ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-52509/19 от 21.01.2020 АС Краснодарского края

г. Краснодар                                                                                                 Дело № А32-52509/2019                    28 января 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 21.01.2020.

Полный текст мотивированного решения изготовлен 28.01.2020.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

судьи Купреева Д.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:

общества с ограниченной ответственностью «Пруссия 23» (ИНН <***>,
ОГРН <***>), г. Краснодар,

к Прокуратуре Карасунского административного округа г. Краснодара, г. Краснодар,

о признании недействительным представления,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 – генеральный директор;

от ответчика: ФИО3 – доверенность от 10.12.2019 № 7-01-2019;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Пруссия 23» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным представления Прокуратуры Карасунского административного округа г. Краснодара от 19.09.2019 № 7-01-2019/23 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Основания заявленных требований изложены в заявлении. Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал. Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Пруссия 23» имеет статус юридического лица.

Прокуратурой Карасунского административного округа г. Краснодара по поручению Прокуратуры Краснодарского края от 28.09.2019 № 7/1-31-2019/74151 проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в организациях, осуществляющих деятельность по аренде и лизингу транспортных средств, в том числе, в отношении ООО «Пруссия 23».

В ходе проверки прокуратурой установлено, что мероприятия по противодействию коррупции проведены обществом не в полном объеме, в связи с чем, ООО «Пруссия 23» выдано представление от 19.09.2019 № 7-01-2019/23 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Не согласившись с представлением Прокуратуры Карасунского административного округа г. Краснодара от 19.09.2019 № 7-01-2019/23, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая решение по данному делу, суд руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконным решения государственного органа требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор, в том числе, за органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

 по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

 по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; комплексное использование политических, организационных,          информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и т.д. (статья 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии с данной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральный закон № 273-ФЗ дополнен статьей 13.3, вступившей в силу с 01.01.2013.

Согласно части 1 статьи 13.3Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Частью 2 статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- сотрудничество организации с правоохранительными органами;

- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

По смыслу приведенных положений закона, указанные обязанности возлагаются на любые организации независимо от организационно-правовой формы собственности.

В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с целью формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные 08.11.2013 (далее – Методические рекомендации).

Задачами Методических рекомендаций являются информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.

При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами) (пункт 3 Методических рекомендаций).

Одновременно необходимо учитывать, что антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.

Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации (пункт 1 раздела IV Методических рекомендаций).

Из материалов дела следует, что Прокуратурой Карасунского административного округа г. Краснодара по поручению Прокуратуры Краснодарского края от 28.09.2019
№ 7/1-31-2019/74151 проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в организациях, осуществляющих деятельность по аренде и лизингу транспортных средств, в том числе, в отношении ООО «Пруссия 23».

Проведенной проверкой установлено, что антикоррупционная политика в организации не принята.Меры по противодействию коррупции сведены к принятию в организации 09.01.2019 Кодекса этики и служебного поведения работников (далее – Кодекс).

Данным локальным актом предписываются правила служебного поведения для работников в связи с исполнением ими трудовых функций и вытекающие из них обязанности.

В части противодействия коррупции нормы Кодекса носят рекомендательный характер для работников.

Так, в разделе 11 Кодекса указано, что работники должны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по её профилактике в порядке, установленном действующем законодательством.

При этом, механизм такого поведения каким-либо локальным актом организации не прописан, что оставляет реализацию данных Кодексом рекомендаций на усмотрение работника.

В свою очередь, работники организации не являются государственными и муниципальными служащими, в связи с чем на них не распространяются обязанности, ограничения и запреты, возложенные на муниципальных и государственных служащих Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», соответственно для них законодательством не установлены конкретные меры по профилактике коррупционных проявлений. Такие меры должны быть регламентированы работодателем исходя из реализуемой организации антикоррупционной политики.

Так, в пункте 3 раздела 2 Кодекса в целях противодействия коррупции приведены такие рекомендации для работников как уведомлять обо всех случаях обращения к работнику каких-либо лиц, в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; не получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц; принимать меры по недопущению конфликта интересов.

В силу того что данные мероприятия рекомендуются работнику, а не вменяются в обязанности, выполнение таких мер остается на усмотрение работника.

Какие - либо иные, конкретные меры, направленные на профилактику коррупционных проявлений в организации не принимались.

Таким образом, ООО «Пруссия 23» не разработаны и не приняты достаточные меры по предупреждению коррупции, в результате чего цель - создание эффективной системы противодействия коррупции в организации, не достигается, а задачи по обеспечению правовых и организационных мер, направленных на противодействие коррупции не исполняются. Отсутствие в организации системы вышеприведенных мер свидетельствует о несоблюдении обществом российского антикоррупционного законодательства.

Доводы общества о том, что положения Методических рекомендаций не являются обязательными к применению, подлежат отклонению судом, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» у общества имеется императивная обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Ссылка заявителя на отсутствие деловых и коммерческих отношений с органами государственной власти и созданными ими учреждениями не соответствует пункту 2 раздела 2 Кодекса этики и служебного поведения работников, которым закреплены такие обязанности работников как обеспечение эффективной работы государственного учреждения Краснодарского края.

Кроме того, судом выявлены несоответствия в представленных в материалы настоящего дела и в ответ на запрос прокуратуры копиях Кодекса этики и служебного поведения работников, утвержденного директором ООО «Пруссия 23» 09.01.2019.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из приведенной нормы закона следует, что представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в части 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Оценивая объективную возможность исполнения представления контролирующего органа, судом установлено, что документальные доказательства, объективно препятствующие заявителю исполнить названные требования законодательства, обществом суду не представлены. Заявителем также не оспаривается, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом.

Учитывая изложенное, правовых оснований для отмены представления контролирующего органа у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 1 месяца со дня его принятия.   

Судья                                                                                                                  Д.В. Купреев