АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар № А32-53664/2022 26 июля 2023 г.
Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2023 г.
Полный текст решения изготовлен 26 июля 2023 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Глебовой Ю.Я. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куликовой Ю.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ФИО1
к администрации МО город-курорт Анапа (ИНН <***>) о признании недействующим постановления № 931 от 26.04.2022 в части об обязании
при участии в судебном заседании (до перерыва в судебном заседании):
от заявителя: ФИО2 (доверенность),
от заинтересованного лица: ФИО3 (доверенность),
при участии в судебном заседании (после перерыва в судебном заседании):
от заявителя: не явился, уведомлен,
от заинтересованного лица: не явился, уведомлен,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в арбитражный суд с иском к администрации МО город-курорт Анапа о признании недействующим постановления № 931 от 26.04.2022 в части, об обязании.
Заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований, представил дополнительные пояснения, которые судом рассмотрены и приобщены к материалам дела.
Администрация МО город-курорт Анапа возражала против удовлетворения заявленных требований.
В заседании объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 26.07.2023. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края в сети Интернет по адресу: www.krasnodar.arbitr.ru. После перерыва заседание продолжено без участия представителей сторон.
Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, пришел к нижеследующему.
Согласно материалам заявления, Волосенкову Алексею Михайловичу, принадлежит на праве собственности кафе-бар «Дэнси», расположенное по адресу: Краснодарский край, г.-к. Анапа, ул. Набережная, 1.
Согласно Постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 18 ноября 2013 года № 4606 «Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов по предоставлению услуг на территории муниципального образования город-курорт Анапа» (в актуальной редакции) в схему размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования город-курорт Анапа за номером 104 включен объект со следующими характеристиками: адресный ориентир объекта - <...>, у входа в клуб «Денси»; тип объекта - открытая площадка; площадь земельного участка - 30 кв. м.; количество рабочих мест - 1 рабочее место; специализация нестационарного объекта - услуги общественного питания (выносные столы); период функционирования объекта - постоянно.
Между тем, Постановлением Администрации МО г.-к. Анапа № 931 от 26.04.2022 были внесены изменения в Постановление Администрации МО г.-к. Анапа № 392 от 04.02.2015 г. «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО г.-к. Анапа», в соответствии с которыми в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО г.-к. Анапа за номером 244 включен объект со следующими характеристиками: адресный ориентир объекта - <...>, на земельном участке с кадастровым номером: 23:37:102001:69; тип объекта - киоск; площадь земельного участка - 18 кв. м.; количество рабочих мест - 1 рабочее место; специализация нестационарного объекта - услуги общественного питания по реализации черноморских мидий; период функционирования объекта - сезонно с 1 апреля по 31 октября.
Заявитель полагает, что права ФИО1, как собственника объекта недвижимости - кафе-бара «Дэнси», будут нарушены размещением нестационарного торгового объекта под номером 244 по реализации черноморских мидий на входе в принадлежащее заявителю кафе, поскольку размещение нестационарного торгового объекта в указанном на Схеме месте полностью заблокирует вход в кафе.
Вышеуказанные обстоятельства послужили ФИО1 основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, принимая решение, руководствуется следующим.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов,
незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения (п. 1 ст. 3 Конвенция "Европейская хартия местного самоуправления" 15.10.1985).
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (п. 1 ст. 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно положениям статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Как следует из нормы статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ч. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 3 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 ноября 2014 г. № 1249 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Краснодарского края» (далее - постановление № 1249) места размещения нестационарных торговых объектов, объектов по предоставлению услуг на территории муниципального образования город-курорт Анапа определены в схемах, утвержденные постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 4 февраля 2015 г. № 392 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город-курорт Анапа» (далее - постановление № 392) и постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 1.8 ноября 2013 г. № 4606 «Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов по предоставлению услуг на
территории муниципального образования город-курорт Анапа» (далее -постановление № 4606).
Согласно статье 39.36 ЗК РФ размещение НТО осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Между администрацией и ИП ФИО1 заключен договор от 20.06.2017 на право размещения нестационарных торговых объектов, объектов по предоставлению услуг, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Анапа, на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, либо в государственной собственность которых не разграничена, специализация: услуги общественного питания (выносные столы), площадь 30 кв.м, срок действия договора с 21.06.2017 по 20.06.2020.
По окончанию действия договора заявителем не были проведены мероприятия по освобождению территории от расположенных на ней некапитальных объектов согласно постановления администрации от 02.04.2021 3 924 «О размещении нестационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов по оказанию услуг на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования город-курорт Анапа».
В нарушение п. 7.24 Порядка размещения нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов по оказанию услуг на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, либо государственной собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования город-курорт Анапа вышеуказанного постановления, по данному адресу размещены объекты торговли (по реализации мороженного, напитков, попкорна, блинов).
Размещение объекта по реализации черноморских мидий ( № 244 в схеме нестационарных торговых объектов по адресу: <...>, на земельном участке с кадастровым номером: 23:37:102001:69) при проведении аукционных процедур не препятствует проходу и эксплуатации здания кафе-бар «Денси».
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Исключение из схемы (включение в нее) соответствующих объектов является правом органа местного самоуправления в рамках предоставленных ему законом полномочий с учетом необходимости обеспечения интересов населения и поддержания санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования.
На основании изложенного, действия администрации в части включения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО г. Анапа нестационарного торгового объекта со следующими характеристиками: порядковый номер объекта 244, адресный ориентир объекта - <...>, на земельном участке с кадастровым номером 23:37:102001:69; тип объекта - киоск; площадь земельного участка - 18 кв.м; количество рабочих мест - 1; специализация нестационарного объекта - услуги общественного питания по реализации черноморских
мидий; период функционирования объекта - сезонно с 01.04. по 31.10. правомерны и основаны на действующем законодательстве.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявителем в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано, что включением в схему размещения НТО на территории МО г. Анапа объекта, порядковый номер 244 нарушены его права, свободы и законные интересы.
На основании вышеизложенного, приведенные и другие собранные по делу доказательства, обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела обстоятельств, исследованные и оцененные арбитражным судом, в своей совокупности достаточны для вывода о необоснованности заявленных требований.
Судебные расходы, в том числе расходы в силу требований ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя, как проигравшую сторону.
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке
апелляционного производства в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через
Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Ю.Я. Глебова
Лист 2 решения от 26.07.2023 по делу № А32-53664/2022
Лист 3 решения от 26.07.2023 по делу № А32-53664/2022
Лист 4 решения от 26.07.2023 по делу № А32-53664/2022
Лист 5 решения от 26.07.2023 по делу № А32-53664/2022
Лист 6 решения от 26.07.2023 по делу № А32-53664/2022