АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-4732/2022
16 июня 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 16 июня 2022 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе
Судьи Д.М. Шкира
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Изосимовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Южгазэнерджи», г. Майкоп, Республика Адыгея (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Краснодар (ИНН <***>,
ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 16.12.2021 № 301-26-21,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – удостоверение от 28.07.2021 № 90 (диплом), ФИО2 – доверенность от 25.03.2022 № 51 (диплом);
от заинтересованного лица: ФИО3 – доверенность от 28.12.2021 (диплом);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Южгазэнерджи», г. Майкоп, Республика Адыгея (далее – заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Краснодар (далее – заинтересованное лицо) от 16.12.2021 № 301-26-21 о привлечении к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представители заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали, поддержали доводы, изложенные в заявлении.
Так, указали, что учитывая принятые обществом меры, направленные на исполнение требований предписания административного органа, а именно: по назначению аттестации инженера по организации управления производством, по организации проведения капитального ремонта скважины № 20, начало работ по капитальному ремонту 29.11.2021, а также тот факт, что работы по консервации скважины являются составной частью капитального ремонта, выводы административного органа о невыполнении предписания о консервации скважины не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Также указали, что административным органом установлено, что в состав ОПО «Участок комплексной подготовки газа», обществом включены внутрипромысловые трубопроводы (шлейфы от скважин №№4, 5, 8, 11, 15, 18, 20, 25, 26, 27), ОПО «Система промысловых межпромысловых) трубопроводов месторождения (участка, площадки)» не зарегистрирован в государственном реестре ОПО, а также не исключены ликвидированные скважины №1, 2, 3, 6, 14, 17, 23, 35 Кошехабльского газоконденсатного месторождения из сведений, характеризующих ОПО «Фонд скважин». Вместе с тем, относительно данного нарушения общество указало, что согласно свидетельству о регистрации от 18.09.2012
№ А30-05737 в государственном реестре опасных производственных объектов был зарегистрирован опасный производственный объект – «Система промысловых трубопроводов», который в дальнейшем был объединен с другими опасными производственными объектами: «Участок комплексной подготовки газа», «Парк резервуарный (промысловый)» в один объект – «Участок комплексной подготовки газа», о чем было получено свидетельство от 30.10.2012 № А30-05737.При этом, включение в сведения, характеризующих ОПО, ликвидированных скважин № 1, 2, 3, 6, 14, 17, 23, 35 «Кошехабльского газоконденсатного месторождения» произошло на основании рекомендации государственного инспектора межрегионального отдела по надзору в нефтяной и газовой промышленности Северо-Кавказского управления Ростехнадзора ФИО4 в ноябре 2016 года. Учитывая, что процедура идентификации опасного производственного объекта была проведена сотрудником Ростехнадзора, полагает, что идентификация проведена обществом верно. На основании изложенного, просит отменить оспариваемое постановление.
Представитель административного органа в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве и дополнении.
Так указал, что оспариваемое постановление административного органа является законным и обоснованным, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, процедура привлечения к административной ответственности не нарушена.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании решения Управления от 25.11.2021
№ 270-1302-рш проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля выполнения ранее выданного предписания от 30.07.2021 № 160—26-21 в отношении опасных производственных объектов: «Фонд скважин Кошехабльского газоконденсатного месторождения», per. № АЗО-05737-0001. III класса опасности; «Участок женой подготовки газа», per. № А30-05737-0003, II класса опасности по адресу: 385400, Республика Адыгея, Кошехабльский район, аул Кошехабль, 400 метров от автодороги Шовгеновск-Кошехабль.
По результатам проведения проверки выявлено неисполнение пунктов 2,4,5 предписания от 30.07.2021 № 160-26-21 в срок до 01.11.2021, а именно:
- Не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников общества в области промышленной безопасности по категории Б 1.17 «Производство и потребление продуктов разделения воздуха» осуществляющие свою деятельность на ОНО: «Участок комплексной подготовки газа», а именно: - руководители, осуществляющие строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию вышеуказанного ОПО; - должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на вышеуказанном ОПО; инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14.1 от 21.07.1997 № 116-ФЗ «0 промышленной безопасности опасных производственных объектов», вышеуказанного ОПО; - работники, являющиеся членами аттестационной комиссии ООО «ЮЖГАЗЭНЕРДЖИ», вышеуказанного ОПО;
- Нарушены требования промышленной безопасности в части выполнения мероприятий по безопасному пользованию недрами, безопасности жизни и здоровья населения, охране окружающей среды, а именно: в соответствии с согласованным Управлением (Протокол от 12.11.2020 № 26-06), планом развития горных работ ООО «Южгазэнерджи» на 2021 год, скважина № 20 находится в ожидании капитального ремонта с 01.10.2020. На момент завершения проверки (30.07.2021) ООО «Южгазэнерджи» не выполнена консервация скважины № 20 по истечении 6 месяцев с момента остановки. Данный факт подтверждаетсяпротоколом осмотра от 26.07.2021 № 01 и протоколом опроса от 26.07.2021 №01;
- Неверно проведена идентификация ОПО, а именно: В состав ОПО
«Участок комплексной подготовки газа», per. № A30-0573 7-0003, включены внутрипромысловые трубопроводы (шлейфы от скважин №№4, 5, 8, 11, 15, 18, 20, 25, 26, 27), что противоречит Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности. У ООО «Южгазэнерджи» не зарегистрирован ОПО «Система промысловых (межпромысловых) трубопроводов месторождения (участка, площадки) в государственном реестре ОПО; В состав ОПО «Фонд скважин Кошехабльского газоконденсатиого месторождения», per. № А30-05737-0001, включены внутрипромысловые трубопроводы (трубопроводы для подачи ингибитора в скважины, метанолопроводы), что противоречит Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности. У ООО «Южгазэнерджи» не зарегистрирован ОПО «Система промысловых (межпромысловых) трубопроводов месторождения (участка, площадки) в государственном реестре ОПО; Не исключены ликвидированные скважины № 1, 2, 3, 6, 14, 17, 23, 35 «Кошехабльского газокондесатного месторождения» из сведений, характеризующих ОПО «Фонд скважин», per. № А30-05737-0001.
По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении от 13.12.2021 № 301-26-21.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган вынес постановление
от 16.12.2021 № 301-26-21, которым общество привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением административного органа, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
При принятии решения суд руководствуется следующим.
Согласно части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности, Закон N 116-ФЗ) по общему правилу контрольно-надзорными функциями в области промышленной безопасности наделены определенные Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, а также подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.
Пунктом 3 статьи 5 Закона о промышленной безопасности установлена возможность передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности), на территории Российской Федерации является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющая свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (далее - Положение).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 14.1 Закона № 116-ФЗ первичная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится не позднее одного месяца:
- при назначении на соответствующую должность;
- при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;
- при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.
Согласно части 10 статьи 14.1 Закона № 116-ФЗ работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, не допускаются к работе на опасных производственных объектах.
В силу пункта 1580 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 N 534 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности" временная приостановка скважин в связи с экономическими причинами (до строительства системы сбора и подготовки добываемой жидкости, отсутствие спроса на сырье, нерентабельность эксплуатации) может осуществляться без консервации на срок до 6 месяцев с последующим продлением при условии выполнения мероприятий по безопасному пользованию недрами, безопасности жизни и здоровья населения, охране окружающей среды на срок приостановки скважин.
Согласно пункту 1590 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 N 534 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности" в процессе эксплуатации подлежат консервации, в том числе скважины, подлежащие капитальному ремонту путем забуривания боковых стволов.
В силу пункта 72. Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 N 534 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности" промвсловый трубопровод представляет собой линейный объект (сооружение) с комплексом технических устройств на нем для транспортирования газообразных и жидких сред (далее - транспортируемые среды) под действием напора (разности давлений) от скважин до запорной арматуры, установленной на входе трубопровода на технологическую площадку (например, ДНС, КС, ЦПС, ПСП, УПН) или на выходе с технологической площадки, до объектов магистрального транспортирования нефти и газа, если иное не предусмотрено внутренними документами эксплуатирующей организации или утвержденными схемами разграничения зон ответственности.
Согласно пункту 73 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 N 534 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности" к промысловому трубопроводу относятся:
а) для нефтяных и газонефтяных месторождений:
выкидные трубопроводы от нефтяных скважин для транспортирования продуктов скважин до измерительных установок, в том числе расположенные на кустовых площадках скважин;
нефтегазосборные трубопроводы для транспортирования продукции нефтяных скважин от измерительных установок до узлов дополнительных работ ДНС и УПСВ (нефтегазопроводы);
газопроводы для транспортирования нефтяного газа от территорий площадок, где находятся установки сепарации нефти, до установок подготовки газа, установок предварительной подготовки или до потребителей;
нефтепроводы для транспортирования газонасыщенной или разгазированной обводненной или безводной нефти от пункта сбора нефти и ДНС до ЦПС;
газопроводы для транспортирования газа к эксплуатационным скважинам при газлифтном способе добычи;
газопроводы для подачи газа в продуктивные пласты с целью увеличения нефтеотдачи;
трубопроводы систем заводнения нефтяных пластов и систем захоронения пластовых и сточных вод в глубокие поглощающие горизонты, в том числе расположенные на кустовых площадках скважин;
нефтепроводы для транспортирования товарной нефти от ЦПС до сооружения магистрального транспорта;
газопроводы для транспортирования газа от ЦПС до сооружения магистрального транспорта газа;
ингибиторопроводы для подачи ингибиторов к скважинам или другим объектам обустройства нефтяных и газонефтяных месторождений;
деэмульгаторопроводы для подачи деэмульгатора к объектам ДНС и УПСВ;
газопроводы от УКПГ/УППГ до газоперерабатывающего завода и (или) завода СПГ;
конденсатопроводы от УКПГ/УППГ до газоперерабатывающего завода и (или) завода СПГ;
ингибиторопроводы от складов хранения ингибитора до УКПГ/УППГ;
межпромысловые трубопроводы;
б) для ПХГ - трубопроводы между площадками отдельных объектов ПХГ;
в) для газовых, газоконденсатных и нефтегазоконденсатных месторождений:
газопроводы-шлейфы от одиночных скважин или от каждой скважины куста до входного крана на площадке промысла или сборного пункта (до зданий переключающей арматуры или установок подготовки шлама);
газосборные коллекторы от обвязки газовых скважин;
трубопроводы стабильного и нестабильного газового конденсата;
трубопроводы для подачи очищенного газа и ингибитора в скважины и на другие объекты обустройства месторождений;
трубопроводы сточных вод давлением более 10 МПа для подачи воды в скважины для закачки в поглощающие пласты, в том числе расположенные на кустовых площадках скважин;
метанолопроводы;
нефтегазоконденсатопроводы.
Настоящие Правила не распространяются на:
трубопроводы для магистрального транспорта;
трубопроводы для транспортирования продуктов с температурой выше 100 °C;
газопроводы сетей газораспределения и газопотребления;
технологические внутриплощадочные трубопроводы, в том числе ингибиторопроводы, метанолопроводы, деэмульгаторопроводы от блоков подачи химреагентов;
задавочные линии и линии сброса на факел.
В соответствии с пунктами 13 и 14 Приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», при регистрации опасных производственных объектов производится внесение сведений об объектах и эксплуатирующих их организациях в государственный реестр, присвоение регистрационных номеров таким объектам, а также выдача свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре (далее - свидетельство о регистрации) в соответствии с формой, приведенной в приложении N 1 к приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов". Для регистрации объекта в государственном реестре эксплуатирующая организация не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасного производственного объекта представляет в регистрирующий орган на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, следующие документы, необходимые для формирования и ведения государственного реестра.
Согласно пункту 30 Правил от 30.11.2020 N 471 для исключения опасного производственного объекта из государственного реестра в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации, утраты им признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также изменения критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасного производственного объекта эксплуатирующая организация представляет в регистрирующий орган заявление с указанием причины исключения опасного производственного объекта из государственного реестра, а также копии документов (по каждому конкретному случаю), подтверждающих:
1) ликвидацию объекта или вывод его из эксплуатации (в случае консервации опасного производственного объекта на срок более одного года);
2) утрату объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Для исключения опасного производственного объекта из государственного реестра, осуществляемого в связи с изменениями критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасного производственного объекта, представляются копии документов, подтверждающие отсутствие у такого объекта иных признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлен факт невыполнения обществом предписания, выявлено 3 нарушения.
Обществом не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников
ООО «Южгазэнергджи» в области промышленной безопасности по категории Б 1.17 «Производство и потребление продуктов разделения воздуха» осуществляющие свою деятельность на ОПО: «Участок комплексной подготовки газа», в части: инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14.1 от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», вышеуказанного ОПО, а именно: инженер по управлению производством ФИО5 на аттестован в соответствии с требованием пункта 1 и пункта 2 статьи 14.1 от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», вышеуказанного ОПО.
Нарушены требования промышленной безопасности в части выполнения мероприятий по 5езопасному пользованию недрами, безопасности жизни и здоровья населения, охране окружающей среды, а именно: в соответствии с согласованным Управлением (Протокол
от 12.11.2020 № 26-06), планом развития горных работ ООО «Южгазэнерджи» на 2021 год, скважина № 20 находится в ожидании капитального ремонта с 10.10.2020. На момент завершения проверки (30.07.2021) ООО Южгазэнерджи» не выполнена консервация скважины № 20 по истечении 6 месяцев с момента остановки. Данный факт подтверждается протоколом осмотра от 26.07.2021 № 01 и протоколом опроса от 26.07.2021 №01.
Неверно проведена идентификация ОПО, а именно:
- в состав ОПО «Участок комплексной подготовки газа», per. № А30-05737-0003, включены внутрипромысловые трубопроводы (шлейфы от скважин №№4, 5, 8, 11, 15, 18, 20, 25, 26, 27), что противоречит Федеральным нормам и правилам в области промышленной 'езопасности. У ООО «Южгазэнерджи» не зарегистрирован ОПО «Система промысловых межпромысловых) трубопроводов месторождения (участка площадки) в государственном реестре ОПО;
- в состав ОПО «Фонд скважин Кошехабльского газоконденсатного месторождения», per. №А30-05737-0001 включены внутрипромысловые трубопроводы (трубопроводы для подачи ингибитора в скважины, метанолопроводы), что противоречит Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности. У ООО «Южгазэнерджи» не зарегистрирован ОПО «Система промысловых (межпромысловых) трубопроводов месторождения (участка, площадки) в государственном реестре ОПО;
- не исключены ликвидированные скважины № 1, 2, 3, 6, 14, 17, 23, 35 «Кошехабльского азокондесатного месторождения» из сведений, характеризующих ОПО «Фонд скважин», рег.№А30-05737-0001.
Судом установлено, что у общества имелась возможность своевременно исполнить пункты 2, 4, 5 предписания от 30.07.2021 № 160-26-21.
Одним из квалифицирующих признаков состава административного правонарушения, предусматривающего ответственность по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ является наличие установленного срока (четко определенной даты) для исполнения выданного предписания.
Согласно предписанию от 30.07.2021 № 160-26-21, срок устранения нарушений определен конкретной датой - до 01.11.2021.
Суд установил, что предписание административного органа не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке, что следует из материалов дела и не опровергнуто обществом.
Установленный обществу срок для исполнения предписания составлял более двух месяцев. Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд посчитал данный срок разумным и достаточным. Доказательств неисполнимости предписания заявителем не представлено.
Таким образом, начиная с 01.11.2021 общество, зная о наличии выявленных нарушений, мер для их устранения не предпринимало. Иного суду в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.
Заявитель указал, что во исполнение пункта 4 предписания, в целях устранения данного нарушения, учитывая, что скважина № 20 подлежала капитальному ремонту, обществом приняты меры по поиску подрядной организации, по результатам которого между ООО «Южгазэнерджи» и ООО «Сервис Пром Комплектация» 12.10.2021 заключено соглашение о предоставлении услуг по капитальному ремонту скважин, предусматривающего, что в течение срока действия соглашения подрядчик обязуется под руководством заказчика выполнить работы по капитальному ремонту скважины № 20 Кошехабльского ГМК, расположенной в районе работ, с использованием буровой установки, управляемой квалифицированным персоналом.
Согласно пункту 3.3 соглашения от 12.10.2021, предусматривающего, что работы должны быть начаты в день, в которой буровая установка полностью смонтирована на буровой площадке и готова к выполнению работ по капитальному ремонту скважины, заключением комиссии ООО «Южгазэнерджи» от 29.11.2021 утвержден акт готовности буровой установки после монтажа на скважине № 20 ФИО6.
Общество полагает, что им приняты достаточные меры по исполнению пункта 4 предписания, путем организации проведения капитального ремонта скважины № 20, а также при условии, что работы по консервации скважины являются составной частью капитального ремонта.
Вместе с тем, из представленного соглашения от 12.10.2021 не следует, что по завершению капитального ремонта скважины № 20 ФИО6 будет выполнена консервация объекта. Общество не предприняло мер, направленных на исполнение пункта 4 предписания Ростехнадзора.
При таких обстоятельствах, позицию заявителя нельзя признать обоснованной.
Зная о наличии нарушений с момента получения предписания об устранении нарушений, общество не исполнило законные требования Ростехнадзора.
Таким образом, доказательства, подтверждающие отсутствие у заявителя объективной возможности для соблюдения вышеуказанного предписания в установленные сроки и принятия всех зависящих от него мер по его исполнению и недопущению совершения правонарушения не представлены.
При таких обстоятельствах, суд, изучив материалы дела, полагает, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
В силу части 2 статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Более того, названным пунктом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 46 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении
от 13.12.2021 № 301-26-21 составлен в присутствии представителя общества – ФИО7, что подтверждается его подписью.
Определением от 13.12.2021 рассмотрение материалов проверки назначено на 16.12.2021 на 14.00 часов. Определение получено представителем общества – ФИО7, что подтверждается его подписью.
Постановление от 16.12.2021 № 301-26-21 вынесено в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом.
Судом установлено, что административным органом не нарушен установленный законом порядок привлечения заявителя к административной ответственности, что обществом не оспаривалось.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 названного постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Так, из материалов дела следует, что совершенное обществом правонарушение несет реальную угрозу охраняемым общественным отношениям и не может быть признано малозначительным.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из текста оспариваемого постановления следует, что заявителю назначено наказание в минимальном размере, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно частям 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Однако согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 4 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Судом установлено, что на основании постановления заинтересованного лица
от 16.12.2021 № 302-26-21 директор ООО «Южгазэнерджи» ФИО8 привлечен к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела, суд установил, что обществом предпринимались меры направленные на устранение выявленных нарушений в части пунктов 2 и 5 предписания
от 30.07.2021 № 160-26-21.
Вместе с тем, общество не были приняты все предусмотренные законом меры для устранения нарушения, установленного пунктом 4 предписания от 30.07.2021 № 160-26-21.
Заявитель не предпринял мер, направленных на консервацию скважины № 20Кошехабльского ГМК путем забуривания боковых стволов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о невозможности освобождения общества от административной ответственности путем применения положений, установленных пунктом 4 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, суд считает постановление административного органа
о привлечении заявителя к административной ответственности от 16.12.2021
№ 301-26-21законным и обоснованным.
В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями: 29, 167-170, 176, 211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Д.М. Шкира