Дело № А32-52295/2021
город Краснодар 18 марта 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2022 года
Полный текст решения изготовлен 18 марта 2022 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Хахалевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Санчук С.Л., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ОГРН <***>), г. Краснодар,
к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, г. Краснодар,
об оспаривании ненормативного акта,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – доверенность 10.01.2022 № 8;
от заинтересованного лица: ФИО2 – доверенность от 07.04.2021 № 03-08/4;
У С Т А Н О В И Л:
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту – юридическое лицо, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене представления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее по тексту – контролирующий орган, департамент, ДФБН КК) от 27.08.2021 № 21-021 в части пунктов 1, 2.
Заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе может объявить перерыв в судебном заседании. Лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения.
В судебном заседании 24.02.2022 объявлен перерыв до 28.02.2022 до 09 час. 45 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края - http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено. Аудиозапись судебного заседания после перерыва не велась, в связи с отсутствием лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Дело рассматривается в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>, дата присвоения ОГРН: 08.05.2015, ИНН <***>, адрес (место нахождения): <...>.
Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в соответствии с приказом от 18 мая 2021 года № 54 «О назначении плановой выездной проверки государственного казенного учреждения Краснодарского края «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и на основании пункта 16.3 плана контрольных мероприятий департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на 2021 год, в период с 24.05.2021 по 11.06.2021 в отношении государственного казенного учреждения Краснодарского края «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», проведена выездная плановая проверка осуществления расходов краевого бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения», в том числе расходов на обеспечение выполнения функций и их отражения в бюджетном учете и отчетности (далее - Контрольное мероприятие).Проверенный период: с 01.01.2019 года по истекший период 2021 года.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 29.06.2021.
По результатам проверки Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края вынесено представление от 27.08.2021 № 21-021, в котором содержится требование Государственному казенному учреждению Краснодарского края «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:
"1) В срок не позднее 2 ноября 2021 года устранить нарушения, указанные в пунктах 1-2 настоящего представления, принять меры по устранению их причин и условий.
Устранить нарушения путем возврата в доход краевого бюджета предоставленные средства в сумме - 210 678,91 рублей, в том числе:
- по нарушению, указанному в пункте 1 настоящего представления -8 678,91 рублей;
- по нарушению, указанному в пункте 2 настоящего представления 202 000,00 рублей.
2) В срок не позднее 2 ноября 2021 года принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 3-7 настоящего представления.
Информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Департамент финансово - бюджетного надзора Краснодарского края не позднее 3 ноября 2021 года".
Не согласившись с результатами проверки, заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу об отмене представления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 27.08.2021 № 21-021 в части пунктов 1, 2.
Принимая решение, суд исходит из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
К полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отнесен контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений (пункт 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля объектам контроля в том числе направляются акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса).
Под представлением в целях Бюджетного кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения (пункт 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса).
Из материалов дела следует, что по результатам проверки Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края вынесено представление от 27.08.2021 № 21-021.
В соответствии с оспариваемыми в рамках дела пунктами представления (пункты 1 и 2) заявителю необходимо в срок не позднее 01.11.2021 устранить следующие нарушения, а также принять меры по устранению их причин и условий:
1) в нарушение статьи 38, пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 4.5. Положения об оплате труда работников ГКУ КК «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утвержденного приказом ГКУ КК «ТЦМПЧС» от 12.05.2015 № 13, допущено нецелевое расходование средств краевого бюджета выделенных на оплату труда, в части выплаты ежемесячной премии ФИО3 в августе 2020 года в размере - 8 678,91 рублей;
2) в нарушение пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ, пункта 15 Приложения 13 Закона Краснодарского края от 21.12.2018 № 3939-КЗ «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», пункта 14 Приложения 13 к Закону Краснодарского края от 23.12.2019 № 4200 - КЗ «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», пункта 14 Приложения 11 Закона Краснодарского края от 23.12.2020 № 4380-КЗ «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» Учреждением не обеспечена результативность и целевой характер использования средств краевого бюджета. Нецелевое расходование средств краевого бюджета допущено в результате их направления на оплату денежных обязательств не соответствующих частично расходам, предусмотренных бюджетными сметами, а именно за оказание услуг круглосуточной (в том числе в выходные и праздничные дни) стоянки автотранспортных средств, не обеспечивающих сохранность имущества (автотранспортных средств), закрепленного за Учреждением, на праве оперативного управления в сумме - 202 000,00 рублей.
Указанные нарушения надлежало устранить путем возврата в доход краевого бюджета денежных средств в размере 210 678,91 рублей по реквизитам, указанным в представлении.
При рассмотрении обоснованности пункта 1 предписания суд руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Для определения целевого или нецелевого характера использования бюджетных средств учитываются в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Учреждение финансируется за счет средств бюджета Краснодарского края в соответствии с утверждаемой бюджетной сметой, является получателем бюджетных средств.
Согласно пункту 1.5. Положения об оплате труда работников ГКУ КК «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утвержденным приказом ГКУ КК «ТЦМП ЧС» от 12.05.2015 № 13 с изменениями и дополнениями (далее - Положение об оплате труда) оплата труда работника состоит из месячного должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся премии по результатам работы, в том числе, ежемесячная премия.
Размер премии определяется в процентном соотношении к окладу работника или в абсолютной сумме в рублях, с учетом условий ее выплаты (п. 4.2. Положения об оплате труда).
Премия начисляется за фактически отработанное время при условии надлежащего исполнения работником должностных обязанностей в пределах установленного фонда оплаты труда (п. 4.3. Положения об оплате труда).
Ежемесячная премия по каждому работнику устанавливается в размере до 150% должностного оклада (включительно) (п. 4.4. Положения об оплате труда).
Ежемесячная премия начисляется в меньшем размере, в том числе, в случае привлечения к дисциплинарной ответственности в месяце, за который осуществляется премирование, при наложении дисциплинарного взыскания - выговор - уменьшение премии за этот месяц на 50% (п. 4.5. Положения об оплате труда).
Из материалов проверки следует, что приказом ГКУ КК «ТЦМП ЧС» от 25.08.2020 № 95-л «О применении дисциплинарного взыскания» за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей руководителя контрактной службы, заместителю руководителя ГКУ КК «ТЦМП ЧС» ФИО3 объявлен выговор.
Приказ подписан временно исполняющим обязанности руководителя ГКУ КК «ТЦМП ЧС» ФИО4 (приказ о временном исполнении обязанностей руководителя от 24.08.2020 № 35).
Согласно заявлению от 17.08.2020 и на основании приказа ГКУ КК «ТЦМП ЧС» от 19.08.2020 № 89-л (далее также - Приказ № 89-л) ФИО3 с 26.08.2020 по 08.09.2020 предоставлен отпуск с последующим увольнением. Приказом № 89-л, также установлено выплатить ФИО3, в том числе, ежемесячную премию по результатам работы в августе 2020 года в размере 150% должностного оклада за фактически отработанное время. Приказ от 19.08.2020 № 89-л подписан руководителем ГКУ КК «ТЦМП ЧС» ФИО5
Согласно расчетному листку за август 2020 года, карточке-справке за 2020 год ежемесячная премия за август 2020 начислена в размере 13 331,66 рублей, т.е. в размере 150% от должностного оклада за фактически отработанное время.
Из пункта 4.3. Положения об оплате труда следует, что премия по результатам работы начисляется за фактически отработанное время при условии надлежащего исполнения работником должностных обязанностей в пределах установленного фонда оплаты труда.
Таким образом, расчетным периодом в отношении ФИО3 является период с 01.08.2020 по 25.08.2020.
В указанную дату необходимо осуществить выплату, как заработной платы за расчетный месяц, так и компенсации за неиспользованный отпуск. Кроме того, следует учитывать особенности казначейского исполнения обязательств учреждения - расчетно-платежные документы принимаются к исполнению не позднее 14 часов 00 минут текущего дня.
Вместе с тем, решение о привлечении работника к дисциплинарной ответственности было принято и оформлено в день осуществления окончательного расчета, но позднее предельного времени направления на исполнение расчетно-платежных документов на выплату денежных средств.
Поскольку законодательно вопросы установления сроков и порядка выплаты премии не регламентированы, то работодатель вправе самостоятельно регламентировать их в своих локальных нормативных актах. При этом если данная норма закреплена в локальных нормативных актах, то Учреждение обязано соблюдать утвержденный порядок выплаты премий.
Пунктами 4.1, 4.4. Положения об оплате труда регламентировано премирование работников по результатам работы, в том числе, в виде ежемесячной премии, в размере до 150%) должностного оклада (включительно).
Также пунктом 6.7. Положения об оплате труда, установлено, что начисление и выплата ежемесячной премии осуществляются по итогам расчетного месяца. Устанавливается приказом руководителя Учреждения согласно служебной записке руководителя соответствующего структурного подразделения.
Служебные записки представляются руководителями структурных подразделений не позднее последнего рабочего дня текущего месяца в финансово-правовой отдел. В служебных записках указывается для каждого работника подразделения предполагаемый к установлению размер ежемесячной премии в соответствии с Положением об оплате труда.
Из системного толкования этих норм следует, что ежемесячная премия – это премия, которая начисляется и выплачивается по результатам работы за месяц, на основании служебных записок и после того, как будет осуществлена оценка достижения соответствующих показателей.
Ежемесячная премия перечислена ФИО3 платежным поручением от 25.08.2020.
В этот же день приказом от 25.08.2020 № 95-л заместителю руководителя ФИО3 объявлен выговор.
Таким образом, при наложении дисциплинарного взыскания, а именно выговора, размер премии за этот месяц следует уменьшить на 50%.
Так как приказ о премировании подписан раньше, чем был издан приказ о наложении дисциплинарного взыскания, а выплата произведена в день издания приказа о наложении дисциплинарного взыскания, ежемесячная премия выплачена в максимальном размере - 150% от должностного оклада.
Срок выплаты ежемесячной премии (до 25.08.2020) установлен приказом от 19.08.2020 № 89-л.
В качестве основания для отмены пункта 1 оспариваемого предписания учреждение ссылается на то, что все выплаты при увольнении сотрудника произведены в строгом соответствии с действующими нормами бюджетного, трудового законодательства, а также локальными актами, в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств по результатам работы за фактически отработанное время, в пределах установленного фонда оплаты труда.
Вместе с тем, приказ от 19.08.2020 № 89-л, в части определения размера ежемесячной премии, а также в части установления срока перечисления - до 25.08.2020 года, противоречит пункту 6.7. Положения об оплате труда, в соответствии с которым начисление и выплата ежемесячной премии осуществляется по итогам расчетного месяца.
Согласно пункту 6.7. Положения об оплате труда премия начисляется после завершения периода, с которым она связана. А в отношении уволенного работника такое начисление может произойти после его увольнения.
В связи с этим, несмотря на наличие в статье 140 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) условия о том, что полный расчет при увольнении работника делается в день увольнения, премия уволенному работнику может быть выплачена в иные сроки.
На основании вышеизложенного, довод заявителя относительно сроков выплаты ежемесячной премии является не состоятельным.
Таким образом, правовая обязанность выплатить ежемесячную премию в срок до 25.08.2020 у Учреждения отсутствовала. Следовательно, в случае начисления и выплаты ежемесячной премии ФИО3 по итогам работы за август 2020 года после даты, установленной в приказе от 19.08.2020 № 89-л, у Учреждения была возможность применить последствия, предусмотренные пунктом 4.5. Положения об оплате труда, а именно уменьшить ежемесячную премию на 50%.
Расчет величины выплаты ежемесячной премии ФИО3 по результатам работы за август 2020 года составил:
- 8 887,76 рублей (10 979,00 рублей (оклад)/21 день (количество рабочих дней в августе 2020) х 17 дней (дни фактически отработанные ФИО3 в августе 2020) х 150% (размер ежемесячной премии) = 13 331,66 рублей (в том числе НДФЛ - 1 733,00 рублей).
На сумму ежемесячной премии начислены страховые взносы в размере 4 026,15 рублей, в том числе: 2 932,96 рублей - страховые взносы на ОПС; 679,91 рублей - страховые взносы на ОМС; 386,62 рублей - страховые взносы на ОСС на случай ВНиМ; 26,66 рублей - страховые взносы от НС и ПЗ.
Общая сумма начисленной ежемесячной премии за август 2020 и начисленных на нее страховых взносов составила 17 357,81 рублей.
Ежемесячная премия перечислена ФИО3 платежным поручением от 25.08.2020 №403174.
НДФЛ перечислен платежным поручением от 25.08.2020 № 403173.
Страховые взносы перечислены платежными поручениями от 04.09.2020 № 472596, № 472598, № 472597.
Расчет величины выплат при условии наложения дисциплинарного взыскания:
- 8 887,76 рублей (10 979,00 рублей (оклад) /21 день (количество рабочих дней в августе 2020) х 17 дней (дни фактически отработанные ФИО3 в августе 2020);
- 8 887,76 рублей х 150% = 13 331,66 рублей (ежемесячная премия 150 % должностного оклада от фактически отработанного времени);
- 13 331,66 рублей - 50% (п. 4.5. Положения об оплате труда) = 6 665,82 рублей (в том числе НДФЛ - 867,00 рублей) - размер ежемесячной премии с учетом объявленного выговора.
Сумма начисленных страховых взносов составила 2 013,08 рублей: 1 466,48 рублей - страховые взносы на ОПС; 339,96 рублей - страховые взносы на ОМС; 193,31 рублей - страховые взносы на ОСС на случай ВНиМ; 13,33 рублей - страховые взносы от НС и ПЗ.
Сумма начисленной ежемесячной премии за август 2020 года с учетом дисциплинарного взыскания и начисленных страховых взносов составила 8 678,90 рублей.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что произведя начисление и выплату ежемесячной премии ФИО3 раньше срока, установленного локальными нормативными актами, допущена переплата средств краевого бюджета, в результате неприменения последствий наложенного дисциплинарного взыскания при начислении и выплате ежемесячной премии, в августе 2020 года.
Учреждение неправомерно начислило и выплатило ежемесячную премию ФИО3 в сумме 6 665,84 рублей (13 331,66 рублей - 6 665,82 рублей), а также неправомерно начислило и уплатило страховые взносы в сумме 2 013,07 рублей (4 026,15 рублей -2 013,08 рублей). Общий размер неправомерно израсходованных средств краевого бюджета составил 8 678,91 рублей (6 665,84 рублей + 2 013,07 рублей).
Таким образом, контролирующий орган в пункте 1 оспариваемого предписания пришел к обоснованному выводу, что в нарушение требований статьи 38, пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ, пункта 4.5. Положения об оплате труда, учреждением допущено нецелевое расходование средств краевого бюджета выделенных на оплату труда работников ГКУ КК «ТЦМП ЧС», в связи с излишне начисленной и выплаченной ежемесячной премии ФИО3 в августе 2020 года в размере 8 678,91 рублей.
По результатам проверки контролирующим органом установлено (пункт 2 предписания) нецелевое расходование средств краевого бюджета в результате их направления на оплату денежных обязательств, не соответствующих частично расходам, предусмотренных бюджетными сметами, а именно: за оказание услуг круглосуточной (в том числе в выходные и праздничные дни) стоянки автотранспортных средств, не обеспечивающих сохранность имущества (автотранспортных средств), закрепленного за Учреждением, на праве оперативного управления в сумме 202 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 3.5 Устава Учреждение в отношении имущества, находящегося у него на праве оперативного управления, обеспечивает его бухгалтерский учет, инвентаризацию, сохранность и несет бремя расходов на его содержание.
В соответствии с пунктом 4.2 Устава Учреждение обязано, в том числе обеспечивать сохранность имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, использовать его эффективно и строго по назначению.
В качестве основания для отмены пункта 2 оспариваемого предписания заявителем указано на то, что фактически сложившиеся между сторонами отношения свидетельствуют, что Исполнитель, принимая от Заказчика ежемесячную плату, по условиям обязательств обеспечивал сохранность автомобилей. Стоянка на которую ставит автомобили Заказчик, является обособленной, охраняемой, имеет ограждение, оборудована въездом с контрольно-пропускным пунктом с персональным доступом, оснащена системой видеонаблюдения.Таким образом, учреждением была обеспечена результативность и целевой характер использования средств краевого бюджета.
Вместе с тем, в соответствии с приказом министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края от 30.05.2016 года № 100 «Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края и подведомственных ему государственных казенных учреждений» (далее - Приказ № 100), для Учреждения установлены следующие нормативные затраты на оказание услуг по стоянке транспортных средств:
№ П/П | наименование | Единица измерения | количество | Стоимость одной единицы, не более (рублей) | |
Код по ОКЕИ | наименование | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Услуги охраняемой стоянки транспортных средств (УАЗ Patriot) | 362 | мес | 12 | 3 500,00 |
2 | Услуги охраняемой стоянки транспортных средств (Chevrolet - NIVA) | 362 | мес | 12 | 3 500,00 |
Установленные Приказом № 100 нормативные затраты предусматривают оказание услуг охраняемой стоянки транспортных средств. Учреждением, в обосновании (расчете) плановых сметных показателей на уплату иных платежей в части расходов государственных казенных учреждений на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов от27.12.2018, к бюджетной смете на 2019 финансовый год, утвержденной руководителем Учреждения, по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги», заложены расходы на услуги охраняемой стоянки 2 автомобилей в общей сумме - 84 000,00 рублей, из расчета 7000,00 рублей в месяц.
Из материалов проверки следует, что учреждением, в обосновании (расчете) плановых сметных показателей на уплату иных платежей в части расходов государственных казенных учреждений на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов от 09.01.2020 года, к бюджетной смете на 2020 финансовый год от 09.01.2020, утвержденной руководителем Учреждения, по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги», заложены расходы на услуги охраняемой стоянки в общей сумме - 84 000,00 рублей, из расчета 7000,00 рублей в месяц.
Учреждением, в обосновании (расчете) плановых сметных показателей на уплату иных платежей в части расходов государственных казенных учреждений на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов от 11.01.2020 года, к бюджетной смете на 2020 финансовый год от 11.01.2020, утвержденной руководителем Учреждения, по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги», заложены расходы на услуги охраняемой стоянки 2 автомобилей в общей сумме - 84 000,00 рублей (по пояснительной записке).
В проверяемом периоде Учреждением заключены следующие государственные контракты на оказание услуг круглосуточной (в том числе в выходные и праздничные дни) стоянки автотранспортных средств:
1) Государственный контракт от 29.12.2018 № 47, заключен с ИП ФИО6 Предметом контракта являлось оказание услуги круглосуточной (в том числе в выходные и праздничные дни) стоянки автотранспортных средств. Факт оказания услуг подтверждается подписанным сторонами актом оказанных услуг. Оказание услуг производится на территории парковки (паркинга), расположенного по адресу: <...>. Срок оказания услуг с 01.01.2019 по 31.12.2019. Цена контракта составляет 84 000,00 рублей. Стоимость услуг за месяц определяется путем деления цены контракта на количество полных месяцев и составляет 7 000,00 рублей. Выплата аванса по контракту не предусмотрена. Оплата по контракту производится в течении 5 рабочих дней со дня подписания акта оказанных услуг, предоставляемого исполнителем до 1 числа месяца, следующего за отчетным. Документы на оплату оказанных услуг за декабрь предоставляются исполнителем до 15.12.2019 года, оплата оказанных услуг за декабрь производится до 31.12.2019 года.
2) Государственный контракт от 29.12.2019 № 36, заключен с ИП ФИО6 Предметом контракта являлось оказание услуги круглосуточной (в том числе в выходные и праздничные дни) стоянки автотранспортных средств. Факт оказания услуг подтверждается подписанным сторонами актом оказанных услуг. Оказание услуг производится на территории парковки (паркинга), расположенного по адресу: <...>. Срок оказания услуг с 01.01.2020 по31.12.2020. Цена контракта составляет 84 000,00 рублей. Стоимость услуг за месяц определяется путем деления цены контракта на количество полных месяцев и составляет 7 000,00 рублей. Выплата аванса по контракту не предусмотрена. Оплата по контракту производится в течении 5 рабочих дней со дня подписания акта оказанных услуг, предоставляемого исполнителем 01 числа месяца, следующего за отчетным. Документы на оплату оказанных услуг за декабрь предоставляются исполнителем до 15.12.2020, оплата оказанных услуг за декабрь производится до 31.12.2020.
3) Государственный контракт от 29.12.2020 № 40, заключен с ИП ФИО6 Предметом контракта являлось оказание услуги круглосуточной (в том числе в выходные и праздничные дни) стоянки автотранспортных средств. Факт оказания услуг подтверждается подписанным сторонами актом оказанных услуг. Оказание услуг производится на территории парковки (паркинга), расположенного по адресу: <...>. Срок оказания услуг с 01.01.2021 по28.02.2021 . Цена контракта составляет 14 000,00 рублей. Стоимость услуг за месяц определяется путем деления цены контракта на количество полных месяцев и составляет 7 000,00 рублей. Выплата аванса по контракту не предусмотрена. Оплата по контракту производится в течении 5 рабочих дней со дня подписания акта оказанных услуг, предоставляемого исполнителем до 1 числа месяца, следующего за отчетным.
4) Государственный контракт от 18.02.2021 № 3, заключен с ИП ФИО6 Предметом контракта являлось оказание услуги круглосуточной (в том числе в выходные и праздничные дни) стоянки автотранспортных средств. Факт оказания услуг подтверждается подписанным сторонами актом оказанных услуг. Оказание услуг производится на территории парковки (паркинга), расположенного по адресу: <...>. Срок оказания услуг с 01.03.2021 по 31.12.2021. Цена контракта составляет 100 000,00 рублей. Стоимость услуг за месяц определяется путем деления цены контракта на количество полных месяцев и составляет 10 000,00 рублей. Выплата аванса по контракту не предусмотрена. Оплата по контракту производится в течении 5 рабочих дней со дня подписания акта оказанных услуг, предоставляемого исполнителем до 1 числа месяца, следующего за отчетным. Документы на оплату оказанных услуг за декабрь предоставляются исполнителем до 15.12.2020, оплата оказанных услуг за декабрь производится до 31.12.2020.
В соответствии с условиями, установленными вышеуказанными государственными контрактами, заключенными с ИП ФИО6 (далее - Исполнитель) на оказание услуги по круглосуточной стоянке автотранспортных средств, Исполнитель в соответствии с пунктом 1.3 приложения № 3 к государственным контрактам не несет ответственности за повреждение или кражу транспортных средств, а также за сохранность ценностей, имеющихся в транспортном средстве.
В соответствии с пунктом 6,9 приложения № 3 к государственным контрактам Исполнитель не несет ответственность,в том числе:
- за сохранность транспортного средства;
- за вред, причиненный транспортному средству, клиенту или иному посетителю на территории Паркинг;
- за сохранность вещей, оставленных в транспортном средстве.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 № 795 «Об утверждении правил оказания услуг автостоянок», автостоянка - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения автомототранспортных средств.
В соответствии с пунктом 3.18 Свода правил стоянки автомобилей СНиП 21-02-99, утвержденного Приказом Минстроя России от 07.11.2016 №776/пр.),стоянка автомобилей (стоянка, паркинг, парковка, гараж, гараж-стоянка)- здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров и т.п.).
В соответствии с пунктом 1 статьи 886 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 891 Гражданского кодекса Российской Федерации хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи.
Исходя из вышеизложенного следует, что Учреждением в нарушение Приказа № 100, заключены государственные контракты на услуги стоянки автотранспортных средств, тогда как нормативными затратами предусмотрено оказание услуг охраняемой стоянки транспортных средств.
Департамент по результатам проверки пришел к обоснованному выводу о том, что средства на оказание услуг охраняемой стоянки, утвержденные бюджетной сметой Учреждения на 2019, 2020, 2021 финансовые годы в сумме202 000,00 рублей, израсходованы на оказание услуг круглосуточной (в том числе в выходные и праздничные дни) стоянки автотранспортных средств, то есть не соответствующих частично целям, установленным бюджетной сметой Учреждения.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что контролирующий орган правомерно вынес оспариваемые в рамках дела пункты 1, 2 представления, ввиду установления по результатам проведенной проверки нарушений юридическим лицом:
l) нецелевого расходования средств краевого бюджета выделенных на оплату труда, в части выплаты ежемесячной премии ФИО3 в августе 2020 года в размере 8 678,91 рублей, в нарушение статьи 38, пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пункта 4.5. Положения об оплате труда работников ГКУ КК «Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденного приказом ПСУ КК «ТЦМП ЧС» от 12.05.2015 № 13,
2) нецелевого расходования средств краевого бюджета в результате их направления на оплату денежных обязательств, не соответствующих частично расходам, предусмотренных бюджетными сметами, а именно за оказание услуг круглосуточной (в том числе в выходные и праздничные дни) стоянки автотранспортных средств, не обеспечивающих сохранность имущества (автотранспортных средств), закрепленного за Учреждением, на праве оперативного управления в сумме 202 000,00 рублей, в нарушение пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ, пункта 15 Приложения 13 Закона Краснодарского края от 21.12.2018 № 3939-КЗ «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», пункта 14 Приложения 13 к Закону Краснодарского края от 23.12.2019 № 4200 - КЗ «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», пункта 14 Приложения 11 Закона Краснодарского края от 23.12.2020 № 4380-КЗ «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Кроме того, по факту допущенных нарушений учреждение привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ постановлениями департамента от 21.07.2021 № 20-021/ЮЛ/1, от 21.07.2021 № 21-021/ЮЛ/2, от 21.07.2021 № 21-021/ЮЛ/3, от 21.07.2021 №21-021/ЮЛ/4.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Ввиду отсутствия совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ оснований для признания незаконными и отмене пунктов 1, 2 представления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 27.08.2021 № 21-021, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований юридического лица по настоящему делу.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статьям 101, 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отказе в удовлетворении заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными правовыми актами, статьями 29, 64-71, 110, 156, 167-170, 176, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Н.В. Хахалева