ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-52685/2017 от 15.05.2018 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А32- 52685/2017

«22» мая 2018 года

Резолютивная часть Решения объявлена 15 мая 2018 года. Решение в полном объёме изготовлено 22 мая 2018 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Пристяжнюка Александра Гавриловича, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овакимян О.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края, г.Краснодар к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г.Краснодар об оспаривании решений и действий (бездействий) государственного органа, при участии в заседании: от заявителя – ФИО1 (по доверенности от 22.12.2017г.); от заинтересованного лица - ФИО2 (доверенность от 28.02.2018г., удостоверение), от третьих лиц: от Министерства физической культуры - не явились, уведомлены, от ГБУ КК "ДЭС" - не явились, уведомлены,

УСТАНОВИЛ:

Департаментом имущественных отношений Краснодарского края, г.Краснодар подано заявление к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г.Краснодар, в котором заявитель просит суд, с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ:

- признать незаконным отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 22.09.2017г. № 23/001/001/814/2017-3158 об отказе в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1116, литер LXIII, общей площадью 6 918,8кв.м., расположенное по адресу: <...>;

- обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности Краснодарского края на футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1116, литер LXIII, общей площадью 6 918,8кв.м., расположенное по адресу: <...>.

Основания, по которым заявлены требования, изложены в заявлении и документальных доказательствах, приложенных к нему. Представитель заявителя в судебном заседании ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств в обоснование заявленного иска, которое рассмотрено судом и подлежит удовлетворению как обоснованное.

Представитель заинтересованного лица возражал против заявленных требований, изложив свои доводы в представленном отзыве.

Определением суда от 05.12.2017г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство физической культуры и спорта Краснодарского края и ГБУ "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений".

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, надлежащим образом осведомлены о времени и месте судебного разбирательства по делу, в представленных отзывах представители третьих лиц изложили свою позицию относительно заявленных требований.

Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав в совокупности все представленные сторонами доказательства, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Как видно из материалов дела, заявитель обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права государственной собственности Краснодарского края на объект недвижимого имущества - футбольное поле с кадастровым номером 23:43:0304061:1116, литер LXIII, общей площадью 6 918,8кв.м., расположенное по адресу: <...>.

В результате проведенной правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов Управлением Росреестра по КК государственная регистрация была приостановлена до 22.09.2017г., а в последующем уведомлением от 22.09.2017г. № 23/001/001/814/2017-3158 департаменту было отказано в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества, по причине отсутствия правоустанавливающих документов на заявленный объект недвижимого имущества.

Департамент считает действия Управления незаконными и нарушающими имущественные права и интересы Краснодарского края.

В соответствии с исторической справкой ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 22.10.2013г. № 2271 и материалам инвентарного дела за № 71041-62, первоначально объект недвижимости "Спортивный объект Стадион "Кубань", расположенный по адресу: <...> числился за Советом Федерации Независимых профсоюзов России.

Согласно договору о разграничении прав владения, пользования и распоряжения имуществом от 14.08.1992г. и свидетельству о государственной регистрации 23-А № 485392 от 31.01.2002г. право собственности на "Стадион "Кубань" перешло к Краснодарскому краевому совету профессиональных союзов.

В соответствии с Соглашением об установлении (определении) долей в праве общей долевой собственности на объект "Стадион "Кубань" от 28.06.2007г. № 25, заключенным между Администрацией Краснодарского края и Краснодарским краевым территориальным объединением организаций профессиональных союзов "Краснодарский краевой совет профессиональных союзов" (далее - Крайсовпроф"), исходя из фактических затрат по строительству и реконструкции объекта "Стадион "Кубань", доля администрации Краснодарского края установлена (определена) соглашением в размере 21283/62500, доля Крайсовпрофа - в размере 41217/62500.

В соответствии с соглашением право общей долевой собственности зарегистрировано6

субъектом РФ Краснодарским краем на 21283/62500 доли (св-во от 17.08.2007г. 23-АД № 322239);

Крайсовпрофом на 41217/62500 доли (св-во от 17.08.2007г. серии 23-АД № 322240).

В соответствии с государственным контрактом купли-продажи стадиона (доли в стадионе) от 02.10.2007г. № 6, заключенный между Крайсовпрофом и департаментом по физической культуре и спорту КК, доля Крайсовпрофа была выкуплена полностью и перешла в государственную собственность Краснодарского края.

Право государственной собственности Краснодарского края на стадион "Кубань" в целом зарегистрировано 18.10.2007г. (св-во от 18.10.2007г., номер рег.записи 23-23-01/317/2007- 368).

Стадион Кубань был передан в оперативное управление ГУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" (св-во от 28.04.2008г., номер рег.записи 23-23-01/227/2008- 312).

Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0304061:1026 на котором расположен спорный объект "Стадион "Кубань", принадлежит на праве собственности Краснодарскому краю (св-во 23-АЕ № 635861) и передан в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению (св-во 23-АЕ № 518312).

На некоторые объекты недвижимого имущества, входящие в состав объекта - Стадион "Кубань", в том числе футбольное поле с к/н 23:43:0304061:1116, литер LXIII, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы отсутствовали.

ГБУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" была изготовлена техническая документация на футбольное поле с к/н 23:43:0304061:1116, литер LXIII (технический план по состоянию на 22.06.2011г., кадастровый паспорт по состоянию на 21.03.2012г.).

Согласно техническому заключению от 15.09.2014г. по определению принадлежности к недвижимому имуществу объекта - футбольное поле литер LXIII площадью 6 918,8кв.м., расположенного на территории ГБУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений по адресу: <...>, выполненного ООО "Кадастровый эксперт", установлено что спорный объект - футбольное поле литер LXIII площадью 6 918,8кв.м. является объектом недвижимого имущества и подлежит техническому учету как объект капитального строительства.

В соответствии с пунктом 3.42. "СП 285.1325800.2016. Свод правил. Стадионы футбольные. Правила проектирования", утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016г. № 984/пр, футбольный стадион - это здание или комплекс физкультурно-спортивных зданий и сооружений, имеющий в своем составе спортивную арену, предназначенную для проведения спортивных мероприятий по футболу, с прилегающей территорией вплоть до внешнего периметра ограждения. Таким образом, футбольный стадион - является сложной вещью, включающей в себя составные части.

В соответствии с п. 3.23 Свода Правил игровое поле входит в состав открытой спортивной арены, которая является составной частью футбольного стадиона.

В целях государственной регистрации права собственности за КК на футбольное поле с к/н 23:43:0304061:1116, литер LXIII, Департамент имущественных отношений КК 26.06.2017г. обратился в Управление Росреестра по КК с заявлением о государственной регистрации права, представив необходимый пакет документов.

Из приложенных к заявлению документов следует, что футбольное поле входит в состав объекта недвижимости "Стадион "Кубань" (справка ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 07.03.2013г. № 414).

Таким образом, по мнению заявителя, спорный объект - футбольное поле с к/н 23:43:0304061:1116, литер LXIII, общей площадью 6 918,8кв.м., расположенное по адресу: <...>, предназначено для обслуживания главной вещи, связано с ним общим целевым назначением, соответственно следует судьбе главной вещи.

Принимая во внимание, что право собственности Краснодарского края возникло на весь объект - Стадион "Кубань", соответственно указанное право подлежит государственной регистрации и на его составные части.

Изложенные обстоятельства послужили основанием заявителю для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.

При принятии Решения суд руководствуется следующим.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 названного Кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

Государственная регистрация прав производится в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Закон о регистрации) по основаниям указанным в п. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ.

Судом установлено, что при обращении 13.06.2017г. в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорный объект - футбольное поле с к/н 23:43:0304061:1116, литер LXIII, общей площадью 6918,8кв.м., расположенное по адресу: <...>, заявителем был представлен пакет документов поименованный в описи документов, принятых на государственную регистрацию: заявление, кадастровый паспорт от 21.03.2012г., доверенность от 30.03.2017г., декларация об объекте от 16.05.2017г. и паспорт гражданина.

При проведении правовой экспертизы представленных на регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Закона о регистрации государственным регистратором были выявлены сомнения в наличии оснований для ее проведения и она была приостановлена по причине не представлены документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. В связи с изложенным, государственная регистрация была приостановлена уведомлением от 26.06.2017г.

Согласно п. 1 ст. 21 Закона, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В срок, установленный уведомлениями о приостановлении государственной регистрации заявителем не были устранены причины приостановления , изложенные в уведомлениях, соответственно регистрирующим органом 22.09.2017г.было принято решение об отказе в государственной регистрации права по основаниям п. 1 ст. 21 Федерального Закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", непредоставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.

Судом установлено, что при обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорный объект - футбольное поле с к/н 23:43:0304061:1116, литер LXIII, общей площадью 6918,8кв.м., расположенное по адресу: <...>, заявителем в заявлении и декларации было указано о необходимости осуществления государственной регистрации на спортивное сооружение 2010 года ввода в эксплуатацию (кадастровый паспорт от 21.03.2012г.), площадью 6918,8кв.м., как на самостоятельный объект, поскольку в представленных документах не указывалось о том, что футбольное поле является частью единого комплекса Стадион "Кубань".

Согласно п. 2 ст. 14 Закона "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Декларация об объекте недвижимости не является правоустанавливающим документом, в рассматриваемом споре, поскольку Департамент обратился за государственной регистрацией права собственности на самостоятельное спортивное сооружение - футбольное поле, не представив разрешительной документации на его строительство.

Заявителем представлено в материалы дела техническое заключение от 15.09.2014г., выполненное ООО "Кадастровый эксперт" в котором специалист пришел к выводу что спорный объект - футбольное поле с к/н 23:43:0304061:1116, литер LXIII, общей площадью 6918,8кв.м., расположенное по адресу: <...> является объектом недвижимого имущества.

Представленный заявителем акт приемки в эксплуатацию законченного ремонтом объекта от 07.06.2010г. подтверждает факт окончания ремонтных работ на объекте недвижимого имущества: футбольное поле, однако не является документом подтверждающим факт его создания, правоустанавливающим документом.

Таким образом, в нарушение ст. 65 АПК РФ заявителем не были представлены суду доказательства возникновения права собственности Краснодарского края на спорный объект.

Из представленных в материалы дела государственного контракта № 5 купли-продажи стадион (доли в стадионе) от 02.10.2007г., равно как и из соглашения от 28.06.2007г. не следует о передаче прав на спорный объект - футбольное поле литер LXIII общей площадью 6918,8кв.м.

Доказательств включения данного объекта в единый комплекс Стадион "Кубань" суду так же не представлено, учитывая наличие в материалах дела доказательств, что спорный объект является самостоятельным спортивным сооружением.

Вместе с тем, доказательств наличия разрешительной и проектной документации на его строительство в материалы дела заявителем не представлено.

Таким образом, оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные доказательства, основываясь на изложенном суд пришел к выводу о том, что отказ Управления в государственной регистрации прав на спорный объект от 22.09.2о17г. не противоречит положениям закона N 218-ФЗ, поскольку государственному регистратору заявителем не были представлены правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на объект недвижимого имущества, подлежащий государственной регистрации.

Приведенные и другие собранные по делу доказательства, обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела обстоятельств, исследованные и оцененные арбитражным судом, в своей совокупности достаточны для вывода о необоснованности заявленных требований.

В ходе судебного разбирательства исследованы подлинники или надлежащим образом заверенные копии приведенных документов.

В связи с этим заявленные требования не подлежат удовлетворению судом полностью.

На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, статьями 27, 110, 159, 167-170, 176, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Ходатайство представителя заявителя о приобщении к материалам дела письменных дополнений к заявлению об оспаривании решений и действий заинтересованного лица удовлетворить.

В удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья А.Г. Пристяжнюк