ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-46893/14 от 14.01.2016 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-46893/2014

19.01.2016 г.

Резолютивная часть решения оглашена 14.01.2016 г.

Решение в полном объеме изготовлено 19.01.2016 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самко В.В,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Департамента молодежной политики Краснодарского края, г. Краснодар

к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Новороссийск

третье лицо ГБУ «Молодежный центр «Инвентум»

о признании

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО2 – представитель по доверенности от 02.03.2015;

от ответчика: не явились, уведомлены;

от третьего лица: не явились, уведомлены;

установил:

Департамент молодежной политики Краснодарского края, г. Краснодар обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Новороссийск с требованиями:

1. Признать договор о предоставлении гранта в форме субсидии от 27 декабря 2013 года № 11-13, заключенный между департаментом молодежной политики Краснодарского края и индивидуальным предпринимателем ФИО1, недействительным.

2. Применить последствия недействительности сделки, а именно взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***> ОГРНИП <***>) сумму гранта в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей в пользу департамента молодежной политики Краснодарского края (доход краевого бюджета).

Истец настаивает на требованиях.

Ответчик, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора в судебное заседание не явился, отзыв на иск не представил, требования истца по существу и сумме не оспорил.

Третье лицо, уведомленное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора в судебное заседание не явилось. В отзыве на иск поддержало исковые требования.

По делу объявлен перерыв на 30 минут, после завершения которого, судебное заседание продолжено. Стороны и их представители в судебное заседание после окончания перерыва не явились, дополнительных документов и ходатайств не представили.

При указанных обстоятельствах спор рассматривается по правилам ст. 156 АПК РФ в отсутствие сторон по имеющимся материалам дела.

Суд, проведя предварительное судебное заседание и судебное заседание в соответствии со ст.ст. 135-137 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке ст.ст. 1, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 18, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 75, 81 АПК РФ, пришел к следующему выводу.

Как видно из материалов дела, в рамках ведомственной целевой программы реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае «Молодежь Кубани» на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 ноября 2010 года №1040 «Об утверждении ведомственной целевой программы реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае «Молодежь Кубани» на 2011-2013 годы» в соответствии с Порядком предоставления грантов в форме субсидий индивидуальным предпринимателям, участникам проекта «Бизнес-старт» в 2013 году, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 декабря 2013 года № 1429, приказами департамента молодежной политики Краснодарского края от 11 января 2013 года № 4 «О реализации плана мероприятий департамента молодежной политики Краснодарского края в 2013 году по ведомственной целевой программе реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае «Молодежь Кубани» на 2011-2013 годы», от 16 декабря 2013 года № 641 «Об утверждении форм отдельных документов в рамках реализации проекта «Бизнес-старт» в 2013 году» между Департамента молодежной политики Краснодарского края и ИП ФИО1 был заключен договор о предоставлении гранта в форме субсидии от 27 декабря 2013 года № 11-13.

Предметом договора, согласно п. 1.1. является предоставление гранта в форме субсидии департаментом ответчику на осуществление расходов, связанных с созданием и развитием собственного бизнеса при соблюдении ответчиком условий договора и требований Порядка.

В соответствии с п. 5.3. договора получатель субсидии несет ответственность за достоверность представленных документов и сведений, соблюдение условий и целей оказания государственной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательство департамента по перечислению на расчетный ответчика субсидии в размере 40 000 рублей, указанной в п. 2.1. договора выполнено, что подтверждается платежным поручением № 9256780 от 27 декабря 2013 года.

Согласно п. 2.1. Порядка предоставления грантов, претендовать на получение субсидии в рамках порядка предоставления грантов могут участники проекта «Бизнес- Старт» в 2013 году – молодые граждане РФ, проживающие и имеющие постоянную регистрацию на территории Краснодарского края, а также отвечающие следующим требованиям: - возраст претендента на получение субсидии на день подачи заявки на получение субсидии – от 18 до 30 лет; - прохождение в рамках Проекта обучающих тренингов по основам предпринимательской деятельности и бизнес – планированию, разработка бизнес-плана, представление его на конкурс бизнес-планов; - регистрация в качестве индивидуального предпринимателя на территории Краснодарского края с условиями наличия у претендента на получение субсидии одного или нескольких видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, соответствующих разработанному в рамках проекта «Бизнес-плана».

При этом, претенденты на получение субсидии должны быть зарегистрированы в установленном порядке на территории Краснодарского края в качестве индивидуальных предпринимателей, относиться к субъектам малого или среднего предпринимательства, соответствовать требованиям, указанным в статьях 3, 4 и 14 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и соответствовать порядку предоставления грантов.

Согласно бизнес-плану, разработанному Ответчиком в рамках реализации проекта «Бизнес-старт» в 2013 году, на дату подачи заявки на получение субсидии, а именно 18 декабря 2013 года, Ответчик осуществлял деятельность в сфере досуга для населения.

Между тем, 08.07.2014 в Департаменте молодежной политики Краснодарского края была проведена выездная проверка Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по отдельным вопросам финансово- хозяйственной деятельности. По результатам проверки был составлен заключение выездной проверки от 08 июля 2014 года.

В соответствии с заключением по результатам проведения внеплановой Проверки установлено, что на момент рассмотрения заявок от претендентов на получение субсидии Ответчик не соответствовал требованиям, установленным п. 2.1 Порядка, в части наличия у претендента на получение субсидии одного или нескольких видов экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, соответствующих разработанному в рамках проекта «Бизнес - старт» бизнес-плану.

Таким образом, ответчик должен был зарегистрировать деятельность в сфере досуга для населения.

При этом, в соответствии с п. 3.3. Порядка предоставления грантов ответчиком была предоставлена выписка из ЕГРИП от 17.12.2013, согласно которой ответчик на дату подачи заявки на получение субсидии мог только осуществлять деятельность в соответствии с кодами по 74.81 «Деятельность в области фотографии», 92.34.3 «Прочая зрелищно-развлекательная деятельность, не включенная в другие группировки». Однако, данный код ОКВЭД не включает в себя виды деятельности согласно представленному ответчиком проекта «Бизнес-плана», поскольку в проекте «Бизнес- плана» основной вид услуги – «деятельность в сфере досуга для населения».

Истец, полагая, что предприниматель не имел права на получение гранта, а Департамент молодежной политики Краснодарского края не имел права заключать с ответчиком договор о предоставлении гранта в форме субсидии, считает, что данные обстоятельства дают основания для признания спорного договора недействительным с применением последствий недействительности сделки, путем взыскания с ответчика выделенной суммы субсидии.

Перед обращением в суд с настоящим иском, Департамент молодежной политики Краснодарского края направил в адрес предпринимателя. претензионное письмо с требованием в соответствии с п.п. 4.3, 4.4 договора произвести возврат предоставленного гранта в полном объеме в краевой бюджет Краснодарского края в течение 15 календарных дней с даты получения письма. Однако, данные требование оставлено предпринимателем без исполнения.

Изложенные обстоятельства явились основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

При вынесении решения суд руководствуется следующим.

В соответствии с п. 7 ст. 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Нормами п. 1 и 2 ст. 306.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, по условиям сделки на получение субсидии в рамках реализации проекта «Ты- предприниматель», ответчик на дату подачи заявки для получения субсидии должен был осуществлять деятельность в сфере досуга для населения и в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

В бизнес-плане ответчика в пункте 3. «Товар-продукт фирмы, формирование образа товара», есть описание услуги, которую должен был оказывать ответчик и согласно этой услуге ответчик должен был в первую очередь зарегистрировать и осуществлять деятельность по кодам ОКВЭД, которые соответствуют и непосредственно относятся к разработанному бизнес-плану ответчика.

В соответствии с подпунктом «о» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (далее - ОКВЭД), введенным в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 ноября 2001 года № 454-ст, установлено, что ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных, в том числе, с:

классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации; определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов.В соответствии с п. 3.3. Порядка Ответчик предоставил выписку из
 Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее -
 выписка из ЕГРИП) от 17 декабря 2013 года № 2580, согласно которой
 Ответчик на дату подачи заявки на получение субсидии мог осуществлять
 деятельность в соответствии с кодами по ОКВЭД 74.81 «Деятельность в
 области фотографии», 92.34.3 «Прочая зрелищно-развлекательная деятельность, не включенная в другие группировки».

Приложение А ОКВЭД содержит следующее описание группировки «Деятельность в области фотографии»:

Эта группировка включает:

деятельность в области фотографии для коммерческих целей и частных клиентов; фотосъемку, включая аэрофотосъемку; изготовление фотографий: портретных фотографий на документы, школьных и свадебных фотографий и т.п.; фотографий для рекламы, издательской продукции, журналов мод, операций с недвижимостью, для целей туризма, аэрофотоснимков; обработку фотопленок: проявление, печатание и увеличение с фотографий, негативов или кинопленок, снятых клиентами; помещение диапозитивов в рамки; пересъемку, восстановление или ретуширование фотографий.Эта группировка не включает:

аэрофотосъемку для исследовательских и изыскательских целей, см. Код ОКВЭД 74.20.34; киносъемки и обработку кинопленок, связанных с кинопроизводством и телевидением, см. Код ОКВЭД 92.11.Приложение А ОКВЭД содержит следующее описание группировки «Прочая зрелищно-развлекательная деятельность, не включенная в другие группировки»:

Эта группировка включает:

представления кукольных театров, родео, деятельность тиров и т.п. Эта группировка не включает:

прочую деятельность по организации отдыха и развлечений, см. 92.72.Таким образом, ответчик для выполнения условий сделки и заключения договора должен был в первую очередь оказывать услуги и зарегистрировать код ОКВЭД, который непосредственно бы являлся и соответствовал разработанному бизнес-плану, а уже в дополнение к первоочередной экономической деятельности ответчик мог зарегистрировать код ОКВЭД по иной деятельности.

Из установленного, суд приходит к выводу, что предприниматель не имела права на получение гранта, а Департамент молодежной политики Краснодарского края не имел права заключать с ответчиком договор о предоставлении гранта в форме субсидии.

В соответствии с п. 2. ст. 166 Гражданского Кодекса Российской Федерации требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

Согласно п.1., п.2 ст. 167 Гражданского Кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Из выше установленного и указанных положений Гражданского Кодекса Российской Федерации суд считает исковые требования истца о признании договора о предоставлении гранта в форме субсидии от 27 декабря 2013 года № 11-13 недействительным и о применении последствий недействительности сделки, в виде взыскания суммы гранта в размере 40 000 рублей, подлежащими удовлетворению, как законные и обоснованные.

Поскольку истец на основании подпункта 1.1. п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, госпошлина подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 102-110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать договор о предоставлении гранта в форме субсидии от 27 декабря 2013 года № 11-13, заключенный между Департаментом молодежной политики Краснодарского края и ИП ФИО1, недействительным.

Взыскать с ИП ФИО1 сумму гранта в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей в пользу Департамента молодежной политики Краснодарского края, г. Краснодар (доход краевого бюджета) по следующим реквизитам:

ИНН <***> КПП 230801001

Получатель: УФК по Краснодарскому краю (департамент молодежной политики Краснодарского края)

Расчетный счет: <***>

Банк получателя: Южное ГУ Банка России г. Краснодар

БИК 040349001

Назначение платежа (83421802030020100180) КЦ 260 Субс. бюд. суб. РФ на гос. под. мал. и сред. пред. Соглашение № 056-МБ-12 от 03.09.2012г. Возврат гранта ИП ФИО1.

Взыскать с ИП ФИО1 в доход Федерального бюджета РФ госпошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья Р.А. Нигоев