Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело №А32-47153/2009-33/643
19 ноября 2009г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Диденко В.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Диденко В.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Аврора», г. Туапсе
к Департаменту потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, г. Краснодар
о признании недействительным решения от 08.09.09 г. №59-4296/09-16
при участии
от заявителя: ФИО1 – директор, ФИО2 – дов. от 02.11.09 г.
от заинтересованного лица: ФИО3 – дов. от 08.09.09 г.
УСТАНОВИЛ:
ООО «Аврора», г. Туапсе обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 08.09.09 г. №59-4296/09-16 об отказе в выдаче ООО «Аврора» лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в магазине, расположенном по адресу <...> и обязании Департамента потребительской сферы и регулирования рынка Краснодарского края выдать лицензию ООО «Аврора» на розничную продажу спиртных напитков в полном ассортименте, расположенном по адресу <...>.
Заявитель в судебном заседании настаивает на удовлетворении требований.
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края возражает против удовлетворения заявленных требований.
Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил.
03.08.09 г. в департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края обратилось ООО «Аврора» с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в полном ассортименте в магазине, расположенном по адресу <...>.
12.08.09 г. департаментом проведено обследование обособленного подразделения магазина ООО «Аврора», расположенного по адресу <...> на право розничной продажи алкогольной продукции. Согласно акту обследования расстояние от входа на территорию общеобразовательного учреждения до дверей торгового объекта менее 100 метров (80 метров) по прямой.
08.09.09 г. департаментом вынесено решение №59-4296/09-16 об отказе в выдаче лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции.
Общество не согласился с решением №59-4296/09-16 от 08.09.09 г., что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявленных требований по существу суд руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 5 Закона Краснодарского края от 25.07.07 г. №1290-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции, пива и напитков» не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории Краснодарского края в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности и на прилегающих к ним территориях.
Согласно п. 2 ст. 6 Закона Краснодарского края от 25.07.07 г. №1290-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, тонизирующих слабоалкогольных и безалкогольных напитков» прилегающая территория определяется путем измерения кратчайшего расстояния по прямой линии от ближайшего входа (выхода) на объект, а если объект имеет огражденную территорию – от ближайшего входа (выхода) на нее, до ближайшего входа (выхода) в помещение, в котором располагается организация (обособленное подразделение организации), осуществляющая розничную продажу алкогольной продукции. Указанное в настоящей части кратчайшее расстояние должно быть не менее 100 метров.
Согласно акту обследования от 12.08.09 г. ООО «Аврора» расстояние от входа на территорию общеобразовательного учреждения до дверей торгового объекта менее 100 метров (80 метров) по прямой.
Довод заявителя о том, что изменения, внесенные Законодательным Собранием Краснодарского края от 03.06.09 г. №1750-КЗ в закон Краснодарского края от 25.07.07 г. №1290-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, тонизирующих слабоалкогольных и безалкогольных напитков» после определения Верховного Суда РФ от 11.03.09 г. №18-Г09-2 «О признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 2 ст. 6 закона Краснодарского края от 25.07.07 г. №1290-КЗ» противоречат федеральному закону, в связи с чем не подлежит применению, судом отклоняется ввиду следующего.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В случае установления названных обстоятельств арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного акта недействительным (часть 2 статьи 201 Кодекса).
В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено следующее. Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.11.95 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Во исполнение положений Федерального закона №171-ФЗ на территории Краснодарского края принят Закон Краснодарского края №1290-КЗ от 25.07.07 г. «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, тонизирующих слабоалкогольных и безалкогольных напитков».
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 25.07.07 г. №1290-КЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, тонизирующих слабоалкогольных и безалкогольных напитков» целями настоящего Закона являются принятие дополнительных мер по защите здоровья населения Краснодарского края, обеспечение нужд потребителей в пищевой продукции и повышение ее качества, проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил регулируемой области и развитие потребительской сферы Краснодарского края.
Статьей 6 Закона Краснодарского края от 25.07.07 г. №1290-КЗ установлено, что прилегающая территория определяется путем измерения кратчайшего расстояния по прямой линии от ближайшего входа (выхода) на объект, а если объект имеет огражденную территорию – от ближайшего входа (выхода) на нее, до ближайшего входа (выхода) в помещение, в котором располагается организация (обособленное подразделение организации), осуществляющая розничную продажу алкогольной продукции. Указанное в настоящей части кратчайшее расстояние должно быть не менее 100 метров
Установление в Законе Краснодарского края №1290-КЗ принципов определения прилегающих территорий к местам массового скопления граждан не противоречит положениям Федерального закона №171-ФЗ и не свидетельствует о превышении полномочий органом государственной власти субъектов Российской Федерации и введении им дополнительных ограничений в области оборота алкогольной продукции, противоречащих положениям федерального законодательства.
Обществом не оспаривается факт нахождения его торговой точки розничной реализации алкогольной продукции на расстоянии, менее установленного Законом Краснодарского края № 1290-КЗ.
Отказ в выдаче лицензий на реализацию алкогольной продукции мотивирован нахождением торговой точки общества на территориях, прилегающих к медицинской, детской и образовательным организациям, и поэтому является правомерным. Доказательств обратного общество не представило.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении ФАС СКО от 07.10.08 г. по делу №А32-8987/2008-63/160.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.09.09 г. №820 утверждено Положение о департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, в соответствии с которым департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим региональную политику. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, нормативными правовыми актами РФ и Краснодарского края.
В соответствии со ст. 24 Закона Краснодарского края от 28.06.95 г. №10-КЗ «О законодательном Собрании Краснодарского края» - законы Краснодарского края и иные нормативные правовые акты Законодательного Собрания обязательны для исполнения органами государственной власти Краснодарского края, иными государственными органами Краснодарского края, органами местного самоуправления в Краснодарском крае, находящимися на территории Краснодарского края предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.
Суд считает, что обжалуемое решение департамента отвечает как отдельным положениям Федерального закона от 22.11.95 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в их системном единстве), так и целям законодательства Российской Федерации о регулировании рынка алкоголя.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований ООО «Аврора» следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 27, 29, 159, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ООО «Аврора» - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья В.В. Диденко