АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А32-54940/2020
г. Краснодар 30 марта 2021 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Ивановой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Машталенко Д.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «БизнесПроект» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Краснодар
к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи, г. Сочи
о признании незаконным решения Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № 21.01-21/43881 от 10.12.2020 года об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию,
при участии:
от заявителя: ФИО1-доверенность
от заинтересованного лица: не явился
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «БизнесПроект» (ОГРН: 1172375074079, ИНН: 2312264725), г. Краснодар обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи, г. Сочи о признании незаконным решения Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № 21.01-21/43881 от 10.12.2020 года об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию; обязании Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи выдать обществу с ограниченной ответственностью «БизнесПроект» разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства «Многоквартирные жилые дома для размещения временного персонала, волонтеров и сил безопасности, привлекаемых на период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство). Площадка № 1. Жилой квартал по ул. Тепличной в селе Раздольное Хостинского района города Сочи (1-я очередь, 1-й пусковой комплекс)» на земельном участке общей площадью 47 645 кв.м с кадастровым номером :49:0000000:5616 , расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район.
Заявитель в судебном заседании дал пояснения по существу заявленных требований, настаивал на их удовлетворении, ссылался на доводы, указанные в заявлении.
В судебном заседании объявлен перерыв до 18.03.2021 до 17 час. 00 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края - http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
1 марта 2019 года между Акционерным обществом «РЖДстрой» и ООО «БизнесПроект» заключен договор купли-продажи №20-19-001 результатов строительно-монтажных работ в виде незавершенного строительством объекта.
Указанные результаты строительно-монтажных работ в виде незавершённого строительством объекта расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:5616.
21.03.2019 года между Акционерным обществом «РЖДстрой» и ООО «БизнесПроект» был заключен договор №20-19-002 уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности №01-09/2775 от 31.07.2017, заключенный на основании Договора купли-продажи.
Договор уступки зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в ЕГРН от 08.07.2019 внесена запись №23:49:0000000:5616-23/050/2019-4.
Располагая правами на земельный участок, а также имея намерения завершить начатое ГК «Олимпстрой» строительство расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:5616 капитальных объектов, заявитель обратился с соответствующими документами в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию.
Решением Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи № 21.01-21/43881 от 10.12.2020 года ООО «БизнесПроект» было отказано выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства «Многоквартирные жилые дома для размещения временного персонала, волонтеров и сил безопасности, привлекаемых на период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство). Площадка № 1. Жилой квартал по ул. Тепличной в селе Раздольное Хостинского района города Сочи (1-я очередь, 1-й пусковой комплекс)» на земельном участке общей площадью 47 645 кв.м с кадастровым номером :49:0000000:5616 , расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район.
Заявитель считает , что указанный отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Сочи в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства обществу с ограниченной ответственностью «БизнесПроект» нарушает его права и законные интересы.
Указанные обстоятельства послужили заявителю основанием для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым отказом департамента прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого отказа департамента закону или иному нормативному правовому акту.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Земельным кодексом Российской Федерации определены основные принципы земельного законодательства, согласно которым регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты решения, обеспечивающие сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, правовой режим земель определяется исходя из их разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (статья 1).
Градостроительным кодексом Российской к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности отнесены обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (статья 2).
Градостроительная деятельность осуществляется в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства. Одним из результатов территориального планирования является установление функциональных зон.
При градостроительном зонировании в правилах землепользования и застройки определяются территориальные зоны и устанавливаются градостроительные регламенты (статья 1).
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован статьей 51 ГрК РФ, в соответствии с частью 1 которой разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно- технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов (часть 10 статьи 51 ГрК РФ).
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.
В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Из материалов дела следует, что оспариваемый обществом отказ в выдаче разрешения на строительство мотивирован, в том числе, отсутствием в едином государственном реестре недвижимости сведений о регистрации права собственности заявителя на реконструируемые объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами 23:49:0308002:5847, 23:49:0308002:5889, 23:49:0308002:5868, 23:49:0308002:5894, 23:49:0308002:5876, 23:49:0308002:5888, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:5616 в Хостинском районе города Сочи.
Кроме того, заинтересованное лицо указывает, что проектное предложение использовать часть земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:7884 площадью 22 000 кв.м в качестве организации временной плоскостной парковки (до 01.10.2021 г.) - является не целевым использованием данного земельного участка и не может быть рассмотрен в качестве обеспечения проектируемых многоквартирных жилых домов постоянными парковочными местами.
Проверяя указанные доводы суд установил следующие обстоятельства.
В силу Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункты 13, 13.1) разрешения на строительство олимпийских объектов федерального значения, а также разрешения на их ввод в эксплуатацию выдают федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством Российской Федерации при утверждении Программы строительства. В случае, если Правительством Российской Федерации не определены федеральные органы исполнительной власти, которые выдают разрешения на строительство олимпийских объектов федерального значения, а также разрешения на их ввод в эксплуатацию, указанные полномочия осуществляют органы государственной власти или органы местного самоуправления, определенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Для получения разрешений на строительство линейных олимпийских объектов и разрешений на ввод линейных олимпийских объектов в эксплуатацию предоставления градостроительного плана не требуется. При этом правила, установленные пунктом 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не применяются и уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы государственной власти или орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации проектам планировки и межевания территории. Для получения разрешений на строительство олимпийских объектов в случае, указанном в части 11 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также разрешений на их ввод в эксплуатацию, представление правоустанавливающих документов на земельный участок не требуется.
Строительство объектов ГК «Олимпстрой» производилось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 991 «О Программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» (в настоящее время утратило силу), а именно пунктом 207.1 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта.
На основании акта приема-передачи результатов строительно-монтажных работ к дополнительному соглашению № 8 от 01.07.2014 года по договору подряда от 07.06.2011 года № 05-1/1-2764 у ГК «Олимпстрой» возникло право собственности на результаты строительно-монтажных работ в виде объектов незавершенного строительства.
В соответствии с Поручением Правительства РФ от 23.04.2014 № ДК-П9-2891, ГК «Олимпстрой» передал результаты строительно-монтажных работ согласно пункту 207.1 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта и переуступила право аренды на земельный участок, на котором осуществлялось строительство, в пользу АО «РЖДстрой».
21 марта 2019 года между Акционерным обществом «РЖДстрой» и ООО «БизнесПроект» заключен договор купли-продажи №20-19-001 результатов строительно-монтажных работ в виде незавершенного строительством объекта.
Согласно п. 1.1 Договора купли-продажи от 21.03.2019 года и акту приема-передачи, заявителю были переданы результаты строительно-монтажных работ в виде незавершенного строительством объекта, в составе объектов с кадастровыми номерами 23:49:0308002:5847, 23:49:0308002:5868, 23:49:0308002:5876, 23:49:0308002:5888, 23:49:0308002:5889, 23:49:0308002:5894, 23:49:0000000:7552, 23:49:0000000:7554, 23:49:0308002:5844, 23:49:0308002:5846, 23:49:0308002:5848, 23:49:0308002:5849, 23:49:0308002:5850, 23:49:0308002:5851, 23:49:0308002:5852, 23:49:0308002:5853, 23:49:0308002:5855, 23:49:0308002:5857, 23:49:0308002:5863, 23:49:0308002:5865, 23:49:0308002:5867, 23:49:0308002:5892, 23:49:0308002:5893, 23:49:0308002:5895, 23:49:0308002:5896, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <...> ранее предусмотренный п. 207.1 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи, как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007г. №991 «Многоквартирный жилые дома для размещения временного персонала, волонтёров и сил безопасности, привлекаемых на период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство)» «Площадка №1: «Жилой квартал по ул. Тепличной в селе Раздольное Хостинского района города Сочи» 1-ая очередь 1-ый пусковой комплекс, представляющий собой здания многоэтажных жилых домов, в разной степени готовности и сооружения противооползневые различной протяженности и различной степени готовности.
Таким образом, наличие договора купли-продажи на приобретение недвижимого имущества на земельном участке, переуступленном на праве аренды ООО «БизнесПроект», подтверждает наличие права собственности на объекты незавершённого строительства, которые предполагаются обществом к реконструкции, с целью дальнейшего ввода в эксплуатацию готового объекта, в силу статьей 129, 130 ГК РФ.
Результаты строительно-монтажных работ в виде незавершённого строительством объекта расположены на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:5616.
Далее, 21.03.2019 года между Акционерным обществом «РЖДстрой» и ООО «БизнесПроект» заключен договор №20-19-002 уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности №01-09/2775 от 31.07.2017, заключенный на основании Договора купли-продажи.
Как следует из условий договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности №01-09/2775 от 31.07.2017 года, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:5616, общей площадью 47 645 кв.м., разрешенное использование: «многоквартирный жилой дом», предоставлен в аренду Акционерному обществу «РЖДстрой» на основании Распоряжения от 07.07.2017 №46-р Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Указанный договор уступки зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в ЕГРН от 08.07.2019 внесена запись №23:49:0000000:5616-23/050/2019-4.
При этом следует отметить, что Межрегиональным территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея не оспорен переход права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:5616, а Управлением Федеральной службы государственной регисрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в 2019 году соответствующий переход права аренды на земельный участок был зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается сведениями ЕГРН. В контексте закрепленного в статье 552 Гражданского кодекса РФ и в статье 35 Земельного кодекса РФ «единства судьбы» объектов капитального строительства и земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, сделка по передаче арендных прав не могла бы быть одобрена государственными органами, если бы они усматривали противоречие условий такой сделки нормам статьи 552 ГК РФ и статьи 35 ЗК РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями Документации по планировки территории (проект планировки) «Жилой квартал по ул. Тепличной в селе Раздольное Хостинского района города Сочи» 2016 года, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 декабря 2016 года №1020/пр.
Таким образом, легальность права собственности заявителя на объекты незавершенного строительства была фактически подтверждена на федеральном уровне.
Из вышеизложенного следует, что ООО «БизнесПроект» на законных основаниях вправе получить разрешение на реконструкцию объектов незавершенного строительства.
Учитывая, что приобретенный ООО «БизнесПроект» объект незавершенного строительством начал возводиться олимпийскими застройщиками в период проведения ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи на основании утвержденной Документации по планировке территории (проект планировки) для размещения олимпийских объектов (пункт 3.25 ДТП: Территория жилой застройки. Многоквартирные жилые дома), а также принимая во внимание положения с части 13 статьи 14 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о том, что разрешения на строительство олимпийских объектов федерального значения, а также разрешения на их ввод в эксплуатацию выдавали федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством Российской Федерации при утверждении Программы строительства, в данном случае – Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, который к настоящему моменту утратил свою силу, что привело в том числе к истечению срока реализации Программы строительства Олимпийских объектов и как следствие отсутствием полномочий Минстроя на выдачу РНС, полагаем, что Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Сочи в силу положений части 4 статьи 51 ГрК РФ уполномочен выдачу такого разрешения на реконструкцию.
Разрешение на строительство (реконструкцию) определяется как документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного регламента, проекта планировки территории и проекту межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием и ограничениями, установленными законодательством.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», статьей 51 Градостроительного кодекса строительство любого объекта недвижимости должно производиться при наличии разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
На основании ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии со ст. 51ГрК РФ орган.
Часть 7 данной статьи определяет перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
Частью 10 указанной статьи предусмотрено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в ч. 7 и 9 ст. 51ГрК РФ документов.
Деятельность органов исполнительной власти основана на принципе законности. Следовательно, при принятии решения о выдаче разрешения на строительство либо об отказе в его выдаче уполномоченный орган должен действовать строго в соответствии с установленной нормативными правовыми актами процедурой в пределах своих полномочий. Выдача разрешения на строительство включена в перечень типовых услуг, оказываемых, в частности, органами местного самоуправления. Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" исчерпывающие перечни оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги устанавливаются федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Перечень оснований, при наличии которых уполномоченный орган имеет право отказать в выдаче разрешения на строительство, содержится в части 13 статьи 51 ГрК РФ; к ним относятся: отсутствие документов, предусмотренных частью 7 названной статьи, несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство (реконструкцию), требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Указанный перечень оснований является исчерпывающим и таковых судом не выявлено, расчет технико-экономических показателей проектируемого объекта без учета требований СП 54.13330 «Здания жилые многоквартирные», приказа Министерства экономического развития РФ от 01.03.2016 года № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения», в качестве основания для отказа перечнем не предусмотрен.
Кроме того, приказ Министерства экономического развития РФ от 01.03.2016 года № 90, на который ссылается заинтересованное лицо в спорном отказе, утратил свою силу с 01.01.2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.06.2020 года № 851 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов и отдельных положений актов Министерства экономического развития Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии мероприятий по государственному контролю (надзору)".
Относительно довода заинтересованного лица о том, что проектное предложение использовать часть земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:7884 площадью 22 000 кв.м в качестве организации временной плоскостной парковки (до 01.10.2021 г.) - является не целевым использованием данного земельного участка и не может быть рассмотрен в качестве обеспечения проектируемых многоквартирных жилых домов постоянными парковочными местами., суд указывает следующее.
Согласно статье 4 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения в том числе по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ). Под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 ГрК РФ).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта планировки и межевания территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 42 - 46 ГрК РФ, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.
В соответствии с Документацией по планировке территории «Жилой квартал по ул. Тепличной в селе Раздольное Хостинского района города Сочи», утвержденной Министерством строительства Российской Федерации, на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:5616 предусмотрено размещение многоквартирных жилых домов.
Также проектом предусмотрено размещении проковочных мест (автостоянок) на земельных участках с кадастровыми номерами: 23:49:0000000:9589, 23:49:0000000:9587.
Частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
С учётом проекта и существующих объектов незавершенного строительства, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:5616, у заявителя отсутствует возможность размещения достаточного количества парковочных мест в границах данного земельного участка.
Согласно части 1 стати 38 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка. Из чего следует, что проектной документацией может быть предусмотрено размещение объектов капитального строительства на нескольких земельных участках, принадлежащих Застройщику.
При этом в действующем законодательстве отсутствует императивная норма, не позволяющая размещать объекты капитального строительства, в частности автостоянки, парковки, за границами территории в отношении, которых утверждена документация по планировки территории (проект планировки).
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, в представленной проектной документации предусмотрено размещение парковочных мест в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:7884, правообладателем которого является ООО «БизнесПроект».
В соответствии с требованиями статьи 49 ГрК РФ, в отношении указанной проектной документации была проведена негосударственная экспертиза, по результатам которой было получено положительное заключение, что подтверждает соответствие проектной документации требованиям технических регламентов и норм действующего законодательства.
Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" В случае, если решение о подготовке проекта планировки территории, проекта межевания территории принято до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подготовка и утверждение документации по планировке территории осуществляются в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
Проект планировки территории, проект межевания территории, утвержденные до 1 января 2017 года, применяются без приведения их состава и содержания в соответствие с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Исчерпывающий перечень возможности образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности перечислен в пункте 1 статьи 11.3 ЗК РФ, а именно:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В пункте 2 данной статьи сказано, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории. С учетом отсутствии возможности образования земельного участка по схеме или проектной документации лесных участков (участок находится в границе населенного пункта), данный участок подлежит образованию только в соответствии с документацией по планировке территории . Границы участка полностью соответствуют границам межевания указанным в документациии по планировке территории 2016 года. Кроме того, в данной документации по планировке территории он рассматривается исключительно как элемент планировочной структуры. В силу чего, учитывая вид его разрешенного использования "многоквартирный жилой дом", а так же назначение в соответствии с Проектом планировки территории, исключено наличие ограничений в его использовании именно для указанных целей.
Утвержденный приказом Минстроя от 13.01.2014 года №2-04 «Проект планировки территории для размещения олимпийских объектов:1-го этапа строительства «Жилой квартал по ул. Тепличной в селе Раздольное Хостинского района города Сочи «олимпийского объекта «Многоквартирный жилые дома для размещения временного персонала, волонтёров и сил безопасности, привлекаемых на период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство)» п. 207.1 Программы строительства; сети инженерного и транспортного обеспечения в районе с. Раздольное Хостинского района г. Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство), п.1. 43 Краевой целевой программы; «Мероприятия по защите от возможного затопления площадки №1 «Жилой квартал по ул. Тепличной в с. Раздольное Хостинского района, г. Сочи», объекта, предусмотренного п. 207.1 настоящей Программы (проектные, изыскательские работы, строительство, реконструкция)», п. 109 (2) Программы строительства», предусматривал возможность размещения всех объектов, о выдаче разрешения на реконструкцию которых просил заявитель, в том числе включая необходимое количество парковочных мест и спортивных площадок.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 декабря 2016 года №1020/пр утвержден проект планировки территории для размещения объекта: первый этап «Жилой квартал по ул. Тепличной в селе Раздольное Хостинского района города Сочи» олимпийского объекта «Многоквартирные жилые дома для размещения временного персонала, волонтеров и сил безопасности, привлекаемых на период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство)».
Тем самым, фактически документацией по планировке территории 2016 года была уточнена документация по планировке территории 2014 года в части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:5616 посредством конкретизации местоположения границ многоквартирных жилых домов.
В соответствии со ст.44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков (далее - «ГПЗУ») осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка ГПЗУ осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.ГПЗУ должен соответствовать документам территориального планирования.
В составе ГПЗУ указываются, в т.ч., минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Исходя из содержания статей 41 - 46 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка по существу представляет собой сведения из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которых указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Таким образом, градостроительный план земельного участка не должен противоречить утвержденному проекту планировки территории.
На основании изложенного, доводы заинтересованного лица признаются судом несостоятельными. Каких-либо иных оснований для отказа в выдаче заявителю разрешения на реконструкцию заинтересованным лицом не приведено, а судом не установлено. Из чего следует, что отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Сочи № 21.01-21/43881 от 10.12.2020 года в выдаче обществу с ограниченной ответственностью «БизнесПроект» разрешения на реконструкцию объекта нельзя признать соответствующим положениям ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, приведенные и другие собранные по делу доказательства, обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела обстоятельств, исследованные и оцененные арбитражным судом, в своей совокупности достаточны для вывода об обоснованности заявленных требований.
Таким образом, приведенные и другие собранные по делу доказательства, обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела обстоятельств, исследованные и оцененные арбитражным судом по правилам ст. 71 АПК РФ и, в своей совокупности, достаточны для вывода об обоснованности заявленных требований, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению судом.
В соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу части 1 данной статьи, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 65, 71, 110, 167 - 171, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи № 21.01-21/43881 от 10.12.2020 года об отказе в выдаче обществу с ограниченной ответственностью «БизнесПроект» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) разрешения на реконструкцию.
Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи выдать ООО «БизнесПроект» (ОГРН: 1172375074079, ИНН: 2312264725) разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства «Многоквартирные жилые дома для размещения временного персонала, волонтеров и сил безопасности, привлекаемых на период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство). Площадка № 1. Жилой квартал по ул. Тепличной в селе Раздольное Хостинского района города Сочи (1-я очередь, 1-й пусковой комплекс)» на земельном участке общей площадью 47 645 кв.м с кадастровым номером :49:0000000:5616 , расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район.
Взыскать с Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в пользу Общества с ограниченной ответственностью «БизнесПроект» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) государственную пошлину в сумме 3 000 руб., уплаченную по чек-ордеру от 16.12.2020.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Н.В. Иванова