_______________________________________________________________________________________
Арбитражный суд Краснодарского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар. Дело № А-32-52115/2009-66/927
04 февраля 2010г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Егорова А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Новороссийск
к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края, г. Новороссийск
о признании незаконными действий
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2 - доверенность от 17.11.2009 г.;
от заинтересованного лица: ФИО3 – доверенность от 18.01.2010г.
при ведении протокола судебного заседания судьей Егоровым А.Е.,
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1, г. Новороссийск (далее по тексту - предприниматель) обратился в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края, г. Новороссийск (далее по тексту – налоговый орган, Инспекция) по удержанию оригиналов документов, предоставленных в Инспекцию на основании описи от 19.12.2008г. и об обязании возвратить предпринимателю оригиналы расходных кассовых ордеров и доверенностей в количестве 2706 шт.
В заявлении в обоснование исковых требований заявитель ссылается на незаконность отказа Инспекции в выдаче оригиналов первичных бухгалтерских документов, что является нарушением прав и законных интересов налогоплательщика и превышением налоговым органом своих прав.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал, по основаниям изложенным в заявлении .
Представитель заинтересованного лица заявленные требования признал, заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с готовностью выдать оригиналы испрашиваемых предпринимателем документов.
Судом ходатайство рассмотрено и в его удовлетворении отказано.
Выслушав представителей сторон в судебном заседании, оценив в совокупности все представленные сторонами доказательства, суд установил.
Инспекцией ФНС по г. Новороссийску на основании решения заместителя начальника Инспекции от 11.02.2008г. № 1285 в период с 11.02.2008г. по 08.10.2008г. проведена выездная налоговая проверка в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (правильности исчисления и своевременности уплаты, удержания, перечисления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет) за период с 01.01.2005г. по 31.12.2006г.
В рамках проведения выездной проверки Инспекция выставила предпринимателю требование № 3353 от 11.02.2008г. о представлении документов, согласно описи в срок до 11 февраля 2008г.
По материалам проверки налоговым органом был составлен акт выездной налоговой проверки от 04.12.2008г. №63дф4.
Предпринимателем 19.12.2008г. в налоговый орган поданы возражения на акт выездной налоговой проверки и документы, испрашиваемые налоговым органом требованием № 3353 от 11.02.2008г., в том числе расходные кассовые ордера и доверенности (оригиналы) в количестве 2706 штук, согласно описи документов к возражениям.
По результатам выездной налоговой проверки ИФНС России по г. Новороссийску вынесено решение от 12.03.2009 г. №15 дф1, согласно которому предпринимателю ФИО1 доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 7 230 549,4 руб., пени в сумме 3 076 649,78 руб., и штраф в соответствии с п.1 ст. 122 НК РФ в сумме 500 934,9 руб., штраф в соответствии с п.1 ст. 126 НК РФ в сумме 150 руб.
14 сентября 2009 года предприниматель ФИО1 обратился в Инспекцию с просьбой о возврате оригиналов расходных кассовых ордеров и доверенности на представителя в количестве 2 706 штук, акты выполненных работ в количестве – 34 шт., счета-фактуры в количестве – 34 шт., договора на оказание услуг с ООО «Доминанта» - 1 шт. и ООО «Колос» - 1 шт.
Однако, Инспекцией оригиналы первичных бухгалтерских документов, предпринимателю возвращены не были, что послужило основанием для обращения предпринимателя в суд.
Принимая решение по настоящему делу, суд руководствовался нижеследующим.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностным лицам налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 12 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно пункту 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о предоставлении документов.
Согласно пункту 3 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.
Пунктом 4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11 февраля 2008 года в ходе проведения выездной налоговой проверки налоговый орган вручил предпринимателю ФИО4 № 3353 о предоставлении документов, согласно Описи (л.д. 28, 29).
Первичные документы согласно Приложению №1 к Требованию №3353 от 11.02.2008г. предпринимателем были представлены, то есть предпринимателем были соблюдены требования п. 2 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации.
А именно следует, что по Требованию предпринимателем представлены следующие необходимые для налоговой проверки документы за 2005, 2006 г.г.: свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя, журналы учета, книги покупок, книги продаж; журналы кассира-операциониста, кассовую книгу, книгу доходов-расходов, банковские документы (выписка из лицевого счета за проверяемый период), документы на приход и реализацию товара, контракты, договора с покупателями и поставщиками, лицензии, справку о доходах с основного места работы (в случае отсутствия основного места работы - копии трудовой книжки, копии свидетельства о рождении детей). Иные документы, связанные с исчислением и уплатой: налога на доходы (ведомости по учету заработной платы, документы на льготу, квитанции об оплате подоходного налога, договора на работников, декларации) единого налога (расчеты единого налога за проверяемый период, квитанции об оплате единого налога, договора аренды используемых в предпринимательской деятельности помещений или техпаспорта и свидетельства на право собственности помещений (по каждой торговой точке), взносов во внебюджетные фонды, ЕСН (квитанции об оплате страховых взносов, расчеты), земельный налог, налог на арендуемую землю и имущество налога на добавленную стоимость (книги покупок, книги продаж).
Из изложенного следует, что налоговым органом не доказано непредставление предпринимателем требуемых первичных документов, их копий в установленные налоговым законодательством сроки, то есть до 21.02.2008 г.
Согласно пояснениям предпринимателем, указанные документы были представлены в срок до 21.01.2008 г. Налоговый орган не представил доказательств непредставления истребуемых документов предпринимателем, доводы предпринимателя не опроверг.
Однако, судом в процессе рассмотрения дела, установлено, что в настоящее время налоговым органом копии изъятых подлинных документов предпринимателю не переданы, оригиналы не возвращены.
Судом установлено, что в регламентированные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки и до настоящего времени обществу не переданы копии изъятых подлинных документов, а подлинники документов не возвращены.
Налоговым органом не представлены доказательства злоупотреблений со стороны предпринимателя при проведении налоговой проверки. Необоснованное удерживание подлинников изъятых документов, а также невозвращение их копий лишает предпринимателя права пользоваться и распоряжаться ими. Действия налогового органа нарушают законные права и интересы предпринимателя.
На основании изложенного, заявленные предпринимателем требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Расходы по уплате госпошлины, согласно ст. 110 АПК РФ, надлежит возложить на ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 93, 94, НК РФ, ст. ст.,65, 104, 167-170, ч. 2 ст. 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении ходатайства Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края, г. Новороссийск об отложении судебного разбирательства – отказать.
Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края, г. Новороссийск по удержанию оригиналов документов, предоставленных индивидуальным предпринимателем ФИО1 на основании описи от 19.12.2008г.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края, г. Новороссийск возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Новороссийск, ИНН <***> оригиналы расходных кассовых ордеров и доверенностей в количестве 2706 шт.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края, г. Новороссийск в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Новороссийск, ИНН <***>, судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 4 000 рублей, уплаченной по квитанции от 12.11.2009 г.
Выдать справку индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Новороссийск, ИНН <***> на возврат из федерального бюджета РФ 2 000 руб. государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу в течение месяца, может быть обжаловано в порядке, установленном гл.34, 35 АПК РФ.
Судья А.Е. Егоров