АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-54933/2020
Резолютивная часть решения объявлена 10.08.2021. Полный текст судебного акта изготовлен 16.09.2021.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи С.А. Баганиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.В. Поляшевой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к публичному акционерному обществу «НМТП» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о взыскании 1070878,80 рублей платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, 4488,33 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.02.2020 по 01.04.2020, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.12.2020 по день уплаты долга, при участии в заседании представителя истца – по доверенности - ФИО1, ответчика - по доверенности ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Российские железные дороги» обратилось в арбитражный суд с иском к публичному акционерному обществу «НМТП» о взыскании 1070878,80 рублей платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, 4488,33 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.02.2020 по 01.04.2020, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.12.2020 по день уплаты долга.
В настоящем судебном заседании стороны обменялись репликами, истец настаивал на требованиях, ответчик просил отказать в иске полностью. Представили пояснения и расчеты.
Как следует из материалов дела, между ОАО «Российские железные дороги» в лице Северо-Кавказкой железной дороги (перевозчик) и Публичным акционерным обществом «Новороссийский морской торговый порт» (владелец, далее ПАО «НМТП», порт) заключен договор № 325/2 от 27.03.2017 на эксплуатацию принадлежащих Владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо- Кавказской железной дороги (далее – Договор, договор № 325/2).
Согласно п. 1 договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования Владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивом Владельца. Железнодорожные пути необщего пользования Владельца объединяют железнодорожные пути необщего пользования Широкого пирса № 1 (далее Западный район), Широкого пирса № 2 (далее Центрального района),
Восточного пирса (далее Восточного района), Тылового Накопительно - распределительного склада (далее ТНРС) и Зернового перегрузочного комплекса (далее 3- я пристань) - каждый с отдельными примыканиями к железнодорожным путям общего пользования станции Новороссийск Северо- Кавказской железной дороги.
Железнодорожные пути необщего пользования Восточного района примыкают:
- к пути № 6 парка «Восточный» стрелкой № .342. Границей является предельный столбик стрелки № 342;
- на продолжении пути № 8 парка «Восточный» за стрелкой № 348. Границей является стык рамного рельса стрелки № 346;
- на продолжении пути № 6 парка «Восточный» за стрелкой № 340. Границей является стык рамного рельса стрелки № 332;
- к пути № 4 парка «Восточный» стрелкой № 316. Границей является предельный столбик стрелки № 318. Железнодорожные пути необщего пользования Западного района Владельца примыкают:
- к пути № 6 парка «Портовый» стрелкой № 214. Границей является изостык светофора М-220;
- на продолжении пути № 6 парка «Портовый». Границей является изостык светофора М-218;
- к пути № 4 парка «Портовый» стрелкой № 212. Границей является изостык светофора М-274.
Железнодорожные пути необщего пользования Центрального района Владельца примыкают:
- к пути № 48 парка «Восточный» стрелкой № 102. Границей является изостык светофора М-102;
- на продолжении пути № 49 парка «Нижний». Границей является изостык светофора М-102;
- на продолжении пути № 49 парка «Нижний». Границей является изостык светофора М-106.
Железнодорожные пути необщего пользования зернового перегрузочного комплекса владельца примыкают к пути № 23 парка «Портовый» стрелкой № 270. Границей является изостык светофора М-272.
Железнодорожные пути необщего пользования ТНРС Владельца примыкают:
- к пути № 8 парка «Восточный» стрелкой № 325. Границей является изостык светофора М-349;
- к пути № 24 Восточного района Владельца. Границей является предельный столбик стрелки № 339;
- на продолжении пути № 10 парка «Восточный». Границей является предельный столбик стрелки № 345;
порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ПАО «НМТП». примыкающих к станции Новороссийск СКжд.
- для Восточного района владельца - на один из свободных выставочных путей парка «Восточный» станции Новороссийск, но не более чем натри пути;
-для Центрального района Владельца и ТИРС (подача вагонов с экспортными грузами, грузами для нужд Владельца или порожних вагонов годных, под погрузку, кроме порожних вагонов под погрузку сахара-сырца) - на один из свободных выставочных путей парка «Портовый» станции Новороссийск, но не более чем натри пути;
-для Западного района Владельца и 3-ей пристани - на один из свободных выставочных путей парка «Портовый» станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
-для Центрального района Владельца (при передаче порожних вагонов под погрузку сахара-сырца, отправителем которых Владелец не является) - на любые свободные участки путей Центрального района Владельца по согласованию сторон, где производятся приемосдаточные операции. Дальнейшее передвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении производится;
-с вагонами, поданными для Восточного района Владельца - на железнодорожных выставочных путях парка «Восточный» станции Новороссийск;
-с вагонами, поданными для Центрального. Западного района, 3-ей пристани
Владельца - на выставочных путях парка «Портовый» станции Новороссийск. -при передаче порожних вагонов под погрузку сахара-сырца, отправителем которых Владелец не является, на любых свободных участках путей Центрального района порта по согласованию сторон, где производятся приемосдаточные операции.
Передача вагонов с экспортными грузами на пути необщего пользования владельца производится но заявке владельца в размере единовременной подачи (не более 30-ти единиц) и интервалами подач установленных по каждому району владельца в отдельности:
- Восточный район – 3,4 часа (3 часа 25 мин)
- Центральный район, включая ТНРС – 2,6 часа (2 часа 40 мин) - Западный район, включая 3-ю пристань – 3 часа.
Вагоны, поданные перевозчиком ранее наступления интервала подачи, считаются переданными владельцу, по наступлению очередного интервала подачи, с момента-окончания проведения приемосдаточных операций.
Вагоны, поданные перевозчиком на железнодорожные выставочные пути владельца в количестве, превышающем размер одновременно сдаваемой группы вагонов, установленный п.7 договора (вагоны, поданные свыше размера единовременной подачи), не считаются переданными Владельцу до момента наступления очередного интервала. Количество вагонов в каждой группе,
одновременно сдаваемой Владельцу, устанавливается не более 30 вагонов, весом брутто не более 2700 тонн.
С железнодорожного пути необщего пользования владельца вагоны возвращаются в количестве не менее 25 вагонов в передаче, за исключением вагонов выводимых с Восточного района.
Вывод вагонов с Восточного района на выставочные пути производится в количестве не менее 15 вагонов в передаче. В случае если подача вагонов перевозчиком была менее 25 вагонов, то эти вагоны выводятся с районов в количестве равном фактической единовременной подаче.
Для передачи вагонов перевозчику вагоны локомотивом владельца доставляются на следующие выставочные пути:
- с Восточного района – на выставочные пути парка «Восточный»
- с Центрального района и ТНРС – на свободные участки выставочных путей. Находящихся в Центральном районе и ТНРС;
- с выставочных путей Центрального района и ТНРС вагоны, за исключением груженных сахаром-сырцом, выводятся локомотивом владельца пути парка «Нижний» либо «Портовый» по указанию станционного диспетчера. Расстояние, за которое взимается сбор за подачу, уборку вагонов на Центральный район владельца составляет 2.1 км в оба конца (п. 13 договора).
Владелец уплачивает перевозчику:
а) сбор за подачу и уборку вагонов локомотивом перевозчика на/с железнодорожные пути необщего пользования Владельца по ставкам таблицы 10 Тарифного руководства № 3 за каждый выход локомотива. Подача и уборка вагонов перевозчиком на пути необщего пользования владельца производится по письменной заявке владельца. Сбор за подачу уборку вагонов с сахаром-сырцом, предусмотренную параграфом 6 настоящего договора перевозчиком взыскивается с грузоотправителя на основании отдельного договора, заключенного с грузоотправителем на основании статьи 56 Устава железнодорожного транспорта РФ;
б) плату за пользование вагонами и контейнерами, принадлежащими перевозчику, по ставкам Тарифного руководства № 2 с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуги:
в) плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от Владельца в соответствии со статьей 39 Федерального Закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от Владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства «Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения», утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 № 127-т/1.
В октябре и декабре 2019 года на путях общего пользования станции Новороссийск СКЖД в ожидании подачи простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика. За нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика истец за октябрь 2019 года, начислил ПАО «Новороссийский морской торговый порт» плату в общей сумме 90 429,60
рублей. Претензия истца от 25.11.2019 № 895 с предложением в семидневный срок добровольно оплатить сумму задолженности получена ответчиком 26.11.2019 и оставлена без удовлетворения.
Кроме того, за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика, истец за декабрь 2019 года начислил ПАО «Новороссийский морской торговый порт» плату в общей сумме 980 449,20 рублей. Претензия истца от 13.01.2020 № 38 с предложением в семидневный срок добровольно оплатить сумму задолженности получена ответчиком 13.01.2020 и оставлена без удовлетворения.
Поскольку долг ответчиком не оплачен и срок оплаты истец начислил проценты за пользование чужими денежными средствами по претензии № 895 от 25.11.2019 за период с 27.12.2019 по 16.12.2020 в размере 4488,33 рублей, по претензии № 38 от 13.01.2020 за период с 14.02.2020 по 16.12.2020 в размере 40483,71 рублей.
Уклонение ответчика от добровольного исполнения требования явилось основанием для обращения с иском в суд.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик в отзыве на иск пояснил, что истцом пропущен срок исковой давности, вина ответчика в занятости путей общего пользования истца отсутствует по причине неисполнении истцом своих обязательств по подаче вагонов на выставочные пути для дальнейшего их приема на пути необщего пользования ответчика, неприем истцом порожних вагонов с путей необщего пользования явилась одной из основных причин неприема ответчиком вагонов под выгрузку по причинам, зависящим от истца.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд признал исковые требования подлежащими удовлетворению частично на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно пункту 2 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - УЖТ РФ) определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на
промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 УЖТ РФ).
На основании части 17 статьи 39 УЖТ РФ размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Согласно пункту 1.6 приказа Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 № 127-т/1 «Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)» время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статьи 39 Устава железнодорожного транспорта по данным актов общей формы или в соответствии с условиями, определенными по соглашению сторон.
В соответствии с частью 19 статьи 39 УЖТ РФ для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования оформляется акт общей формы.
В силу статьи 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 2.4 Тарифного руководства (Приложение к Приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 г. № 127-т/1 «Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения) плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования по ставкам Таблицы № 2.
На основании пункта 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26, при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В силу статьи 39 УЖТ и пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО «РЖД» при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО «РЖД», распоряжением ОАО «РЖД» от 30.12.2016 № 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО «РЖД» при
оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент).
Данным Регламентом установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования.
По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является: акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от клиента; обращение клиента, переданное в Д и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР.
На станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности клиента, может использоваться Анализ по приложению № 2 к настоящему Регламенту «Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)» по запросу ЕАСАПР М. Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного Анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
Суд проверил довод ответчика о пропуске срока исковой давности.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 1 статьи 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В пункте 3 статьи 797 ГК РФ определено, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами; аналогичные
положения содержатся в статье 126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав).
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», следует, что иски, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, как к перевозчикам, так и перевозчиков к грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, могут быть предъявлены в пределах установленного срока исковой давности - в течение года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления таких исков.
Пунктом 1 статьи 200 ГК РФ определено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 Устава).
Исходя из изложенного, акт общей формы является документом, удостоверяющим обстоятельства возникновения ответственности, на основании которого начисляются сборы, платы и штрафы, предусмотренные Уставом; основанием для начисления штрафа является факт простоя спорных вагонов, имевший место в соответствующую дату и зафиксированный актом общей формы.
Как следует из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2016 № 307-ЭС16-10983 по делу № А56-8864/2015, срок исковой давности по требованию надлежит исчислять со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии, то есть со дня составления актов общей формы, фиксирующих окончание простоя вагонов на путях общего пользования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 202 ГК РФ, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры (пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43).
Таким образом, период, в течение которого стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается.
Обязательное соблюдение претензионного досудебного порядка урегулирования спора установлено частью 5 статьи 4 АПК РФ с указанием срока рассмотрения претензии 30 дней, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 35 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 1 (2019) из системного толкования п. 3 ст. 202 ГК РФ и ч. 5 ст. 4 АПК РФ следует правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении).
Поскольку заключенным между сторонами договором № 325/2 от 27.03.2017 не предусмотрен какой-либо срок ответа на претензию, в данном случае направление истцом письма от 13.01.2019 № 38 приостановило течение срока исковой давности на 30 дней.
Согласно сведениям сайта исковое заявление подано посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» https://my.arbitr.ru/, http://krasnodar.arbitr.ru, «Мой арбитр. Подача документов в арбитражные суды» 16.12.2020 в 19 часов 25 минут, в связи с чем настоящий иск в части требований за период октябрь 2019 в сумме 90 429,60 рублей предъявлен за пределами срока исковой давности.
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании платы за нахождение поданных вагонов на выставочных путях и на путях общего пользования в ожидании подачи за периоды октябрь и декабрь 2019 года.
В качестве доказательства истцом в материалы дела представлены акты общей формы (пономерно перечислены в расчетах) и памятки приемосдатчика на подачу вагонов. В актах общей формы о нахождении вагонов на выставочных путях истец в качестве причины составления актов указал простой вагонов свыше интервала подачи на пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» собственным локомотивом. Также в актах указаны номер памятки, по которой вагоны были поданы на выставочный путь, номера уведомлений о подаче вагонов.
В актах общей формы о нахождении вагонов на станционных путях истец в качестве причины составления актов указал простой вагонов готовых к подаче на выставочный путь, в связи с занятостью выставочного пути. Также в актах указаны номера памяток, по которым иные вагоны были поданы на выставочные пути и номер уведомления о готовности к подаче.
Между тем составленные акты общей формы не могут служить надлежащим доказательством обоснованности заявленных требований.
Все акты общей формы подписаны представителем ответчика с со следующими возражениями: вагоны заявлены не были, незаявленные вагоны могут находиться на выставочном пути до 13 часов; на выставочных путях Порта находятся порожние, готовые к уборке вагоны, отсутствует возможность подачи на район; вагоны поданы в количестве превышающей норму единовременной подачи в нарушение п.7 Договора 325/2; вагоны заставлены передачей на другой район Порта; передача заставлена не заявленными вагонами; вагоны не приняты, т.к. простаивают в ожидании оформления таможенной доставки; выставочные пути свободны; действуют форс-мажорные обстоятельства.
Все памятки подписаны ответчиком с возражениями, аналогичными в актах общей формы.
Так же сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по вине ответчика, что подтверждает судебная практика.
Между истцом и ответчиком заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги № 325/2 от 27 марта 2017 года (далее – Договор № 325/2 от 27.03.2017 г.). Дополнительным соглашением № 8 срок действия Договора № 325/2 от 27.03.2017 г продлен до 31 декабря 2019 г.
В соответствии с п. 1 договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской
железной дороги. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования Владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивами владельца. Подача и уборка вагонов, подаваемых под погрузку сахара-сырца, грузоотправителем которого владелец не является, производится локомотивом перевозчика.
Железнодорожные пути необщего пользования Владельца объединяют железнодорожные пути необщего пользования Широкого пирса № 1 (далее Западного района), Широкого пирса 3 « ( далее Центрального района), Восточного пирса (далее Восточного района), Тылового Накопительно-распределительного склада (далее ТНРС) и Зернового перегрузочного комплекса (далее 3-я пристань) – каждый с отдельным примыканием к железнодорожным путям общего пользования ст. Новороссийск СКжд.
По условиям заключенного между истцом и ответчиком Договора № 325/2 от 27.03.2017 Владелец уплачивает Перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности по причинам, зависящим от Владельца в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Плата за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от Владельца, взимается по ставкам Тарифного руководства «Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения», утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 № 127-т/1 (подпункт «в» пункта 14 Договора).
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в вышеуказанных случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В соответствии с пунктом 4.6. Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (Утверждены приказом МПС РФ № 26 от 18.06.2003 г.) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов, в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Пунктом 2.3. Тарифного руководства (приказ ФСТ России № 127-т/1 от 29.04.2015) установлено, что оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)) до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
В Договоре № 325/2 от 27.03.2017стороны предусмотрели следующее. Согласно пункту 4 Договора № 325/2 от 27.03.2017 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению, с учетом
интервалов подач, по заявкам Владельца. Заявка на подачу вагонов на выставочные железнодорожные пути, передается Владельцем приемосдатчику груза и багажа Перевозчика, осуществляющем бригадирство на грузовом районе Владельца, с указанием времени подачи, количества и номеров вагонов, а также занесением в книгу уведомлений Владельца за обоюдными подписями. Уведомление о предстоящей подаче вагонов передается Перевозчиком, Владельцу не позднее, чем за 2 часа до предстоящей подачи вагонов, с указанием номеров, количества вагонов, наименования груза и времени предстоящей подачи. Вагоны, поданные Перевозчиком на железнодорожные выставочные пути, передаются Перевозчиком и считаются переданными Владельцу, с момента окончания проведения приемосдаточных операций, но не ранее наступления очередного интервала подачи. Согласно пункту 5 Договора № 325/2 - Уведомление о предстоящей подаче передается приемосдатчиком груза и багажа Перевозчика, осуществляющем бригадирство на грузовом районе Владельца, сменному диспетчеру по ж/д операциям управления ж/д транспорта Владельца, путем занесения в книгу уведомлений Перевозчика и Владельца за обоюдными подписями. Согласно пункту 6 Договора № 325/2 от 27.03.2017 г. – Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования Владельца вагоны с экспортными грузами подаются локомотивом перевозчика:
- для Восточного района Владельца – на один их свободных выставочных путей парка «Восточный» станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Центрального района Владельца и ТНРС (подача вагонов с экспортными грузами, грузами для нужд Владельца или порожних вагонов, годных под погрузку, кроме порожних вагонов под погрузку сахара-сырца – на один из свободных выставочных путей парка «Портовый» станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
- для Западного района Владельца и 3-ей пристани – на один из свободных выставочных путей парка «Портовый» станции Новороссийск, но не более чем на три пути;
-для Центрального района Владельца (при передаче порожних вагонов под погрузку сахара-сырца, отправителем которых Владелец не является) – на любые свободные участки путей Центрального района Владельца по согласованию сторон, где производятся приемосдаточные операции.
Дальнейшее передвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
В соответствии с пунктом 6 Договора № 325/2 от 27.03.2017 (в редакции Дополнительных соглашений № 4 от 04.04.2018 г., № 7 от 31.10.2018г.) - Передача вагонов с экспортными грузами на пути необщего пользования Владельца производится по заявке Владельца в размере единовременной подачи (не более 30 единиц) и интервалами подач, установленных по каждому району Владельца в отдельности:
Восточный район - 2,7 часа (2 часа 45 минут)
Центральный район – 2,2 часа (2 часа 15 минут);
Западный район – 3,3 часа (3 часа 20 минут).
Владелец подает перевозчику заявки на подачу вагонов на ж/д пути, на вагоны, находящиеся на станции Новороссийск, по истечение 2-х часов с момента прибытия вагонов, о прибытии которых уведомлен Владелец. Заявка подается не менее, чем за 3 часа до начала действия очередного интервала.
Осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении
производится:
- с вагонами, поданными для Восточного района Владельца - на железнодорожных выставочных путях парка «Восточный» станции Новороссийск;
- с вагонами, поданными для Центрального, Западного района, 3-ей пристани и ТНРС Владельца - на выставочных путях парка «Портовый» станции Новороссийск.
- при передаче порожних вагонов под погрузку сахара-сырца, отправителем которых Владелец не является, на любых свободных участках путей Центрального района порта по согласованию сторон, где производятся приемосдаточные операции.
Согласно пункту 7 Договора № 325/2 – Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Владельцу устанавливается не более 30 не более 30 вагонов, весом брутто не более 2700 тонн.
Истец, в нарушение пункта 4 Договора № 325/2 от 27.03.2017 не выполнял заявки Порта на подачу вагонов.
По данному факту Портом оформлены акты общей формы о задержке подачи на выставочные пути заявленных вагонов в период с 30.11.2019г. по 30.12.2019г. : №№ 706/1, 707/1, 708/1, 709/1, 710/1,711/1, 712/2, 713/1, 714/1, 715/1, 716/1, 716/2, 716/3, 717/1. 718/1, 718/1, 719/1, 720/1, 720/2, 721/1, 721/2, 722/1, 723/1, 724/1, 725/1, 726/1, 726/2, 727/1, 728/1, 728/2, 728/3, 729/1, 730/1, 731/1, 732/1, 732/2, 733/1, 734/1, 735/1, 736/1, 736/2, 737/1, 738/1, 738/2, 739/1, 740/1, 741/1, 742/1, 742/2, 743/1, 744/1, 745/1, 745/2, 746/1, 747/1, 748/1, 749/1, 749/2, 750/1, 751/1, 751/2, 752/1, 753/1, 753/2, 754/1, 755/1, 755/2. 756/1, 757/1, 757/2, 758/1, 759/1, 760/1, 761/1, 761/2, 762/1, 763/1, 764/1, 764/2, 765/1, 766/1, 767/1, 768/1, 768/2, 769/1, 770/1, 771/1, 772/2, 773/1, 774/1, 774/2, 744/3, 745/1, 776/1, 777/1, 778/1, 779/1, 779/2, 780/1, 780/2, 781/1, 783/1, 783/2, 784/1, 785/1, 785/2, 7866/1, 787/1, 788/1, 788/2, 789/1, 790/1, 791/1, 792/1, 793/1, 794/1, 795/1, 796/1, 797/1, 798/1.
В актах указано количество задержанных вагонов, их номера, род груза, разметка (район подачи), период задержки (дата и время). К каждому акту представлены:
В заявках указано количество вагонов, их номера, род груза, № пути станции, время подачи заявки, срок подачи вагонов, начало действия интервала. Фактическое время подачи. Также заявка содержит подписи представителя Порта, передавшего заявку и представителя ОАО «РЖД», принявшего заявку.
В уведомлениях о времени подачи вагонов указано: наименование грузополучателя – ПАО «НМТП», номера вагонов, наименование груза, планируемое время подачи, время передачи уведомления, время фактической подачи, фамилии передавшего уведомления и принявшего уведомление.
В памятках указана дата, время, количество и номера заявленных вагонов, поданных на выставочные пути.
Ответчик вправе рассчитывать на то, что при исполнении своих гражданских обязанностей в рамках договорных отношений, истец обязан соблюдать условия по подаче и уборке вагонов в соответствии с заключенным между ними Договором № 325/2 от 27.03.2017. В данном случае, речь идет о подаче вагонов на выставочные пути по заявкам ответчика.
Независимо от объема пребывающего в адрес грузополучателя груза, перевозчик обязан производить его подачу на выставочные пути по заявкам ответчика.
Согласно п. 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 № 26, сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Согласно пункту 6 Договора № 325/2 от 27.03.2017- Фактом задержки считается невозможность подачи Перевозчиком вагонов Владельцу на железнодорожные выставочные пути в срок, соответствующий интервалам подач, установленных по каждому району отдельно, по причине их занятости ранее переданными и не убранными вагонами Владельцем. При этом в случае нахождения на соответствующем районе Владельца ранее переданных вагонов, готовых к уборке, и по этой причине не возможности приема очередной группы вагонов, время на которое произошла задержка уборки, либо приема вагонов Перевозчиком исключается из оплачиваемого времени пользования вагонами, а вагоны, находящиеся на выставочных путях в ожидании подачи под выгрузку и станции Новороссийск, для каждого района отдельно, не считаются задержанными по причинам, зависящим от Владельца. Данный факт оформляется Владельцем актом общей либо произвольной формы.
Согласно пункту 9 Договора № 325/2 в редакции Дополнительного соглашения № 4 от 04 апреля 2018 г:
Готовые к уборке вагоны принимаются Перевозчиком с выставочных путей Центрального района. ТНРС в течение 2,2 часа (2 часа 15 мин.) после получения Перевозчиком уведомления от Владельца о готовности вагонов к уборке.
Готовые к уборке вагоны принимаются Перевозчиком с путей Западного района. 3- й пристани в течение 3,3 часа (3 часа 20 мин.) после получения Перевозчиком уведомления от Владельца о готовности вагонов к уборке.
Готовые к уборке вагоны принимаются Перевозчиком с Восточного района в течение 2,7 часа (2 часа 45 мин.) после получения Перевозчиком уведомления от Владельца о готовности вагонов к уборке.
В случае неприема Перевозчиком вагонов с Восточного, Западного района и 3-й пристани в парки «Портовый» и «Восточный» станции для производства приемосдаточных операций, а также не приема вагонов с выставочных путей Центрального района, ТНРС в парки «Портовый», «Нижний» станции, на время задержки составляется акт общей формы либо произвольной формы.
Порядок возврата вагонов определен пунктами 1.9 и 2.9 утвержденной ПАО «НМТП» и согласованной ОАО «РЖД» «Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования ПАО «НМТП», примыкающих к станции Новороссийск СКЖД» от 05.10.2017г (далее - Инструкция).
Установленный в Инструкции порядок предусматривает невозможность самостоятельного выезда локомотива Владельца (Порта) на выставочные пути. Все действия Порта по перестановке вагонов осуществляются по разрешающему показанию
маневрового светофора с пути выезда и указанию дежурного по посту ЭЦ-3, переданному по радиосвязи.
Таким образом, приемосдаточные операции по возврату порожних вагонов осуществляются на выставочных путях, при этом без получения согласия железной дороги Порт не может вернуть порожние вагоны на станционные пути.
В связи с причинами, зависящими от истца, разрешение на вывод порожних вагонов получено не было по причинам, зависящим от истца – невозможностью их принятия.
Портом в соответствии с п. 3.7 «Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования», а также пунктом 9 действующего Договора № 325/2 были составлены акты общей формы: Акты о неприеме вагонов с путей необщего пользования в период с 30.11.2019г. по 31.12.2019г:
№№ 706/1, 706/2, 707/1, 708/1, 711/1, 712/1, 713/1, 716/1, 717/1, 720/1, 721/1, 725/1, 727/1, 729/1, 732/1, 732/2, 733/1, 735/1, 736/1, 736/2, 743/1, 746/1, 751/1, 752/1, 759/1, 760/1, 760/2, 761/1, 766/1, 767/1, 772/1, 774/1, 775/1, 776/1, 777/1, 778/1, 779/1, 781/1, 783/1, 785/1, 786/1, 788/1, 789/1, 789/2, 790/1, 790/2, 791/1, 793/1, 795/1, 799/1, 801/1, 802/1, 802/2, 803/1, 805/1, 829/1, 811/1, 812/1, 812/1, 813/1, 814/1, 815/1, 817/1, 822/1, 822/2, 829/1, 832/1, 833/1, 834/1, 835/1, 837/1,840/1, 848/1, 848/2, 853/1, 855/1, 857/1, 859/1, 860/1, 864/1, 866/1, 866/2, 872/1, 875/1, 876/1, 877/1, 881/1, 882/1, 886/1, 887/1, 890/1, 893/1, 894/1, 901/1, 906/1, 907/1, 910/1, 911/1, 913/1, 915/1, 917/1, 926/1, 926/2, 921/1, 929/1, 932/1, 938/1, 942/1, 943/1, 944/1, 946/1, 946/2, 953/1, 955/1, 959/1, 961/1, 963/1, 969/1, 971/1, 972/1, 973/1, 974/1, 977/1, 977/2, 979/1, 979/2, 987/1, 990/1, 992/1, 994/1, 995/1, 999/1, 1002/1, 1003/1, 1005/1, 1008/1, 1009/1, 1013/1, 1013/2, 1015/1, 1017/1, 1022/1, 1023/1, 1027/1, 1028/1, 1029/1, 1032/1, 1033/1, 1034/1, 1036/1, 1038/1, 1040/1, 1041/1, 1045/1, 1047/1, 1048/1, 1049/1, 1050/1, 1054/1, 1057/1, 1058/1, 1056/1, 1061/1, 1061/2, 1062/1, 1067/1.
Прилагаемые акты содержат следующую информацию: № уведомления о готовности к уборке, номера и количество порожних вагонов, время готовности к уборке, время принятие Истцом порожних вагонов и время в часах простоя вагонов на путях необщего пользования в ожидании приема Истцом.
Порт не мог принять спорные вагоны на свои пути в связи тем, что порожние вагоны, готовые к уборке, занимали пути необщего пользования Порта и препятствовали приему груженых вагонов.
Данный факт повлиял на задержку вагонов, готовых к подаче на станционных путях и на выставочных путях, которые не могли быть приняты Портом на пути необщего пользования под выгрузку по причинам, зависящим от Истца.
Обязательства истца являются первичными по отношению к встречным обязательствам ответчика.
В связи с вышеизложенным, вина Ответчика (ПАО «НМТП») в нарушении обязательств по договору отсутствует, ввиду неисполнении обязательств по договору со стороны Истца ОАО «РЖД».
Ответчик вправе рассчитывать на что, что при исполнении своих гражданских обязанностей в рамках договорных отношений, истец обязан соблюдать условия по подаче и уборке вагонов в соответствии с заключенным между ними Договором № 325/2 от 27.03.2017. В данном случае на подачу вагонов на выставочные пути по заявкам ответчика, на соблюдение истцом интервальности подач, на подачу вагонов в количестве, не превышающем единовременную подачу и номенклатуры подач вагонов в адрес
ответчика, на своевременность приема вагонов при завершении портом разгрузочных операций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне.
Согласно части 18 статьи 39 УЖТ - Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:
- вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов;
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ - Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно ст. 100 Устава железнодорожного транспорта РФ за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера.
Решением от 03.03.2021 по делу А53-288/2021 с ОАО «Российские железные дороги» в пользу ПАО « Новороссийский морской торговый порт» взыскан штраф в размере 776 540 рублей за задержку подачи и уборки вагонов за период декабрь 2019 года.
В материалы дела ПАО «НМТП» представило расчет суммы штрафа за задержку подачи вагонов по заявке и за задержку уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования ПАО «НМТП» в период декабрь 2019г. на сумму 776 540,00 рублей. В представленном расчете указаны номера всех вышеперечисленных актов, период задержки ( с/до) и время простоя в часах.
В период декабрь 2019 истец не обеспечил прием 4722 вагонов, готовых к уборке с путей Порта на выставочные пути от 1 часа до 59 часов и подачу 2048 вагонов по заявкам Порта для выгрузки от 3 часов до 51 часа.
Также решением от 05.02.2021 по делу № А53-37996/2020 с ОАО «Российские железные дороги» в пользу ПАО « Новороссийский морской торговый порт» взыскан штраф в размере 141 040 рублей за задержку подачи и уборки вагонов за период октябрь 2019 года.
Кроме того, в материалы дела ПАО «НМТП» представило расчет суммы штрафа за задержку подачи вагонов по заявке и за задержку уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования ПАО «НМТП» в период октябрь 2019 на сумму 141 040
рублей. В представленном расчете указаны номера актов, период задержки (с/до) и время простоя в часах.
В период октябрь 2019 г. Истец не обеспечил прием 1030 вагонов, готовых к уборке с путей Порта на выставочные пути от 1 часа до 10 часов и подачу 674 вагонов по заявкам Порта для выгрузки от 2 часов до 24 часов.
Кроме того, в пункте 18 «Правил по охране труда при работе на высоте», утв. Приказом Минтруда России от 28.03.2014 № 155н (далее - Приказ № 155н) указано на недопустимость выполнение работ на высоте в открытых местах при скорости воздушного потока (ветра) 15 м/с и более. Согласно п. 3 Приказа № 155н к работам на высоте относятся работы, при которых существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более.
Приказом Минтранса РФ от 09.01.1996 № 2 утверждены «Правила охраны труда в морских портах ПОТ РО-152-31.82.03-96».
Настоящие Правила устанавливают требования охраны труда в процессе организации и выполнения погрузочно-разгрузочных работ в морских торговых портах и обязательны для выполнения всеми работниками, независимо от вида собственности организаций и предприятий.
Согласно п.п. 4.2.4 параграфа 4 «Требования безопасности при эксплуатации подъемно-транспортного оборудования морских портов» данных Правил работа кранов в случаях непосредственного участия людей при строповке - отстроповке грузов допускается при скорости ветра не более 15 м/с.
Согласно прилагаемым Справкам Гидрометеорологического бюро Новороссийска о состоянии погоды по порту Новороссийск от 11.10.2019г. № 623, от 22.10.2019 № 633, от 01.11.2019г. № 647, от 01.12.2019 г. № 733, от 11.12.2019 г. № 766, от 21.12.2019г. № 781, от 01.01.2020г. № 2 был ветер от 15 м/с до 25 м/с, порывы до 32 м/с, гроза.
Согласно части 18 статьи 39 Устава грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях:
-вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов;
- обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
-вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
Указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод об отсутствии вины ПАО «НМТП» и причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ПАО «НМТП» и простоем вагонов, отсутствии доказательств занятости железнодорожных
путей необщего пользования по вине ПАО «НМТП» на момент простоя вагонов на путях общего пользования.
С учетом изложенного, истцом обоснованно начислена плата только на сумму 31 082,34 рублей.
Поскольку требование о взыскании долга частично подлежит удовлетворению, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами также надлежит удовлетворить в части суммы в размере 2 255,12 рублей.
Статьей 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично (2,92%), судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Руководствуясь статьями 65, 70, 101, 106, 110, 156, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ПАО «НМТП» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу ОАО «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 31082,34 долга, 2 255,12 процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 14.02.2020 по 10.08.2021, а также 713,27 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета 268 рублей
В остальной части в иске отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья С.А. Баганина