ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-50409/19 от 10.03.2020 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А32-50409/19

 «11» марта 2020 года                                                                                                г. Краснодар

               Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2020 года

                                                  Полный текст решения изготовлен 11 марта 2020 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевым С.Э., рассмотрев в судебном заседании заявление

Акционерного общества «Краснодаргоргаз», г. Краснодар

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю,                                г. Краснодар

Третье лицо: Каламбет Ульяне Григорьевне, г. Краснодар

о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа от 10.10.2019 года по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-2139/2019, недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением по делу № 023/04/9.21-2139/2019,

при участии:

от заявителя:  Гришиной В.С., Цыкало Е.Г. –  представителей по доверенности 

от ответчика: Москаленко Г.В. – представителей по доверенности  

от третьего лица: не явился, считается извещенным

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Краснодаргоргаз» (далее – заявитель, общество,                          АО «Краснодаргоргаз») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – ответчик, управление, Краснодарское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа от 10.10.2019 года по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-2139/2019, недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением по делу № 023/04/9.21-2139/2019.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Каламбет Ульяна Григорьевна                        (далее – третье лицо, Каламбет У.Г.). 

ПредставителиАО «Краснодаргоргаз» в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований, доводы изложены в заявлении и в дополнении к нему.

По мнению общества, оспариваемые постановление по делу об административном правонарушении и представление не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку в действиях (бездействии)  АО «Краснодаргоргаз»  отсутствует состав административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признали, просили в удовлетворении требований отказать, возражения изложены в отзыве.  

Управление считает, что оспариваемые постановление и представление соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку материалами дела об административном правонарушении подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Третье лицо явку не обеспечило, считается извещенным надлежащим образом, отзыв на заявление не представило.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В управление поступило обращение Каламбет У.Г. на действия                                         АО «Краснодаргоргаз».

Из представленного обращения следует, что 24.04.2019 года за № 111813                  Каламбет У.Г. в адрес АО «Краснодаргоргаз» направлена заявка на заключение договора о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства к сети газораспределения, расположенного по адресу:                        г. Краснодар, Карасунский округ, ул. Центральная, д. 306, корп. 2 (далее - Объект).

Однако до настоящего времени со стороны АО «Краснодаргоргаз» не осуществлены действия по рассмотрению заявки и направлению в адрес Каламбет У.Г. заполненного и подписанного в 2-х экземплярах проекта договора и технических условий, что является пункта 13 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капительного строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 года № 1314 (далее - Правила                        № 1314).  

Должностным лицом Краснодарского УФАС России 11.09.2019 года, в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, оставлен протокол об административном правонарушении № 023/04/9.21-567/2019, в котором действия АО «Краснодаргоргаз» квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Копия протокола направлена в адрес заявителя по почте.

Заместителем руководителя управления 10.10.2019 года, в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, рассмотрены материалы дела об административном правонарушении № 023/04/9.21-2139/2019, по результатам которого вынесено постановление о привлечении АО «Краснодаргоргаз» к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 600 000 рублей. Копия постановления направлена в адрес общества по почте.

Также управлением 10.10.2019 года вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением Краснодарского УФАС России от 10.10.2019 года по делу № 023/04/9.21-2139/2019. Копия  представления направлена в адрес общества по почте.

Не согласившись с постановлением и представлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.

При вынесении решения суд исходит из следующего.

В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно пункту 2 статьи 211 АПК РФ основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа о привлечении к административной ответственности незаконным являются несоответствие акта или порядка его принятия закону, либо отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемый акт принят органом или должностным лицом с превышением полномочий.

В силу пункта 13 Правила № 1314, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.

На основании пункта 59 Правил № 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Пунктами 61,64 Правил № 1314 предусмотрено, что для заключения договора на подключение, заявителем в адрес газораспределительной организации подается соответствующая заявка о подключении (технологическом присоединении).

Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон).

Требования к заявке направляемой заявителем, в том числе перечень прилагаемых документов определен пунктами 65, 69 Правил № 1314.

Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил.                         В случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки о подключении (технологическом присоединении) и составу прилагаемых документов и сведений, указанных в пунктах 65-71 настоящих Правил, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение указанной заявки до получения недостающих документов и сведений (пункт 73 Правил).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 74 Правил № 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.

К договору о подключении прилагаются Технические условия (пункт 75 Правил                    № 1314).

Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок один экземпляр исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении.

Договор о подключении заключается в письменной форме в 2-х экземплярах по одному для каждой из сторон.

В соответствии с пунктом 74(1) Правил № 1314, основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее - мотивированный отказ от заключения договора о подключении). В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган в соответствии с пунктом 80 настоящих Правил.

Исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам", а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.

Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанный момент не утратившие силу, и которые на момент рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение.

Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства отсутствует в случае отсутствия пропускной способности сетей газораспределения, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, отсутствия пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранения данных ограничений пропускной способности учтены в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

Из вышеизложенных норм следует, что отказ в предоставлении технических условий и заключении договора об осуществлении технологического присоединения  должен быть мотивирован.

Однако, с учетом даты поступления заявки Каламбет У.Г. от 24.04.2019 года               № 111813, АО «Краснодаргоргаз» обязано было представить 15.05.2019 года технические условия, а также направить в адрес данного лица, подписанный и заполненный в 2-х экземплярах проект договора и технические условия, в срок до 22.05.2019 года. 

АО «Краснодаргоргаз» в нарушение требований подпунктов «в» пунктов 74 Правил № 1314, не осуществлены действия по направлению заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении, в установленный срок.

Обществом в материалы дела представлено письмо от 14.05.2019 года № 16/2008, которым Каламбет У.Г. фактически отказано в заключении договора на подключение объекта к сети газораспределения, ввиду отсутствия технической возможности.

Вместе с тем, обществом не представлены доказательства направления вышеуказанного письма – отказа в адрес Каламбет У.Г. в срок, предусмотренный пунктом 74 Правил № 1314. 

АО «Краснодаргоргаз» является субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировке природного газа по трубопроводам.

В соответствии со статьей 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Ранее АО «Краснодаргоргаз» было привлечено к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, в действиях АО «Краснодаргоргаз», выразившихся в не направлении в адрес Каламбет У.Г. технических условий на подключение объекта к сетям газораспределения, подписанного со своей стороны проекта договора о подключении в 2-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении, в установленный пунктом 74 Правил № 1314 срок, а также в нарушении срока предоставления мотивированного отказа от заключения договора, установленного пунктом 13 Правил № 1314, установлен состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Срок данности привлечения АО «Краснодаргоргаз» к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления не истек.

Нормы процессуального права при возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правоотношении, управлением не допущены. 

Также следует указать, что заявителю назначено минимальное наказание в виде административного штрафа в сумме 600 000 рублей, предусмотренное санкцией части                     2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Следовательно, оспариваемое постановление управления является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах заявленные требования общества об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

  Согласно статье 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

 Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

В пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что предусмотренные статьей 29.13 Кодекса представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 Кодекса), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Одновременно указанным пунктом разъяснено, что отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что оспариваемым постановлением обществу, в том числе вменено не рассмотрение в установленные Правилами № 1314 сроки заявки гражданки Каламбет У.Г. на подключение объекта к сетям газораспределения, выразившееся в не направлении технических условий договора на подключение объекта, или мотивированного отказа.

Однако, согласно оспариваемому представлению от 10.10.2019 года, общество обязано в течение месяца  со дня его получения рассмотреть заявку Каламбет У.Г. от 24.04.2019 года № 111813 и направить подписанный проект договора о подключении в 2-х экземплярах и технических условий любым доступным способом.

Вместе с тем, в представлении не указано, что по результатам рассмотрения заявки Каламбет У.Г., общество имеет возможность направить мотивированный отказ.

Следовательно, в указанной части оспариваемое представление не соответствует требованиям статьи 29.13 КоАП РФ и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В остальной части представление от 10.10.2019 года соответствует требованиямстатьи 29.13 КоАП РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя.

 Согласно статье 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь 65, 71, 176, 189, 211   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

            В удовлетворении требований АО «Краснодаргоргаз»  о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной   службы по Краснодарскому краю  от 10.10.2019 № 023/04/9.21-2139/2019  о  привлечении  АО «Краснодаргоргаз»  (ОГРН  1022301172156, ИНН 2309029802)  к административной ответственности по части 2 статьи 9.21  КоАП РФ в виде штрафа 600 000 руб.  отказать.

            Признать недействительным представление  об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 10.10.2019 в части   отсутствия  указания на право направить мотивированный отказ от заключения договора, как не соответствующее Постановлению Правительства РФ № 1314 от 30.12.2013.

            В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

          Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края в десятидневный   срок со дня принятия.

Судья                                                                                                       И.П. Гонзус