АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
г. Краснодар Дело № А32-54586/2019
«21» декабря 2020 года
Резолютивная часть Решения объявлена 15 декабря 2020 года. Решение в полном объёме изготовлено 21 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Пристяжнюка Александра Гавриловича, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овакимян О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО "ЮЖНАЯ СРЕДА КОМФОРТА", г.Краснодар к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар и Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю,
об обязании Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар разместить сведения об адресах: Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, участок № 296 и Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, участок № 296, корпус № 2 в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра;
об обязании Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю обеспечить Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар возможность внесения сведений об адресах: Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, участок 296 и Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, участок № 296, корпус № 2 с использованием информационных технологий и технических средств федеральной информационной системы в порядке, установленном порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра;
об обязании Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю разместить сведения об адресах: Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, участок № 296 и Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, участок № 296, корпус № 2 в течение одного рабочего дня со дня поступления таких сведений в государственном адресном реестре,
при участии в заседании:
от заявителя – не явились, уведомлены;
от заинтересованных лиц:
от ДАиГ АМО г.Краснодара- ФИО1 (по доверенности от 19.11.2019г., удостоверение),
от УФНС по КК – ФИО2 (по доверенности от 05.06.2019г., удостоверение),
от третьих лиц:
от ГЖИ КК – не явились, уведомлены;
от ФКУ «Налог-Сервис» - ФИО3 (по доверенности от 31.01.2020г., удостоверение),
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЮЖНАЯ СРЕДА КОМФОРТА", г.Краснодар обратилось с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар и Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, в котором просило суд:
обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар разместить сведения об адресах: Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, участок № 296 и Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, участок № 296, корпус № 2 в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра;
обязать Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю обеспечить Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар возможность внесения сведений об адресах: Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, участок № 296 и Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, участок № 296, корпус № 2 с использованием информационных технологий и технических средств федеральной информационной системы в порядке, установленном порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра;
обязать Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю разместить сведения об адресах: Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, участок № 296 и Российская Федерация, Краснодарский край, город Краснодар, участок № 296, корпус № 2 в течение одного рабочего дня со дня поступления таких сведений в государственном адресном реестре.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена государственная жилищная инспекция Краснодарского края (далее – жилищная инспекция).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2020, признаны незаконными действия управления, выразившиеся в отказе в размещении в адресной системе сведений об адресах земельного участка и многоквартирного дома.
Управление присуждено к размещению в адресной системе сведений об адресах земельного участка и многоквартирного дома согласно приказам от 13.12.2018 № 9158-А, 9159-А в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении требований к департаменту отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что департамент выполнил все действия, необходимые для присвоения адресов земельному участку и многоквартирному дому и внесения соответствующих адресных, данных в адресную систему.
Действия управления, выразившиеся в отказе департаменту в размещении в адресной системе сведений об адресах земельного участка и многоквартирного дома, незаконны. Управление не уведомило департамент о выявленных несоответствиях и необходимости их устранения. Отсутствие адреса в системе ЖКХ, адресной системе и адресном реестре препятствует обществу в осуществлении полномочий по управлению многоквартирным домом. Восстановление нарушенных прав общества возможно посредством понуждения управления к размещению в адресной системе сведений о присвоенных департаментом адресах земельного участка и многоквартирного дома.
Постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.10.2020г. решение суда первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Из постановления суда кассационной инстанции следует, в деле отсутствуют доказательства того, что общество настаивало на признании незаконными каких-либо действий (бездействия) управления.
В заявлении общества соответствующее требование отсутствует.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса общество не заявляло об изменении предмета своих требований, а суд такое изменение не принимал.
Суд первой инстанции не выяснил действительное волеизъявление общества, направленное на признание незаконным действий (бездействия) управления.
Более того, обжалуемые судебные акты основаны, в том числе на выводе о неправомерном отказе учреждения (федерального казенного учреждения «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы в Краснодарском крае и Республике Адыгея) во включении в адресный реестр сведений об адресах земельного участка и многоквартирного дома. Данным выводом могли быть затронуты права и законные интересы учреждения, не привлеченного к участию в деле. Суд первой инстанции соответствующее процессуальное решение не принял, а суд апелляционной инстанции данный недостаток не устранил.
Судом кассационной инстанции так же указано, что Учреждение должно было проверить подготовленную департаментом заявку на добавление в адресный реестр присвоенных адресов на предмет соответствия последних нормативно установленным правилам их присвоения и отказать во включении этих сведений в адресный реестр при выявлении нарушений. Возможность временного присвоения адресов или присвоения временных адресов действующим законодательством не предусмотрена. Произвольное изменение департаментом порядка присвоения адреса недопустимо. Адреса земельного участка и многоквартирного дома, не содержащие наименование элемента улично-дорожной сети, не отвечают требованию уникальности. В структуре адреса многоквартирного дома не должно быть номера участка. Названные недостатки не позволили суду кассационной инстанции признать содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно ч.2 ст. 289 АПК РФ, указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения суда первой инстанции, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Определением суда от 06.11.2020г. дело принято к производству Арбитражным судом Краснодарского края.
Основания, по которым заявлены требования, изложены в заявлении и документальных доказательствах к нему. Представители истца в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства по делу, свою позицию с учетом указаний суда кассационной инстанции суду первой инстанции не представили.
Представитель заинтересованного лица - ДАиГ АМО г.Краснодара возражал против заявленных требований по основаниям изложенным в представленном отзыве и дополнительном пояснении по делу.
Представитель заинтересованного лица - УФНС по КК возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в представленном отзыве и дополнении к нему.
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Определением суда от 06.11.2020г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен филиал ФКУ «Налог-Сервис». Представитель третьего лица против заявленного иска возражал по изложенным в отзыве основаниям.
Занесенным в протокол судебного заседания определением, при отсутствии возражений участвующих в деле лиц, на основании п. 4 ст. 137 АПК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ № 65 от 20.12.2006г., суд завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству по делу.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав в совокупности все представленные сторонами доказательства, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как видно из материалов дела, собственниками помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г Краснодар, участок № 296 корп. 2, было принято решение об избрании в качестве управляющей организации дома ООО «Ю.С.К.» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юр. адрес: <...>), что отражено в протоколе общего внеочередного собрания собственников помещений б многоквартирном доме по адресу: г.Краснодар, участок № 296 корпус 2, проводимого в очно-заочной форме голосования № 01-2019 от 16.08.2019 года
На основании указанного решения от 16.08.2019 года ООО «Ю.С.К.» обратилось в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края.
Инспекцией было вынесено решение № 2165 от 02.09.2018 года об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края и возврате заявления и документов, в связи нарушением условий, установленных подпунктом «г» пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр, а именно:
лицензиатом не выполнены требования о размещении информации, указанной в заявлении, в соответствии с частыо2 статьи 198 ЖК РФ (в закрытой области на портале «ГИС ЖКХ» отсутствуют электронные образы представленных документов по адресу многоквартирного дома, указанного в заявлении).
Таким образом, в ГИС ЖКХ отсутствуют сведения об адресе многоквартирного дома/объекта: г. Краснодар, участок № 296 корп. 2 и земельном участке № 296.
При присвоении многоквартирному дому адреса в ГИС ЖКХ используются данные, полученные из Федеральной адресной информационной системы (ФИАС).
Соответственно, если адреса дома в ГИС ЖКХ нет, означает, что данный адрес не внесен в ФИАС.
Согласно закону № 443-ФЗ кроме определения - федеральная информационная адресная система (ФИАС), обеспечивающей формирование, ведение и использование государственного адресного реестра вводится новое понятие государственного адресного реестра (ГАР), определяемого как государственный информационный ресурс, содержащий сведения об адресах.
Согласно части 3 статьи 5 закона № 443-ФЗ органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации -городов федерального значения, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, осуществляют следующие полномочия:
-присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов;
-размещают, изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах.
Аналогичные обязанности органов местного самоуправления предусмотрены пунктом 21 части 1 статьи 14 пунктом 34 части 1 статьи 15 и пунктом 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Исходя из вышеизложенного следует, что Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар несет обязательства по присвоению (изменению, аннулированию) адресов, а также по размещению таких адресов в ГАР на территории г. Краснодара, а Управление Федеральной налоговой службы в Краснодарском крае уполномочена обрабатывать и хранить данные об объектах адресации, обеспечить надлежащую работоспособность системы и возможность размещения в системе объектов адресации.
На основании обращения ООО «АСК» (застройщик дома) земельному участку с кадастровым номером: 23:43:028016:461 приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 13.12.2018 года № 9159-А был присвоен адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ город Краснодар, город Краснодар, участок № 296 и приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 13.12.2018 года № 9158-А многоэтажному 2-секционному 408 квартирному жилому дому Литер «2» со встроенными помещениями присвоен адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ город Краснодар, город Краснодар, участок № 296, корпус 2.
Тем не менее, на данный момент размещение договора управления с собственниками помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Краснодар, участок № 296, корп. 2 невозможно, в связи с отсутствием такого адреса в системе ГИС ЖКХ, равно как в ФИАС и ГАР.
Ввиду изложенных обстоятельств Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края вынесено решение № 2165 от 02.09.20189 года об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края и возврата заявления и документов.
Неоднократные обращения в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар и управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю не дали никаких результатов.
Исходя из ответов Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар следует, что ответственность за сложившуюся ситуацию с адресом дома: г. Краснодар, участок № 296, корп. 2 несет Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, поскольку при внесении адресов: участок 296 и участок 296 корпус № 2, присвоенным объектам недвижимости имущества без указания элемента улично-дорожной сети в ФИАС, Федеральным казенным учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы в Краснодарском крае и Республике Адыгея было отказано по причине неполного адреса — не внесена улица/ЭПС, несмотря на то, что в соответствии с пунктом 44 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 года № 1221, название элемента улично-дорожной сети (улица) является не обязательным адресообразующим элементом, и законодательство предусматривает возможность присвоения адреса объекту адресации без указания элемента улично-дорожной сети (письма № 13065/29 от 02.092019 года «О рассмотрении обращения», № 14274/29 от 27.09.2019 года «О рассмотрении обращения», № 14275/29 от 27.09.2019 года «О рассмотрении обращения»).
В то же время, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю утверждает, что вина за отсутствие адреса в ФИАС и ГАР лежит на Департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, поскольку полномочия по присвоению (изменению, аннулированию) адресов, а также по размещению таких адресов в ГАР на территории г. Краснодара возложены на Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (письмо № 20-07/31287 от 29.08.2019 года «О рассмотрении обращения»).
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», размещение информации в государственном адресном реестре относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Если исходить из информации, предоставленной Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, Федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы в Краснодарском крае и Республике Адыгея отказало по внесении адресов: участок 296 и участок 296 корпус № 2, присвоенным объектам недвижимости имущества без указания элемента улично-дорожной сети в ФИАС, по причине неполного адреса — не внесена улица/ЭПС. Однако никаких подтверждающих данный факт документов департаментом заявителю предоставлено не было.
Также заявитель не располагает сведениями, имело ли место направление Федеральной налоговой службой в Краснодарском крае уведомления о выявленных несоответствиях и необходимости их устранения в адрес департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, в рамках пункта 4 статьи 7 закона № 443-ФЗ, а также устранения департаментом выявленных несоответствий или направления оператору федеральной информационной адресной системы мотивированного уведомления об их отсутствии, в рамках пункт 5 статьи 7 закона № 443-ФЗ.
Отсутствие адреса в системе ГИС ЖКХ, равно как в ФИАС и ГАР, препятствует заявителю в осуществлении им полномочий по управлению мкд, на основании решения собственников.
Изложенные обстоятельства, послужили основанием заявителю для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
При принятии Решения суд руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом. По правилам частей 1, 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. В случаях, предусмотренных Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.
В силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 27 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ) органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, уполномоченные на присвоение адресов объектам адресации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляют следующие полномочия:
1) присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов;
2) размещают, изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра.
Аналогичные обязанности органов местного самоуправления предусмотрены пунктом 21 части 1 статьи 14 пунктом 34 части 1 статьи 15 и пунктом 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу пункта 6 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 (далее - Правила), присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, с использованием федеральной информационной адресной системы (ФИАС).
Согласно закону № 443-ФЗ кроме определения - федеральная информационная адресная система (ФИАС), обеспечивающей формирование, ведение и использование государственного адресного реестра вводится новое понятие государственного адресного реестра (ГАР), определяемого как государственный информационный ресурс, содержащий сведения об адресах.
Согласно пункту 7 Правил присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 года № 384 «Об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы и использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной информационной адресной системы» оператором федеральной информационной адресной системы определена Федеральная налоговая служба.
Временным порядкам взаимодействия между управлениями ФНС России по субъектам РФ и филиалами и отделениями Федерального казенного учреждения «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы при выполнении ФНС России функций оператора ФИАС, утвержденным заместителем руководителя ФНС России ФИО4 02.06.2016, функции оператора ФИАС в части рассмотрения заявок органов МСУ, формируемых в ПО ФИАС, на территории Краснодарского края осуществляет Филиал.
Приказом Минфина России от 31 марта 2016 г №37Н (далее - Приказ № 37н) «Об утверждении порядка ведения государственного адресного реестра» регламентирована процедура добавления адреса в ГАР:
Орган МСУ издает нормативно-правовой акт (НПА) о присвоении адреса в соответствии с требованиями Правил присвоения адресов, в течение трех рабочих дней формирует в ПО ФИАС Заявку на добавление адреса в соответствии с Приказом № 37Н. К Заявке должен быть прикреплен скан-образ решения о присвоении адреса.
В соответствии с п. 16 Приказа № 37н оператор ФИАС выполняет проверку Заявки. Выполняется сверка:
реквизитов НПА, указанных в Заявке и реквизитов НПА по прикрепленному скан-образу;
адрес в Заявке и адрес в прикрепленном скан-образе НПА;
вид документа присвоения адреса должен соответствовать п. 28 Приказа № 37н;
решение о присвоении адреса должно соответствовать п. 22 Правил присвоения адресов;
структура присвоенного адреса в НПА должна соответствовать п. 44 Правил присвоения адресов;
наименования адресообразующих элементов в скан-образе НПА должны соответствовать наименованиям в ГАР;
наименования адресообразующих элементов и номера адресных объектов в НПА должны соответствовать требованиям пп. 53-61 Правил присвоения адресов и требованиям Приказа Минфина России от 05.11.2015 № 171н (далее - Приказ № 171н) «Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов».
При успешной проверке Заявка утверждается, в течение трех рабочих дней адрес добавляется в ГАР. В случае отрицательного результата проверки сведений реестровая запись не формируется; оператор уведомляет об этом ОМСУ отклонением заявки с приведением причины отклонения.
Пунктом 1 статьи 2 Закона №443-ФЗ определено понятие адрес:
«адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать».
Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар несет обязательства по присвоению (изменению, аннулированию) адресов, а также по размещению таких адресов в ГАР на территории г. Краснодара, а Управление Федеральной налоговой службы в Краснодарском крае уполномочена обрабатывать и хранить данные об объектах адресации, обеспечить надлежащую работоспособность системы и возможность размещения в системе объектов адресации.
При рассмотрении дела, судом установлено, что на основании обращения застройщик дома - ООО «АСК» земельному участку с кадастровым номером: 23:43:028016:461 Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 13.12.2018 года № 9159-А был присвоен адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ город Краснодар, город Краснодар, участок № 296 и Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 13.12.2018 года № 9158-А многоэтажному 2-секционному 408 квартирному жилому дому Литер «2» со встроенными помещениями присвоен адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ город Краснодар, город Краснодар, участок № 296, корпус 2.
Собственниками помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г Краснодар, участок № 296 корп. 2, было принято решение об избрании в качестве управляющей организации дома ООО «Ю.С.К.» (ИНН <***>, ОГРН <***>), согласно протокола общего внеочередного собрания собственников помещений б многоквартирном доме по адресу: г.Краснодар, участок № 296 корпус 2, проводимого в очно-заочной форме голосования № 01-2019 от 16.08.2019 года
На основании указанного решения от 16.08.2019 года ООО «Ю.С.К.» обратилось в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края.
Однако инспекцией было вынесено решение № 2165 от 02.09.2018 года об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края и возврате заявления и документов, в связи нарушением условий, установленных подпунктом «г» пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр, а именно: лицензиатом не выполнены требования о размещении информации, указанной в заявлении, в соответствии с частыо2 статьи 198 ЖК РФ (в закрытой области на портале «ГИС ЖКХ» отсутствуют электронные образы представленных документов по адресу многоквартирного дома, указанного в заявлении), т.е. в ГИС ЖКХ отсутствуют сведения об адресе многоквартирного дома/объекта: г. Краснодар, участок № 296 корп. 2 и земельном участке № 296.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что заявитель неоднократно обращался в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар и управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю с заявлениями о внесении указанного адреса в ГАР и ФИАС.
Из ответов Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар следует, что ответственность за сложившуюся ситуацию с адресом дома: г. Краснодар, участок № 296, корп. 2 несет Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, поскольку при обращении Департамента о внесении адресов: участок 296 и участок 296 корпус № 2, присвоенным объектам недвижимости имущества без указания элемента улично-дорожной сети в ФИАС, Федеральным казенным учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы в Краснодарском крае и Республике Адыгея было отказано по причине неполного адреса — не внесена улица/ЭПС, несмотря на то, что в соответствии с пунктом 44 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 года № 1221, название элемента улично-дорожной сети (улица) является не обязательным адресообразующим элементом, и законодательство предусматривает возможность присвоения адреса объекту адресации без указания элемента улично-дорожной сети (письма № 13065/29 от 02.092019 года «О рассмотрении обращения», № 14274/29 от 27.09.2019 года «О рассмотрении обращения», № 14275/29 от 27.09.2019 года «О рассмотрении обращения»).
Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю утверждает, что вина за отсутствие адреса в ФИАС и ГАР лежит на Департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, поскольку полномочия по присвоению (изменению, аннулированию) адресов, а также по размещению таких адресов в ГАР на территории г. Краснодара возложены на Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (письмо № 20-07/31287 от 29.08.2019 года «О рассмотрении обращения»).
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», размещение информации в государственном адресном реестре относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно пункта 4 статьи 2 закона № 443-ФЗ, федеральная информационная адресная система - федеральная государственная информационная система, обеспечивающая формирование, ведение и использование государственного адресного реестра.
Пунктом 2 статьи 4 закона № 443-ФЗ предусмотрено, что ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления или орган государственной власти, разместившие такие сведения.
Пунктом 3 этой же статьи установлено, что Оператор федеральной информационной адресной системы несет ответственность за соответствие сведений, содержащихся е государственном адресном реестре, информации, предоставленной ему в соответствии с настоящим Федеральным законом органами государственной власти и (или) организациями для размещения в государственном адресном реестре.
В соответствии со статьей 6 закона № 443-ФЗ, для размещения сведений в государственном адресном реестре оператор федеральной информационной адресной системы обеспечивает органам местного самоуправления, уполномоченным на присвоение адресов объектам адресации, возможность внесения соответствующих сведений с использованием информационных технологий и технических средств федеральной информационной адресной системы в порядке, установленном порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра.
При этом, уполномоченный на создание и ведение Государственного каталога географических названий федеральный орган исполнительной власти или действующее на основании решения данного органа подведомственное ему федеральное государственное учреждение в порядке, установленном порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра, в срок не позднее чем три рабочих дня со дня внесения в Государственный каталог географических названий используемых при присвоении адресов объектам адресации сведений о присвоении наименований географическим объектам или об их переименовании направляет оператору федеральной информационной адресной системы такие сведения. В течение одного рабочего дня со дня поступления таких сведений оператор федеральной информационной адресной системы размещает их в государственном адресном реестре.
Статьей 7 закона 443-ФЗ установлены полномочия оператора федеральной адресной системы, в соответствии с которыми оператор осуществляет:
1)создание и эксплуатацию федеральной информационной адресной системы, в том числе создание и ведение государственного адресного реестра;
2)обеспечение межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра;
3)предоставление сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, в том числе посредством обеспечения доступа к федеральной информационной адресной системе (пункт 2 статьи 7 закона № 443-ФЗ).
Оператор федеральной информационной адресной системы осуществляет проверку соответствия содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 3 статьи 7 закона № 443-ФЗ).
В случае выявления оператором федеральной информационной адресной системы несоответствия муниципальным правовым актам, содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах либо несоответствия адреса объекта адресации установленным Правительством Российской Федерации правилам присвоения, изменения, аннулирования адресов оператор федеральной информационной адресной системы направляет в орган местного самоуправления, разместившего соответствующую информацию, уведомление о выявленных несоответствиях и необходимости их устранения (пункт 4 статьи 7 закона № 443-ФЗ).
Орган местного самоуправления, в случае получения предусмотренного такого уведомления, в срок не более чем один месяц со дня его получения устраняет выявленные несоответствия или направляет оператору федеральной информационной адресной системы мотивированное уведомление об их отсутствии (пункт 5 статьи 7 закона № 443-ФЗ).
Исходя из информации, предоставленной Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, следует, что Федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы в Краснодарском крае и Республике Адыгея отказало Департаменту во внесении адресов: участок 296 и участок 296 корпус № 2, присвоенным объектам недвижимости имущества без указания элемента улично-дорожной сети в ФИАС, по причине неполного адреса — не внесена улица/ЭПС.
Вместе с тем, исходя из положений Федерального закона № 443-ФЗ под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (пункт 1 статьи 2 Федерального закона № 443-ФЗ).
Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221, установлены структура адреса и требования к написанию наименований адресообразующих элементов.
В соответствии с пунктом 45 Правил присвоения адресов при описании адреса используется определённая последовательность написания адреса, соответствующая последовательности адресообразующих элементов в структуре адреса, указанная в пункте 44 Правил присвоения адресов.
В соответствии с пунктом 47 Правил присвоения адресов обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются:
страна;
субъект Российской Федерации;
муниципальный район, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации;
городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях);
населённый пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов).
Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации (пункт 48 Правил присвоения адресов).
Пунктом 49 Правил присвоения адресов установлено, что структура адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элементам также включает в себя:
наименование элемента планировочной структуры (при наличии);
наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии);
номер земельного участка.
Пунктом 50 Правил присвоения адресов установлено, что структура адреса здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в дополнение к обязательным адресообразующим элементам включает в себя:
наименование элемента планировочной структуры (при наличии);
наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии);
тип и номер здания, сооружения или объекта незавершенного строительства.
Исходя из вышеприведенных положений Правил присвоения адресов, наименование элемента планировочной структуры и (или) улично-дорожной сети должно входить в структуру адреса земельного участка, здания, сооружения или объекта незавершенного строительства при наличии в населенном пункте, в котором расположены такие объекты адресации, планировочной структуры и (или) улично-дорожной сети.
Приказом Департамента от 13.12.2018 № 9158-А присвоен адрес 2- секционному 408-квартирному дому, расположенному на земельном участке с КН 23:43:0428016:461: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ город Краснодар, город Краснодар, участок № 296 корпус № 2. Приказом № 9159-А от 13.12.2018 присвоен адрес земельному участку с кадастровым номером 23:43:0428016:461: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ город Краснодар, город Краснодар, участок № 296.
В названных приказах Департаментом допущены ошибки в структуре присвоенного адреса - не указан элемент улично-дорожной сети; а в приказе 9159-А при присвоении адреса дому нарушен п. 44и Правил присвоения адресов - не указан тип здания (сооружения); корректным было бы указание типа и номерной части адреса здания как «дом 296 корпус 2».
Созданные 14.06.2019 Департаментом в ПО ФИАС заявки на добавление адресов земельного участка (№ 43508720) и дома (№ 43508210) в этот же день были отклонены Филиалом с указанием причины отклонения: «Позиция ФНС: Несоответствие структуры адреса (отсутствует адресообразующий элемент УДС и (или) ЭПС, позволяющий однозначно идентифицировать нахождение объекта)». Позиция ФНС по данному вопросу доведенная в рабочем порядке до Филиала 10.06.2019, подтверждена официальным письмом ФНС России от 04.10.2019 № 14-1- 07/0082® . Правомерность предоставления ФНС России разъяснений по вопросам применения Правил закреплена в пункте 2 Правил присвоения адресов.
07.04.2020г. Департаментом издан приказ № 1802-А, которым приказы № 9159-А и № 9158-А от 13.12.2018 признаны утратившими силу, объектам недвижимости присвоены адреса с указанием в структуре адреса элемента улично-дорожной сети :
земельному участку с КН 23:43:0428016:461: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ город Краснодар, <...>;
зданию с КН 23:43:0428016:9384, расположенному на земельном участке с КН 23:43:0428016:461: Российская Федерация, Краснодарский край, городской округ город Краснодар, <...>.
14.05.2020г. Департаментом созданы Заявки на размещение в ГАР присвоенных адресов: № 49987955 (адрес земельного участка) и № 49987996 (адрес дома). Заявки успешно прошли контроль и были утверждены и 15.05.2020 адреса добавлены в ГАР , что подтверждается выписками из ГАР.
В связи изданием Департаментом Приказа № 1802-А от 07.04.2020 на присвоение адресов в соответствии с Правилами присвоения адресов, котором были признаны утратившими силу Приказы № 9158-А и 9159-А от 13.12.2018, нет оснований в размещении в ГАР спорных несуществующих адресов.
В силу положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита должна обеспечивать восстановление нарушенного права и удовлетворение заявленного требования возможно лишь в том случае, если на момент вынесения решения суда право заявителя нарушено, то есть потребность в судебной защите не отпала.
Таким образом, учитывая то обстоятельство, что Департаментом в настоящий период устранены недостатки в присвоенных ранее адресах объектам, и в ГАР 15.05.2020г. размещены адреса объектов, предмет спора в настоящий период отсутствует.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований заявителю надлежит отказать.
В ходе судебного разбирательства исследованы подлинники или надлежащим образом заверенные копии приведенных документов.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со статьѐй 110 АПК РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, статьями 29, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья А.Г. Пристяжнюк