АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-53398/2009-51/1072-342АЖ
15.01.2010
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Базавлука Игоря Ивановича, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Каспийский трубопроводный Консорциум – Р» г. Новороссийск
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу г. Ростов-на-Дону
Государственному инспектору Департамента Федеральному службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу Ольхову Е.В. г. Новороссийск
3-лицо: Азово-Черноморская природоохранная прокуратура
о признании незаконным и отмене постановления № 00139/6/09 от 13.11.2009г.
при участии в заседании:
от заявителя: Нечипоренко Л.М. - представитель по доверенности от 12.01.2010г.
Лобов А.А. – представитель по доверенности от 07.12.2009г.
от ответчика: Лихтина Н.А. – представитель по доверенности от 25.12.2009г.
от 3-лица Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры: Гунин А.И. – юрист 3 класса, удостоверение № 061562 от 20.05.2009г.
установил:
Заявлено требование о признании незаконным и отмене постановления государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу Ольхова Е.В. № 00139/6/09 от 13.11.2009 г. о признании ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум – Р» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении на ЗАО «Каспийский Трубопроводный Консорциум – Р» административного наказания в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.
Заявитель настаивает на заявленных требованиях в полном объеме.
Ответчик по существу заявленных требований возражает.
В судебном заседании ответчиком в порядке ст. 51 АПК РФ заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика Азово-Черноморскую природоохранную прокуратуру.
Ходатайство удовлетворено.
Третье лицо заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 15.01.2010г. 10-30, после чего рассмотрение заявления было продолжено.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.
Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка закрытого акционерного общества «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» (далее по тексту ЗАО «КТК») с привлечением специалистов Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу.
По результатам проверки Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу составлена справка от 18.09.2009г., которая передана в Азово-Черноморскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
В ходе проверки установлено, что организация осуществляет деятельность по погрузке сырой нефти на танкеры с использованием двух выносных причальных устройств, расположенных в открытых территориальных водах РФ в Черном море, в процессе которой периодически производят работы по замене подводного трубопровода и подводных шлангов технологической схемы погрузки. Последние работы по замене морских шлангов выносных причальных устройств проведены в июне-июле 2009 г.
По мнению административного органа, указанную хозяйственную деятельность в акватории Черного моря КТК осуществляет без наличия Положительного заключения Государственной экологической экспертизы, что является нарушением положений, установленных ст. 33. ч.1 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», п.7 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации № 174-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об экологической экспертизе», ч.2 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации № 155-ФЗ «О внутренних морских водах. территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
14.10.2009г. ЗАО «КТК» было направлено письмо от 14.10.2009г. № 7-13-2009 с предложением явиться для дачи объяснений и решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности с 11-00 16.10.2009г.
16.10.2009г. Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу № 00139/6/09 от 13.11.2009 г., ЗАО «КТК» признано виновным в нарушениях, предусмотренных ч.1 ст.8.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, ЗАО «КТК» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив документы по делу, заслушав представителя ответчика, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Таким образом, для установления наказания, предусмотренного указанной нормой закона, должно быть установлено невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Разработка и утверждение проекта строительства нефтепроводной системы КТК, включая объекты Морского терминала, проводились в 1998 г.
В 1998г. ЗАО «КТК» были проведены также государственная экологическая экспертиза по материалам обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы КТК, государственная экологическая экспертиза по материалам обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы КТК (выбор места размещения морского терминала и трасс нефтепровода на территории Краснодарского края), государственная экологическая экспертиза по материалам технико-экономического обоснования (проект) строительства нефтепроводной системы КТК.
05.11.1998г. было утверждено заключение Главгосэкспертизы России по технико-экономическому обоснованию (ТЭО) строительства «Нефтепроводная система Каспийского Трубопроводного Консорциума».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации «Об экологической экспертизе» в редакции, действовавшей на момент утверждения указанных заключений, государственной экологической экспертизой является установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Общая направленность норм названного закона свидетельствует о том, что государственная экологическая экспертиза соответствия намечаемой хозяйственной деятельности требованиям экологической безопасности проводится до начала реализации объекта экологической экспертизы.
Таким образом, положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе положительное заключение государственной экологической экспертизы соответствия намечаемой хозяйственной деятельности требованиям экологической безопасности, ЗАО «КТК» должно было получить до начала строительства нефтепроводной системы, что имеет место в данном случае.
Согласно абзаца второго пункта 4 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 г. № 698, обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу является наличие в них (в составе разделов объекта экспертизы или в виде приложений) данных по оценке воздействия на окружающую природную среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическому обоснованию допустимости ее реализации.
В соответствии с пунктом 15 Положения экспертная комиссия определяет:
- соответствие намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей природной среды;
- полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую природную среду в результате осуществления намечаемой хозяйственной деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации;
- достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала.
Следовательно, при проведении государственной экологической экспертизы по материалам обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы КТК оценке подвергалась экологическая безопасность не только при строительстве, но и эксплуатации нефтепроводной системы, включая эксплуатацию объектов Морского терминала.
Заключением Государственной экологической экспертизой по материалам обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы КТК (выбор места размещения морского терминала и трасс нефтепровода на территории Краснодарского края), утвержденным приказом Госкомэкологии РФ от 18 мая 1998 года № 303 также дана оценка экологической безопасности эксплуатации Морского терминала.
Экологическая оценка хозяйственной деятельности нефтепроводной системы имеется также в заключении Главгосэкспертизы России по технико-экономическому обоснованию (ТЭО) строительства «Нефтепроводная система Каспийского Трубопроводного Консорциума» (на территории Российской Федерации), утвержденном Первым заместителем начальника Главгосэкспертизы России 05 ноября 1998 года.
Оценка природоохранных мероприятий по защите поверхностных и подземных вод, оценка воздействия на морскую среду в период эксплуатации нефтепроводной системы, в т.ч. в ходе технического обслуживания и ремонта подводных трубопроводов, подводных и плавучих шлангов выносных причальных устройств (ВПУ), произведена экспертной комиссией государственной экологической экспертизы по материалам технико-экономического обоснования (проект) строительства нефтепроводной системы КТК от 11 ноября 1998 года, положительное заключение которой утверждено приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды 12 ноября 1998 г. № 675.
При этом на страницах 14-15 раздела 4 «Оценка проектных решений и экологической безопасности при строительстве и эксплуатации нефтепроводной системы КТК» указано на странице 10) указано, что конструктивное решение по устройству выносного причального устройства для швартовки и заполнения морских танкеров на рейде. Толщина стенки трубы и изгиб подводного трубопровода рассчитывались с учетом гидроудара и возможных проседаний дна.
В разделе 5 (страница 19) «Охрана окружающей природной среды при строительстве и эксплуатации нефтепроводной системы КТК...» на страницах 25-26указано, что в материалах ТЭО освещено воздействие, которое будет оказано во время строительства, эксплуатации в нормальных условиях и при аварийных ситуациях -на геологическую среду, рельеф, донные осадки, поле взвеси, пляжи, берега.
На странице 30 указывается, что эксплуатация резервуарного парка морского терминала на полное развитие (2015 год) не приведет к недопустимому загрязнению атмосферы ни по группе суммации 6009, ни углеводородами.
На странице 71 указано, что затраты на охрану окружающей среды в период эксплуатации включая затраты на экологический мониторинг, плату за атмосферные выбросы и удаление отходов, услуги и оборудование для ликвидации разливов нефти, плату за членство в организациях по ликвидации разливов нефти и проведению учений по предотвращению и ликвидации неблагоприятных экологических последствий составят 81,3 миллиона долларов США.
В выводах экспертной комиссии на странице 75 указано, что в материалах ТЭО обоснована возможность реализации намечаемой деятельности и рекомендованы соответствующие природоохранные мероприятия.
При этом экспертной комиссией сделан вывод, что уровень воздействия на окружающую среду (рассмотренный в материалах «Технико-экономическое обоснование строительства нефтепроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума») является допустимым.
Раздел 5 тома 4 «Эксплуатация и техническое обслуживание морских и береговых сооружений» содержит подробное описание швартовки танкеров к ВПУ, работы с нефтеналивными рукавами, проведения операций налива нефти. В указанном разделе содержатся требования, предъявляемые к техническому обслуживанию и капитальному ремонту составных частей ВПУ. в т.ч. водолазным работам, а также требования к аварийным планам.
Указанные документы свидетельствуют о том, что заявитель имеет положительные заключения государственной экологической экспертизы на период эксплуатации, то есть на период ведения хозяйственной деятельности, объектов нефтепроводной системы, включая объекты Морского терминала, часть которых находится во внутренних морских водах РФ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» экологической экспертизой является установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
При этом в соответствии с абзацем третьим статьи 3 названного Федерального закона проведение государственной экологической экспертизы обязательно до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
Данной правовой норме корреспондирует пункт 10 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.10.2008 г. № 283, из содержания которого следует, что государственной экологической экспертизе подлежит намечаемая хозяйственная деятельность способная оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду.
Исходя из указанных норм закона, хозяйствующий субъект, планирующий осуществлять хозяйственную и иную деятельность, способную оказать воздействие на окружающую природную среду, обязан получить положительное заключение государственной экологической экспертизы до начала ее осуществления.
Приказом от 20 июня 2002 г. № Р-152 утвержден Акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта - Морского терминала нефтепроводной системы КТК, в состав которого входит подводный нефтепровод с двумя выносными причальными устройствами.
На основании осмотра объекта и ознакомления с проектной, технической, разрешительной и иной документацией, в состав которой входил ряд положительных заключений Государственных экологических экспертиз, содержащих оценку экологической безопасности объекта в процессе его эксплуатации, комиссией даны оценки прогрессивности технологических решений предъявленного к приемке объекта.
Прием объекта в эксплуатацию свидетельствует о его соответствии всем применимым требованиям безопасности, включая экологическую безопасность в период эксплуатации.
Требование по проведению государственной экологической экспертизы в отношении объекта, принятого в эксплуатацию Федеральным законом «О государственной экологической экспертизе» не предусмотрено.
Напротив, из содержания статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» следует, что объекты государственной экологической экспертизы, названные в указанной правовой норме и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, не нуждаются в дополнительной экспертной оценке, за исключением случаев, указанных в п.п.1-5 названной правовой нормы.
Учитывая, что после получения положительных заключений государственной экологической экспертизы у ЗАО «КТК» не возникло исключений, указанных в п.п.1-5 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе», ему не требовалось проведения каких-либо дополнительных государственных экологических экспертиз.
Толкование статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» в системном единстве со статьей 34 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», также свидетельствует об отсутствии у ЗАО «КТК» основании для проведения повторной государственной экологической экспертизы хозяйственной деятельности, поскольку государственная экологическая экспертиза намечаемой хозяйственной деятельности была проведена в рамках государственной экологической экспертизы предпроектной и проектной документации нефтепроводной системы КТК, в состав которой входят объекты Морского терминала, в том числе подводный нефтепровод с выносными причальными устройствами.
Для объектов, принятых в эксплуатацию, предметом экологической экспертизы являются материалы лицензий и разрешений на отдельные виды деятельности (выбросы, сбросы, отходы, водопользование и т.п.).
В соответствии с абзацем вторым статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия является специальным разрешением на осуществление конкретного вида деятельности.
Руководствуясь названным Федеральным законом, ЗАО «КТК» получило лицензию на водопользование при строительстве, эксплуатации нефтепроводов, ВПУ и гавани вспомогательных судов в акватории Черного моря серии КРД № 00004 от 09.12.1998 г.
В данной лицензии указано, что при эксплуатации нефтепровода на подводном трубопроводе и ВПУ предусмотрены самые передовые в отрасли системы, призванные ослабить отрицательное воздействие на окружающую среду, а также обеспечить его безаварийную работу и надежную эксплуатацию.
При этом из содержания лицензии следует, что лицензирующий орган принимал решение с учетом наличия у ЗАО «КТК» положительных заключений следующих государственных экологических экспертиз:
- заключения Главгосэкспертизы при Госстрое России но обоснованию инвестиций в строительство нефтепроводной системы КТК. выполненное с участием Государственной экспертизы проектов МЧС. от 26.12.1997 г. № 24-2-1/17-460;
- заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы КТК от 06.02.1998 г.. утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 18 февраля 1998 года № 97;
- заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам обоснования инвестиций в строительство нефтенроводной системы КТК (выбор места размещения морского терминала и трасс нефтепровода на территории Краснодарского края), утвержденного приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 18 мая 1998 года №303;
- заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам технико-экономического обоснования строительства нефтенроводной системы КТК, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 05 ноября 1998 года.
С учетом изложенного, требования заявителя суд считает подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь вышеназванными нормативными актами, ст.207-211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Ходатайство Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу г. Ростов-на-Дону о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры - удовлетворить.
Привлечь к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика Азово-Черноморскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
Постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу № 00139/6/09 от 13.11.2009 г. признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки установленные АПК РФ.
Судья Базавлук И.И.