АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-54366/2019
10 февраля 2020 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
Судьи Д.М. Шкира
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению:
Инспекции Федеральной налоговой службы по № 3 по г. Краснодару, г. Краснодар
(ИНН <***>, ОГРН <***>),
к ФИО1, г. Краснодар,
о взыскании 5 718,02 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по № 3 по г. Краснодару, г. Краснодар обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с ФИО1, г. Краснодар задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2017 год в размере 4 780 рублей 64 копейки; на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2017 год в размере 937 рублей 38 копеек.
В качестве оснований заявленных требований налоговый орган указывает на отсутствии добровольной оплаты. Заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в связи с тем, что налоговый орган обращался в суд общей юрисдикции в виду того, что ФИО1 прекратила предпринимательскую деятельность.
Мировым судьей судебного участка № 57 Центрального внутригородского округа г. Краснодара ФИО2 был вынесен судебный приказ от 22.10.2018
№ 2а-984/18 о взыскании с ФИО1
Определением мирового судьи судебного участка № 57 Центрального внутригородского округа г. Краснодара ФИО2 от 13.11.2018 судебный приказ
от 22.10.2018 № 2а-984/18 был отменен.
Определением судьи Октябрьского районного суда города Краснодара Балина М.В. от 01.10.2019 заявление налогового органа к ФИО1 о взыскании страховых взносов и пени возвращено заявителю.
Согласно части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Восстановление процессуального срока осуществляется в соответствии со статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, а восстановление пропущенного срока производится судом при условии признания причин их пропуска уважительными. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предельные допустимые сроки для восстановления.
Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О, от 18.07.2006 № 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Рассмотрев ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления в порядке, предусмотренном статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что заявленные налоговым органом причины являются основанием для восстановления срока.
По делу № А32-54366/2019 вынесена резолютивная часть решения в порядке упрощенного производства 17.01.2020.
В силу части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
07.02.2020 ответчиком подана апелляционная жалоба на решение суда
от 17.01.2020.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России № 3 по г. Краснодару 17.05.2016 ОГРНИП <***> с основным видом деятельности: Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием (ОКВЭД 46.73), 15.03.2017 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
Налоговым органом в соответствии со статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации направлены требования:
№ 44355 от 12.12.2017 об уплате страховых взносов:
- на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 прочие начисления 2017 года в размере 4 780,64 руб.
- на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 прочие начисления 2017 года в размере 937,74 руб.
Общая сумма по требованию составила 5 718,38 руб.
Срок уплаты задолженности установлен до 25.12.2017.
В установленный срок, требование налогового органа, налогоплательщиком не исполнено.
Данное обстоятельство явилось основание для обращения налогового органа с заявление от 23.06.2018 № 5714 о вынесении судебного приказа Мировому судье судебного участка № 57 Центрального внутригородского округа города Краснодара, в порядке статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Мировым судьей 22.10.2018 вынесен судебный приказ № 2а-984/2018 о взыскании задолженности с налогоплательщика.
Определением Мировой судья 13.11.2018 отменил судебный приказ, вынесенный 19.11.2018 № 2а-984/2018, в связи с тем, что налогоплательщиком представлено возражение.
После получения определения об отмене судебного приказа налоговым органом, в адрес налогоплательщика по адресу: 350001, <...>
было направленно письмо 12.03.2019, от 04.03.2019
№ 18-10/000108 о необходимости оплатить указанные суммы задолженности или представить возражения с приложением обосновывающих документов.
Возражения с приложенными документами в налоговый орган не представлены, в связи, с чем административное исковое заявление о взыскании задолженности передано 30.09.2019 в Октябрьский районный суд города Краснодара.
Октябрьский районный суд города Краснодара вынес определение от 01.10.2019 о возвращении административного искового заявления о взыскании задолженности по страховым взносам и пени ввиду неподведомственности спора суду общей юрисдикции, указав, что заявление подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Краснодарского края.
Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.
Федеральными законами от 03.07.2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов па обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и от 03.07.2016
№ 250-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» установлено, что полномочия по администрированию страховых взносов с 01.01.2017 возложены на Налоговые органы.
Согласно п. 1 ст. 419 главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
При этом устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода, который заключается в следующем:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации (в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период в размере, определяемом как - 1 МРОТ х 26% х 12 мес. - 23 400 руб.);
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает
300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период (в случае, если доход плательщика превышает 300 000 руб. за расчетный период в размере, определяемом как - 1 МРОТ х 26% х 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 рублей).
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации;
Положения подпунктам 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливают, что тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26 процентов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016 года был установлен в размере 7 500 рублей, с 01.01.2018 минимальный размер оплаты труда равен 9 489 руб. в месяц, с 1 мая 2018 г. минимальный размер оплаты труда равен 11 163 руб. в месяц.
Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации
от 22.03.2012 № 621-0-0 предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае прекращения деятельности страхователей в установленном порядке до 31 декабря текущего года фиксированный платеж подлежащий уплате в текущем году уплачивается за фактический период деятельности не позднее даты ее прекращения.
В соответствии с п. 3.4 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные НК РФ страховые взносы.
На основании п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Из материалов дела следует, что налогоплательщик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России № 3 по г. Краснодару 17.05.2016 ОГРНИП <***> с основным видом деятельности: Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием (ОКВЭД 46.73), 15.03.2017 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
Налоговым органом в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации направлены требования:
№ 44355 от 12.12.2017 об уплате страховых взносов:
- на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 прочие начисления 2017г. в размере 4 780,64 руб.
- на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 прочие начисления 2017г. в размере 937,74 руб.
Общая сумма по требованию составила 5 718,38 руб.
Срок уплаты задолженности установлен до 25.12.2017.
В установленный срок, требование Налогового органа, Налогоплательщиком не исполнено.
Следовательно, Налогоплательщиком нарушены положения ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой сказано, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик указанные суммы добровольно не уплатил и до настоящего времени сумма недоимки не погашена, что дает Налоговому органу право на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа по налогу на доходы физических лиц.
Согласно статье 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам вменена обязанность взыскивать с налогоплательщиков недоимки, задолженность и пени по платежам в бюджет всех уровней.
Оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд делает вывод о том, что заявленные налоговым органом требования удовлетворению подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Ходатайство о восстановлении срока на взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения пос. Ахтырский Абинского района Краснодарского края, место регистрации: 350001, <...>) задолженность по страховым взносам:
- на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) за 2017 год в размере
4 780 (четыре тысячи семьсот восемьдесят) рублей 64 копейки;
- на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2017 год в размере 937 (девятьсот тридцать семь) рублей 38 копеек.
Взыскать с ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения пос. Ахтырский Абинского района Краснодарского края, место регистрации: 350001, <...>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 15 дней со дня его принятия.
Судья Д.М. Шкира