08/2541 в отношении лиц, ответственных за получение разрешения на добывание объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

В дело представлены документы, позволяющие сделать вывод о том, что Общество не является субъектом вменяемого правонарушения и не несет обязанности по получению разрешения на добывание объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (договор генерального подряда 16.10.2008 г. № 67-08 РХ, разъяснение Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 20.05.2011 г. № 05-08/2541).

Департаментом Росприроднадзора по ЮФО 17.05.2011 г. в отношении ООО «Роза Хутор» было вынесено Определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренным ст. 8.35. КоАП РФ), и проведения административного расследования №00342/4/2011.

В ходе административного расследования ООО «Роза Хутор» письмом от 24.06.2011 г. № 328/11-СФ были представлены договор генерального подряда от 16.10.2008 г. № 67-08 РХ по строительству олимпийских объектов, предусмотренных пунктами 16 и 5 Программы и разъяснения Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 20.05.2011 г. № 05-08/2541.

На основании указанных документов, по результатам административного расследования Департаментом Росприроднадзора по ЮФО установлено, что согласно указанного договора, а также дополнительного соглашения № 2 от 17.09.2009 г. ООО «СК «СТРОЙПРОФИ» обязано получить разрешения и согласовать производство работ (п. 7.2.), выполнить на строительной площадке необходимые нормы и правила противопожарных и взрывобезопасных мероприятий, а также мероприятия по технике безопасности, охране окружающей среды (п. 7.7), пересадку краснокнижных видов древесных и кустарниковых растений, попадающих под уничтожение (п. 10-1), в связи с чем, 30.05.2011 г. вынесено Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Роза Хутор» в связи с отсутствием состава административного правонарушения по ст. 8.35 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, суд считает, требования заявителя о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г. Краснодар № 03-74-05-ОП-8 от 03.02.2011 г. о привлечении ООО «Роза Хутор», д. Мокшино Конаковского района Тверской области к административной ответственности по ст.8.35 КоАП РФ подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. 4, 6.1, 27, 65, 71, 134-137, 153, 167-170, 176, 189, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, г.Краснодар №03-74-05-ОП-8 от 03.02.2011г. о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Роза Хутор», д.Мокшино Конаковского района Тверской области к административной ответственности по ст.8.35 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Ф.Г. Руденко