г. Краснодар Дело № А32-5608/2022
04 марта 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 04 марта 2022 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
судьи Шкира Д.М.
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Изосимовой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу, г. Краснодар
к АО «Почта России» г. Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол об административном правонарушении от 27.01.2022 № АП-23/4/273),
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу, г. Краснодар обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности акционерного общества «Почта России», г. Москва по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен. В заявлении указал, что в рамках рассмотрения обращения ФИО1 о ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи, установлен факт осуществление предпринимательской деятельности с нарушением пунктов 4, 5 лицензии № 162571, выразившееся в необоснованном отказе в выдаче посылки № 80081167697964 по удостоверению личности военнослужащего Российской Федерации.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечило. Отзыв в материалы дела не представило.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается по правилам статей 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ).
Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
АО «Почта России» оказывает услуги почтовой связи на основании лицензии
№ 162571, выданной 11.04.2018 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, сроком действия до 11.04.2023.
В рамках полномочий при рассмотрении обращений гр. ФИО1 (вх.
от 20.12.2021 №05-18-7855/23, и от 21.12.2021 №0518-7885/23) был направлен запрос в АО «Почта России» (исх. от 23.12.2021 № 41077-04/23) о предоставлении информации, необходимой для рассмотрения обращения заявителя. Из ответа на указанный запрос (информации и материалов), поступившего из АО «Почта России» (исх. от 17.01.2022 № А6-АУО-02/239/1-Кач, вх. от 17.01.2022 №1175/23) Управлением было установлено следующее:
Посылка с объявленной ценностью и наложенным платежом № 80081167697964, принятая к пересылке 02.12.2021 в отделении почтовой связи (ОПС) Ижевск МСЦ-1 426961 (ОПС закрытого типа) УФПС Республики Удмуртия - филиала АО «Почта России», прибыла 10.12.2021 в ОПС Тимашевск-352708 Тимашевского почтамта ОСП УФПС Краснодарского края - филиала АО «Почта России».
За получением РПО № 80081167697964 гр. ФИО1 обратился 11.12.2021 в ОПС Тимашевск-352708, предъявив водительское удостоверение. После отказа в получении отправления по водительскому удостоверению, было предъявлено удостоверение личности военнослужащего РФ. Оператором ОПС Тимашевск-352708 было необоснованно отказано в получении посылки № 80081167697964 по удостоверению личности военнослужащего РФ. Посылка № 80081167697964 вручена адресату только 08.01.2022 по извещению ф.22.
Выявленное управлением нарушение послужило основанием для вывода административного органа о нарушении заинтересованным лицом условий выданной ему лицензии от 11.04.2018 № 162571 и наличии признаков совершения административного правонарушения, квалифицируемого в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
27.01.2022 в отношении АО «Почта России» составлен протокол об административном правонарушении № АП-23/4/273.
Заявление и материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд Краснодарского края для рассмотрения.
Принимая решение, суд исходит из следующего.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере
от 30 000 до 40 000 рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании), под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Статья 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепляет, что в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:
1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
5) иные требования, установленные федеральными законами.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ "О почтовой связи"услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Статьей 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ "О почтовой связи" установлено, что операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления. Дополнительное лицензирование операций, составляющих единый производственно - технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в качестве самостоятельных видов деятельности не допускается.
В силу абзаца 1 части 1 статьи 46 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003
№126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории РФ, является паспорт гражданина Российской Федерации (Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации").
Согласно статье 10 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
К документам удостоверяющих личность в РФ, относятся:
- паспорт гражданина РФ, паспорт гражданина СССР основание (указ Президента РФ
от 13.03.1997года №232, и постановление Правительства РФ от 08.07.1997 года №828);
- загранпаспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт, служебный паспорт, загранпаспорт гражданина бывшего СССР (указы Президента РФ от 21.12.1996 №1752,
от 19.10.2005 № 1222, от 29.12.2012 №1709);
- удостоверение личности военнослужащего РФ, военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана и офицера запаса (постановление Правительства РФ
от 12.02.2003 №91, приказ Министерства обороны от 18.07.2014 № 495),
- временное удостоверение личности гражданина РФ (форма №2п) (постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 898, приказ МВД России от 13.11.2017 № 851);
- паспорт гражданина СССР, удостоверение личности и военные билеты, выдаваемые командованием воинских частей и военных учреждений, общегражданские заграничные паспорта (постановление Совмина СССР от 28.08.1974 № 677).
Из материалов дела следует, что посылка с объявленной ценностью и наложенным платежом № 80081167697964, принятая к пересылке 02.12.2021 в отделении почтовой связи (ОПС) Ижевск МСЦ-1 426961 (ОПС закрытого типа) УФПС Республики Удмуртия - филиала АО «Почта России», прибыла 10.12.2021 в ОПС Тимашевск-352708 Тимашевского почтамта ОСП УФПС Краснодарского края - филиала АО «Почта России».
За получением РПО № 80081167697964 гр. ФИО1 обратился 11.12.2021 в ОПС Тимашевск-352708, предъявив водительское удостоверение. После отказа в получении отправления по водительскому удостоверению, было предъявлено удостоверение личности военнослужащего РФ. Оператором ОПС Тимашевск-352708 было необоснованно отказано в получении посылки № 80081167697964 по удостоверению личности военнослужащего РФ. Посылка № 80081167697964 вручена адресату только 08.01.2022 по извещению ф.22.
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает кроме основных документов, удостоверяющих личность, также наличие иных документов, удостоверяющих личность.
Исходя из правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в решении от 08.11.2006 N ГКПИ06-1016, документ, содержащий необходимые реквизиты, позволяющие удостоверить личность гражданина (в частности фотографию) подтверждает не только наличие такого права у поименованного в нем лица, но и принадлежность самого документа именно этому лицу.
Удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации содержит все реквизиты, обязанность фиксации которых предусматривается подпунктом «а» абзаца 2 пункта 33 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234.
В связи с чем, у сотрудников АО «Почта России» отсутствовали препятствия для идентификации личности гражданина и соответствующего оформления выдачи ему регистрируемого почтового отправления.
В своем ответе АО «Почта России» подтверждает факт необоснованного отказа в выдаче посылки № 80081167697964, ответственность возлагает на ОСП УФПС Краснодарского края - филиала АО «Почта России», 350000, <...>.
Таким образом, оператором почтовой связи нарушен установленный Правилами порядок выдачи регистрируемого почтового отправления адресату.
Общество, осуществляя деятельность в сфере оказания услуг почтовой связи, имело возможность выполнить требования действующего законодательства, обеспечить соблюдение требований нормативно-правовых актов, но им не приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции, не обеспечен контроль за соблюдением требований законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Факт нарушения АО «Почта России» условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) достоверно установлен административным органом и подтверждается материалами дела.
Суд учитывает положения статьи 2.1 КоАП РФ, и признает наличие вины, поскольку АО «Почта России», как обладателю лицензии на оказание услуг почтовой связи, возложена обязанность по соблюдению требований законодательства в сфере защиты прав потребителей а также по соблюдению лицензионных требований, однако, при наличии возможности соблюдения установленных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, АО «Почта России» не были приняты все зависящие от него меры.
Наличие обстоятельств, создающих непреодолимые препятствия для обеспечения АО «Почта России» качества услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами судом не установлено.
Таким образом, административным органом произведена правильная квалификация правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, так как АО «Почта России» допущено нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей и пунктов 4, 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 162571.
В соответствии с названной нормой КоАП РФ в качестве административного правонарушения, влекущего применение административного наказания, признается осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Рассмотрев, изучив и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ материалы дела, суд считает доказанным факт совершения АО «Почта России» административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения по делу не пропущен.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Уведомлением от 18.01.2022 общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 27.01.2022 в 13.00 часов по адресу:
<...> каб. 12.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с идентификатором
№ 350000651703448, данное уведомление получено представителем общества 26.01.2022.
Протокол об административном правонарушении от 27.01.2022 № АП-23/4/273 составлен в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом. Копия протокола направлена по юридическому адресу общества.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усматривает в действиях общества малозначительности рассматриваемого правонарушения ввиду следующего.
Так, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Так, из материалов дела следует, что совершенное обществом правонарушение носит формальный характер, несет реальную угрозу охраняемым общественным отношениям, ущемляет права потребителей.
Таким образом, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности отсутствуют.
Юридическое лицо, являясь субъектом предпринимательской деятельности, профессиональным участником рынка, должно было быть осведомлено о том, что несоблюдение лицензионных требований влечет за собой административную ответственность.
Согласно статье 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ, при этом учитывается характер совершенного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие (отягчающие) административную ответственность.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым привлечь АО «Почта России» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В соответствии со статьей 208 АПК РФ при рассмотрении судом дел о привлечении юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица к административной ответственности госпошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 167,170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь акционерное общество «Почта России» (ОГРН <***>,
ИНН <***>, место нахождения: 131000, <...>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 27.01.2022 № АП-23/4/273 и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Реквизиты для перечисления суммы штрафа: получатель – УФК РФ по Краснодарскому краю (для Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу), лицевой счет – <***>, ИНН <***>, КПП 231201001, БАНК – Южное ГУ Банка России г. Краснодар, БИК Банка – 010349101, № счёта 40102810945370000010,
КБК 09611601141019002140, казн. Счет: 03100643000000011800, ОКТМО 03701000,
УИН 09600000000038617946.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу.
Доказательства оплаты штрафа заинтересованному лицу представить в административный орган и в арбитражный суд с указанием номера арбитражного дела.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в срок, в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение направляется судебному приставу – исполнителю для приведения в исполнение в принудительном порядке.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Д.М. Шкира