ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-54937/20 от 21.12.2021 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350035, г. Краснодар, ул. Постовая, 32; тел. 8(861)293-81-03

Сайт: http://krasnodar.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар

Дело № А32-54937/2020

30 декабря 2021 года

Резолютивная часть решения от 21.12.2021.

Полный текст решения изготовлен 30.12.2021.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Левченко О.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                                                 Хачатрян Л.В. рассмотрев в судебном заседании дело по иску

истец: Федеральное казенное учреждение "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), 354002, <...> (Хостинский р-н), дом 1 (далее – истец, ФКУ Упрдор "Черноморье", учреждение)

ответчик 1: индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>), г. Анапа (далее – ответчик 1,                  ФИО1)

ответчик 2: управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>), 350063, <...> (далее – ответчик 2, управление Росреестра по Краснодарскому краю)

об установлении границ земельного участка

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), 350063, <...> (далее – территориальное управление);

при участии:

от истца: ФИО2 – по доверенности, диплом;

от ответчика: ФИО3 – по доверенности, диплом;

от иных лиц: не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с иском, согласно которого просит:

признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:6932, реестровой ошибкой, указав, что решение по настоящему делу является основанием для исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении части границы земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:6932, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:120 и осуществления управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:6932 в следующих координатах:

Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:6932

Уточненные координаты, м

X

Y

468887.83

1247190.13

468882.80

1247194.33

468869.90

1247203.37

468867.79

1247200.56

468865.20

1247199.97

468863.42

1247200.66

468861.54

1247202.51

468861.43

1247205.16

468862.99

1247208.45

468860.42

1247211.77

468856.74

1247214.91

468854.70

1247213.75

468853.98

1247214.31

468848.47

1247218.53

468847.89

1247218.93

468751.94

1247109.00

468789.26

1247075.73

468888.42

1247189.70

признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:6933, реестровой ошибкой, указав, что решение по настоящему делу является основанием для исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении части границы земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:6933, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:120 и осуществления управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:6933 в следующих координатах:

Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:6933

Уточненные координаты, м

X

Y

468991.15

1247123.76

468972.00

1247136.50

468968.55

1247138.70

468953.13

1247147.37

468945.05

1247152.09

468941.66

1247148.80

468939.10

1247150.47

468936.84

1247152.49

468937.98

1247156.77

468925.36

1247165.85

468907.61

1247175.88

468888.42

1247189.70

468789.26

1247075.73

468830.10

1247039.32

468911.79

1246966.51

468936.77

1246994.49

469004.49

1247114.90

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 14.12.2021 объявлен перерыв до 17-50 часов 21.12.2021. После перерыва судебное заседание продолжено.

Как следует из материалов дела, ФКУ Упрдор «Черноморье» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:120 (о чем в Едином государственном реестре недвижимости 18.01.2016 года сделана запись № 23-23/026-23/001/830/2015-1989/1), занятый автомобильной дорогой общего пользования федерального значения А-290 «Новороссийск - Керчь» км 3+409 – км 47 + 800, км 49 + 010 – км 102 + 000.

В целях проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ, в том числе и земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:120, между ФКУ Упрдор «Черноморье» и ООО «ГЕО Инвест-Информ» 02.09.2019 года заключен государственный контракт № 824.

В ходе проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:120, установлено, что необходимо произвести согласование смежных границ с земельными участками с кадастровыми номерами 23:37:0107002:6932, 23:37:0107002:693.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11.11.2019 земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0107002:6932, 23:37:0107002:693 находится в собственности ФИО1

В связи с тем, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0107002:6932, 23:37:0107002:693 внесены в Единый государственный реестр недвижимости с достаточной точностью, (что подтверждается сведениями ЕГРН), руководствуясь п. 82, 83, 84, 85 приказа Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требования к его подготовке», письмом от 20.12.2019 года ФКУ Упрдор «Черноморье», в целях согласования границ земельных участков в индивидуальном порядке, направило межевой план и акты согласования местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0107002:6932, 23:37:0107002:693 в адрес ФИО1 Письмо вручено Ответчику 24.12.2019.

В связи с тем, что ответ на письмо в адрес истца не поступил, ФКУ Упрдор «Черноморье» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований истца, приняв во внимание следующее.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Границы земельного участка под автомобильной дорогой определяются в соответствии с нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденных Постановлением Правительства РФ
от 02.09.2009 № 717. Кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 22 Федерального закона
от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границами земельного участка считаются границы, закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ такого земельного участка.

В силу вытекающего из сути недвижимых вещей принципа единства правовой судьбы земельного участка и расположенного на нем здания, строения исключительное право землепользования должно принадлежать тому лицу, чей объект ранее возведен на участке, а не тому, кто впоследствии приобрел титул на участок с размещенным на нем чужим объектом недвижимости. Данная правовая позиция корреспондирует сложившейся судебной практике (например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А32-37208/2016).

Кроме того, согласно правовой позиции Минэкономразвития России, выраженной в письме от 17.10.2014 № 22780-ИМ/Д23, если на земельном участке располагаются принадлежащие третьим лицам объекты недвижимости при выполнении кадастровых работ по уточнению границы такого земельного участка необходимо исключать из состава указанного земельного участка части, занятые соответствующими объектами недвижимости.

В данном случае истцом заявлено требование о признании реестровой ошибкой сведений о местоположении части границы земельного участка.

В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о регистрации, Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме, который включает в себя реестр объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).

В силу п. 1 ст. 1 Закона о регистрации данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о регистрации - ЕГРН это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В соответствии с п. 3, 5 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона о регистрации, под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Исходя из положений ч. 6 ст. 72 Закона о регистрации с 01.01.2017 сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 Закона о регистрации участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Статьей 61 Закона о регистрации предусмотрен порядок исправления технических и реестровых ошибок, содержащихся в ЕГРН.

В силу п. 3 ст. 61 Закона о регистрации воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Нормой части 4 статьи 61 Закона о регистрации установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о регистрации государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

В соответствии со ст. 43 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете, в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.

При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (пункт 2 статьи 43 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Таким образом, как было указано выше, в соответствии со ст. 43 Закона о регистрации предусмотрено одновременное внесение сведений об уточнении местоположения всех границ смежных земельных участков.

Как указал Верховный Суд РФ в определении от 06 февраля 2017 года
по делу N 310-ЭС16-10203 об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.

Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости)".

Такой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 06.09.2011 N 4275/11, в соответствии с которой резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости.

Вместе с тем внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установленных на основании судебного акта границах земельного участка истца будет невозможно без исключения или исправления содержащихся в реестре ошибочных сведений о местоположении границ смежного земельного участка ответчика, поскольку возникнет пересечение границ этих участков.

Из содержания ч. 7 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ
"О государственной регистрации недвижимости" следует, что исправление реестровой ошибки сводится к внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка.

Исходя из пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункте 2 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" даны разъяснения, согласно которым иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.

Пересечение границ земельного участка означает, что одна и та же часть земной поверхности входит в границы нескольких земельных участков. Устранение пересечения путем исправления реестровой ошибки возможно только тогда, когда отсутствует спор о праве или границах, а имеет место лишь несоответствие сведений о границах, содержащихся в ЕГРН, действительному местоположению земельного участка.

Доводы ответчиков о наличии между сторонами спора о праве не находят своего подтверждения и опровергаются материалами дела.

Согласно определению ВАС РФ № ВАС-7498/13 иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Смежный землепользователь по таким искам является ответчиком. В рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.

Согласно справке кадастрового инженера от 09.12.2019 года № 05/091219, уточняемый земельный участок с кадастровым номером 23:37:0000000:120 по части границ н310-н323 граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером 23:37:0107002:6932. Часть границы н310-н323 является общей только для   двух   участков   - 23:37:0000000:120 и 23:37:0107002:6932, соответственно данная часть границы не является общей смежной границей с иными земельными участками.

Согласно справке кадастрового инженера от 09.12.2019 № 06/091219, уточняемый I  участок с кадастровым номером 23:37:0000000:120 по части границ н323-н335 граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером 23:37:0107002:6933. Часть границы н323-н335   является   общей   только   для   двух   участков   -   23:37:0000000:120   и 23:37:0107002:6933, соответственно данная часть границы не является общей смежной границей с иными земельными участками.

Согласно экспертному заключению от 09.06.2020 года, выполненному обществом с ограниченной ответственностью «ГЕО Инвест-Информ», экспертом определен способ исправления реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0107002:6932, 23:37:0107002:693 выявленных при производстве работ.

Исправление реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0107002:6932, 23:37:0107002:693 целесообразно произвести одновременно с исправлением сведений о местоположении границ земельного участка под автомобильной дорогой с кадастровым номером 23:37:0000000:120   , согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Указанное исправление реестровых ошибок возможно либо на основании личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей в акте согласования местоположения границ, либо на основании вступившего в законную силу решения суда

Также экспертом определен каталог координат границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0107002:6932, 23:37:0107002:693, смежных с границами земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:120   , в соответствии с которым надлежит установить смежную границу указанных земельных участков.

Нормами Федеральных законов от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено исправление реестровой ошибки в местоположении границ земельных участков в соответствии с межевым планом, а исправление границ зданий, строений, сооружений, помещении, машино-мест, объектов незавершенного строительства - на основании технического плана. Исправление местоположения границ земельных участков осуществляется на основании межевого плана, форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921. Работы по исправлению сведений о зданиях, строениях, сооружениях осуществляется на основании технического плана, форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 № 953.

Подача заявлений об исправлении ошибок в сведениях о земельных участках и сооружениях осуществляется отдельно.

Согласно ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ расположение сооружения (автомобильной дороги) в границах земельного участка, не предназначенного для его размещения, не является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета.

Таким образом, кадастровым инженером указано, что исправление сведений о земельном участке и сооружении являются отдельными процедурами, осуществляемыми на основании отличных друг от друга документов. Производство работ по исправлению местоположения сооружения и земельного участка одновременно не представляется возможным.

ООО "ГЕО Инвест-Информ" определен способ исправления реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков.

Исправление реестровых ошибок в местоположении границ целесообразно произвести одновременно с исправлением сведений о местоположении границ земельного участка под автомобильной дорогой, согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Указанное исправление реестровых ошибок возможно либо на основании личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей в акте согласования местоположения границ, либо на основании вступившего в законную силу решения суда.

Также ООО "ГЕО Инвест-Информ" определен каталог координат границ земельных участков.

Согласно постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 "О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" к элементам автомобильной дороги относится: земляное полотно, дорожная одежда, обочины, откосы, кюветы, водоотводные лотки, ливнестоки, канавы, дренаж, укрепительные сооружения, площадки отдыха и стоянки автотранспорта с эстакадами для осмотра днища автомобилей, упорными стенками и навесами (беседками), переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железнодорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам с укрепительными сооружениями и без них), лестничные сходы, автобусные остановки и автопавильоны (с заездными карманами и посадочными площадками), очистные сооружения, водопропускные трубы, скотопрогоны, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, знаки дорожные, светофоры и средства для регулирования уличного движения прочие.

Таким образом, съезд с автомобильной дороги - неотъемлемая составная часть автомобильной дороги.

В силу вытекающего из сути недвижимых вещей принципа единства правовой судьбы земельного участка и расположенного на нем здания, строения исключительное право землепользования должно принадлежать тому лицу, чей объект ранее возведен на участке, а не тому, кто впоследствии приобрел титул на участок с размещенным на нем чужим объектом недвижимости.

Кроме того, согласно правовой позиции Минэкономразвития России, выраженной в письме от 17.10.2014 № 22780-ИМ/Д23, если на земельном участке располагаются принадлежащие третьим лицам объекты недвижимости при выполнении кадастровых работ по уточнению границы такого земельного участка необходимо исключать из состава указанного земельного участка части, занятые соответствующими объектами недвижимости.

Факт оформления земельного участка под недвижимым имуществом, ответчику не принадлежавшем, не порождает возникновение у него прав и обязанностей в отношении такого имущества.

На основании пункта 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1
(ред. от 24.12.1993) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 5 раздела IV приложения 1 к Постановлению к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.

Для устранения реестровой ошибки в орган регистрации одновременно с заявлением предоставляется документ, подтверждающий наличие реестровой ошибки. Так, к указанным документам относятся: межевой план, технический план, акт обследования и иные документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета с описанием в чем именно заключается реестровая ошибка.

Истцом направлены ответчику помимо акта согласования границ спорного земельного участка - документ, подтверждающий наличие реестровой ошибки - межевой план.

В разделе заключении кадастрового инженера, направленного ответчику межевого плана, указано, что реестровая ошибка заключается в неверном определении ответчиком местоположения своих границ на местности.

Согласно пункту 32 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, в том числе на основании карты-плана территории, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона).

Согласно части 2 статьи 1 Закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу части 1 статьи 3 того же федерального закона государственный кадастровый учет осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Таким образом, государственный кадастровый учет объектов недвижимости является исключительной компетенцией уполномоченного органа государственной власти. Данная деятельность носит публичный характер.

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

ГК РФ устанавливает основополагающие принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, одними из которых являются принципы публичности и достоверности, то есть бесспорности зарегистрированных в реестре прав, отсутствия сомнений в наличии у объекта ошибок при определении границ.

Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития.

Учитывая изложенное, обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.

Таким образом, наличие в ЕГРН сведений об установленных смежных границах не отвечает принципам единства технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории Российской Федерации, общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

В связи с изложенным, судом первой инстанции правомерно отмечено, что настоящее исковое заявление направлено на исключение из ЕГРН недостоверных сведений об объектах недвижимости, не отвечающим частям 1 и 7 статьи 1 и статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ и нарушающим права истца.

С учетом выводов заключений экспертной организации ООО "ГЕО Инвест-Информ", нахождение в государственном кадастре сведений о неверно определенных границах противоречит нормам действующего законодательства, принципам достоверности ведения кадастрового учета и нарушает права и интересы истца.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.

Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.07.2021 по делу № А32-53642/2020.

При этом согласно письму Росреестра от 14.08.2020 № 14-10223/20@, решение суда, содержащее сведения о новых значениях координат характерных точек земельного участка, в соответствии с требованиями действующего законодательства, является основанием для подготовки межевого плана, необходимого для осуществления государственного кадастрового учета изменения описания местоположения границ этого земельного участка.

Так, в случае удовлетворения заявленных требований, во избежание невозможности реализации судебного акта на основании конкретного межевого плана (из-за технических особенностей, во избежание увеличения рассмотрения сроков рассмотрения дела, в том числе заявлений о разъяснении судебного акта, заявлений об изменении способа и порядка исполнения судебного акта), в просительной части по категориям дел, связанным с внесением в ЕГРН сведений о границах (точках и координатах) земельных участков отсутствует процессуальная необходимость в ссылке на конкретный межевой план.

При этом статьей 61 Закона о регистрации предусмотрен заявительный характер исправления реестровой ошибки (реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки).

На основании изложенного, в соответствии с рекомендациями органа государственной регистрации, суд не указывает в решении на межевой план земельного участка, который должен быть положен в основание исправления этой ошибки. То есть, в настоящем случае, решение суда является необходимым, но недостаточным документом, для того, чтобы ошибка была исправлена. Заинтересованное лицо (истец либо ответчик) должен будет изготовить надлежащий межевой план и затем обратиться в уполномоченный государственный орган за исправление реестровой ошибки с приложением настоящего решения.

Судом отклоняются возражения ответчика, в силу того, что ответчик не утрачивает обязанность доказать, что он на законных основаниях обладает имуществом, выполняет предусмотренные законом обязанности в отношении него, несет бремя содержания. Само по себе формальное соблюдение требований к сделке по оформлению права собственности на объект гражданского оборота (постановка на государственный кадастровый учет) не свидетельствуют о правомерности требований (постановление пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А32-25333/2017 от 23.03.2020 года). Таким образом, факт оформления земельного участка под недвижимым имуществом, Ответчику  не принадлежавшем, не порождает возникновение у него прав и обязанностей в отношении такого имущества.

К аналогичным выводам пришли суды по делам № А32-53067/2020, А32-50255/2020, А32-51182/2020, А32-47789/2020, А32-51355/2020, А32-54500/2020, А32-56534/2020, А32-56224/2020, А32-52649/2020, А32-54233/2020, А32-51049/2020, А32-54909/2020, А32-51215/2020, А32-53642/2020, А32-54106/2020, А32-51127/2020, А32-47699/2020, А32-139/2021, А32-127/2021, А32-48791/2020, А32-54499/2020.В том числе Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по делам №№ А32-53642/2020, А32-48791/2020, А32-127/2021, А32-51215/2020.

Факт постановки земельных участков Ответчика на кадастровый учет и государственной регистрации на него права не подтверждает наличие/отсутствие реестровых ошибок в сведениях о местоположении его границах.

Таким образом, Истцом в настоящем деле избран надлежащий способ защиты права.

Ответчик в своих дополнениях указывает, что прилегающий к спорным земельным участкам  участок  дороги  относился  к  дороге  «Анапа-Джигинка-Темрюк»,  которая  до

24.12.1991 года имела IV техническую категорию и предполагала две дорожных полосы, максимальная ширина каждой полосы в соответствии со СНиП II-K.3-62 от 01.07.1963 года «Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования составляют 3,5 метра.

Согласно сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0107002:6932, 23:37:0107002:6933 были образованы их земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0107002:1167, 23:37:0107002:1168 относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, доводы Ответчика в части ссылки на СНиП II-К.3-62 от 01.07.1963 года и размера ширины полосы являются несостоятельными.

Согласно техническому паспорту автомобильной дороги федерального значения М-25 Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь), в полосе отвода автомобильной дороги в местах примыкания к смежным земельным участкам фактически располагаются дорожные инженерные устройства и обстановка федерального значения М-25 Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь).

Таким образом, границы земельного участка под автомобильной дорогой фактически закреплены на местности объектами искусственного происхождения, в том числе в период, когда земельные участки Ответчика не существовали.

Границы земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:120 (земельного участка под автомобильной дорогой А-290 Новороссийск-Керчь) определены в соответствии с нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 г. № 717. Автомобильная дорога А-290 согласно приложение № 3 к нормам отвода для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, относится к I категории с 4-полосным движением (высота насыпи 2 метра; с заложением откосов земляного полотна постоянной крутизны 1:4). При этом допустимая ширина полосы отвода с учетом устройства кюветов составляет 51 метр.

Согласно Осредненным показателям площадей отвода земель для автомобильных дорог» (Приложение к Сборнику норм отвода земель для строительства линейных сооружений, утвержденных Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от 19.12.1974 года) отнесенные на 1 км протяжения дороги, автомобильные дороги I категории с четырьмя полосами движения в зависимости от категории смежных земель (земли пригодные, либо не пригодные для сельского хозяйства) и поперечного уклона местности (от 0 до 1:20, свыше 1:20 до 1:10) имеют полосу отвода от 4,7 до 5,6 га. Таким образом, ширина полосы отвода такой автомобильной дороги составляет от, 47 до 56 метров.

В соответствии с представленной в материалы дела схемой, ширина полосы отвода земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:120 (земельного участка под автомобильной дорогой А-290 Новороссийск-Керчь) составляет 38-50 метра, что не превышает допустимой величины, установленной нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 г. № 717.

Согласно п. 10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В качестве документа, подтверждающего существование объекта капитального строительства автомобильной дороги А-290 и его границ 15 и более лет, является государственный акт на право пожизненного наследуемого владения бессрочного (постоянного) пользования землей от 1992 г. № А-1 № 421270.

В государственном акте на право пожизненного наследуемого владения бессрочного (постоянного) пользования землей от 1992 г. № А-1 № 421270, содержится графический материал в виде чертежа границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании Азово-Черноморской автомобильной дороги имени 50-летия СССР Анапского района. В соответствии с данным чертежом, исходя из масштаба изображения, ширина полосы отвода составляет 50 метров. Однако, границы земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:120, занятого автомобильной дорогой А-290, определены в соответствии с фактическим использованием земельных участков, с учетом местоположение конструктивных элементов автомобильной дороги.

Кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границами земельного участка считаются границы, закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ такого земельного участка. Границы земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:120, внесенные в ЕГРН не закреплены на местности ограждением, однако проходят по объектам искусственного и естественного происхождения (низ откоса автомобильной дороги).

Следовательно, в результате проведенного анализа выявлено наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0107002:6932, 23:37:0107002:6933, обусловленное неверным определением на местности местоположения границ линейного объекта и его конструктивных элементов, при проведенных ранее геодезических работах.

Исправление реестровой ошибки в местоположении границ земельных участков, согласно действующему законодательству, производится в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером, с приложением документации подтверждающей факт наличия реестровой ошибки.

Согласно части 2 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

В настоящем деле площадь земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:6933 изменяется на 1110 кв.м., что составляет 4,25 % от общей площади земельного участка в 26 076 кв.м.

В настоящем деле площадь земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:6932 изменяется на 540 кв.м., что составляет 6,81 % от общей площади земельного участка в 7 926 кв.м.

На основании изложенного исковые требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 4, 65, 163, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:6932, реестровой ошибкой, указав, что решение по настоящему делу является основанием для исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении части границы земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:6932, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:120 и осуществления управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:6932 в следующих координатах:

Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:6932

Уточненные координаты, м

X

Y

468887.83

1247190.13

468882.80

1247194.33

468869.90

1247203.37

468867.79

1247200.56

468865.20

1247199.97

468863.42

1247200.66

468861.54

1247202.51

468861.43

1247205.16

468862.99

1247208.45

468860.42

1247211.77

468856.74

1247214.91

468854.70

1247213.75

468853.98

1247214.31

468848.47

1247218.53

468847.89

1247218.93

468751.94

1247109.00

468789.26

1247075.73

468888.42

1247189.70

признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:6933, реестровой ошибкой, указав, что решение по настоящему делу является основанием для исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении части границы земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:6933, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:120 и осуществления управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:6933 в следующих координатах:

Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:6933

Уточненные координаты, м

X

Y

468991.15

1247123.76

468972.00

1247136.50

468968.55

1247138.70

468953.13

1247147.37

468945.05

1247152.09

468941.66

1247148.80

468939.10

1247150.47

468936.84

1247152.49

468937.98

1247156.77

468925.36

1247165.85

468907.61

1247175.88

468888.42

1247189.70

468789.26

1247075.73

468830.10

1247039.32

468911.79

1246966.51

468936.77

1246994.49

469004.49

1247114.90

Решение арбитражного суда является основанием для подготовки соответствующих межевых планов, которые будут являться основанием для органа регистрации исправить реестровую ошибку в Едином государственном реестре недвижимости о земельных участках.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в полном объеме, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца после его принятия арбитражным судом первой инстанции через Арбитражный суд Краснодарского края в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационной порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационной порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья

О.С. Левченко