Арбитражный суд Краснодарского края
350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
Дело № А32-5039 /2013
г. Краснодар « 25» июля 2013г.
Резолютивная часть решения объявлена 22.07.2013.
Полный текст решения изготовлен 25.07.2013.
Арбитражный суд Краснодарского края
в составе судьи Колодкиной В.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Портным А.И.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Сочинской таможни г. Сочи
к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» г. Москва
к ОАО «Международный аэропорт Сочи» г. Сочи
о признании бездействия незаконными и обязании произвести обозначение постоянной зоны таможенного контроля в местах стоянок воздушных судов.
при участии в судебном заседании :
от заявителя: ФИО1, представитель, доверенность от 11.01.2013 г.
от Росграницы: ФИО2, представитель, доверенность от 25.12.2012 г.
от Аэропорта: ФИО3, представитель, доверенность от 20.09.2012 г.
установил:
Сочинская таможня обратилась в арбитражный суд Краснодарского края к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» и ОАО «Международный аэропорт Сочи» о признании бездействия ответчиков незаконными и обязании произвести обозначение постоянной зоны таможенного контроля в местах стоянок воздушных судов.
Заявитель в судебном заседании на своих требованиях настаивал в полном объеме.
Заинтересованные лица в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились, свои доводы изложили в отзыве на заявление.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Согласно статье 97 Таможенного кодекса таможенного союза зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно п. 1 ст. 362 ТК РФ, зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.
Согласно части 1 статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" места, являющиеся зонами таможенного контроля, определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.
Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза (статья 97 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В силу пункта 4 статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, на основании представления таможенного органа, в регион деятельности которого входит соответствующий участок территории Российской Федерации, определяет участки Государственной границы Российской Федерации, вдоль которых необходимо создать зоны таможенного контроля, и принимает решение о создании таких зон. Решение о создании зон таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации оформляется нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, согласованным с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых создаются указанные зоны.
Зоны таможенного контроля вдоль Государственной границы Российской Федерации обозначаются по ее пределам в местах пересечения с транспортными путями, в местах пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами, товарами и транспортными средствами знаками, содержащими надпись белого цвета "Зона таможенного контроля" на зеленом фоне, изготовленными в соответствии с техническими условиями и стандартами, определенными для дорожных информационных знаков.
Решение о создании зоны таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, установленных и открытых в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает начальник таможни, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска, и оформляется приказом начальника таможни, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В зону таможенного контроля, создаваемую в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, включаются участки территории (акватории), здания, сооружения, площадки, в пределах которых осуществляются таможенные операции, хранение, разгрузка и перегрузка (перевалка) находящихся под таможенным контролем товаров, их таможенный осмотр и таможенный досмотр, места стоянок транспортных средств, перевозящих такие товары.
При определении границы зоны таможенного контроля должно учитываться мнение администрации объекта транспортной инфраструктуры, в пределах которого установлен пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации: руководителя администрации морского порта, начальника бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте, руководителя аэропорта (аэродрома), начальника железнодорожного вокзала (станции). Мнение администрации объекта транспортной инфраструктуры, оформленное в письменном виде, прилагается к проекту приказа начальника таможни, направляемому на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.
В приказе начальника таможни о создании зоны таможенного контроля в пункте пропуска должны быть указаны:
место нахождения пункта пропуска;
граница зоны таможенного контроля и места ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами.
В решении о создании зоны таможенного контроля в местах, указанных в части 5 настоящей статьи, должны быть указаны:
место нахождения пункта пропуска;
граница зоны таможенного контроля и места ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами.
В приложении к приказу начальника таможни о создании зоны таможенного контроля в пункте пропуска должно быть приведено графическое отображение границы и территории указанной зоны таможенного контроля в виде планов или карт.
Решения о создании зон таможенного контроля в иных местах принимает начальник таможни, в регионе деятельности которой расположены места и территории, где создаются такие зоны таможенного контроля.
Решение о создании зоны таможенного контроля, предусмотренное частью 13 настоящей статьи, оформляется приказом начальника таможни, в котором должны быть указаны:
1) место нахождения зоны таможенного контроля;
2) граница зоны таможенного контроля и места ее пересечения лицами, товарами и транспортными средствами;
3) средства, используемые для обозначения.
В приложении к указанному в части 14 настоящей статьи приказу начальника таможни о создании зоны таможенного контроля должно быть приведено графическое отображение границы и территории зоны таможенного контроля в виде планов или карт.
Граница зоны таможенного контроля обозначается знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках "Зона таможенного контроля". Указанные знаки являются основным средством обозначения зоны таможенного контроля. Зона таможенного контроля может быть обозначена нанесением надписи "Зона таможенного контроля" на русском и английском языках непосредственно на оградительных сооружениях и стенах помещений, составляющих ее периметр. Допускается замена надписи на английском языке надписью на любом другом языке, целесообразном для использования при создании конкретной зоны таможенного контроля.
Обозначение зоны таможенного контроля производится по ее границе в местах ее пересечения с транспортными путями, а также в местах пересечения границы зоны таможенного контроля лицами, товарами и транспортными средствами. При обозначении зоны таможенного контроля дополнительно могут применяться щиты с информацией о ее границе, об установленных местах пересечения ее границы, о перечне лиц, имеющих доступ в зону таможенного контроля, о средствах ее обозначения и об иных обстоятельствах, связанных с ее функционированием.
В соответствии с приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 13.01.2011 г. №13-ПП «Об открытии воздушного, грузопассажирского, постоянного, многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Сочи» воздушный пункт пропуска Аэропорт Сочи находится в регионе деятельности таможенного постав Аэропорт Сочи Сочинской таможни.
Сочинской Таможней издан Приказ от 26.04.2011 г. №400 «О создании постоянной зоны таможенного контроля в воздушном грузопассажирском постоянном многостороннем пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в Международном аэропорту Сочи».
Заявитель оспаривает бездействия ОАО «Международный аэропорт Сочи» и ФГКУ Росгранстрой по невыполнению данного приказа в части не осуществления обозначения постоянной зоны таможенного контрля в местах стоянок воздушных судов в международном аэропорту Сочи.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Заявителем не представлено доказательств тому, что заинтересованные лица (коммерческие организации), привлеченные в качестве ответчиков, подпадают под субъектный состав данных норм и в силу закона и своих полномочий обязаны произвести какие-либо действия по установлению зоны таможенного контроля, бездействие которых давало бы основание для обжалования.
Пунктом 4 приказа обязанность по обеспечению пределов ПЗТК знаками прямоугольной формы на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках «Зона таможенного контроля» возложена на начальника таможенного поста Аэропорт Сочи ФИО4. Приложением №3 к приказу определены места стоянок воздушных судов.
При указанных обстоятельствах, суд считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 198-201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Сочинской таможни отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Ростов-на-Дону.
Судья В.Г. Колодкина