г. Краснодар Дело № А32-53737/2020
16.02.2021
Резолютивная часть решения оглашена 09.02.2021
Решение в полном объеме изготовлено 16.02.2021
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
к ООО НПО «КОС-МАИС» (ИНН <***>)
о взыскании
при участии:
от истца: ФИО1, представитель по доверенности
от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности
установил:
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ООО НПО «КОС-МАИС» о взыскании субсидии в размере 5 544 960,28 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 17 330,48 руб., а также процентов за период с 01.12.2020 по день фактического исполнения решения.
Основания исковых требований изложены в иске.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просит удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, по основаниям, изложенным в отзыве на иск, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на заявления и документов, прилагаемых к нему.
Судом ходатайство ответчика о приобщении рассмотрено и удовлетворено.
Согласно статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 30 мин., после завершения которого судебное заседание продолжено. Стороны и их представители после окончания перерыва в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав непосредственно доказательства по делу, заслушав стороны, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.
Как указано в исковом заявлении, на основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления за счёт средств краевого бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края 19.03.2018 №70 (действующего в период спорных правоотношений) (далее – Порядок), Приказа Минфина Краснодарского края от 19.12.2016 №424 «Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, из краевого бюджета», между истцом (далее – министерство) и ответчиком (получатель субсидии) заключено соглашение от 11.06.2019 №703 о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее – Соглашение).
По условиям соглашения заявитель обязался в срок до 31.12.2019 обеспечить достижение показателя результативности использования субсидии по объёму семян кукурузы, направленных на посадку (посев) в целях размножения 201,940 тыс. тонн и предоставить в срок не позднее 31.12.2019 в Уполномоченный орган отчёт о достижении показателя результативности использования субсидии по итогам 2019 года.
Согласно отчёту о достижении показателя результативности использования субсидии за 2019 год, предоставленного ответчиком на 31.12.2019 по соглашению, фактическое выполнение составило 326,270 тонн.
В соответствии с пунктом 16 Порядка и пунктом 2.2.5 соглашения получатель субсидии в случае недостижения показателей результативности обязан осуществить возврат субсидии в соответствии с Порядком.
На основании изложенного, в связи с не достижением показателя результативности использования субсидии, министерством в адрес ООО НПО «КОС-МАИС» направлено требование о возврате субсидии от 15.10.2020 №206-04-05-10316/20. Объём субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства для возврата составил 5 527 629,80 руб., из которых сумма, подлежащая возврату в краевой бюджет, источником финансового обеспечения которого являются федеральные средства, составляет 4 200 998,65 руб., сумма, подлежащая возврату в краевой бюджет составляет 1 326 631,15 руб.
Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что заявитель производит возврат субсидии в установленном уполномоченным органом объёме в течение 15 календарных дней со дня получения от уполномоченного органа требования о возврате субсидии.
Денежные средства до настоящего времени не возвращены, в связи с чем истцом начислены проценты за неправомерное удержание денежных средств в соответствии со ст. 395 ГК РФ в размере 17 330,48 руб. за период с 04.11.2020 по 30.11.2020, а также заявлены требования о взыскании процентов за неправомерное удержание денежных средств за период с 01.12.2020 по день фактического исполнения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
При вынесении решения суд руководствуется следующим.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 19.03.2018 №70 утвержден Порядок предоставления за счёт средств краевого бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (действующий в период спорных правоотношений) (далее – Порядок или Порядок предоставления субсидий).
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления субсидий (в редакции, действующей в период спорных правоотношений), субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между заявителем и уполномоченным органом по типовой форме, утвержденной приказом министерства финансов Краснодарского края от 19 декабря 2016 года N 424 "Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, из краевого бюджета", обязательными условиями которого являются:
определение сроков и форм представления заявителем отчетности о достижении показателей результативности использования субсидии;
согласие заявителя на осуществление уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидий;
установление следующего показателя в отношении поддержки в области растениеводства - сохранение размера посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в Краснодарском крае по состоянию на конец текущего года - не менее 100 процентов к уровню отчетного финансового года.
В соответствии с пунктом 16 Порядка предоставления субсидий, возврату в доход краевого бюджета подлежат субсидии в случаях:
1) нарушения условий, установленных настоящим Порядком, а также представления недостоверной информации в целях получения субсидии, выявленных по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и уполномоченным органом государственного финансового контроля;
2) недостижения результатов предоставления субсидии
Согласно пункту 17 Порядка предоставления субсидий (в редакции, действующей в период спорных правоотношений), возврат субсидии осуществляется в следующем порядке:
уполномоченный орган в 10-дневный срок направляет заявителю требование о возврате субсидии:
в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 16 настоящего Порядка - после подписания акта проверки или получения акта проверки от органа государственного финансового контроля, в объеме выявленных нарушений;
в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 16 настоящего Порядка - после представления заявителем отчета о достижении показателей результативности использования субсидии, в объеме, рассчитанном по формуле:
Vвозврата = Vсубсидии x k x m / n, где:
Vсубсидии - размер субсидии, предоставленной заявителю в отчетном финансовом году;
m - количество показателей результативности использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии, имеет положительное значение;
n - общее количество показателей результативности использования субсидии;
k - коэффициент возврата субсидии.
Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле:
Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии.
При расчете коэффициента возврата субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии.
Индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии, определяется по формуле:
Di = 1 - Ti / Si, где:
Ti - фактически достигнутое значение i-го показателя результативности использования субсидии на отчетную дату;
Si - плановое значение i-го показателя результативности использования субсидии, установленное соглашением о предоставлении субсидии;
заявитель производит возврат субсидии в установленном уполномоченным органом объеме в течение 15 календарных дней со дня получения от уполномоченного органа требования о возврате субсидии;
при нарушении заявителем срока возврата субсидии уполномоченный орган в течение 30 календарных дней принимает меры по взысканию указанных средств в доход краевого бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключено соглашение от 11.06.2019 №703 о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, по условиям которого заявитель принял на себя обязательства в срок до 31.12.2019 обеспечить достижение показателя результативности использования субсидии по объёму семян кукурузы, направленных на посадку (посев) в целях размножения, 201,940 тыс. тонн и предоставить в срок не позднее 31.12.2019 в Уполномоченный орган отчёт о достижении показателя результативности использования субсидии по итогам 2019 года.
Согласно отчёту о достижении показателя результативности использования субсидии за 2019 год, предоставленного ответчиком на 31.12.2019 по соглашению, фактическое выполнение составило 326,270 тонн.
Вместе с тем, судом установлено, и материалами дела подтверждено, что согласно справке-расчету причитающейся суммы субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства за 2018 год, обществом заявлены затраты на производство семян кукурузы на посевной площади 259 га в размере 27 638 149 руб. Ставка субсидий составила 20% от затрат на производство - 5 527 609,80 руб.
Как следует из материалов дела на указанной справке-расчете стоит штамп - «проверено Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края».
Как поясняет представитель ответчика, средняя урожайность готовых семян кукурузы составляет 2 тонны с 1га, в связи с чем с посевной площади 259 га, указанной в справке-расчете причитающейся суммы субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства за 2018 год, общество могло произвести не более 518 тонн.
Указанные доводы ответчика подтверждаются представленными в материалы дела копиями отчетов (формы №2-фермер) «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур» за 2018 год, 2019 год, 2020 год, а также копиями договоров аренды земельных участков, и не опровергнуты истцом.
Таким образом, запись в п. 2.2.4 в соглашении от 11.06.2019 №703 показателя «201,940 тыс. тонн» вместо «201,940 тонн» явно не соответствует заявленной ООО НПО «КОС-МАИС» посевной площади - 259 га.
В ответ на требование о возврате субсидии общество направило в адрес министерства письмо от 21.10.2020 №462 перевыполнении планового показателя на 124,33 тонны, так как в соглашении указано 201,940 тонн, а фактически выполнено - 326,270 тонн.
Также в адрес министерства направлено письмо от 23.10.2020 №468, в котором указано, что сотрудником ООО НПО «КОС-МАИС» допущена техническая ошибка, а именно: в пункте 2.2.4 соглашения от 11.06.2019 № 703 проставлен показатель 201,940 тыс. тонн вместо 201,940 тонн. Кроме того, общество в указанном письме сообщило, что субсидировало посевную площадь согласно справке-расчету причитающейся суммы субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства за 2018 год - 259 га. Средняя урожайность готовых семян кукурузы составляет 2 тонны с 1 гектара, что свидетельствует о том, что максимальное количество, которое могло быть произведено на субсидируемой площади - 518 тонн.
При изложенных обстоятельствах, которые министерство по существу не опровергло, суд соглашается с доводом ответчика о допущенной технической ошибке (опечатке) в соглашении от 11.06.2019 № 703 (проставлен показатель 201,940 тыс. тонн вместо 201,940 тонн), не выявленной сотрудниками министерства, несмотря на ее явное противоречие с другими представленными обществом документами.
В соответствии с пунктом 14 Порядка предоставления субсидий, в случае недостижения показателей результативности использования субсидии, установленных Соглашением, в отношении заявителя применяются меры ответственности в соответствии с настоящим Порядком.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 2.2.5 соглашения получатель субсидии в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных уполномоченным органом и органом государственного финансового контроля, и (или) в случае недостижения показателей результативности, должен осуществить возврат субсидий в соответствии с Порядком.
По смыслу указанного, возврат субсидии ввиду недостижения показателей результативности является мерой ответственности, установленной Соглашением от 13.06.2019 №737.
Вместе с тем, доказательства недостижения показателей результативности, учитывая допущенную техническую ошибку при указании в п. 2.2.4 соглашения показателя (201,940 тыс. тонн вместо 201,940 тонн) в материалах дела отсутствуют, суду не предоставлены.
Учитывая, что фактически условия предоставления субсидии (достижение показателя результативности) выполнены, суд приходит к выводу, что наличие технической ошибки при проставлении показателей в соглашении, не может само по себе свидетельствовать о не достижении получателем субсидии показателя результативности и, как следствие, не может служить основанием для истребования субсидии к возврату в заявленном размере.
Суд также исходит из общих принципов справедливости, которые означают, что нельзя решать спор в пользу одного из участников отношения, существенно ущемляя интересы другого (других).
При совокупности изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленного министерством требования, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-171 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Ходатайство ответчика о приобщении удовлетворить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок.
Судья Р.А. Нигоев