АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-48602/2021
16 марта 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2022 года
Полный текст решения изготовлен 16 марта 2022 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Ивановой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Демерчян А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1, с. Горностаевка,
к Федеральному казенному учреждению «Управление Федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства», г. Сочи,
к Федеральному дорожному агентству, г. Москва,
об обязании,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2 - доверенность;
от заинтересованного лица (1): ФИО3 - доверенность;
от заинтересованного лица (2): не явился, уведомлен,
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением к Федеральному казенному учреждению «Управление Федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» (далее - ФКУ Упрдор «Черноморье»), Федеральному дорожному агентству об обязании ФКУ Упрдор «Черноморье» и Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) Министерства транспорта РФ выдать ИП ФИО1 письменное согласие, содержащее технические требования и условия на строительство примыкания (съезда, подъезда) для транспортного доступа к объекту: «столовая Бистро «Аппетит» районного значения на 50 посадочных мест, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 23:45:0101230:60 и напротив земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101229:36 размещается парковка вдоль автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-146 «Краснодар-Верхнебаканский» на километре 108+020 метров справа.
Представитель заявителя настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, представила кадастровую карту.
Федеральное дорожное агентство в судебное заседание не явилось, уведомлено надлежащим образом.
В судебном заседании 16.02.2022 объявлен перерыв до 24.02.2022 16 час. 00 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края - http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено.
Дело рассматривается по правилам статей 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101230:60 и расположенного на нем объекта с кадастровым номером 23:45:0101229:124 - столовая «Бистро-Аппетит», которое расположено по адресу: <...> (ФАД А-146 «Краснодар-Верхнебаканский» 108 км + 020 метров справа).
Для надлежащего оформления, и надлежащего обустройства съезда, подъезда к объекту придорожного сервиса в виде «столовая Бистро «Аппетит», ИП ФИО1, через своего представителя, обратился с заявлением в ФКУ Упрдор «Черноморье» с просьбой: «выдать ему письменное согласие, содержащее технические требования и условия на строительство примыкания (съезда, подъезда) для транспортного доступа к объекту: «столовая Бистро «Аппетит» районного значения на 50 посадочных мест, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 23:45:0101230:60 и напротив земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101229:36 размещается парковка вдоль автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-146 «Краснодар-Верхнебаканский» на километре 108+020 метров справа».
Рассмотрев обращение ИП ФИО1, ФКУ Упрдор «Черноморье» направило ответ в адрес представителя ИП ФИО1, из которого следует, что выполнить устройство съезда-примыкания на километре 108+020 метров ФАД А-146 «Краснодар-Верхнебаканский справа не представляется возможным в силу не соблюдения пункта 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005, то есть ФКУ Упрдор «Черноморье» отказало в выдачи ИП ФИО1 письменного согласия, содержащего технические требования и условия на строительство примыкания (съезда, подъезда) для транспортного доступа к объекту: «столовая Бистро «Аппетит».
Полагая действия ФКУ Упрдор «Черноморье» незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд исходит из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101230:60 и расположенного на нем объекта с кадастровым номером 23:45:0101229:124 - столовая «Бистро-Аппетит».
На основании представления ОГИБДД ГУ МВД по Крымскому району №78/18-79 от 20.02.2020 ФКУ Упрдор «Черноморье» дало поручение подрядной организации, выполняющей работы по содержанию федеральной автомобильной дороги А-146 Краснодар-Верхнебаканский км 0+000 - км 140+693 - ООО «ДОРСНАБ» установить знаки 3.27 «Остановка запрещена» на км 107+900 справа и 108+050 слева с целью повышения безопасности дорожного движения и предотвращения стоянки большегрузного транспорта на участке автомобильной дороги федерального значения А-146 Краснодар-Верхнебаканский на км 107+900 - км 108+050.
Ранее на обращение ФИО1 по вопросу переноса дорожных знаков, запрещающих остановку транспортных средств, установленных в районе расположения столовой «Бистро-Аппетит», расположенной по адрес: <...>, ФКУ Упрдор «Черноморье» направило письмо №618/кф от 29.01.2021 о необходимости предоставления разрешительных документов на устройство съезда-примыкания от федеральной автомобильной дороги А-146 Краснодар-Верхнебаканский на км 108+050 справа. Разрешительные документы ФИО1 представлены не были.
В ответ на вновь поступившее обращение ФИО1 (вх. №4369 от 30.03.2020) по вопросу переноса дорожных знаков, запрещающих остановку транспортных средств, установленных в районе расположения столовой «Бистро-Аппетит», расположенной по адрес: <...>, ФКУ Упрдор «Черноморье» направило письмо №3628/09 от 02.04.2020 с указанием информации о том, что съезд-примыкание к объекту Столовая «Бистро-Аппетит» отсутствует в утвержденном проекте организации дорожного движения, при этом выполнить устройство нового съезда-примыкания не представляется возможным.
На обращение ФИО1, поступившее из администрации МО Крымский район №10-06/518/02 от 21.04.2020 по вопросу переноса дорожных знаков, запрещающих остановку транспортных средств, установленных в районе расположения столовой «Бистро-Аппетит», расположенной по адрес: <...>, ФКУ Упрдор «Черноморье» направило письмо №5248/09 от 22.05.2020 с указанием информации о том, что съезд-примыкание к объекту Столовая «Бистро-Аппетит» отсутствует в утвержденном проекте организации дорожного движения, при этом выполнить устройство нового съезда-примыкания не представляется возможным и съезд подлежит ликвидации.
24.06.2021 ФИО1 обратился в ФКУ Упрдор «Черноморье» с заявлением (вх.№ 8970 от 29.06.2021) о выдаче технических требований и условий на строительство съезда примыкания к объекту: столовая «Бистро -Аппетит», расположенного по адресу: <...> б.
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог Российской Федерации», «Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения», утвержденного приказе м Министерства транспорта РФ от 13.01.2010 № 5 (пункты 10, 11. 19) по обеспечению безопасности дорожного движения на федеральной дороге общего пользования на заявления граждан балансодержателем дороги готовятся проекты технических требований и условий на проектирование и строительство съездов-примыканий, которые утверждаются в Федеральном дорожном агентстве (г. Москва).
В соответствии с установленной процедурой согласования (письмо Росавтодора от 29 августа 2017 года N 01-28/30655), документы, представленные ИП ФИО1 для подготовки технических требований и условий на проектирование и строительство съезда - примыкания, Учреждением были направлены в Федеральное дорожное агентство для согласования. По результатам рассмотрения указанного обращения, Учреждение, письмом от 19.07.2021 за исх.№ 6724/18, направило в адрес заявителя письмо, содержащее отказ в выдаче испрашиваемых технических требований и условий в пределах заявленных в обращении координат.
Основанием для отказа ФКУ Упрдор «Черноморье» указало нижеследующее.
Объект - столовая «Бистро - Аппетит» расположен вдоль автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-146 Краснодар -Верхнебаканский на км 108+050 справа. Указанная автомобильная дорога на участке км 105+620 - км 109+678 является дорогой II технической категории.
Согласно утвержденному проекту организации дорожного движения на км 108 - км 109 съезд - примыкание на км 108+050 справа отсутствует. В целях обеспечения безопасности дорожного движения на федеральной автомобильной дороге А-146 Краснодар - Верхнебаканский выполнить устройство съезда -примыкания на км 108+050 справа не представляется возможным по следующим причинам: не соблюдается требование пункта 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» в части соблюдения минимальных расстояний между примыканиями в одном уровне для дорог II технической категории - 600 м. Существующие съезды - примыкания, согласно действующей дислокации технических средств организации дорожного движения, расположены на км 107+720 справа и км 108+209 справа. В рассматриваемом случае до ближайшего существующего санкционированного примыкания 330 м против хода движения и 159 м по ходу движения от испрашиваемого съезда-примыкания.
Суд считает отказ в выдаче испрашиваемых технических требований и условий законным и обоснованным на основании следующего.
Обеспечение автомобильных дорог объектами дорожного сервиса регламентируется статьей 22 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно части 6 статьи 22 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», объекты дорожного сервиса в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги должны быть оборудованы съездами и примыканиями.
Как указывалось ранее, в соответствии с требованиями письма Федерального дорожного агентства от 29.08.2017 № 01-28/30655 «О согласовании проектов технических требований и условий» строительство новых и реконструкция существующих примыканий к объектам дорожного сервиса подлежат обязательному согласованию с Федеральным дорожным агентством. При этом, в случае, если размещение Объекта (примыкания) нарушает требования законодательства Российской Федерации, включая Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации, Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденный приказом Минтранса России от 13 января 2010 г. № 4, Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, утвержденный приказом Минтранса России от 13 января 2010 г. № 5, а также требования нормативных технических документов, в том числе ГОСТ 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СП 34.13330.2012 «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* федеральные казенные учреждения, подведомственные Федеральному дорожному агентству, осуществляют отказ в выдаче письменного согласия самостоятельно
В соответствии с требованиями закона № 257-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в том числе примыканий к ним, допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги, содержащего обязательные для исполнения технические требования и условия, и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Закона № 257-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 22 Закона 257-ФЗ обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов. Также, в соответствии с указанной нормой изменение в организации дорожного движения за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускается.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", одним их основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Учитывая, что планируемый съезд, который просит истец обустроить, примыкает к федеральной дороге, следовательно, он должен полностью отвечать Федеральному закону № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных порогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении вменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Суд считает несостоятельным довод истца о том, что в связи с тем, что земельный участок под объектом «столовая Бистро «Аппетит» входит в состав населенного пункта города Крымска Краснодарского края и имеет категорию земли населенных пунктов, в рассматриваемом случае подлежит применению пункт 6.9 СНиП 2.07.01-89, в соответствии с которым автомобильные дороги общей сети I, II, III категории, как правило, следует проектировать в обход поселений в соответствии со СНиП 2.05.02-85, а в случае проложения дорог общей сети через территорию поселений подлежит применению СНиП 2.07.01-89, в соответствии с которым указанные автомобильные дороги следует проектировать с учетом требований СНиП 2.07.01-89, ввиду того, что, согласно пункта 2.6. «Историческая справка» Технического паспорта автомобильной дороги № 00 ОП ФЗ А-146 федерального значения А-146 Краснодар - Верхнебаканский, автомобильная дорога строилась в течение ряда лет начиная с 1898 года. С 1960 года начато проведение планомерной перестройки дороги с целью доведения ее параметров до нормативов II технической категории. Таким образом, уже к 1960 году указанная автомобильная дорога существовала в той протяженности, в которой она существует в настоящее время.
СНиП 2.07.01-89 и СНиП 2.05.02-85, в свою очередь, разработаны и утверждены в период существования автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-146 федерального значения А-146 Краснодар - Верхнебаканский и применяются в отношении вновь строящихся объектов.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога А-146 Краснодар -Верхнебаканский входит в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» и не является частью улично-дорожной сети населенных пунктов, по территории которых проходит.
В соответствии с частью 13 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.
В соответствии с техническим паспортом автомобильная дорога А-146 Краснодар - Верхнебаканский на участке км 105+620 - км 109+678 является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения обычного типа II технической категории.
Соответственно основания для отнесения указанного участка дороги к улично-дорожной сети населенного пункта отсутствуют. Также следует указать, что ФКУ Упрдор «Черноморье» не наделено полномочиями по изменению категории автомобильной дороги, либо отдельных ее участков.
Таким образом, суд считает, что рассматриваемый съезд не отвечает ряду требований постановления Правительства Российской Федерации от 285.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации», а истцом ошибочно применены неприменимые в рассматриваемом случае нормы.
В части довода истца о том, что ссылка ФКУ Упрдор «Черноморье» на пункт 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 в части несоблюдения минимальных расстояний между примыканиями - доступ к дороге II технической категории с примыкающей дороги в одном уровне допускается не чаще, чем через 600 м, несостоятельна по причине того, что истец считает, что подъезды, съезды и примыкания в целях обеспечения доступа к объектам дорожного сервиса с автомобильной дорогой не являются примыкающей автомобильной дорогой в одном уровне, ввиду чего на них не могут распространяться Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным постановлением Правительства российской Федерации от 28.09.2009 № 767, суд считает необходимым указать следующее.
В соответствии с ГОСТ Р 58653-2019, примыкание в одном уровне -пересечение в одном уровне, имеющее три подхода к пересечению, где к одной дороге присоединяется в одном уровне другая дорога, не имеющая прямого продолжения и прерывающаяся в месте соединения (пункт 3.11). Таким образом, съезд к объекту дорожного сервиса является примыканием, так как соответствует указанным требованиям.
Кроме того, как пояснил представитель заинтересованного лица, полоса отвода вышеуказанной федеральной автомобильной дороги не граничит с земельным участком истца, между земельным участком, принадлежащим истцу и земельным участком, расположенным в границах полосы отвода автомобильной дороги расположен земельный участок, имеющий статус государственной неразграниченной собственности. Право распоряжения неразграниченной государственной собственностью на землю до ее полного разграничения предоставлено органам местного самоуправления. Таким образом, истец обязан первоначально обратиться в орган местного самоуправления за установлением сервитута (правом пользования данным земельным участком).
В связи с тем, что земельный участок под автомобильной дорогой не граничит с земельным участком истца, а также отсутствуют сведения о наличии сервитута, исковые требования не могут быть заявлены в отношении Федерального дорожного агентства и ФКУ Упрдор «Черноморье».
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статьям 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отказе в удовлетворении заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины, подлежат отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 65, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Н.В. Иванова