ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-49577/20 от 12.01.2021 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-49577/2020

14.01.2021

Резолютивная часть решения оглашена 12.01.2021

Решение в полном объеме изготовлено 14.01.2021

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой М.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г. Краснодар

о признании незаконным

при участии:

от заявителя: не явились, уведомлены

от заинтересованного лица: ФИО1, ФИО2, представители по доверенности

установил:

Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю:

- о признании незаконным отказа от 09.09.2020 № 30-5127813/1 в кадастровом учете и регистрации права на жилое помещение (квартиры), расположенное по адресу: <...> а, кв. 28;

- об обязании осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости и государственную регистрацию прав на жилое помещение (квартиру) № 28, расположенное по адресу: <...> а.

Обоснование требований изложено в тексте заявления.

Заявитель, надлежаще уведомленный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в предварительное судебное заседание не обеспечил, направив в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, на удовлетворении требований настаивает.

Судом ходатайство заявителя рассмотрено и удовлетворено.

Представители заинтересованного лица в предварительном судебном заседании против удовлетворения требований возражали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, заявили ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на заявление и копий регистрационного дела.

Ходатайство заинтересованного лица о приобщении удовлетворено.

В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще уведомленного завителя.

В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

Так как стороны уведомлены надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного заседания, заявитель на предварительное заседание не явился, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявил, не возражал против перехода в судебное разбирательство, суд с согласия заинтересованного лица и на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.

Заинтересованное лицо позицию по делу не поменяло.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 30 мин., после завершения которого судебное заседание продолжено. Стороны и их представители после окончания перерыва в судебное заседание не явились.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав непосредственно доказательства по делу, заслушав присутствующую сторону, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.

Как указано в заявлении и подтверждается материалами дела, в соответствии с передаточным актом от ФГУ «Донская КЭЧ района» Минобороны России от 01.04.2011 на бюджетный учет ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России передан объект недвижимости многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...> а.

На основании приказа Департамента имущественных отношений Минобороны России от 14.04.2017 № 1180 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России многоквартирный жилой дом разукрупнен и на учет Учреждения поставлены квартиры.

В рамках заключенного Государственного контракта № 411/ЗК/2019/ДГЗ/3 от 11.06.2019 Учреждением проводятся мероприятия по постановке помещений в вышеуказанном жилом доме на государственный кадастровый учет с одновременной государственной регистрацией права собственности Российской Федерации.

ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю в целях осуществления действий по государственному учету в отношении жилого помещения (квартиры) № 28, расположенного по адресу: <...> (заявление на ГКУ от 13.03.2020 № 30-5127813, заявление на государственную регистрацию прав от 16.03.2020 № 23/999/001/2020-366688), представив технический план, подготовленный на основании п. 5 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии которым в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Форма данной декларации, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Однако государственный кадастровый учет приостановлен (уведомление приостановлении от 19.03.2020 № 23/20-61908), поскольку, как указано в уведомлении, в представленном техническом плане в состав Приложения не включен ни один документов, на основании которого мог быть подготовлен технический план.

29.05.2020 от имени Российской Федерации подано заявление о приеме дополнительных документов № 30-5182070 с приложением информационного письма с позицией ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России от 28.05.2020 № 141/3/8/5957.

В соответствии с уведомлением о приостановлении от 04.06.2020 № 23/20-99159 государственный кадастровый учет приостановлен по тем же основаниям, а именно: в техническом плане помещения в состав Приложения не включен ни один из документов, на основании которого мог быть подготовлен технический план, указав при этом, что в соответствии с ч. 7 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет осуществляется в срок до 2020 года на основании Декларации.

В соответствии с отказом от 09.09.2020 № 30-5127813/1 в представленном техническом плане помещения в состав Приложения не включен ни один из документов, на основании которого мог быть подготовлен план.

По заявлению на государственную регистрацию прав от 16.03.2020 № 23/999/001/2020-366688 на электронную почту, указанную в заявлении, 19.03.2020 поступило только уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета без ссылки для скачивания текста приостановления. Решение об отказе не поступало.

09.09.2020 поступило Уведомление № 30-5127813/1 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, в котором указано, что Учреждению отказано в государственном кадастровом учете в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) ввиду несоответствия требованиям действующего законодательства.

Заявитель считает отказ в постановке на государственный кадастровый учет жилого помещения незаконным и подлежащим отмене, поскольку, учитывая, что в рамках установленных законом процедур и документов подан достаточный пакет сведений и документов, необходимый для постановки на кадастровый учет вышеуказанного жилого помещения, отсутствует соответствующее основание для отказа, предусмотренное статьями 26, 27 Закона о регистрации.

Указанные требования послужили основанием для обращения в суд.

Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с ч.1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Из указанной нормы следует, что предъявление иска, с учетом характера нарушенного права, должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, установленными данной нормой, а именно путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа если иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов.

Выбор способа защиты гражданских прав является прерогативой истца, между тем он должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение заявленных требований приведет к восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав и законных интересов путем удовлетворения заявленных истцом требований.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон № 218-ФЗ или Закон о регистрации).

В соответствии с Законом № 218-ФЗ (пункт 3 статьи 3), действующим с 01.01.2017, и постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

В силу статьи 3 Закона № 218-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, осуществляет прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверку наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдачу документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Кроме того, в силу части 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;

8) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Как указано выше, п.7 с.2 ст.14 Закона № 218-ФЗ, одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Согласно ч.1 ст.24 названного Закона № 218-ФЗ, технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Таким образом, законом установлено, что составление технического плана сооружения является подготовкой в установленном государственными органами порядке специального документа об объекте недвижимости, на основании которого производятся государственный кадастровый учет и регистрация прав.

Статьей 26 Закона № 218-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, если:

- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (подпункт 5 части 1);

- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (подпункт 7 части 1);

- представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами (подпункт 8 части 1);

- в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (подпункт 37 части 1).

В соответствии со статьей 27 Закона № 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 12 ст. 29 Закона № 218-ФЗ, приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Как следует из материалов дела, заявитель оспаривает отказ от 09.09.2020 № 30-5127813/1 в кадастровом учете и регистрации права на жилое помещение (квартиры), расположенное по адресу: <...> а, кв. 28.

Статьей 29 Закона № 218-ФЗ предусмотрено проведение правовой экспертизы представленных на регистрацию документов на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в соответствии с передаточным актом от ФГУ «Донская КЭЧ района» Минобороны России от 01.04.2011 на бюджетный учет ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России передан объект недвижимости многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...> а.

На основании приказа Департамента имущественных отношений Минобороны России от 14.04.2017 № 1180 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России многоквартирный жилой дом разукрупнен и на учет учреждения поставлены квартиры.

В рамках заключенного Государственного контракта № 411/ЗК/2019/ДГЗ/3 от 11.06.2019 Учреждением проводятся мероприятия по постановке помещений в вышеуказанном жилом доме на государственный кадастровый учет с одновременной государственной регистрацией права собственности Российской Федерации.

ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю в целях осуществления действий по государственному учету в отношении жилого помещения (квартиры) № 28, расположенного по адресу: <...> (заявление на ГКУ от 13.03.2020 № 30-5127813, заявление на государственную регистрацию прав от 16.03.2020 № 23/999/001/2020-366688), представив технический план, подготовленный на основании п. 5 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии которым в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Форма данной декларации, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагается документ, являющийся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 13.03.2020 «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю в целях осуществления действий по государственному учету в отношении жилого помещения (квартиры) № 28, расположенного по адресу: <...> (заявление на ГКУ от 13.03.2020 № 30-5127813, заявление на государственную регистрацию прав от 16.03.2020 № 23/999/001/2020-366688).

В качестве приложения к указанным выше заявлениям, представлен технический план помещения от 15.10.2019 по адресу: <...>, подготовленный кадастровым инженером ФИО3

В качестве документов, использованных при подготовке технического плана, указаны: декларация об объекте недвижимого имущества от 04.09.2019 № б/н, выписка из ЕГРН от 26.08.2019 № 99/2019/280310379, согласие на ОПД от 21.08.2019 № б/н, чертеж (абрис) помещения от 16.09.2019 № б/н.

Указанные документы, в том числе декларация об объекте недвижимости, относящемся к имуществу Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, от 04.09.2019, представлены заявителем в регистрационное дело при подаче заявлений.

Уведомлением от 19.03.2020 № 23/20-61908 государственный кадастровый учет приостановлен, поскольку в представленном техническом плане в состав Приложения не включен ни один документов, на основании которого мог быть подготовлен технический план.

29.05.2020 от имени Российской Федерации подано заявление о приеме дополнительных документов № 30-5182070 с приложением информационного письма с позицией ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России от 28.05.2020 № 141/3/8/5957.

В соответствии с уведомлением о приостановлении от 04.06.2020 № 23/20-99159 государственный кадастровый учет приостановлен по тем же основаниям, а именно: в техническом плане помещения в состав приложения не включен ни один из документов, на основании которого мог быть подготовлен технический план, указав при этом, что в соответствии с ч. 7 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет осуществляется в срок до 2020 года на основании Декларации.

Уведомлением от 09.09.2020 № 30-5127813/1 отказано в государственном кадастровом учете, так как в представленном техническом плане помещения в состав приложения не включен ни один из документов, на основании которого мог быть подготовлен план.

Отказывая, в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, государственный регистратор ссылается на положения части 10 статьи 24 Закона № 218-ФЗ, согласно которой сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 71 Закона № 218-ФЗ, в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о помещении, машино-месте, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения и его площади, указываются в техническом плане также на основании представленных заказчиком кадастровых работ технического паспорта помещения, машино-места, изготовленного до 1 января 2013 года, или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение или машино-место.

В силу п. 1 ст. 21 Закона № 218-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В представленном заявителем техническом плане помещения в состав приложения не включен ни один из документов, на основании которого мог быть подготовлен технический план, что и послужило основанием для оспариваемого отказа в государственном кадастровом учете.

Между тем, управление ошибочно полагает, что часть 10 статьи 24 Закона № 218-ФЗ регулирует порядок составления технических планов на объекты, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, исходя из следующего.

В соответствии с п.5 ст.70 Закона № 218-ФЗ, в срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Форма данной декларации, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157 (ред. от 29.11.2016) утверждена Форма декларации об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений.

В соответствии с частью 6 статьи 70 Закона № 218-ФЗ особенности, установленные частью 5 данной статьи, применяются при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Исходя из названия статьи 70 Закона № 218-ФЗ, и ее буквального содержания следует, что данной нормой установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях. То есть, установлен иной порядок и основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Как следует из материалов дела, к заявлению о государственном кадастровом учете заявителем представлен технический план помещения от 15.10.2019, по адресу: <...>, подготовленный кадастровым инженером ФИО3 в рамках государственного контракта от 11.06.2016 № 411/ЗК/2019/ДГЗ/3.

Также к техническому плану заявителем в регистрационный орган представлена декларация об объекте недвижимости, относящемся к имуществу Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, от 04.09.2019.

Основанием возникновения права собственности Российской Федерации в декларации указан пункт 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», а также приказ директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 14.04.2017 N 1180.

Указанная декларация составлена в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 № 157 (ред. от 29.11.2016) «Об утверждении формы декларации об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, требований к ее заполнению, состава включаемых в нее сведений».

Регистрирующий орган не представил доказательств того, что представленная заявителем декларация заполнена и составлена с нарушением требований, установленных приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 N 157.

Как указано выше, государственный контракт № 411/ЗК/2019/ДГЗ/3, в рамках которого был изготовлен технический план, заключен 11.06.2019.

Технический план изготовлен и датирован 15.10.2019.

Таким образом, учитывая изложенное в совокупности, обращение заявителя с целью осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав было основано на положениях частей 5 и 6 статьи 70 Закона № 218-ФЗ.

В отношении обращения заявителя в регистрирующий орган с соответствующими заявлениями в марте 2020 года, суд руководствуется тем, что представляемый в орган регистрации прав после 01.01.2020 технический план в отношении объекта недвижимости Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций может быть подготовлен на основании декларации об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 № 157, если дата заключения государственного контракта и дата подписания технического плана в окончательной редакции предшествуют 01.01.2020.

Департаментом недвижимости Минэкономразвития России, являющимся органом нормативно-правового регулирования в сфере государственного кадастрового учета регистрации прав, в соответствии с письмом от 14.01.2020 №Д23и-556, разъяснена позиция относительно окончания с 01.01.2020 действия упрощенного механизма кадастрового учета зданий, сооружений и помещений Вооруженных Сил России Федерации, а именно, установлено, что представляемый в орган регистрации прав после 01.01.2020 технический план в отношении объекта недвижимости Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций может быть подготовлен на основании декларации об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, форма которой утверждена приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 № 157, если дата заключения государственного контракта и дата подписания технического плана в окончательной редакции предшествуют 01.01.2020.

Данная позиция дополнена письмами ЦА Росреестра от 23.03.2020 № 14-03476/20, 14-11314-202@ от 02.09.2020 по вопросу предоставления в орган регистрации прав технических планов после 01.01.2020, оформленных в порядке ч. 5 ст. 70 Закона о регистрации, а именно: в соответствии с пунктом 26 Требований к подготовке технического плана и состава, содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, в реквизите «3 раздела «Общие сведения о кадастровых работах» технического плана указывается в том числе, дата подготовки окончательной редакции технического плана кадастровым инженером (дата завершения кадастровых работ).

Учитывая изложенное, в том числе, буквальное прочтение ч. 5 ст. 70 Федерального Закона № 218-ФЗ, после 01.01.2020 особенности, установленные указанной нормой, могут быть применены, если декларация об объекте недвижимости и оформленный на ее основании технический план подготовлены (кадастровые работы завершены) до 01.01.2020.

Соответствующая информация доведена до сведения территориальных органов Росреестра, ФГБУ «ФКП Росреестра».

Аналогичная позиция отражена в «Обзоре наиболее распространенных причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении предприятий как имущественных комплексов и объектов недвижимости, расположенных в пределах более одного кадастрового округа (по результатам анализа решений о приостановлении за II квартал 2020 года)" (текст документа опубликован на сайте https://rosreestr.gov.ru по состоянию на 24.07.2020)., а также в "Обзоре наиболее распространенных причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении предприятий как имущественных комплексов и объектов недвижимости, расположенных в пределах более одного кадастрового округа (по результатам анализа решений о приостановлении за III квартал 2020 года)" (текст документа опубликован на сайте https://rosreestr.gov.ru по состоянию на 02.11.2020).

Согласно указанным выше Обзорам за 2 и 3 кв. 2020 года, положения частей 5, 6 статьи 70 Закона о регистрации, согласно которым документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости могли указываться в техническом плане или межевом плане, являлась декларация о таком объекте недвижимости, действовали до 2020 года. Особенности, установленные данной нормой, могут быть применены, если декларация и оформленный на ее основании технический план подготовлены (кадастровые работы завершены) до 01.01.2020.

Как следует из материалов дела, государственный контракт № 411/ЗК/2019/ДГЗ/3, в рамках которого был изготовлен технический план от 15.10.2019,заключен 11.06.2019.

При изложенных основаниях, требование органа кадастрового учета о подготовке технического плана на основании разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации, либо изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта является необоснованным.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ при рассмотрении заявления суд оценивает решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц на соответствие законам и иным нормативным правовым актам. Обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) возлагается на ответчика в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

При таких обстоятельствах, учитывая, что заявителем были представлены все необходимые документы, а также руководствуясь принципом правовой эффективности, учитывая формальный характер отказа, суд считает необходимым признать решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 09.09.2020 № 30-5127813/1 об отказе в кадастровом учете и регистрации права на жилое помещение (квартиры), расположенное по адресу: <...> а, кв. 28 незаконным, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 201 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Ходатайство заявителя о рассмотрении дела в отсутствие представителя удовлетворить.

Ходатайство заинтересованного лица о приобщении удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 09.09.2020 № 30-5127813/1 об отказе в кадастровом учете и регистрации права на жилое помещение (квартиры), расположенное по адресу: <...> а, кв. 28.

Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет объекта недвижимости и государственную регистрацию прав на жилое помещение (квартиру) № 28, расположенное по адресу: <...> а.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок.

Судья Р.А. Нигоев