ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-4595/2011 от 11.07.2011 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

  350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

г. Краснодар Дело № А32-4595/2011

15 июля 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2011г.

Полный текст решения изготовлен 15 июля 2011г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Бондаренко И.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Массалитовой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ООО «КЛААС», г. Краснодар,

к Краснодарской таможне, г. Краснодар

о признании недействительным решения

при участии:

от заявителя: ФИО1, паспорт, по доверенности

от заинтересованного лица: ФИО2, удостоверение, по доверенности,

при ведении аудиозаписи заседания.

У С Т А Н О В И Л  :

ООО «КЛААС» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне о признании недействительным решения Краснодарской таможни от 18.02.2011 об исключении ООО «КЛААС» из Реестра владельцев складов временного хранения.

Представитель заявителя в судебном заседании представил ходатайство об изменении заявленных требований, просит признать недействительным Приказ Краснодарской таможни №167 от 18 февраля 2011 «Об исключении из реестра владельцев складов временного хранения ООО «КЛААС».

Ходатайство рассмотрено и удовлетворено судом на основании ст. 49 АПК РФ.

Представитель заинтересованного лица поддержал высказанные ранее возражения, просит в удовлетворении требований отказать.

Судом в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 11.07.2011 до 9.30.

После перерыва судебное заседание продолжено в присутствии тех же представителей лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается по правилам ст. 200 АПК РФ.

Судом установлено следующее.

ООО «КЛААС» является дочерним предприятием немецкой компании CLAASв г. Краснодаре, занимается производством самоходной зерноуборочной техники, в том числе комбайнов и тракторов и зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1032307175670, ИНН юридического лица – 2312104023.

В связи с большим объемом ввозимых крупногабаритных комплектующих с целью уменьшения стоимости готовых изделий общество приняло решение об учреждении на территории завода склада временного хранения.

12 февраля 2010 года ООО «КЛААС» обратилось в Краснодарскую таможню с заявлением о включении общества в реестр владельцев СВХ (исх. № 0041).

Краснодарская таможня решением от 27.02.2010 г. № 09-04/4137 отказала ООО «КЛААС» во включении ООО «КЛААС» в Реестр владельцев таможенных складов и реестр владельцев складов временного хранения.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2010 по делу № А-32-13591/10-19/402 суд признал незаконным Решение Краснодарской таможни № 09-04/4137 от 27.02.2010 г. об отказе во включении ООО «КЛААС» в Реестр владельцев таможенных складов и Реестр владельцев склада временного хранения. Обязал Краснодарскую таможню устранить нарушенное право ООО «КЛААС», город Краснодар, включив в Реестр владельцев таможенных складов и Реестр владельцев склада временного хранения.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 решение суда от 19.10.2010 оставлено без изменения.

18.02.2011 Краснодарской таможней принято решение о включении ООО «КЛААС» в Реестр владельцев складов временного хранения путем выдачи свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения № 10309/200130 от 18.02.2011г.

18.02.2011 Краснодарской таможней принято решение об исключении ООО «КЛААС» из Реестра владельцев складов временного хранения со ссылкой на п.п. 1 ст. 25 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, ст. 57, 70, 322 Федерального Закона РФ от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В обоснование принятого решения об исключении ООО «КЛААС» Краснодарская таможня ссылается на то, что на день выдачи свидетельства о включении в Реестр владельцев СВХ № №10309/200130 от 18.02.2011 в Краснодарской таможне отсутствовали сведения о выполнении обществом обязательного требования о внесении обеспечения уплаты таможенных платежей.

ООО «КЛААС» не согласилось с вынесенным Приказом Краснодарской таможни №167 от 18 февраля 2011 (с учетом ходатайства об изменении заявленных требований), что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В случае установления названных обстоятельств арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного акта недействительным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено следующее. Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Согласно части 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Статьей 26 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что владелец склада временного хранения - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 24 настоящего Кодекса. Юридическое лицо признается владельцем склада временного хранения после включения в реестр владельцев складов временного хранения. Порядок включения в реестр владельцев складов временного хранения и исключения из этого реестра определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

Порядок включения в реестр владельцев складов временного хранения и исключения из реестра определен Приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 31.10.2007 № 1352 «Об утверждении административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения реестра владельцев воженных складов и реестра владельцев складов временного хранения» (в ред. Приказов ФТС РФ от 20.10.2009 N 1914, от 26.02.2010 N 373) - далее «Приказ».

Согласно пункту 2 Приказа исполнение государственных функций по ведению реестров осуществляется ФТС России в соответствии с главами 3, 12 и 19 Таможенного кодекса Российской Федерации, подпунктами 5.2.1, 5.2.5, 5.3.8 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459 «О Федеральной таможенной службе».

Судом установлено, что 18.02.2011, на основании постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011, Краснодарской таможней принято решение о включении ООО «КЛААС» в Реестр владельцев складов временного хранения путем оформления свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения № 10309/200130 от 18.02.2011.

18.02.2011 Краснодарской таможней принято решение об исключении ООО «КЛААС» из Реестра владельцев складов временного хранения, отраженное в оспариваемом приказе.

Пунктом 67 Приказа установлено, что юридическое лицо подлежит исключению из Реестра СВХ в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Исключение из Реестра СВХ оформляется приказом таможни, выдавшей свидетельство, в котором указывается дата прекращения действия свидетельства. Таможня письменно информирует владельца склада временного хранения о причинах принятия такого решения не позднее следующего рабочего дня после его принятия. При этом владелец склада временного хранения обязан в семидневный срок представить в таможню полный отчет о товарах, хранящихся на складе. Форма отчета приведена в приложении N 15 к настоящему Административному регламенту. Отчет представляется на бумажном носителе или в электронном виде.

Принятию решения об исключении общества из Реестра владельцев СВХ должна предшествовать процедура отзыва свидетельства.

Согласно пункту 67 Приказа отзыв свидетельства влечет исключение юридического лица из Реестра СВХ, которое осуществляется в порядке, установленном пунктами 62-66 Административного регламента.

Согласно пункту 63 Приказа решение об отзыве свидетельства о включении в Реестр СВХ оформляется приказом таможни и доводится до сведения юридического лица, в отношении которого такое решение принято, в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее дня, следующего за днем его принятия (приложение N 13). Данное решение вручается руководителю или иному уполномоченному представителю владельца склада временного хранения (при наличии документов, подтверждающих полномочия указанных лиц) под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого решения. Если указанные лица уклоняются от получения такого решения, оно направляется по почте заказным письмом. Решение об отзыве свидетельства вступает в силу по истечении 15 дней со дня вынесения такого решения.

Со дня вступления в силу решения об отзыве свидетельства о включении в Реестр СВХ владелец склада временного хранения подлежит исключению из Реестра СВХ в порядке, установленном настоящим Административным регламентом.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что доказательства принятия решения об отзыве свидетельства, с соблюдением предусмотренных сроков, суду не представлены, доказательства надлежащего уведомления заявителя об отзыве свидетельства в материалах дела отсутствуют, суд считает, что Приказ Краснодарской таможни №167 от 18 февраля 2011 «Об исключении из реестра владельцев складов временного хранения ООО «КЛААС» вынесен с существенными нарушениями, касающимися порядка принятия, предусмотренными действующим законодательством.

Пунктом 67 Приказа установлено, что юридическое лицо подлежит исключению из Реестра СВХ в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации:

- по желанию указанного лица со дня, следующего за днем получения таможенным органом заявления лица в письменной форме об исключении из соответствующего реестра;

- по истечении срока действия свидетельства;

- при принятии решения об отзыве свидетельства со дня вступления в силу такого решения;

- при ликвидации юридического лица со дня, следующего за днем внесения регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц;

- при прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации, за исключением его преобразования, со дня, следующего за днем, когда реорганизация юридического лица считается завершенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц.

В обоснование принятия решения об исключении общества из Реестра владельцев СВХ Краснодарская таможня ссылается на отсутствие в таможне на момент принятия данного решения подтверждения выполнения обществом обязательного требования о внесении обеспечения уплаты таможенных платежей.

В сопроводительном письме от 18.02.2011 г. «О принятых решениях» № 10.2-04/3648 Краснодарская таможня в обоснование принятия решения об исключении общества из реестра владельцев СВХ ссылается на отсутствие в таможне на момент принятия решения (то есть по состоянию на 18.02.2011) подтверждения выполнения требования о внесении обеспечения уплаты таможенных платежей.

Действовавший Таможенный Кодекс РФ в статье 109 предусматривал в качестве необходимого условия включения в Реестр владельцев складов временного хранения - обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 Кодекса. Данное условие не предусмотрено в Таможенном Кодексе Таможенного Союза.

В соответствии со статьей 85 главы 12 «Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов» Таможенного Кодекса Таможенного Союза предусмотрены общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Так, исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в следующих случаях:

1) перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

2) изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств - членов таможенного союза;

3) помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории;

4) при выпуске товаров в соответствии со статьей 198 настоящего Кодекса;

5) иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, международными договорами и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

Статьей 25 ТК ТС предусмотрены основаниями для исключения юридического лица из реестра владельцев складов временного хранения:

1) несоблюдение условий включения в реестр владельцев складов временного хранения, установленных в подпунктах 1), 2) и 5) пункта 1 статьи 24 настоящего Кодекса;

2) несоблюдение владельцем склада временного хранения обязанностей, предусмотренных в подпунктах 1) - 5), 7) и 8) статьи 26 настоящего Кодекса;

3) заявление владельца склада временного хранения об исключении его из реестра владельцев складов временного хранения;

4) ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;

5) реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

С учетом изложенного, необходимость обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов и в счет обеспечения уплаты таможенных платежей иметь на счету денежные средства не предусмотрена действующим Таможенным Кодексом Таможенного Союза в качестве обязательного условия для включения в Реестр владельцев СВХ.

Отсутствие на лицевом счете юридического лица денежных средств в счет обеспечения уплаты таможенных платежей также не предусмотрено действующим ТК ТС и в качестве основания для исключения из Реестра владельцев СВХ.

Вместе с тем, согласно свидетельства №10309/200130 о включении ООО «КЛААС» в Реестр владельцев временного хранения от 18.02.2011 у заявителя имелся денежных залог в размере 2500 000 рублей. С учетом изложенного, доводы таможенного органа судом во внимание не принимаются, поскольку документально не подтверждены.

Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Заявитель представил суду доказательства несоответствия оспариваемого приказа действующему законодательству и нарушение ими его прав и имущественных интересов.

Заинтересованное лицо, в свою очередь, не доказало суду, что оспариваемый приказ вынесен в соответствии с действующим законодательством РФ.

При таких обстоятельствах, требования заявителя, с учетом заявленного ходатайства, подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя в возмещение понесенных расходов.

Руководствуясь ст.ст. 27, 29, 49, 64-69, 110, 156, 167-171, 176, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Ходатайство заявителя об изменении заявленных требований удовлетворить.

Признать недействительным приказ Краснодарской таможни от 18.02.2011 №167 «Об исключении из реестра владельцев складов временного хранения ООО «КЛААС» как несоответствующий действующему таможенному законодательству Российской Федерации.

Взыскать с Краснодарской таможни, г.Краснодар в пользу ООО «КЛААС», г.Краснодар 2000 руб. в возмещение расходов заявителя по уплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья И.Н. Бондаренко