ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-53664/2022 от 26.07.2023 АС Краснодарского края




АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Краснодар № А32-53664/2022  26 июля 2023 г. 

Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2023 г.
Полный текст решения изготовлен 26 июля 2023 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Глебовой Ю.Я.  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куликовой Ю.В., 

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ФИО1

к администрации МО город-курорт Анапа (ИНН <***>)  о признании недействующим постановления № 931 от 26.04.2022 в части об обязании 

при участии в судебном заседании (до перерыва в судебном заседании):
от заявителя: ФИО2 (доверенность),
от заинтересованного лица: ФИО3 (доверенность),

при участии в судебном заседании (после перерыва в судебном заседании):
от заявителя: не явился, уведомлен,
от заинтересованного лица: не явился, уведомлен,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в арбитражный суд с иском к  администрации МО город-курорт Анапа о признании недействующим постановления   № 931 от 26.04.2022 в части, об обязании. 

Заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований, представил  дополнительные пояснения, которые судом рассмотрены и приобщены к материалам  дела. 

Администрация МО город-курорт Анапа возражала против удовлетворения  заявленных требований. 

В заседании объявлен перерыв до 10 часов 30 минут 26.07.2023. Информация о  перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края в  сети Интернет по адресу: www.krasnodar.arbitr.ru. После перерыва заседание продолжено  без участия представителей сторон. 

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные  доказательства, пришел к нижеследующему. 


Согласно материалам заявления, Волосенкову Алексею Михайловичу,  принадлежит на праве собственности кафе-бар «Дэнси», расположенное по адресу:  Краснодарский край, г.-к. Анапа, ул. Набережная, 1. 

Согласно Постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 18 ноября 2013 года № 4606 «Об утверждении схемы размещения  нестационарных объектов по предоставлению услуг на территории муниципального  образования город-курорт Анапа» (в актуальной редакции) в схему размещения  нестационарных объектов на территории муниципального образования город-курорт  Анапа за номером 104 включен объект со следующими характеристиками: адресный  ориентир объекта - <...>, у входа в клуб «Денси»; тип объекта -  открытая площадка; площадь земельного участка - 30 кв. м.; количество рабочих мест - 1  рабочее место; специализация нестационарного объекта - услуги общественного питания  (выносные столы); период функционирования объекта - постоянно. 

Между тем, Постановлением Администрации МО г.-к. Анапа № 931 от 26.04.2022  были внесены изменения в Постановление Администрации МО г.-к. Анапа № 392 от  04.02.2015 г. «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на  территории МО г.-к. Анапа», в соответствии с которыми в Схему размещения  нестационарных торговых объектов на территории МО г.-к. Анапа за номером 244  включен объект со следующими характеристиками: адресный ориентир объекта - <...>, на земельном участке с кадастровым номером: 23:37:102001:69;  тип объекта - киоск; площадь земельного участка - 18 кв. м.; количество рабочих мест - 1  рабочее место; специализация нестационарного объекта - услуги общественного питания  по реализации черноморских мидий; период функционирования объекта - сезонно с 1  апреля по 31 октября. 

Заявитель полагает, что права ФИО1, как собственника объекта  недвижимости - кафе-бара «Дэнси», будут нарушены размещением нестационарного  торгового объекта под номером 244 по реализации черноморских мидий на входе в  принадлежащее заявителю кафе, поскольку размещение нестационарного торгового  объекта в указанном на Схеме месте полностью заблокирует вход в кафе. 

Вышеуказанные обстоятельства послужили ФИО1 основанием для  обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суд, принимая решение, руководствуется следующим.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита  гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения,  существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или  создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и  применения последствий ее недействительности, применения последствий  недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта  государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права;  присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания  неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения;  неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления,  противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом. 

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено,  что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с  заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, 


незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и  законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности,  незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при  рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий  (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку  оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий  (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному  правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли  оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также  устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и  законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в  Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в  пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,  а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской  Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением  непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного  значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных  традиций. 

Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов  местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и  управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного  населения (п. 1 ст. 3 Конвенция "Европейская хартия местного самоуправления"  15.10.1985). 

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской  Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских  округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (п. 1 ст. 10  Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации"). 

Согласно положениям статьи 130 Конституции Российской Федерации местное  самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение  населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение  муниципальной собственностью. 

Как следует из нормы статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы  местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью,  формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и  сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы  местного значения. 


Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к  вопросам местного значения городского поселения относится в том числе организация  благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории,  установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и  содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты,  воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий,  расположенных в границах населенных пунктов поселения. 

Согласно ч. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение  нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы  размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом  от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой  деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ). 

В соответствии с ч. 3 ст. 3 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 381-ФЗ органы  местного самоуправления создают условия для обеспечения жителей муниципального  образования услугами торговли. 

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных  торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях,  находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности,  осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов  с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения  нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. 

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и  утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом  муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Федерального закона  N 381-ФЗ). 

В силу части 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ утверждение схемы  размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений,  не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных  торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были  начаты до утверждения указанной схемы. 

В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора)  Краснодарского края от 11 ноября 2014 г. № 1249 «Об утверждении Порядка разработки и  утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных  торговых объектов на территории Краснодарского края» (далее - постановление № 1249)  места размещения нестационарных торговых объектов, объектов по предоставлению  услуг на территории муниципального образования город-курорт Анапа определены в  схемах, утвержденные постановлением администрации муниципального образования  город-курорт Анапа от 4 февраля 2015 г. № 392 «Об утверждении схемы размещения  нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город-курорт Анапа» (далее - постановление № 392) и постановлением администрации  муниципального образования город-курорт Анапа от 1.8 ноября 2013 г. № 4606 «Об  утверждении схемы размещения нестационарных объектов по предоставлению услуг на 


территории муниципального образования город-курорт Анапа» (далее -постановление №  4606). 

Согласно статье 39.36 ЗК РФ размещение НТО осуществляется без предоставления  земельных участков и установления сервитута. 

Между администрацией и ИП ФИО1 заключен договор от 20.06.2017  на право размещения нестационарных торговых объектов, объектов по предоставлению  услуг, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Анапа,  на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, либо в  государственной собственность которых не разграничена, специализация: услуги  общественного питания (выносные столы), площадь 30 кв.м, срок действия договора с  21.06.2017 по 20.06.2020. 

По окончанию действия договора заявителем не были проведены мероприятия по  освобождению территории от расположенных на ней некапитальных объектов согласно  постановления администрации от 02.04.2021 3 924 «О размещении нестационарных  торговых объектов, нестационарных торговых объектов по оказанию услуг на земельных  участках, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная  собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования  город-курорт Анапа». 

В нарушение п. 7.24 Порядка размещения нестационарных торговых объектов,  нестационарных объектов по оказанию услуг на земельных участках, находящихся в  муниципальной собственности, либо государственной собственность на которые не  разграничена, на территории муниципального образования город-курорт Анапа  вышеуказанного постановления, по данному адресу размещены объекты торговли (по  реализации мороженного, напитков, попкорна, блинов). 

Размещение объекта по реализации черноморских мидий ( № 244 в схеме  нестационарных торговых объектов по адресу: <...>, на земельном  участке с кадастровым номером: 23:37:102001:69) при проведении аукционных процедур  не препятствует проходу и эксплуатации здания кафе-бар «Денси». 

Доказательств обратного в материалы дела не представлено. 

Исключение из схемы (включение в нее) соответствующих объектов является  правом органа местного самоуправления в рамках предоставленных ему законом  полномочий с учетом необходимости обеспечения интересов населения и поддержания  санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования. 

На основании изложенного, действия администрации в части включения в схему  размещения нестационарных торговых объектов на территории МО г. Анапа  нестационарного торгового объекта со следующими характеристиками: порядковый  номер объекта 244, адресный ориентир объекта - <...>, на  земельном участке с кадастровым номером 23:37:102001:69; тип объекта - киоск; площадь  земельного участка - 18 кв.м; количество рабочих мест - 1; специализация  нестационарного объекта - услуги общественного питания по реализации черноморских 


мидий; период функционирования объекта - сезонно с 01.04. по 31.10. правомерны и  основаны на действующем законодательстве. 

Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  каждое лицо участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно  ссылается как на основание своих требований и возражений. 

Заявителем в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации не доказано, что включением в схему размещения НТО на территории МО г.  Анапа объекта, порядковый номер 244 нарушены его права, свободы и законные  интересы. 

На основании вышеизложенного, приведенные и другие собранные по делу  доказательства, обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела  обстоятельств, исследованные и оцененные арбитражным судом, в своей совокупности  достаточны для вывода о необоснованности заявленных требований. 

Судебные расходы, в том числе расходы в силу требований ст. 110 АПК РФ  подлежат отнесению на заявителя, как проигравшую сторону. 

Руководствуясь гл. 20 АПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать. 

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке 

апелляционного производства в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через 

Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья Ю.Я. Глебова 


Лист 2 решения от 26.07.2023 по делу № А32-53664/2022

Лист 3 решения от 26.07.2023 по делу № А32-53664/2022

Лист 4 решения от 26.07.2023 по делу № А32-53664/2022

Лист 5 решения от 26.07.2023 по делу № А32-53664/2022

Лист 6 решения от 26.07.2023 по делу № А32-53664/2022