ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-522/06 от 04.04.2006 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А-32-522/2006-57/43

04.04.2006 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи   С.В. Русова,

при ведении протокола судебного заседания судьей С.В. Русовым,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Лактан», г. Ейск,

к МРИ ФНС РФ № 2 по Краснодарскому краю, г. Ейск,

о признании недействительным решения в части,

при участии в заседании:

от заявителя – Гречко В.В., доверенность от 25.11.2005 г., б/н,

от заинтересованного лица – Ефимкин С.А., доверенность от 26.02.2004 г. № 2.4/1681,

УСТАНОВИЛ:

Требования были заявлены о признании недействительным решения № 2-14-16/1 руководителя МРИ ФНС РФ № 2 по Краснодарскому краю Л.А. Потапова об отказе в возмещении НДС по экспортным операциям по акту камеральной проверки № 2-14-16 экс от 29.04.2002 г. в части отказа в возмещении НДС по налоговой ставке 0 % за 4 квартал 2001 г. и январь месяц 2002 г. в сумме 948 668 рублей.

Заявитель в судебном заседании заявил ходатайство об уточнении заявленных требований. Просит признать недействительным решение налогового органа № 2-14-16/1 об отказе в возмещении НДС по экспортным операциям по акту камеральной проверки № 2-14-16 экс от 29.04.2002 г. в части отказа в возмещении НДС по экспортным операциям за период октябрь и ноябрь месяц 2001 г. в общей сумме 893 294 рубля. В остальной части заявитель отказывается от заявленных требований и производство по делу в части отказа следует прекратить. Основанием заявленных требований общество указало на нарушение заинтересованным лицом при вынесении оспариваемого решения ст. ст. 151,164, НК РФ, ст. ст. 18, 24 ТК РФ.

Заинтересованное лицо в судебном заседании и в отзыве заявленные требования не признало, считает решение в оспариваемой части законным и обоснованным.

Дело рассматривается по правилам ст. 200 АПК РФ.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

ООО «Лактан» зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением Главы администрации г. Ейска от 06.04.2000 г. № 795, на налоговый учет поставлено заинтересованным лицом, ИНН: 2306019563. Предприятие имело лицензию серии МТ 1005 № 015737 на осуществление на морском транспорте шипчандлерского обслуживания морских судов в морских портах (включая бункеровку ГСМ) и снабжение питьевой водой. Лицензия была выдана Министерством транспорта РФ, срок ее действия был с 01.04.2001 г. по 01.04.2004 г.

Налоговым органом в порядке ст. 88 НК РФ была проведена камеральная налоговая проверка представленных обществом налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за октябрь, ноябрь, декабрь 2001 г., январь 2002 г., а также документов, представленных налогоплательщиком в соответствии со ст.

(см. лист 2)

лист № 2 решения по делу № 57/43

165 НК РФ.

В ходе проверки был составлен акт камеральной налоговой проверки ООО «Лактан» от 29.04.2002 г. № 2-14-16 экс, в котором зафиксировано следующее: в течение проверяемого периода предприятие занималось закупкой и оформлением в таможенном отношении ГСМ, а также бункеровкой иностранных судов на основании п.п. 1 п.1 ст. 164 НК РФ. Для подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке «0» процентов в налоговую Инспекцию были предоставлены документы в соответствии со ст. 165 НК РФ:

- копии платежных поручений по оплате поставщикам за полученное дизтопливо, а также копии счетов-фактур на поступившее дизтопливо;

- копии договоров с заказчиками (иностранными лицами) на предмет закупки и оформления в таможенном отношении ГСМ;

- копии поручений на отгрузку дизельного топлива с указанием порта судовладельцев с отметкой «Погрузка разрешена» Ейского таможенного поста Краснодарской таможни;

- копии грузовых таможенных деклараций со всеми необходимыми отметками;

- выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица – покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке;

Кроме того, в налоговую Инспекцию за проверяемый период были сданы налоговыедекларации по налоговой ставке «0» процентов и предъявлен в составе налоговых вычетов НДС в сумме 948 668,00 рублей, в том числе:

- за октябрь 2001 года – в сумме 743 786,00 руб.,

- за ноябрь – 149 508,00 руб.,

- за январь 2002 г. – в сумме 55 374,00 руб.

Так же в акте камеральной налоговой проверки от 29.04.2002 г. № 2-14-16 экс имеется ссылка на Постановление Правительства РФ от 09.07.2001 г. № 524 и Приказ ГТК РФ от 19.10.2001 г. № 1000, согласно которым услуги по материальному снабжению судов, в том числе и снабжению бункерным топливом (дизтопливом, мазутом) должны оформляться таможенными органами под таможенным режимом перемещения припасов с присвоением им кода «30» , вместо ранее применяемого кода «10», как экспорт товаров.

Вместе с тем, за период после введения в действие указанного Постановления Правительства, таможенные органы при бункеровке иностранных судов продолжали оформлять ГТД в ранее установленном порядке с присвоением таможенного режима «10», как экспорт товаров.

Нa основании Письма УМНС РФ по Краснодарскому краю от 16.01.2002 г. № 2.19.21-9650р, 9587р\298 дано указание приостановить возмещение из бюджета НДС на основании грузовых таможенных деклараций по услугам по бункеровке иностранных судов, так как указанный вопрос в настоящее время находится на рассмотрении в законодательных органах РФ и до принятия в законодательном порядке изменений у налоговых органов нет оснований принимать к возмещению путем зачета или возврата суммы НДС, уплаченные поставщикам при бункеровке топливом и оформлении ими ГТД с указанием таможенного режима «10».

В заключении данного акта, по результатам камеральной проверки установлено: отказать в возмещении «Входного» НДС по услугам, оказываемым ООО «Лактан» при бункеровке иностранных судов за 4 квартал 2001 г. в сумме 893 294,00 руб.

По результатам указанной проверки МРИ ФНС РФ № 2 по Краснодарскому краю было принято решение № 2-14-16/1 об отказе в возмещении НДС за 4 квартал 2001 г. и январь 2002 г. в сумме 948 668 рублей по экспортным операциям по акту камеральной проверки № 2-14-16 экс от 29.04.2002 г.

(см. лист 3)

лист № 3 решения по делу № 57/43

Указанное выше решение налогового органа и оспаривается заявителем по настоящему делу в части отказа в возмещении НДС по экспортным операциям за период октябрь и ноябрь месяц 2001 г. в общей сумме 893 294 рубля.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

В силу статьи 126 ТК РФ 1993 г., действовавшего в период осуществления обществом операций по бункеровке топлива на иностранные суда в октябре, ноябре 2001 г. и на момент подачи им налоговой декларации по итогам октября, ноября 2001 г., таможенное оформление производилось в порядке, определяемом этим Кодексом и иными актами законодательства РФ, в том числе актами ГТК РФ.

В данном случае топливо оформлялось таможенным органом на вывоз с территории Российской Федерации по грузовым таможенным декларациям в режиме экспорта в соответствии с порядком, установленным Инструкцией «О порядке заполнения грузовой таможенной декларации», утвержденной Приказом ГТК РФ от 16.12.1998 г. № 848, и Классификатором процедуры перемещения товаров через таможенную границу РФ, утвержденным Приказом ГТК РФ от 25.12.1996 г. № 774.

Согласно статье 175 ТК РФ с момента оформления принятия таможенной декларации она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Поданные обществом в октябре, ноябре 2001 г. грузовые таможенные декларации на бункерное топливо таможенным органом приняты, оформлены и подтверждают его вывоз с территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.

Материалами дела, представленными сторонами в судебное заседание подтверждается, что сумма НДС, заявленная обществом к возмещению по декларациям за октябрь, ноябрь 2001 г., рассчитана правильно и подтверждена документально.

Кроме того, таможенный режим припасов был установлен Постановлением Правительства РФ от 09.07.2001 г. № 524, вступившим в силу со дня его опубликования 13.07.2001 г. в «Российской газете», в целях упорядочения перемещения через таможенную границу РФ товаров, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, в соответствии с международными нормами и общепринятой практикой, на основании ст. 24 ТК РФ и ст. 35 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

В силу п. 12 ст. 18 ТК РФ 1993 г. таможенный режим представляет собой совокупность положений, определяющих статус соответствующих товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей.

Таким образом, названный таможенный режим был установлен в целях и по правовым основаниям, не связанным с вопросами налогообложения, и не должен был привести к изменению его порядка и налоговых ставок, поскольку вывоз припасов из РФ не предполагает их обратного ввоза и, по сути, является разновидностью экспорта.

Помимо того, установление таможенного режима припасов не означало, что он введен в действие, поскольку ни ТК РФ 1993 г., ни Постановление Правительства РФ от 09.07.2001 г. № 524 не содержали механизма применения и правил регулирования этого режима, в связи с чем на основании ст. 24 упомянутого Кодекса соответствующий порядок производства таможенного оформления для указанного режима в пределах своей компетенции должен был разработать ГТК РФ.

Такой порядок окончательно определен Приказом названного органа от 19.10.2001 г. № 1000, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 12.11.2001 г. № 3020, опубликованным в «Российской газете» 20.11.2001 г. и вступившим в силу по истечении семи дней с момента опубликования.

(см. лист 4)

лист № 4 решения по делу № 57/43

Следовательно, таможенный режим перемещения припасов установлен 13.07.2001 г., однако введен в действие не ранее 27.11.2001 г. До этого момента таможенные органы производили оформление вывоза бункерного топлива с территории РФ через Ейский таможенный пост Краснодарской таможни в режиме экспорта до 27.11.2001 г. и общество было лишено возможности оформить такое топливо в ином таможенном режиме.

Кроме того, в силу п. 9 ст. 167 НК РФ по операциям реализации бункерного топлива, оформленного на вывоз в таможенном режиме экспорта в октябре и до 27 ноября 2001 г., предельный срок представления налогоплательщиком декларации по налоговой ставке 0 процентов заканчивался по истечении 180 дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта – в соответствующие числа апреля 2002 г., по состоянию на которые могла быть определена налоговая база.

Применительно к этому периоду синхронизация правил таможенного и налогового законодательства восстановлена Федеральным законом от 29.05.2002 г. № 57-ФЗ, который внес в п. 1 ст. 164 НК РФ положения об обложении операций по реализации припасов, вывезенных в таможенном режиме припасов, налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов с указанием о применении этой нормы с обратной силой – начиная с 01.01.2002 г.

Таким образом, при подаче налогоплательщиком декларации по налоговой ставке 0 процентов в апреле 2002 г. с отражением в ней тех же операций по бункеровке топлива в октябре, ноябре 2001 г. на иностранные суда у налоговой инспекции не имелось бы возможности отказать ему в применении налоговой ставки 0 процентов.

В силу ст. 3 НК РФ налоги не могут быть произвольными, поэтому режим и ставки налогообложения одних и тех же хозяйственных операций не должны зависеть исключительно от того, в какой момент в течение разрешенного периода налогоплательщик подал налоговую декларацию.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ВАС РФ от 16.11.2004 г. № 2796/04.

Таким образом, налоговым органом неправомерно отказано в возмещении НДС по экспортным операциям за период октябрь, ноябрь 2001 г. в сумме 893 294 рубля.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.

В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

В судебном заседании заявитель представил суду доказательства несоответствия решения заинтересованного лица № 2-14-16/1 об отказе в возмещении НДС за 4 квартал 2001 г. и январь 2002 г. в сумме 948 668 рублей по экспортным операциям по акту камеральной проверки № 2-14-16 экс от 29.04.2002 г. в части отказа в возмещении НДС по

(см. лист 5)

лист № 5 решения по делу № 57/43

экспортным операциям за период октябрь и ноябрь месяц 2001 г. в общей сумме 893 294 рубля действующему законодательству и нарушения им его прав и имущественных интересов.

Заинтересованное лицо, в свою очередь, не доказало суду обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения в оспариваемой части, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 101, 102, 104, 110 АПК РФ при удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

В силу ст. 333.37 НК РФ налоговые органы освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании вышеизложенного, государственная пошлина по данному делу взысканию не подлежит.

Резолютивная часть решения объявлена 28.03.2006 г.

Руководствуясь ст.ст. 65, 66, 101, 102, 104, 110, 167-171, 176, 201 АПК РФ арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований удовлетворить.

Считать надлежащими заявленные требования по делу признание признать недействительным решения налогового органа № 2-14-16/1 об отказе в возмещении НДС по экспортным операциям по акту камеральной проверки № 2-14-16 экс от 29.04.2002 г. в части отказа в возмещении НДС по экспортным операциям за период октябрь и ноябрь месяц 2001 г. в общей сумме 893 294 рубля.

В остальной части принять отказ заявителя от заявленных требований.

Признать недействительным решение № 2-14-16/1 руководителя МРИ ФНС РФ № 2 по Краснодарскому краю ФИО1 об отказе в возмещении НДС по экспортным операциям по акту камеральной проверки № 2-14-16 экс от 29.04.2002 г. в части отказа в возмещении НДС по налоговой ставке 0 % за октябрь, ноябрь 2001 г. в сумме 893 294 рубля.

В остальной части производство по делу прекратить.

Выдать ООО «Лактан» (<...>, ИНН: <***>) справку на возврат государственной пошлины в размере 2 000 рублей, уплаченной в доход федерального бюджета РФ по платежному поручению от 25.11.2005 г. № 168.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Краснодарского края в течение месяца со дня его принятия.

Судья С.В. Русов