ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-47644/19 от 16.12.2019 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                                      Дело № А32-47644/2019

16 декабря 2019 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Семушина А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кваша В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по исковому заявлению ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр»

к МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея

о признании право оперативного управления на административное здание (кадастровый номер 23:36:0707037:228), гараж (кадастровый номер 23:36:0707037:229), уборная (кадастровый номер 23:36:0707037:229), право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:36:0707037:7

третье лицо: администрация муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1 по доверенности

от ответчика – не явился

от третьего лица – не явился

У С Т А Н О В И Л:

ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании право оперативного управления на административное здание (кадастровый номер 23:36:0707037:228), гараж (кадастровый номер 23:36:0707037:229), уборная (кадастровый номер 23:36:0707037:229), право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:36:0707037:7.

Представитель истца в судебном заседании подержал заявленные требования, заявил ходатайство об отказе от исковых требований в части требований о признании права оперативного управления на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район,
ст. Старощербиновская, ул. Промышленная,9:

- административное здание, общей площадью 642 кв.м. (кадастровый номер 23:36:0707037:187);

- гараж, общей площадью 73,7 кв.м. (кадастровый номер 23:36:0707037:228);

- уборная, общей площадью 3,6 кв.м. (кадастровый номер 23:36:0707037:229).

В силу ч. 2 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Данная норма отражает один из основных принципов судопроизводства - принцип диспозитивности, который проявляется, в том числе, и в праве истца отказаться в установленном законом порядке от своих требований. Частью 5 этой же статьи установлено, что основанием для непринятия арбитражным судом отказа истца от иска является противоречие этого отказа закону или нарушение прав других лиц. Иных оснований не удовлетворения заявления об отказе от иска законом не предусмотрено.

Отказ от заявленных требований в части признания права оперативного управления на объекты недвижимого имущества принят судом, так как это не противоречит законам, производство по делу в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в этой части прекращено.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствии лиц уведомленных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в соответствии с положениями ст. 156 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ФГУ «Россельхозцентр» образовано в результате реорганизации в форме слияния ФГУ федеральных государственных территориальных станций защиты растений и государственных семенных инспекций, согласно Распоряжению Правительства РФ от 05.05.2007 № 566-р и Приказа Минсельхоза России от 29.05.2007№ 288, с последующим созданием на основе реорганизуемых учреждений обособленных структурных подразделений (филиалов) в субъектах РФ.

По приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
от 29.05.2007 № 288 во исполнение распоряжения Правительства РФ от 05.05.2007 № 566 -р Депрастиниеводству поручалось обеспечить осуществление реорганизации в форме слияния федеральных государственных учреждений федеральных государственных территориальных станций защиты растений и государственных семенных инспекций, которые имели в оперативном управлении объекты социально бытового и хозяйственного назначения, и образования в ведении Минсельхоза России федерального государственного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» (согласно приказу Минсельхоза России от 24.05.2011 № 135 ФГУ «Россельхозцентр» переименовано в ФГБУ «Россельхозцентр».

Согласно Передаточному акту от 13.09.2007 б/н утверждённому заместителем министра сельского хозяйства РФ, были переданы финансовые и нефинансовые активы, и недвижимое имущество (без детального рассмотрения объектов) согласно балансу по состоянию на 13.09.2007.

Дополнительно недвижимое имущество было передано актами приёма-передачи по каждому отдельно взятому объекту недвижимости.

Таким образом, в том числе передан земельный участок, общей площадью 2000 кв.м. (кадастровый номер 23:36:0707037:7), что подтверждается актом о приёме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)
от 13.09.2007 № 47.

Земельный участок с кадастровым номером 23:36:0707037:7 находился на балансе федеральной государственной территориальной станции защиты растений в Краснодарском крае, что подтверждается Постановлением Главы Щербиновского района от 07.09.2001 № 586 «Об утверждении акта ввода в эксплуатацию», а также Перечнем объектов недвижимого имущества переданных в хозяйственное ведение ФГУ «Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Краснодарском крае» по состоянию на 01.10.2004, согласованном и заверенным Руководителем территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Краснодарскому краю.

Нахождение рассматриваемого объекта недвижимости, уже после процедуры передачи, в ведении и эксплуатации ФГУ «Россельхозцентр» подтверждается Справкой от 13.05.2008, выданной Государственным унитарным предприятием Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация» филиал по
ст. Старощербиновской.

С целью признания и дальнейшей регистрацией за ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:36:0707037:7 истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.

При рассмотрении заявленных требований суд руководствуется следующим.

Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Из указанной нормы следует, что предъявление иска, с учетом характера нарушенного права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.

Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в
ст. 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права
(п. 1 ст. 1 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 58 ГК РФ и п. 4 Приказа Минсельхоза России от 29.05.2007 № 288 при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

В соответствии с требованием ст. 59 ГК РФ передача имущества федеральной государственной территориальной станции защиты растений в Краснодарском крае в ФГУ «Россельхозцентр» осуществлялось с оформлением передаточных актов.

Как было сказано ранее, на основании передаточного акта от 13.09.2007 № б/н, утверждённому заместителем министра сельского хозяйства РФ, были переданы финансовые и нефинансовые активы, и недвижимое имущество, согласно балансу по состоянию на 13.09.2007. Дополнительно недвижимое имущество было передано актами приёма-передачи по каждому отдельно взятому объекту недвижимости.

Со времени передачи данных объектов недвижимого имущества истец несёт бремя их содержания, что подтверждается ведомостями по основным средствам, балансами, договорами энергоснабжения и водоснабжения объекта. Правопритязаний и претензий со стороны третьих лиц на вышеуказанные объекты недвижимого имущества не имелось и не заявлено. Изъятия имущества в федеральную казну также не производилось. Налог на имущество юридических лиц оплачивается учреждением полностью и задолженности по нему не имеется.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 212 Гражданского кодекса РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Пунктом 3 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 названного Кодекса, в соответствии с п. 1 которой,
от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде, органах государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее - Положение) Федеральное агентство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

В соответствии с п.п. 5.35, 5.37 Положения Федеральное агентство принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Следовательно, полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.

В силу п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ
(ст.ст. 294, 296 Кодекса).

В силу ст. 216 ГК РФ право постоянного бессрочного пользования относится к числу вещных прав.

Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Основаниями для осуществления государственной регистрации прав в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе».

Как следует из материалов дела, осуществление действий по регистрации права постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 23:36:0707037:7 приостановлено с 06.12.2019 до 06.03.2020 в связи с тем, что выявлено противоречие, заявленного права Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский сельскохозяйственный центр», и зарегистрированное ранее возникшее право за Межрайонной контрольно токсикологической лабораторией.  Документов о реорганизации или преобразовании юридического лица не предоставлены. Для возобновления государственной регистрации необходимо предоставить документы подтверждающие реорганизацию, преобразования юридического лица или документы подтверждающие смену наименования юридического лица.

Рассмотрев заявленные требования суд пришел к следующему.

Согласно п. 1 ст. 2 АПК РФ и п. 1 ст.1 ГК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.

Из ч. 1 ст. 4 АПК РФ, ст. 11 ГК РФ следует, что обращение в арбитражный суд должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных прав и иметь целью их восстановление.

Из ч. 3 ст. 44 АПК РФ следует, что ответчиком является лицо, нарушающее либо оспаривающее права истца, за защитой которых обратился последний.

Вместе с тем, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея не отрицает факт принадлежности и использования ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» земельного участка с кадастровым номером 23:36:0707037:7 на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества от 14.01.2019 № 37/1 земельный участок с кадастровым номером 23:36:0707037:7 принадлежит ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Между тем, из материалов дела следует и судом установлено, что правопритязаний со стороны Российской Федерации на указанное имущество не имеется, как и не оспариваются права истца ответчиком на это имущество, в связи с чем, спор о праве между истцом и ответчиком отсутствует, что в свою очередь является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, как предъявленных к ненадлежащему ответчику.

Ответчик заявленное истцом право не оспаривает и не нарушает, спорное имущество не находится в ведении ответчика, препятствий в пользовании им ответчик не создает. Обращение с иском по настоящему делу преследовало иные цели, чем защита прав истца от ответчика, которые ответчиком не нарушались.

Вместе с тем, решение Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на имущество в установленном порядке не оспорен.

Таким образом, учитывая отсутствие спора о праве между истцом и ответчиком, суд пришел к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований о признании права постоянного (бессрочного) пользования.

Поскольку право собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, со стороны ответчика отсутствуют действия, свидетельствующие об оспаривании им прав истца, истец не лишен права обратиться в соответствующий орган за регистрацией права собственности, а в случае отказа в государственной регистрации обжаловать такой отказ по правилам гл. 24 АПК РФ.

С учетом вышеизложенного суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» требований отказать.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 АПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Отказ ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» от исковых требований в части признания права оперативного управления на объекты недвижимого имущества принять, производство по делу в данной части прекратить.

В удовлетворении исковых требований ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» отказать

Выдать ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>) справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 18 000 руб., уплаченной на основании платежного поручения от 25.10.2019 № 487657.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства и в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                      А.ФИО2