ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-55810/2021 от 12.10.2022 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А32-55810/2021

г. Краснодар                                                                                                  18 октября 2022 года

Резолютивная часть решения вынесена 12.10.2022

Полный текст решения изготовлен 18.10.2022

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Чеснокова А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гайдамака Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Транснефть-Сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ГУ МЧС России по Краснодарскому краю

о признании недействительным предписания от 24.09.2021 № 15/1/1

при участии:

от заявителя: не явились, уведомлены,

от заинтересованного лица: ФИО1 – доверенность, ФИО2 – доверенность,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Транснефть-Сервис» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению МЧС России по Краснодарскому краю (далее – заинтересованное лицо, административный орган) о признании недействительным предписания от 24.09.2021 № 15/1/1.

Заявитель в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо в судебном заседании возражало против удовлетворения требований заявителя.

Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 04 августа 2021 г. в адрес Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю поступило обращения (входящий номер от 04.08.2021 № Г-206-1886, копия прилагается), в части нарушения лицензионных требований ООО «Транснефть-Сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на объекте АО «КТК-Р», расположенном по адресу: 353900, Краснодарский край, г. Новороссийск, тер. Приморский Округ Морской Терминал, в рамках рассмотрения которого была проведена предварительная проверка доводов, указанных в данном обращении.

В ходе предварительной проверки установлены следующие факты:

1. Акционерное общество «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» (АО «КТК-Р»), осуществляет деятельность по погрузке нефти в морском порту по адресу: 353900, Краснодарский край, г. Новороссийск, тер. Приморский Округ Морской Терминал. Погрузка нефти на танкера осуществляется через выносное причальное устройство (ВПУ), находящееся на удалении от берега и эксплуатируется АО «КТК-Р».

2. Между АО «КТК-Р» и ООО «Транснефть - Сервис» заключен договор (№R-OD-13-0208 от 29.11.2013) на оказание услуг по тушению пожаров на выносных причальных устройствах (ВПУ), расположенных в 5 км от береговой полосы и расчетного количества разлившейся нефти и нефтепродуктов на море. Одновременно с этим, погрузка нефти на танкера осуществляется через выносное причальное устройство (ВПУ), находящееся на удалении от берега и эксплуатируется АО «КТК-Р», в соответствии со свидетельством о регистрации и приложения к нему, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно письма Российского морского регистра судоходства № 185-430-5-136201 от 21.05.2021г. (копия прилагается), плавучее причальное сооружение, предназначенное для швартовки и стоянки судов (ВПУ) и не используемое как транспортное средство для перевозки грузов и пассажиров - относится к объектам инфраструктуры.

 В период с 23.09.2021г. по 24.09.2021г. Главным управлением проведена внеплановая, выездная проверка совместно с Южной транспортной прокуратурой на основании распоряжения органа контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, выездной проверки от 16.09.2021 № 15 с 23.09.2021г. по 24.09.2021г., в результате которой был составлен акт проверки № 15 от 24.09.2021 (и предписание №15\1\1 от 24.09.2021.

Общество, не согласившись с предписанием административного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При принятии решения суд руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в формате электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в формате электронного документа; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Федерального закона № 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Согласно статье 2 Закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории, культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государств, возможность нанесения которого, связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

В силу пункта 8 статьи 3 Закона о лицензировании местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности) является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны) подлежит лицензированию.

Частью 1 статьи 18 ФЗ №99-ФЗ рассмотрены случаи, в которых требуется переоформление лицензии, а именно: лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. При этом следует учесть требования части 2 названной статьи, которая предусматривает, что до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.

Частью 5 статьи 18 Закона № 99-ФЗ определено, что заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Порядок лицензирования деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее - лицензируемая деятельность), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1131 (далее - Положение № 1131).

Судом установлено, что  ООО «Транснефть - Сервис» имеет лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры № 23-07-2021-001554 от 10.11.2011, и осуществляет свою деятельность по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности: 353913, <...>.

Однако, фактическую деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры по защите выносного причального устройства, являющегося объектом инфраструктуры АО «КТК-Р», осуществляется ООО «Транснефть-Сервис» по адресу: 353900, Краснодарский край, г. Новороссийск, тер. Приморский Округ Морской Терминал, то имеются признаки 5 нарушения лицензионный требований, предусмотренных п. 8 ст. 3, п. 4, ч.1, ст.5, п.1 п. 2, п.7 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пункт 7 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1131, а именно - ООО «Транснефть - Сервис» (ИНН <***>) 353913, <...>, лицензия №23-07-2021- 001554 от 10.11.2011., осуществляет лицензируемый вид деятельности, по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры на объекте: АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р» (ИНН <***>) 353900, Краснодарский край, г. Новороссийск, Приморский округ, Морской Терминал на выносном причальном устройстве КТК-1 регистровый № 0139642, серийный № SO 12700: точки с координатами 44°037,77, северной широты и 37°038,27, восточной долготы, выносном причальном устройстве КТК-2 регистровый № 01112939, серийный № SO 12710: точки с координатами 44°037,33, северной широты и 37°039,67, восточной долготы, выносном причальном устройстве КТК-3 регистровый № 12228906, серийный № н/п: точки с координатами 44°037,75, северной широты и 37°036,72, восточной долготы по договору оказания услуг № R-OD-13-0208 от 29.11.2013 года, по адресам места осуществления лицензируемого вида деятельности не указанным в специальном разрешении лицензии.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона о морских портах объекты инфраструктуры морского порта - здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.11.2017 № 475 утвержден Перечень объектов инфраструктуры морского порта, который включает берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, искусственно образованные территории и подобные объекты, а также подходные каналы, фарватеры, акватории, внутренние рейды, якорные стоянки, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ, и иные портовые гидротехнические сооружения.

ВПУ - это рейдовый причал, представляющий собой бочку или пал специальной конструкции, совмещающие функции швартовного и погрузо-разгрузочного устройства (СП 444.1326000.2019 "Свод правил. Нормы проектирования морских каналов, фарватеров и зон маневрирования", утвержденный приказом Минтранса России от 30.05.2019 № 159).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 КТМ РФ под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

В силу пункта 1 статьи 22 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации подлежащие государственной регистрации суда подлежат классификации и освидетельствованию.

Классификация и освидетельствование судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, по выбору судовладельца осуществляются российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, наделенными Правительством Российской Федерации необходимыми полномочиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Порядок осуществления классификации судов и морских стационарных платформ федеральным государственным учреждением "Российский морской регистр судоходства" определен в Положении, утвержденном приказом Минтранса России от 09.07.2003 № 160 (далее - Положение № 160).

Таким образом, с учетом вышеизложенного, выносное причальное сооружение, предназначенное для швартовки в открытом море, осуществляющее функции погрузоразгрузочного устройства, и не используемое как транспортное средство для перевозки грузов или пассажиров, относится к объектам инфраструктуры, т.е. не является судном, а, следовательно, не относится к объектам технического наблюдения, подлежащим классификации и освидетельствованию Регистром.

Указанные выводы также отражены в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.06.2022 N Ф08-4663/2022 по делу N А32-44969/2021.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях состава вменяемого правонарушения.

Предписанием является документ, который исходит от уполномоченного органа или лица и требует от лица, которому оно адресовано, выполнить (или не выполнять) определенные действия, за невыполнение которого предусмотрена административная ответственность.

При этом, по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть исполнимы. В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13 по делу N А53-19629/2012 изложены выработанные судебной практикой требования к предписанию. Как указал ВАС РФ, предписание административного органа должно отвечать условию законности и исполнимости.

Заявителем не представлено доказательств невозможности исполнения оспариваемого предписания.

Таким образом, приведенные по делу доказательства, обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела обстоятельств, исследованные и оцененные арбитражным судом по правилам ст. 71 АПК РФ и, в своей совокупности, достаточны для вывода о необоснованности заявленных требований, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований заявителю надлежит отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно статьям 101, 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отказе в удовлетворении заявленных  требований, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, статьями 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                                                                         А.А. Чесноков