ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-47243/20 от 23.03.2021 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А32-47243/2020

город Краснодар 02 апреля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 23.03.2021.

Решение в полном объеме изготовлено 02.04.2021.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Чеснокова А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гайдамака Э.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

АО «ГРИНВЭЙ-ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Сочинской таможне, Минераловодской таможне,

третье лицо: ООО «Агростройкомплект» (ИНН <***>)

о признании незаконным решения о внесении изменений…,

при участии:

от заявителя: не явился, извещен,

от Краснодарской таможни: ФИО1 – доверенность, ФИО2 – доверенность,

от Минераловодской таможни: не явился, извещен,

от третьего лица: не явился,

УСТАНОВИЛ:

АО «ГРИНВЭЙ-ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд к Сочинской таможне и Минераловодской таможне с заявлением о признании недействительными решений Сочинской таможни от 12.08.2020 о внесении изменений (дополнении) в сведения, заявленные в декларации на товары №№ 10318062/210818/0000855, 10318062/081018/0001114, 10318062/191018/0001159, 10318062/191018/0001160, 10318062/151118/0001236, 10318062/101218/0001331, 10318062/281218/0001422, 10318062/310119/0000064, уведомлений Минераловодской таможни от 25.09.2020 №№ 10802000/У2020/0000326, 10802000/У2020/0000330, 10802000/У2020/0000332, 10802000/У2020/0000334, 10802000/У2020/0000336, от 28.09.2020 №№ 10802000/У2020/0000342, 10802000/У2020/0000344, 10802000/У2020/0000346 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.

Определением суда от 23.12.2020 произведено процессуальное правопреемство заинтересованного лица с Сочинской таможни на Краснодарскую таможню в соответствии с приказом ФТС России от 27.03.2020 №331 «О реорганизации Сочинской и Краснодарской таможни».

Заявитель в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен.

Краснодарская таможня в судебном заседании возражала против удовлетворения требований заявителя.

Минераловодская таможня и третье лицо в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.

Заявитель направил в адрес суда заявление об уточнении заявленных требований, в котором просит принять отказ от требования о признании недействительными решений Сочинской таможни от 12.08.2020 о внесении изменений (дополнении) в сведения, заявленные в декларации на товары №№ 10318062/210818/0000855, 10318062/081018/0001114, 10318062/191018/0001159, 10318062/191018/0001160, 10318062/151118/0001236, 10318062/101218/0001331, 10318062/281218/0001422, 10318062/310119/0000064.

Просит суд признать незаконными уведомления Минераловодской таможни от 25.09.2020 №№ 10802000/У2020/0000326, 10802000/У2020/0000330, 10802000/У2020/0000332, 10802000/У2020/0000334, 10802000/У2020/0000336, от 28.09.2020 №№ 10802000/У2020/0000342, 10802000/У2020/0000344, 10802000/У2020/0000346 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени; обязать таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата уплаченных по платежным поручениям от 19.10.2020 №№ 441-478 денежных средств в размере 2 753 959,38 руб.

Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

ООО «Агростройкомплект» во исполнение внешнеторгового контракта от 15.06.2012 № 01/15,заключенного с компанией «РУП Абхазская железная дорога» (РеспубликаАбхазия) на таможенную территорию Евразийского экономического союза(далее - ЕАЭС, Союз) в Российскую Федерацию ввезен и задекларирован вдекларациях на товары (далее - ДТ) №№10318062/210818/0000855,10318062/081018/0001114, 10318062/191018/0001159, 10318062/191018/0001160,10318062/151118/0001236, 10318062/101218/0001331, 10318062/281218/0001422,10318062/310119/0000064 товар: материалы верхнего строения железнодорожногопути, бывшие в эксплуатации - железнодорожные рельсы старогодныетермоупроченные, тип Р-65, группа годности - 3, стальные, ГОСТ 8161-75, пригодные для повторного использования по прямому назначению при укладке в ж/д пути без дополнительного ремонта (далее - товар).

Таможенное декларирование указанного товара производилось на Сочинском центральном таможенном посту Сочинской таможни таможенным представителем АО «Гринвэй-Таможенный брокер», действующим в интересах ООО «Агростройкомплект» на основании договора таможенного представителя с декларантом от 21.06.2017 № 027/03-17-069.

При таможенном декларировании таможенная стоимость товара определена и заявлена декларантом в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) на основе первого метода определения таможенной стоимости (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами).

Заявленная в ДТ таможенная стоимость товара Сочинской таможней была принята, товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления».

Впоследствии Сочинской таможней на основании статьи 332 ТК ЕАЭС проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО «Агростройкомплект» по вопросу достоверности сведений, заявленных в рассматриваемых ДТ и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в данных ДТ, результаты которой отражены в Акте камеральной таможенной проверки от 10.06.2020 № 10318000/210/100620/А000032 (далее - Акт камеральной таможенной проверки).

С учетом выводов, отраженных в Акте камеральной таможенной проверки, Сочинской таможней приняты решения от 12.08.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №№ 10318062/210818/0000855, 10318062/081018/0001114, 10318062/191018/0001159, 10318062/191018/0001160, 10318062/151118/0001236, 10318062/101218/0001331, 10318062/281218/0001422, 10318062/310119/0000064.

На основании вышеуказанных решений от 12.08.2020, с учетом солидарной обязанности предусмотренной ст. 405 ТК ЕАЭС, Минераловодской таможней были выставлены уведомления в адрес АО «ГРИНВЭЙ-ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР» от 25.09.2020 №№ 10802000/У2020/0000326, 10802000/У2020/0000330, 10802000/У2020/0000332, 10802000/У2020/0000334, 10802000/У2020/0000336, от 28.09.2020 №№ 10802000/У2020/0000342, 10802000/У2020/0000344, 10802000/У2020/0000346 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.

Не согласившись с указанными решениями таможенного органа, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с положениями ТК ЕАЭС любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

На основании пункта 1 статьи 55 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется плательщиком таможенных пошлин, налогов, лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется путем их уплаты в порядке и сроки, которые установлены статьями 57 - 61 настоящего Кодекса, в размерах сумм, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 55 ТК ЕАЭС).

В пункте 3 статьи 55 ТК ЕАЭС установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени (пункт 4 статьи 57 ТК ЕАЭС).

В силу пункта 4 статьи 405 ТК ЕАЭС в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Согласно части 1 статьи 73 Закона N 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

В соответствии с частью 1 статьи 263 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 289-ФЗ) если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, вышестоящий таможенный орган при наличии поводов вправе провести ведомственный контроль решений, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа; в случае выявления по результатам ведомственного контроля не соответствующего требованиям международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании решения нижестоящего таможенного органа вышестоящий таможенный орган обязан отменить полностью или частично такое решение, за исключением случаев, когда допущенные нарушения при принятии решения нижестоящим таможенным органом не могут быть устранены либо срок для принятия нового решения истек.

Частью 3 статьи 263 Федерального закона N 289-ФЗ установлено, что проведение ведомственного контроля осуществляется таможенными органами в связи с наличием поводов; к поводам для проведения ведомственного контроля относятся, в том числе, поводы, возникающие в связи с реализацией таможенными органами или должностными лицами таможенных органов своих задач и функций, при проведении таможенного контроля и (или) реализации решений по результатам таможенных проверок.

Приказом ФТС России от 01.07.2016 N 1310 утвержден Порядок проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела (далее - Порядок).

Согласно пункту 1 Порядка, ведомственный контроль представляет собой деятельность таможенных органов, направленную на устранение нарушений требований права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, совершенных таможенными органами и (или) их должностными лицами при реализации ими задач и функций в области таможенного дела.

Вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение, а также признать незаконным действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела. Проведение ведомственного контроля осуществляется таможенными органами в связи с наличием поводов, к числу которых относятся исковые заявления (заявления) граждан и организаций, определения (иные документы) судебных органов, поступившие в таможенные органы в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела; жалобы на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в рассмотрении которых таможенным органом отказано в соответствии с пунктами 1, 2, 5 части 1 статьи 44 Федерального закона; обращения граждан и организаций в таможенные органы; и другое (пункт 6 Порядка).

Судом установлено, что Южным таможенным управлением в порядке ведомственного контроля решением от 21.01.2021 № 10300000/210121/304-р/2020 отменены решения Сочинской таможни от 12.08.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №№ 10318062/210818/0000855, 10318062/081018/0001114, 10318062/191018/0001159, 10318062/191018/0001160, 10318062/151118/0001236, 10318062/101218/0001331, 10318062/281218/0001422, 10318062/310119/0000064.

Южное таможенно управление пришло к выводу, что решение Сочинской таможни от 12.08.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ в части включения в расчет таможенной стоимости по методу вычитания сумм надбавки к цене товара, стоимости аренды вагонов, погрузочно-разгрузочных работ, транспортных расходов на территории ЕАЭС, являются неправомерными и не соответствуют подпунктам 1 и 2 пункта 2 статьи 43 ТК ЕАЭС

В связи с отменой решений вышестоящим таможенным органом, суд делает вывод, что правовых оснований для выставления уведомлений от 25.09.2020 №№ 10802000/У2020/0000326, 10802000/У2020/0000330, 10802000/У2020/0000332, 10802000/У2020/0000334, 10802000/У2020/0000336, от 28.09.2020 №№ 10802000/У2020/0000342, 10802000/У2020/0000344, 10802000/У2020/0000346, у Минераловодской таможни не имелось.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.

В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Заявитель представил суду доказательства несоответствия оспариваемых им уведомлений Минераловодской таможни действующему законодательству.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Таким образом таможенные платежи в размере 2 753 959,38 руб. подлежат возврату заявителю. Размер уплаченных таможенных платежей подтверждается материалами дела и таможенным органом не оспаривается.

С учетом изложенного, требования заявителя по настоящему делу являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 101, 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Из материалов дела усматривается, что обществом при подаче в Арбитражный суд Краснодарского края заявления было оплачено 3000 руб. государственной пошлины, о чем свидетельствует платежное поручение от 29.10.2020 № 415.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу, что с Краснодарской таможни подлежит взысканию 3000 рублей в пользу АО «ГРИНВЭЙ-ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР» в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Принять отказ АО «ГРИНВЭЙ-ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР» (ИНН <***>, ОГРН <***>) от требования о признании недействительными решений Сочинской таможни от 12.08.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары №№ 10318062/210818/0000855, 10318062/081018/0001114, 10318062/191018/0001159, 10318062/191018/0001160, 10318062/151118/0001236, 10318062/101218/0001331, 10318062/281218/0001422, 10318062/310119/0000064. Производство по делу в указанной части прекратить.

Признать недействительными уведомления Минераловодской таможни от 25.09.2020 №№ 10802000/У2020/0000326, 10802000/У2020/0000330, 10802000/У2020/0000332, 10802000/У2020/0000334, 10802000/У2020/0000336, от 28.09.2020 №№ 10802000/У2020/0000342, 10802000/У2020/0000344, 10802000/У2020/0000346 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени.

Обязать Краснодарскую таможню (ОГРН <***>, ИНН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО «ГРИНВЭИ-ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР» (ИНН <***>, ОГРН <***>) путем возврата уплаченных по платежным поручениям от 19.10.2020 №№ 441-478 денежных средств в размере 2 753 959,38 руб.

Взыскать с Краснодарской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу АО «ГРИНВЭИ-ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР» (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья А.А. Чесноков