ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-52399/18 от 02.04.2019 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

г. Краснодар, ул. Постовая 32

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. КраснодарДело № А32-52399/2018

03 апреля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 02.04.2019.

Полный текст решения изготовлен 03.04.2019.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Погорелова И.А., при ведении протокола помощником судьи Лабашевой М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства природных ресурсов Краснодарского края,                             г. Краснодар

к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Тимашевск                                  (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

к ФИО2, г. Тимашевск

о запрете осуществлять сброс сточных вод с земельного участка с кадастровым номером 23:31:0311027:230

при участии в заседании:

от истца: ФИО3 – доверенность от 10.12.2018;

от ответчиков: не присутствовали, уведомлены надлежащим образом.

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов Краснодарского края, г. Краснодар (далее – истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Тимашевск (далее – ответчик, предприниматель) и к ФИО2, г. Тимашевск (далее – ответчик) о запрете осуществлять сброс сточных вод с земельного участка с кадастровым номером 23:31:0311027:230.

Представитель истца заявил ходатайство об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и настоял на их удовлетворении.

Ходатайство рассмотрено и удовлетворено судом.

Представители ответчиков не присутствовали в судебном заседании, уведомлены надлежащим образом.

Как следует из материалов дела, 19.01.2018 в адрес министерства из администрации Краснодарского края поступило коллективное обращение граждан о нарушении требований природоохранного законодательства РФ при сбросе сточных вод в балку Гнилуша ответчик осуществлял деятельность по адресу <...>.

Министерством было выявлено, что ИП ФИО1 и ФИО2 осуществляют пользование водным объектом – балкой Гнилуша для сброса сточных вод в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, соответственно нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты не разработаны, разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты не получено.

Истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о запрете                             ИП ФИО4 и ФИО2 осуществлять сброс сточных вод с земельного участка с кадастровым номером 23:31:0311027:230, расположенного по адресу <...>.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к выводу, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Положению о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 № 1250, министерство природных ресурсов Краснодарского края осуществляет региональный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, предъявляет иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обращается в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

19.01.2018 в адрес министерства из администрации Краснодарского края поступило коллективное обращение граждан о нарушении требований природоохранного законодательства Российской Федерации при сбросе сточных вод в балку ФИО5 ФИО1, осуществляющего деятельность по адресу <...>.

26.01.2018 в рамках проведения планового (рейдового) осмотра (обследования) территорий, акватории должностным лицом министерства проведено обследование  указанной в коллективном обращении территории. По результатам осмотра земельного участка, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером 23:31:0311027:230 визуально установлены устройства двух дренажных канав выкопанных в грунте с целью отвода сточных вод в водный объект – балку Гнилуша. Также установлено наличие металлической трубы диаметром около 20 см, закопанной в почве под шиферным ограждением гостиницы, по направлению от гостиницы к водному объекту, из которой в момент обследования осуществлялся сброс сточных вод в дренажную канаву. В непосредственной близости от ограждения гостиницы и второй дренажной канавы установлен перекопанный грунт в виде насыпи, захламленный обрезками деревянных шпал и наличием обильной растительности (предположительно свидетельствующий о втором источнике сброса сточных вод – металлической трубе). С учетом естественного уклона земельного участка сточные воды непрерывным потоком через дренажные канавы поступают в водный объект – балку Гнилуша. Расстояние от шиферного ограждения                  (<...>) до балки Гнилуша составляет около 12 метров.

По информации администрации муниципального образования город Тимашевск от 13.02.2018 № 141-817/18-18 по указанному в коллективном обращении адресу осуществляет деятельность ИП ФИО1

ИП ФИО1 осуществляет пользование водным объектом – балкой Гнилуша для сброса сточных вод в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, соответственно нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты не разработаны, разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты не получено.

В результате лабораторных исследований отобранных проб воды в воде стока № 2 выявлено превышение концентраций по БПК-5 в 15 раз (21 ПДК); ХПК в 4,6 раза; железо в 4 раза (2 ПДК); азот аммонийный в 73 раза (38,5 ПДК); нефтепродукты в 47 раза (14 ПДК); АПАВ в 27 раз (5,9 ПДК); фосфаты в 9,4 раза (21 ПДК), что дает основание охарактеризовать воду стока № 2 как коммунальные (хозяйственно-бытовые) стоки.

Данный факт свидетельствует о сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект с превышением установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.

Согласно части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты запрещается.

Постановлениями министерства от 15.05.2018 № 1.18/396-6/1, от 15.05.2018                     № 1.18/396/3/1 ИП ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 и статьи 7.6 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административных штрафов в размере 8 000 рублей и 10 000 рублей. Постановления вступили в законную силу 26.08.2018.

Постановлением Тимашевского районного суда от 21.06.2018 № 5-133/2018 ИП ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Постановление вступило в законную силу 02.07.2018.

Таким образом, своими действиями ИП ФИО1 нарушил нормы действующего законодательства в области охраны окружающей среды и причинил вред окружающей среде.

В соответствии со статьей 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В целях устранения выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды ИП ФИО1 министерством выдано предписание от 16.04.2018 № 1.18/396-2, согласно которому ИП ФИО1 в срок до 16.07.2018 обязан:

1)оформить в установленном порядке решение о предоставлении водного объектов (балка Гнилуша) в пользование для сброса сточных вод,

2)оформить и утвердить в установленном порядке: проект на нормативно допустимый сброс (НДС), нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (НДС); разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.

3)организовать учет объема сброса сточных, в том числе дренажных вод и их качества, в том числе разработать и согласовать в установленном порядке:

схему систем водопотребления и водоотведения,

программу проведения измерений качества сточных вод.

4)осуществлять сброс сточных вод в водный объект (балка Гнилуша) с помощью сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

17.04.2018 указанное предписание получено ИП ФИО1

Предписание от 16.04.2018 № 1.18/396-2 ФИО1 не обжаловано в установленном законом порядке.

27.08.2018 была проведена внеплановая документарная проверка, в целях контроля исполнения выданного предписания. В результате проведенной проверки было установлено, что ИП ФИО1 не выполнил предписание от 16.04.2018 № 1.18/396-2. В связи с невыполнением предписания составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении ИП ФИО1 и направлен мировому судье судебного участка № 210 Тимашевского района.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 210 г. ФИО6 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей (решение от 11.09.2018 № 5-474/2018).

26.11.2018 в рамках проведения планового (рейдового) осмотра (обследования) территорий, акватории должностным лицом министерства повторно проведено обследование территории, прилегающей к земельному участку с кадастровым номером 23:31:0311027:230 (гостиница «Тизори» ранее «Джулия»). На момент обследования с территории гостиницы из металлических труб, закопанных в почве, осуществлялся сброс сточных вод в дренажные канавы. Через дренажные канавы сточные воды поступали в водный объект балка Гнилуша.

В соответствии с частью 1 статьи 68 Водного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение.

Ограничение, приостановление и прекращение права специального природопользования является разновидностью гражданско-правовой ответственности, предупреждающей причинение вреда (ст. 1065 ГК РФ) и требующей прекращения экологически вредной деятельности (ст. 80 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Запрет права природопользования является временным изменением правосубъектности в отношении специального права на природопользование и действует до устранения причин запрета. Данный вид гражданско-правовой ответственности имеет цель пресечения нарушений природоохранного законодательства, недопущения дальнейшего ухудшения качества окружающей среды, конкретных природных объектов, восстановления нарушенного эколого-правового отношения.

Статья 1065 ГК РФ предусматривает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Статья 56 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что при нарушении предусмотренных главой VII настоящего Закона природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (ст. 80 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются, в том числе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (статья 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-171, 176 АПК РФ,арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство заявителя об уточнении исковых требований удовлетворить.

Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Тимашевск                                  (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) и ФИО2, г. Тимашевск осуществлять сброс сточных вод с земельного участка с кадастровым номером 23:31:0311027:230, расположенного по адресу <...>.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок от даты его принятия.

Судья                                                                                                             И.А. Погорелов