ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-50388/19 от 10.12.2019 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                                                       Дело № А32- 88/201 9

«20» декабря 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2019 года.

Решение в полном объёме изготовлено 20 декабря 2019 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Пристяжнюка А.Г.,                   

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овакимян О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление

Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя краснодарского края к ООО «Гексамерон» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ (протокол от 23.09.2019 № 12-24/07)

В отсутствие представителей сторон

УСТАНОВИЛ:

Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ООО «Гексамерон» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ (протокол от 23.09.2019 № 12-24/07).

Основания, по которым заявлены требования, изложены в заявлении и документальных доказательствах, приложенных к нему.

Заявитель и заинтересованное лицо явку своих представителей не обеспечили.

От заинтересованного лица поступил письменный отзыв на заявление.

Занесенным в протокол судебного заседания определением, при отсутствии возражений участвующих в деле лиц, на основании п. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ № 65 от 20.12.2006, суд завершил предварительное заседание и перешел к судебному разбирательству дела.

Дело рассматривается по правилам статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, исследовав материалы дела, изучив все документальные доказательства и оценив их в совокупности, установил следующее.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее –  Федеральный закон № 171-ФЗ) законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из Федерального закона № 171-ФЗ, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона  № 171-ФЗ) установлено, что производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ, лицензии, в том числе, выдаются на розничную продажу алкогольной продукции.

Статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ установлены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.

Абзацем 9 пункта 10 указанной статьи, установлено, что организации (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие в городских и (или) сельских населенных пунктах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объект общественного питания, который планируется использовать для оказания услуг общественного питания, по каждому месту осуществления указанной деятельности.

Департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее – департамент) на основании письма Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, а также в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с заданием на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, проведен анализ информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее – ЕГАИС) в отношении ООО "Гексамерон".

По результатам проведенного анализа установлено, ООО "Гексамерон" имело лицензию серии ДК № 010604 регистрационный № 23РПО0009920 от 17 января 2019 г., сроком действия с 19 января 2019 г. по 18 мая 2019 г. на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания. При этом 29.01.2019 по ТТН № 0АЦБ-004153 и 11.02.2019 по ТТН № 0АЦБ-006323 ООО "Гексамерон" осуществило закупку алкогольной продукции от поставщика ООО "Торговый Дом "Меркурий", а именно: Вермут экстра сухой белый "Мартини Экстра Драй" емкостью 1,0 л., крепостью 18% в количестве 2 бутылок.

В соответствии с информацией, содержащейся в "Отчете об объемах списания этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в ЕГАИС зафиксированы 30.01.2019 и 12.02.2019 акты № WU0460977, № WU0468543 о списании Вермут экстра сухой белый "Мартини Экстра Драй" емкостью 1,0 л., крепостью 18% в количестве 2 бутылок, со статусом типа списания "реализация".

Осуществляя деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в магазине, ООО «Гексамерон» нарушает условия действия лицензии, выданной на предприятие общественного питания, то есть лицензионные требования.

Данное административное правонарушение совершено 29 января 2019 г, 11 февраля 2019 г. по адресу места нахождения обособленного подразделения: <...>, Аэровокзал, литер А, 1-этаж, ком. № 2 – кафе.

Выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое, предусмотрена частью 1 статьи 14.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В подпункте 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ законодатель установил, что требования, установленные, в том числе, в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, являются лицензионными требованиями.

Аналогичное положение, в соответствии с которым требования, установленные в соответствии, в том числе, с положениями статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, являются лицензионными, закреплено в пункте 4 статьи 23.2 указанного нормативного правового акта.

Следовательно, применительно к розничной продаже алкогольной продукции, подлежащей лицензированию (статья 18 Федерального закона № 171-ФЗ), законодатель придал указанным особым требованиям специальный характер, признав их лицензионными требованиями (подпункт 1 пункта 9 статьи 19, пункт 4 статьи 23.2 Федерального закона № 171-ФЗ).

В соответствии с  КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции образует состав административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.17 КоАП РФ.

В силу пункта 1.1 Положения о департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, утвержденного постановлением глава администрации (губернатора) Краснодарского края от  30 декабря  2015 года  № 1346 «О департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края» (далее – Положение) департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, участвующим в реализации государственной политики в области производства (кроме производства винодельческой продукции) и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по вопросам, отнесенным                            к ведению субъектов Российской Федерации.

В соответствии с  пунктом 4.13 Положения, департамент вправе, в пределах установленной компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях.

23 сентября 2019 ведущим консультантом отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края  в отсутствии представителя юридического лица ООО «Гексамерон», извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица, был составлен протокол об административном правонарушении № 12-24/07, согласно    части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.

При принятии решения суд руководствуется следующим.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.17 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года  № 171-ФЗ                            «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»  (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) установлено, что производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ, лицензии, в том числе, выдаются на розничную продажу алкогольной продукции.

 Пунктом 10 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров.

Департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее – департамент) на основании письма Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, а также в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с заданием на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, проведен анализ информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее – ЕГАИС) в отношении ООО "Гексамерон".

По результатам проведенного анализа установлено, ООО "Гексамерон" имело лицензию серии ДК № 010604 регистрационный № 23РПО0009920 от 17 января 2019 г., сроком действия с 19 января 2019 г. по 18 мая 2019 г. на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания. При этом 29.01.2019 по ТТН № 0АЦБ-004153 и 11.02.2019 по ТТН № 0АЦБ-006323 ООО "Гексамерон" осуществило закупку алкогольной продукции от поставщика ООО "Торговый Дом "Меркурий", а именно: Вермут экстра сухой белый "Мартини Экстра Драй" емкостью 1,0 л., крепостью 18% в количестве 2 бутылок.

В соответствии с информацией, содержащейся в "Отчете об объемах списания этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в ЕГАИС зафиксированы 30.01.2019 и 12.02.2019 акты № WU0460977, № WU0468543 о списании Вермут экстра сухой белый "Мартини Экстра Драй" емкостью 1,0 л., крепостью 18% в количестве 2 бутылок, со статусом типа списания "реализация".

Осуществляя деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в магазине, ООО «Гексамерон» нарушает условия действия лицензии, выданной на предприятие общественного питания, то есть лицензионные требования.

Данное административное правонарушение совершено 29 января 2019 г, 11 февраля 2019 г. по адресу места нахождения обособленного подразделения: <...>, Аэровокзал, литер А, 1-этаж, ком. № 2 – кафе.

Выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое, предусмотрена частью 1 статьи 14.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В подпункте 1 пункта 9 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ законодатель установил, что требования, установленные, в том числе, в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, являются лицензионными требованиями.

Аналогичное положение, в соответствии с которым требования, установленные в соответствии, в том числе, с положениями статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, являются лицензионными, закреплено в пункте 4 статьи 23.2 указанного нормативного правового акта.

Следовательно, применительно к розничной продаже алкогольной продукции, подлежащей лицензированию (статья 18 Федерального закона № 171-ФЗ), законодатель придал указанным особым требованиям специальный характер, признав их лицензионными требованиями (подпункт 1 пункта 9 статьи 19, пункт 4 статьи 23.2 Федерального закона № 171-ФЗ).

В соответствии с  КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции образует состав административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.17 КоАП РФ.

В силу пункта 1.1 Положения о департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, утвержденного постановлением глава администрации (губернатора) Краснодарского края от  30 декабря  2015 года  № 1346 «О департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края» (далее – Положение) департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, участвующим в реализации государственной политики в области производства (кроме производства винодельческой продукции) и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае у общества имелась реальная возможность для соблюдения норм Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», однако оно не приняло все зависящие от него меры по их исполнению.

Суд приходит к выводу, что представленных в материалы дела доказательств достаточно для определения квалификации противоправного деяния по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не допущено и судом не установлено.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.

Суд при рассмотрении дела о привлечении общества к административной ответственности не усмотрел оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года № 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ. Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов. Обществом не представлены доказательства того, что при совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, имел место исключительный случай, с учетом того, что данное правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением заявителя к действующему законодательству в области алкогольного законодательства, с учетом наличия у общества реальной возможности исполнения предусмотренных обязанностей. Совершенное обществом правонарушение посягает на экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг, а государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает возможным применить минимальную меру наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

УФК по Краснодарскому краю (Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края л/с <***>) Южное ГУ Банка России г. Краснодар, р/счет <***>, БИК 040349001, ИНН <***>, ОКТМО 03701000, КПП 230801001, код бюджетной классификации 804 116 90040 04 0000140, назначение платежа – административный штраф

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу.

Доказательства оплаты штрафа заинтересованному лицу представить в административный орган и в арбитражный суд с указанием номера арбитражного дела.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в срок, в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение направляется судебному приставу – исполнителю для приведения в исполнение в принудительном порядке.

Судебные расходы в данном случае не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 27, 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

                                                        Р Е Ш И Л:

Привлечь ООО «Гексамерон» (юридический адрес: 119002, <...> этаж, пом. I, ком. 2;         адрес осуществления деятельности: <...>, Аэровокзал, литер А, 1-этаж, ком. № 2 – кафе; дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 25.06.2015;                   ИНН <***>, КПП 770401001, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                    А.Г. Пристяжнюк