ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-50124/20 от 24.05.2021 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350035, г. Краснодар, ул. Постовая, 32; тел. 8(861)293-81-03

Сайт: http://krasnodar.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар

Дело № А32-50124/2020

03 июня 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 24.05.2021

Полный текст решения изготовлен 03.06.2021.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Левченко О.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                                                 Хачатрян Л.В. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

заявитель: индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>), г. Сочи (далее – заявитель, ФИО1, предприниматель)

заинтересованное лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Сочинский национальный парк" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), 354000, <...> (Центральный р-н), 21 (далее – заинтересованное лицо, ФГБУ "Сочинский национальный парк", учреждение)

о признании незаконным

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

1.межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), 350063, <...> (далее – территориальное управление);

2.Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), 123995, г. Москва, улица большая грузинская, 4/6, 1 (далее - Минприроды России),

при участии:

от заявителя: ФИО2 – по доверенности, диплом

от заинтересованного лица: ФИО3 – по доверенности, диплом,

от МРИ ТУФАУГИ: ФИО4., по доверенности, диплом;

от иных лиц: не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд заявлением, согласно которого просит:

1. признать незаконным решение ФГБУ "Сочинский национальный парк" от 05.10.2020 № 01-13/3194 об отказе в заключении соглашения об установлении сервитута;

2. обязать ФГБУ "Сочинский национальный парк" заключить с ФИО1 соглашение об установлении сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0509002:1446, площадью 563 кв. м, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:18 - Мацестинское участковое лесничество Сочинского национального парка; и части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0509002:440, площадью 314 кв. м, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:18 - Мацестинское участковое лесничество Сочинского национального парка в целях проектирования и строительства/размещения линейного объекта - линии электропередачи, в целях электроснабжения земельных участков, расположенных по адресу: г. Сочи, Хостинский район, СНП "Сутугинское" сроком на 1 год.

Представитель ФИО1 заявил ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы. Проси на разрешение судебного эксперта поставить следующие вопросы: определить возможные варианты образования земельного участка в целью установления сервитута в границах которого возможно проектирование и строительство / размещение линейного объекта – линии электропередачи от проектируемой точки подключения до проектируемой точки присоединения на земельных участках истца; выбор оптимального варианта образования земельного участка с целью установления сервитута в границах которого возможно проектирование и строительство / размещение линейного объекта - линии электропередачи от проектируемой точки подключения до проектируемой точки присоединения на земельных участках истца.

Ходатайство принято судом принято к рассмотрению.

Согласно представленных в материалы дела отзывов учреждение и министерство возражают относительно удовлетворения заявленных требований.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 17.05.2021 объявлен перерыв до 12-45 часов 24.05.2021. После перерыва судебное заседание продолжено.

Ходатайство заявителя о проведении по делу судебной экспертизы судом рассмотрено и отклонено в силу того, что заявитель обратился в суд с заявлением, подлежащим рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (о признании незаконным решения учреждения от 05.10.2020 № 01-13/3194 об отказе в заключении соглашения об установлении сервитута), а не в порядке искового производства. Ответы на указанные в ходатайстве вопросы не способствуют правильному разрешению спора, так как заявитель обращался с заявлением об установлении сервитута в границах конкретных участков с кадастровыми номерами 23:49:0509002:1446, 23:49:0509002:440. В рамках настоящего спора не подлежат исследованию иные возможные способы установления сервитута (через иные земельные участки).

Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежат:

земельный участок с кадастровым номером 23:49:0509002:2475, плоащдью 11 105 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества; запись государственной регистрации права от 14.09.2018;

земельный участок с кадастровым номером 23:49:0509002:2476, плоащдью 6 551 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества; запись государственной регистрации права от 17.09.2018;

земельный участок с кадастровым номером 23:49:0509002:2493, плоащдью 5 081 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества; запись государственной регистрации права от 22.10.2018;

земельный участок с кадастровым номером 23:49:0509002:2498, плоащдью 1 100 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества; запись государственной регистрации права от 24.10.2018.

При этом в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 23:49:0509002:1446, плоащдью 43 000 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский, Мацестинское лесничество ГУ "СНП", квартал 94, выдел 5, 7 и квартал 95, выдел 4, 5, 6, 7, 9, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, вид размешенного использования – для обустройства и эксплуатации гостинично-пансионного комплекса, для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения; запись государственной регистрации права собственности от 25.08.2015 (далее – земельный участок с кадастровым номером 23:49:0509002:1446). Указанный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование учреждению, запись государственной регистрации права от 27.07.2007.

Согласно выписке из Единого государственного реестра 24.09.2008 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0509002:440, площадью 13 761 864 кв. м. Сведения об адресе, категории земельного участка, вида разрешенного использования отсутствуют. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные". Сведения, необходимые для заполнения раздела: 2 – Сведения о зарегистрированных правах, отсутствуют.

В целях размещения линий электропередач 01 сентября 2020 года ФИО1 обратился в учреждение с заявлением о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении земельных участков общей плоащдью 877 кв. м, а именно: части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0509002:1446, плоащдью 563 кв. м, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:18 – Мацестинское участковое лесничество Сочинского национального парка; части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0509002:440, плоащдью 314 кв. м, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:000000:18 – Мацестинское участковое лесничество Сочинского национального парка, на один год.

Письмом от 05.10.2020 № 01-13/3194 учреждение отказало в заключении соглашения об установлении сервитута. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с Положением о Сочинском национальном парке, утвержденным Приказом Минприроды России от 27.09.2013 № 411 "Об утверждении положения о Сочинском национальном парке" испрашиваемая для заключения соглашения об установлении сервитута территория расположена в рекреационной функциональной зоне.Согласно пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и пункта 10.3 Положения о Сочинском национальном парке рекреационная зона предназначена исключительно для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения туристической индустрии, музеев и информационных центров.

Указывая на то, что отказ учреждения от 05.10.2020 является незаконным,                ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Сочинский национальный парк, созданный на основании постановления Совета Министров РСФСР от 05.05.1983 № 214, находится в собственности Российской Федерации и входит в состав земель особо охраняемых природных территорий. Границы национального парка утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2013 № 534.

Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды в качестве недвижимого имущества и принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения таких земель ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подпункты 2 и 6 пункта 1 статьи 1).

Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее – Закон № 33-ФЗ), как следует из его преамбулы, определяет, что особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Данный федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (пункт 1 статьи 12 Закона №33-ФЗ).

Так, в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона № 33-ФЗ национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

При этом абзацем 2 части 2 статьи 12 Закона № 33-ФЗ предусмотрено, что в границах национальных парков допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников.

Следовательно, территория национального парка как природоохранного объекта в силу закона может включать, помимо земельного участка, являющегося федеральной собственностью и предоставленного национальному парку на праве постоянного (бессрочного) пользования, также земельные участки других собственников.

Как указано выше и следует из публичной кадастровой карты в границах территории Сочинского национального парка расположены земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0509002:2475, 23:49:0509002:2476, 23:49:0509002:2493, 23:49:0509002:2498, отнесенные к землям населенных пунктов и имеющие вид разрешенного использования – для садоводства, для ведения гражданами садоводства и огородничества, собственником которых является ФИО1

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона № 33-ФЗ положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

Приказом Минприроды России от 27.09.2013 № 411 "Об утверждении Положения о Сочинском национальном парке" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.10.2013 № 30124) утверждено Положение о Сочинском национальном парке (далее – Положение о Сочинском национальном парке, Положение).

Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами.

В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением заповедной зоны, особо охраняемой зоны, рекреационной зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зоны хозяйственного назначения, зоны традиционного экстенсивного природопользования (пункт 1 статьи 15 Закона № 33-ФЗ).

Так, пунктом 1 статьи 15 Закона № 33-ФЗ в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением, в том числе:

рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров (пункт "в" настоящей статьи; далее – рекреационная зона);

зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка (пункт "д" настоящей статьи; далее – зона хозяйственного назначения).

Пунктом "д" пункта 2 статьи 15 Закона №33-ФЗ установлено, что на территории национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе, строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.

В силу положений подпункта пункта 9 и пункта 10.3 Положения о Сочинском национальном парке на территории национального парка в частности в рекреационной зоне запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров, объектов, связанных с функционированием национального парка, а также в случаях, предусмотренных настоящим Положением.

При этом пунктом 10.4 Положения предусмотрено, что в зоне хозяйственного назначения, предназначенной для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка допускается строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с функционированием национального парка, с производственной деятельностью собственников, владельцев и пользователей земельных участков, не изъятых из хозяйственной эксплуатации и расположенных в границах национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов.

Таким образом, федеральное законодательство, регулирующее правоотношение в рассматриваемой сфере исходит из того, что особо охраняемые природные территории являются территориями с установленным в отношении их особым правовым режимом, предусматривающим наличие ряда ограничений, необходимых для защиты указанных территорий от антропогенного или иного хозяйственного воздействия, на территориях национальных парков допускается осуществление только той хозяйственной деятельности, которая связана с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.

В приложениях 1 и 2 к Положению о Сочинском национальном парке соответственно приведены состав и описание границ функциональных зон Сочинского национального парка, и карта-схема функционального зонирования территории Сочинского национального парка.

Так, в рекреационную зону, в том числе входят участки Мацестинского участкового лесничества - кварталы 8; 9; 10 (кроме выдела 32); 11; 12 (кроме выделов 15; 46); 13 (кроме выдела 12); 14 (кроме выделов 25; 26); 15 (кроме выдела 11); 16 - 26; 27 (кроме выделов 1; 2; 21); 28; 29; 30; 31 - 34; 35 (кроме выделов 1; 14); 36 (кроме выдела 6); 37 (кроме выдела 5); 38 (кроме выделов 2; 3; 4); 39; 40 - 42; 43 (кроме выдела 9); 44 (кроме выделов 2; 4; 6; 7; 10; 12; 13; 20 - 22; 25); 45 - 50; 51 (кроме выдела 26); 52; 53 (кроме выделов 5; 9); 54 (кроме выделов 1; 10); 55; 56 (кроме выдела 1); 57 (кроме выделов 1); 58 (кроме выдела 1); 60; 61 (кроме выделов 15; 16; 19); 62; 63; 65 (кроме выделов 18; 20; 22); 66 (кроме выделов 8; 16; 33); 67 (кроме выдела 19); 68 (кроме выдела 11); 69 (кроме выдела 7); 71 (кроме выдела 8); 76 - 81; 82 (кроме выделов 13; 22; 23); 84 - 86; 87 (кроме выдела 20); 88 (кроме выдела 4); 89; 92 - 98; 99 (кроме выдела 6); 100 (кроме выдела 11); 101; 118; 119; 120 (выделы 10 - 12); 122; 123; 124 (кроме выдела 6); 125; 126; 127 (кроме выдела 8); 128 (выделы 6; 8; 10).

Как указано выше спорный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0509002:1446, расположен относительно ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский, Мацестинское лесничество ГУ "СНП", квартал 94, выдел 5, 7 и квартал 95, выдел 4, 5, 6, 7, 9 отнесен к категории земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, имеет вид размешенного использования – для обустройства и эксплуатации гостинично-пансионного комплекса, для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения.

Таким образом, в силу установленного законом прямого запрета (пункт "д" части 2 статьи 15 Закона №33-ФЗ, подпункт пункта 9, пункт 10.3 Положения о Сочинском национальном парке) отказ учреждения в заключении сервитута в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0509002:1446 является обоснованным и законным.

При этом как указано выше в силу пункта 10.4 Положения о Сочинском национальном парке в зоне хозяйственного назначения допускается строительство линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с производственной деятельностью собственников, владельцев и пользователей земельных участков, не изъятых из хозяйственной эксплуатации и расположенных в границах национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов.

Следовательно, заявителю надлежит представить в уполномоченный орган документацию по проектированию и строительству линейного объекта, в границах участков, входящих в зоне хозяйственного назначения.

Так, согласно приложения 1 к Положению в зону хозяйственного назначения входят участки Мацестинского участкового лесничества - кварталы 10 (выдел 32); 12 (выделы 15; 46); 13 (выдел 12); 14 (выделы 25; 26); 15 (выдел 11); 27 (выделы 1; 2; 21); 35 (выдел 14); 36 (выдел 6); 37 (выдел 5); 38 (выдел 2; 3; 4); 43 (выдел 9); 44 (выделы 2; 4; 6; 7; 10; 12; 13; 20 - 22; 25); 51 (выдел 26); 53 (выделы 5; 9); 54 (выделы 1; 10): 56 (выдел 1); 57 (выдел 1); 58 (выдел 1); 61 (выделы 15; 16; 19); 65 (выделы 18; 20; 22); 66 (выделы 8; 16; 33); 67 (выдел 19); 68 (выдел 11); 69 (выдел 7); 70 (выделы 1; 2); 71 (выдел 8); 82 (выделы 13; 22; 23); 87 (выдел 20); 88 (выдел 4); 99 (выдел 6); 100 (выдел 11); 104 (выделы 1; 6; 8 - 11; 13); 105 (выделы 3; 12; 13); 106 (выделы 10; 11; 13; 14); 107 (выделы 1 - 8; 11; 12; 14); 108 (выделы 1; 2; 5 - 7; 12; 15 - 21); 110 (выделы 7; 20); 111 (выделы 1; 4; 5); 112 (выделы 1 - 3); 113 (выделы 1 - 3); 114 (выделы 4; 9); 115 (выделы 1 - 3; 5 - 11; 13; 14; 17; 18); 116 (выдел 1); 121 (выделы 1 - 6; 8; 9; 20; 23); 127 (выдел 8).

При этом с 01.01.2017 вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета недвижимости (в том числе, земельных участков) урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ).

ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).

Государственный кадастровый учет осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы (часть 1 статьи 3 Закона № 218-ФЗ).

Государственным кадастровым учетом недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).

Если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом (пункт 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016).

Как указано выше, согласно выписке из Единого государственного реестра 24.09.2008 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0509002:440, площадью 13 761 864 кв. м. Сведения об адресе, категории земельного участка, вида разрешенного использования отсутствуют. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные". Сведения, необходимые для заполнения раздела: 2 – Сведения о зарегистрированных правах, отсутствуют.

Данное обстоятельство означает, что в настоящее время границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0509002:440 не установлены, права в отношении участка не зарегистрированы. Более того отсутствует возможность достоверного определения категории земель и вида размеренного использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0509002:440.

Следовательно, у суда отсутствую основания полагать, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0509002:440 расположен в границах зоны хозяйственного назначения.

Таким образом, отказ в заключении соглашения об установлении сервитута в части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0509002:440 является законным.

Кроме того, заявителю сделает учитывать положения части 2 статьи 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение.

Кроме того, в силу части 4 статьи 15 Закона № 33-ФЗ вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон согласовываются с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2056-р Сочинский национальный парк отнесен к ведению Минприроды России.

Таким образом, установление сервитута в границах национального парка подлежит согласованию с Минприроды России.

Заявитель доказательств соответствующего обращения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не предоставил.

Следует отметить, что в силу части 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает его к участию в деле в качестве соответчика.

В силу того, что в рамках настоящего дела рассматривается отказ ФГБУ "Сочинский национальный парк" от 05.10.2020 № 01-13/3194, а Минприроды России спорное обращение заявителя не рассматривало и прилагаемые к нему документы, отсутствует процессуальная необходимость для привлечения министерства в качестве соответчика по инициативе суда (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.04.2021 по делу № А32-45767/2019).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 4, 9, 65, 69, 70, 163, 198-200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Ходатайство заявителя о назначении по делу судебной экспертизы отклонить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в полном объеме, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца после его принятия арбитражным судом первой инстанции через Арбитражный суд Краснодарского края в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационной порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья

О.С. Левченко