ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-47903/14 от 19.08.2015 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А32-47903/2014

г. Краснодар

Резолютивная часть решения объявлена 19.08.2015

Полный текст решения изготовлен 19.08.2015

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Савина Р.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Таракановской Н.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

заявитель: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае

заинтересованное лицо: Управление Росреестра по Краснодарскому краю

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:

ОАО «Проектно-изыскательский институт «Кубаньводпроект»,

администрация муниципального образования г. Краснодар

о признании незаконным отказа …

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя:  Миньков Е.А. – по доверенности,

от заинтересованного лица: Лысенко И.Т. – по доверенности,

от остальных не явились, извещены,

установил:

В Арбитражный суд Краснодарского края обратилось Территориальное управление ФАУГИ в Краснодарском крае (далее – заявитель) с заявлением о признании незаконным отказа от 06.10.2014 №17-224/28146 Управления Федеральной службы  государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее – Управление, заинтересованное лицо) в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки  с кадастровым номером 23:43:0302015:1558, площадью 2077 кв. м., расположенный по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красная, 180/А, и с кадастровым номером 23:43:0302015:1559, площадью 629 кв. м., расположенный по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красная, 178/А (далее – спорные земельные участки), обязать Управление произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки.

Требования основаны на том, что спорные земельные участки образованы из земельного участка, относящегося к федеральному уровню собственности.

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований, представило отзыв, полагает, что из представленных на государственную регистрацию документов не следовало, что спорные земельные участки относятся к федеральной собственности.

Представитель ОАО «Проектно-изыскательский институт «Кубаньводпроект» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, отзыв не представил, в судебном заседании 24.03.2015 просил заявленные требования удовлетворить.

Изучив представленные по делу доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае  23.08.2014 обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки с кадастровыми номерами         23:43:0302015:1558,  23:43:0302015:1559.

При проведении правовой экспертизы государственным регистратором было установлено, что согласно данным ЕГРП земельные участки обременены правом аренды ОАО «Проектно-изыскательский институт «Кубаньводпроект» на основании договора аренды, заключенного с муниципальным образованием г. Краснодар. Кроме того, по сведениям государственного кадастра недвижимости отсутствовали сведения об объектах недвижимого имущества расположенных на земельных участках.

Управлением заявителю было направленно уведомление о приостановлении государственной регистрации до 03.10.2014 и предложено подтвердить право собственности Российской Федерации на здание, расположенное на регистрируемом земельном участке.

В связи с тем, что до 03.10.2014 заявителем не были устранены причины, препятствующие, по мнению государственного регистратора, государственной регистрации, заявителю сообщением от 06.10.2014 №17-224/28146 Управления в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки  было отказано со ссылкой на абз.10 п.1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), то есть не представлены документы, необходимые для проведения государственной регистрации.

Заявитель, считая, что Управление незаконно отказало в регистрации права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.

В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Срок, предусмотренный в частью 4 статьи 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

Согласно   ст.2 Закона о регистрации государственная регистрация является  юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения,  ограничения обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в. соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не  установлено законом.

В соответствии с п. 5 ст. 2 и п. 3 ст. 20 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Из дела правоустанавливающих документов следует, что 23.08.2014 за регистрацией права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки обратился представитель заявителя по доверенности. На государственную регистрацию были представлены два заявления от 23.08.2014 о государственной регистрации права №23-23-01/2085/2014-572 и №23-23-01/2085/2014-580, доверенность от 30.10.2013, кадастровые  паспорта земельных участков от 28.07.2014, план приватизации от 09.12.1993.

В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О  введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук.

Согласно   представленному на государственную регистрацию в числе иных документов плану приватизации от 09.12.1993 Кубанский государственный проектно-изыскательский институт «Кубаньводхоз» (правопредшественник 3-го лица по делу - ОАО «Проектно-изыскательский институт «Кубаньводпроект») являлся государственным   предприятием федерального уровня собственности,   в   связи   с   чем им   в   ходе   приватизации   были приобретены в собственность объекты недвижимого имущества (административное здание, артезианская скважина), расположенные на земельном участке 23:43:0302015:177.

  Из представленных в дело кадастровых паспортов от 20.11.2014 № 2343/12/14-1079389 и 2343/12/14-1079401, письма филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от 19.06.2014 № 06921/01-6    следует, что спорные земельные участки образованы в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302015:177, который был преобразован в результате выдела. Участкам присвоены указанные выше адреса , кадастровые номера и статус «временных». Статус земельных участков на «учтенные» был изменен   21.03.2013   и 05.04.2013    на    основании    сведений о  зарегистрированном обременении - аренде ОАО «Проектно-изыскательский институт «Кубаньводпроект».

Выписками из ЕГРП от 20.11.2014 подтверждена регистрация права аренды ОАО «Проектно-изыскательский институт «Кубаньводпроект» на спорные земельные участки по договору аренды № 4300019668 от 05.03.2013 (земельный участок с кадастровым номером 23:43:0302015:1559) и договору аренды № 4300019667 от 05.03.2013(земельный участок с кадастровым номером 23:43:0302015:1558).

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В силу ст. 9 Закона о регистрации в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным ст. 13 проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а так же других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлены ст. 17 Закона о регистрации, в том числе ими являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Статьей 18 Закона о регистрации установлены требования к документам, представленным на регистрацию прав. Документы, устанавливающие наличие, возникновение,   прекращение,   переход,   ограничение   (обременение)   прав   на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

В соответствии с абзацами 4, 10 ст. 20 Закона № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; а также не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Как указано выше, Управление отказало в регистрации по двум основаниям:

- земельные участки обременены правом аренды ОАО «Проектно-изыскательский институт «Кубаньводпроект» на основании договора аренды, заключенного с муниципальным образованием г. Краснодар.

- не представлены сведения об объектах недвижимого имущества расположенных на земельных участках.

Что касается первого довода, то он судом отклоняется, поскольку наличие в ЕГРП записи об обременении земельного участка правом аренды не препятствует осуществлению действий по государственной регистрации права собственности на земельные участки и не свидетельствует о праве собственности муниципального образования город Краснодар на них. В силу статей 216, 307, 308 Гражданского кодекса РФ аренда не является вещным правом, имеет характер обязательственного правоотношения. Согласно ст. 617 Гражданского кодекса РФ нахождение имущества в аренде не препятствует переходу права собственности на такое имущество.

Относительно другой причины отказа Управление ни в отзыве, ни в судебном заседании не пояснило, каким образом отсутствие в документах, представленных для государственной регистрации, сведений об объектах недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, повлияло на возможность государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.

Между тем, из представленных заявителем в Управление документов, в том числе плана приватизации и кадастровых паспортов однозначно следовало, что спорные земельные участки являются федеральной собственностью в силу закона (ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О  введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Отнесение спорных земельных участков к федеральной собственности также подтверждается представленными по запросу суда кадастровыми делами на спорные земельные участки и исходный земельный участок с кадастровым номером 23:43:0302015:177; межевым планом от 14.05.2012, на основании которого производился раздел земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302015:177.

Суд учитывает, что заявителем представлен акт осмотра земельных участков от 17.07.2017,  согласно которому на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0302015:1558, вид разрешенного использования «для эксплуатации административных и офисных зданий, объекты оптовой торговли, объекты розничной торговли»,  расположены 3 многоэтажных административных здания; на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0302015:1559, разрешенное использование «для эксплуатации объекта инженерного обеспечения городского значения (артезианская скважина) расположен колодец, закрытый люком площадью 629 кв. м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красная, 178/А.

ОАО «Проектно-изыскательский институт «Кубаньводпроект» в дело представлены документы, подтверждающие правопреемство этого юридического лица от государственного предприятия Кубанского государственного проектно-изыскательского института «Кубаньгипроводхоз» (устав, постановление администрации Первомайского района г. Краснодара от 06.12.1993 №1429), а также иные документы (Свидетельства о государственной регистрации права и выписки из ЕГРП), подтверждающие право собственности института на объекты недвижимости, расположенные на спорных участках – артезианскую скважину (участок с кадастровым номером 23:43:0302015:1559, ул. Красная, 178/А),  нежилое здание площадью 3932,35 (документ основание – план приватизации от 09.12.1993) и иные нежилые помещения , расположенные на участке с кадастровым номером 23:43:0302015:1558.

Объектом государственной регистрации являлись спорные земельные участки. В материалах дела отсутствуют (и Управлением не представлены) какие-либо доказательства (сведения), подтверждающие наличие ранее зарегистрированного за кем-либо права собственности на эти участки.

Из материалов дела следует и не опровергнуто Управлением, что объекты недвижимости на спорных земельных участках принадлежат ОАО «Проектно-изыскательский институт «Кубаньводпроект» на праве собственности.

Расположение объектов недвижимости иных лиц на земельном участке Управлением не подтверждено.

Суд полагает, что наличие на земельных участках строений, принадлежащих на праве собственности иным лицам (то есть не заявителю), не препятствовало Управлению зарегистрировать на земельные участки право собственности Российской Федерации по следующим основаниям.

Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.

В отсутствие прямого запрета, установленного Земельным кодексом, а также в силу положений пункта 1 статьи 18 и пункта 1 статьи 19 Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов.

Поскольку право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, отказ в регистрации права федеральной собственности на него по рассматриваемому основанию препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным последующее приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, предусмотренном Земельным кодексом.

Следовательно, регистрация права федеральной собственности на земельный участок, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующему приобретению права его аренды собственниками объектов недвижимости, расположенных на таком участке. Поэтому не может быть отказано в регистрации права государственной собственности на участок лишь на том основании, что на нем находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности различным лицам.

Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 11276/09 по делу N А40-49619/07-12-289.

Суд учитывает, что ОАО «Проектно-изыскательский институт «Кубаньводпроект» уже обращался в 2013 году в администрацию МО г. Краснодар с заявлением о выкупе спорных земельных участков в порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Письмом  администрации МО г. Краснодар от 23.10.2013 № 39523 в выкупе участков было отказано, в том числе по причине отсутствия соответствующих полномочий по предоставлению участков в собственность.

Таким образом, отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, не соответствует Земельному кодексу РФ, Закону о регистрации и нарушает права и интересы заявителя.

В соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При определении способа и срока устранения допущенных органом, осуществляющим публичные полномочия, нарушений суд не связан требованием заявителя, а обязан руководствоваться требованиями закона и установленными при рассмотрении дела обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать отказ от 06.10.2014 №17-224/28146 Управления Федеральной службы  государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки  с кадастровым номером 23:43:0302015:1558, площадью 2077 кв. м., расположенный по адресу: Краснодарский рай, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красная, 180/А и с кадастровым номером 23:43:0302015:1559, площадью 629 кв. м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красная, 178/А, незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и  Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ  "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровым номером 23:43:0302015:1558, площадью 2077 кв. м., расположенный по адресу: Краснодарский рай, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красная, 180/А и с кадастровым номером 23:43:0302015:1559, площадью 629 кв. м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Красная, 178/А.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства и в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                            Р.Ю. Савин