ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-57031/09 от 10.03.2010 АС Краснодарского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело №А32-57031/2009-33/1030

10 марта 2010г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Диденко В.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Диденко В.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО «ВСУМ», г. Москва

к ФГУ «Центр реабилитации Фонда социального страхования РФ «Кристалл», г. Анапа

о признании незаконным п. 5 Протокола от 17.12.09 г.

при участии

от заявителя: не явился, уведомлен

от заинтересованного лица: ФИО1 – дов. от 15.02.10 г.

УСТАНОВИЛ:

ОАО «ВСУМ», г. Москва обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным п. 5 Протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе г. Анапа от 17.12.09 г. ФГУ Центра реабилитации ФСС РФ «Кристалл» в части отказа ОАО «ВСУМ» на участие в аукционе на «заключение государственного контракта на «Строительство «под ключ» второй очереди ФГУ Центра реабилитации ФСС РФ «Кристалл» по адресу <...>».

Заявитель в судебное заседание не прибыл, о месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований.

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил.

25.11.09 г. ФГУ Центр реабилитации ФСС РФ «Кристалл» разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информацию о проведении аукциона на право заключения государственного контракта на «Строительство «под ключ» второй очереди ФГУ Центра реабилитации ФСС РФ «Кристалл» по адресу <...>.

ОАО «ВСУМ» была подана заявка на участие в данном аукционе.

17.12.09 г. ФГУ «Центр реабилитации ФСС РФ «Кристалл» принято решение (п. 5 Протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе г. Анапа от 17.12.09 г.) об отказе ОАО «ВСУМ» в участии в аукционе на основании следующего:

- заявка не соответствует пп. 11 п. 35 Раздела 2 (Сведения об аукционе), пп. 2.1.8.3 ч.2 (Инструкция по подготовке заявки на участие в аукционе) Раздела 1 (Общие условия проведения аукциона), а именно, отсутствует лицензия на проектирование зданий и сооружений.

- предложение участника о качестве работ не соответствует техническому заданию документации об аукционе: отсутствуют пункты с 1.1.1 по 1.1.4.3; с 1.2.1 по 1.2.6.3; 2.1.1 по 2.1.5; 2.2.1 по 2.2.5.3; 2.4.1; 2.5.1 по 2.5.5.3; с 2.6.1 по 2.6.5.2; по 2.7.1 по 2.7.3.8; 2.8.1 (не указан весь объем работ, предусмотренных техническим заданием, в том числе не указаны объемно-планировочные решения, устройство инженерных сетей, пожаротушения, горячего водоснабжения, канализации, отопления, кондиционирования и т.д.).

Общество не согласилось с вынесенным решением, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении заявленных требований по существу суд руководствовался следующим.

Предметом проводимого аукциона являлось право заключения государственного контракта на строительство «под ключ» второй очереди ФГУ Центра реабилитации ФСС РФ «Кристалл», технические, качественные и количественные характеристики которых указаны в ч. 5 документации об аукционе (техническое задание) и включает выполнение проектных работ, выполнение строительно-монтажных работ и выполнение функций заказчика-застройщика на всей стадии строительства.

Федеральным законом №94-ФЗ от 21.07.05 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлено требование о соответствии непосредственно участника размещения заказа требования, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов.

Согласно ч. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно п. 101.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.01 г. №128-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) «О лицензировании отдельных видов деятельности» проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Подпункт 11 п. 35 Раздела 2 «Сведения об аукционе» и пп. 2.1.8.3 ч. 2 «Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе» Раздела 1 «Общие условия проведения аукциона» содержат требование о предоставлении участником размещения заказа заявки на участие в аукционе, копии лицензии на право выполнять работы, предусмотренные техническим заданием со всеми приложениями – лицензии Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на работы по проектированию и строительству зданий и сооружений Iи II уровней ответственности или разрешение, выданное саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства реконструкций, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Из материалов дела следует, что Заявителем в составе заявки данные документы представлены не были.

Соответственно, отсутствие лицензии, дающей право выполнения проектных работ явилось основанием для отказа в допуске в участии в аукционе.

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 34 №94-ФЗ документация об аукционе содержала требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе и инструкцию по ее заполнению (п. 2 раздела 1 документации), в том числе форму предложения участника размещения заказа о качестве работ (форма №3 раздела 3 документации). Согласно данной форме участник размещения заказа в строке №1 таблицы «Порядок выполнения работ, применяемые технологии и методы» должен был указать сведения в виде пояснительной записки, схемы, графики производства работ и пр. в соответствии с Техническим заданием документации об аукционе, т.е. ч. 5 документации об аукционе.

Предложение о качестве работ ОАО «ВСУМ» не соответствует конкретным требованиям, выставленным Заказчиком в Техническом задании (ч. 5 документации об аукционе), а именно, изложенным в пунктах с 1.1.1 по 1.1.4.3; с 1.2.1 по 1.2.6.3; 2.1.1 по 2.1.5; 2.2.1 по 2.2.5.3; 2.4.1; 2.5.1 по 2.5.5.3; с 2.6.1 по 2.6.5.2; с 2.7.1 по 2.7.3.8; 2.8.1, т.е. требованиям к объемно-планировочным решениям, устройству инженерных сетей, пожаротушению, горячему водоснабжению, канализации, отоплению, кондиционированию и т.д. по основным объектам строительства. Сами основные объекты строительства при этом перечислены в предложении о качестве ОАО «ВСУМ».

В частности, заявка ОАО «ВСУМ» не соответствует следующим требованиям Технического задания: абзац 1 п. 1.1.1 – на 1 этаже предусматривается вестибюльная группа с остекленным переходом, связывающая его с «ЛОК»; абзац 3 п. 1.1.2.1 – пожарные краны установить в специальных ящиках, в которые необходимо добавить по 2 огнетушителя; абзац 2 п. 1.2.5.4 – группы силовой распределительной сети подключаются к щитам ЩР-1-5 с установленными аппаратами защиты; абзац 9 этого же пункта – кабели розеточной группы должны быть снабжены бирками; на бирках кабелей вначале и конце линии должны быть указаны марка, напряжение, сечение, наименование линии; последний абзац п. 2.7.3.8 – все проводники, используемые в качестве нулевых защитных проводников, должны быть надежно соединены с РЕ шиной в щитах или с контуром заземления в помещении. В электрощитовых должен быть комплект защитных средств – резиновые коврики, перчатки, заземление, плакаты и т.п.

В предложении о качестве работ ОАО «ВСУМ» отсутствуют данные по соответствию требованиям (т.е. порядку выполнения работ, применяемым технологиям и методам, которые и требовались в форме 3 раздела 3 документации). Соответственно Заинтересованное лицо правомерно отклонило заявку и отказала в допуске ОАО «ВСУМ» к аукциону.

Довод Заявителя о том, что заказчиком нарушены п. 3 ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции», п. 3.1 ст. 34 Федерального закона №94-ФЗ в части объединения в предмете торгов работ, выполнение которых требует наличия у участника размещения заказа отдельных лицензий (изыскания, проектирование, строительство) является ошибочным ввиду следующего.

Необходимость лицензирования проектных и строительно-монтажных работ в соответствии с Федеральным законом №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не может являться основанием к выводу о том, что данные работы являются технологически и функционально не связанными.

Предметом аукциона являлось строительство «под ключ». При этом проектные работы по разработке проектной документации стадии РД и непосредственно строительно-монтажные работы являются смежными работами, которые представляют собой единый функционирующий процесс. Проектные работы неразрывно связаны со строительно-монтажными работами и проводятся параллельно.

Кроме того, в соответствии с ч. 4.1 ст. 10 Федерального закона №94-ФЗ и распоряжением правительства РФ от 27.02.08 г. №236-р, размещение заказа на «Строительство зданий и сооружений «под ключ» (код 4520080 входит в код 4500000 «Услуги строительные и объекты строительства»), должны осуществляться путем проведения аукциона. Согласно п. 1.2 Положения об организации строительства объектов «под ключ», утвержденного постановлением Госстроя СССР от 10.11.89 г. №147, метод строительства объектов «под ключ» предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование – выполнение строительных и монтажных работ. включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием – ввод в эксплуатацию). Письмом от 25.09.08 г. №А05-4076 Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России разъяснил, что представляется правомерным объединение проектно-изыскательских и строительных работ в один лот, при условии, что данные работы являются составной частью комплексного процесса создания готовой строительной продукции и соответствующий заказ размещается путем проведения аукциона.

Таким образом, проектные и строительно-монтажные работы являются технологически и функционально взаимосвязанными и их размещение одним лотом не противоречит законодательству о размещении заказов.

В составе заявки ОАО «ВСУМ» приложило заверенную копию лицензии на строительство зданий и сооружений Iи II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, регистрационный №ГС-1-99-02-27-0-7704057736-019654-1 от 22.11.04 г. со сроком действия до 31.12.09 г.

22.12.09 г. ФГУ ЦР ФСС РФ «Кристалл» отправило запрос в Краснодарский филиал ФГУ ФЛЦ по вопросу даты выдачи, сроке действия, перечня разрешенных видов работ по указанной выше лицензии.

В своем ответе №01-939 от 24.12.09 г. Краснодарский филиал ФГУ ФЛЦ представило выписку из реестра лицензий, из которой следует, что срок действия лицензии с регистрационным номером ГС-1-99-02-27-0-7704057736-019654-1, выданной 22.11.04 г. истек 22.11.09 г.

Основания отказа в допуске участника предусмотрены статьей 12 Закона N 94-ФЗ, в том числе таким основанием является наличие в документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа.

Следует отметить, что ОАО «ВСУМ» обратилось с жалобой в Федеральную антимонопольную службу России на действия аукционной комиссии Заказчика при проведении открытого аукциона «Строительство «под ключ» второй очереди ФГУ Центр реабилитации ФСС РФ «Кристалл» по адресу: <...>». Решением по делу №К-1226/09 о нарушении законодательства о размещении заказов от 28.1.209 г. комиссия ФАС России по контролю в сфере размещения заказов признало жалобу ОАО «ВСУМ» необоснованной.

В силу п. 1 ст. 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) является обеспечение восстановления нарушенного права. При несогласии участника с результатами конкурса Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает специальный способ защиты нарушенных прав - признание торгов недействительными. В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для признания торгов недействительными является нарушение правил их проведения, которые установлены статьями 447, 448 Кодекса. Общество, не соглашаясь с установлением тех или иных критериев отбора участников, фактически оспаривает содержание конкурсной документации.

Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица. По смыслу данной нормы реализация этого права должна повлечь восстановление нарушенных прав истца. Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ФГУ «Центр реабилитации ФСС РФ «Кристалл» заключен государственный контракт от 28.12.09 г. №44 с ООО «»Вюн-Кон-Сервис», который частично исполнении, что подтверждено актами формы №КС-2 и платежными поручениями на оплату выполненных работ по контракту №44 от 28.12.09 г. (представлены в материалы дела).

При указанных обстоятельствах приведение сторон в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке невозможно, поэтому избранный истцом способ защиты не приводит к восстановлению его субъективного права.

С учетом изложенного, в удовлетворении требований ОАО «ВСУМ» следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 27, 29, 159, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ОАО «ВСУМ» - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья В.В. Диденко