ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-57410/19 от 10.03.2020 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А32-57410/2019

11 марта 2020 года г. Краснодар

Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2020 года

Полный текст решения изготовлен 11 марта 2020 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П. при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевым С.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, г. Краснодар

к Закрытому акционерному обществу «Мясоперерабатывающий комплекс Динской», ст. Динская

о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности;

от ответчика: ФИО2 – представителя по доверенности,

У С Т А Н О В И Л:

Южное межрегиональное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – заявитель, административный орган, управление, Южное межрегиональное управление Россельхознадзора) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к закрытому акционерному обществу «Мясоперерабатывающий комплекс Динской» (далее – ответчик, лицо, привлекаемое к административной ответственности, общество, ЗАО «МПК Динской»)о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 11.11.2019 года № 15-В/2019-21.

Представитель управления в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, правовая позиция изложена в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, возражения изложены в отзыве.

Суд установил, что ЗАО «МПК Динской» зарегистрировано в качестве юридического лица 03.06.2002 года, ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес 353200, Краснодарский край, Динской район, ст. Динская, ул. Крайняя, д. 2.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ЗАО «МПК Динской» является переработка и консервирования мяса.

В рамках выполнения государственного ветеринарного лабораторного мониторинга качества и безопасности пищевой продукции, при проведении лабораторных исследований ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» образца продукции – колбаса вареная «Классическая», изготовленной ЗАО «МПК Динской» 14.12.2019 года на производственных мощностях, расположенных по адресу: Россия, Краснодарский край, Динской район, ст. Динская, ул. Крайняя д. 2, установлено содержание в составе остатков лекарственных препаратов, используемых в ветеринарии – «бензилпенициллин» и «сульфаниламид», что свидетельствует о несоответствии исследованного образца продукции требованиям части 1 статьи 5 и статьи 13 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года № 880 (далее – ТР ТС 021/2011).

Результаты проведенных лабораторных исследований образца продукции, произведенной, ЗАО «МПК Динской» зафиксированы в протоколе испытаний от 09.02.2019 года № 00434.

11.11.2019 года уполномоченным должностным лицом заявителя, в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении № 15-В/2019-21, в котором действия ЗАО «МПК Динской» квалифицированы по части 2 статьи. 14.43 КоАП РФ. Копия протокола направлена в адрес ответчика по почте.

Управление, указывая на наличие в действиях общества состава названного административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, обратился в суд с заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности.

Оценивая собранные по делу об административном правонарушении доказательства, а также наличие (отсутствие) в деяниях общества состава указанного административного правонарушения суд исходит из следующего.

Обществу вменяется нарушение законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, срок давности привлечения к административной ответственности за данное нарушение в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год.

Правонарушение не является длящимся и считается оконченным в момент выпуска продукции в обращение. Аналогичный подход изложен в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.07.2019 года по делу № А32-50815/2018, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.01.2020 № Ф08-12547/2019 по делу N А53-15044/2019.

Управлением даты выпуска продукции в обращение не устанавливалась.

Из материалов дела следует, что обществу вменяется производство с нарушением требований технических регламентов продукции (вареной колбасы) 14.12.2018 года, отбор образцов продукции производился 25.01.2019 года (акт отбора проб), товар поступил продавцу (ООО "Лента") 18.12.2018 года, в связи с чем, вареная колбаса выпущена в обращение в торговую сеть не позднее 18.12.2018 года.

Поскольку частью 2 статьи 14.43 Кодекса установлена ответственность за нарушение изготовителем требований технических регламентов, создавшее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, то в рассматриваемом случае сроком совершения обществом как производителем такой продукции и лицом, выпустившим ее в обращение, является день не позднее 18.12.2018 года (поступление продукции продавцу). В связи с этим срок давности привлечения общества при установленных судом фактических обстоятельствах совершения правонарушения на момент рассмотрения дела истек.

Одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 статьи 24.5 КоАП РФ).

В абзаце 1 пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательствами.

Согласно части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 указанной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на ? юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренная частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит, в том числе в нарушении изготовителем требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, не соответствующих таким требованиям, если эти нарушения создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.

Таким образом, диспозицией указанной нормы охвачены, в том числе, действия изготовителя, продавца, нарушающие требования технических регламентов или иных обязательных требований к продукции и связанному с требованиями к продукции процессу реализации, а также действия этого лица по выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

В соответствии пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 36 Закона № 184-ФЗ).

В пункте 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 02.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», требования к качеству пищевых продуктов, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний устанавливаются соответствующими государственными стандартами.

Согласно статье 13 Закона № 184-ФЗ к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся в том числе, национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации.

На основании статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. При производстве пищевых продуктов могут быть использованы контактирующие с ними материалы и изделия, пищевые добавки, разрешенные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования осуществляются при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования. Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации. Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия должны быть использованы их владельцами в целях, исключающих причинение вреда человеку, или уничтожены. К отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии со статьей 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. Пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции. Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.

Продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым (часть 1 статьи 13 ТР ТС 021/2011).

Непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения должно быть получено от продуктивных животных, которые не подвергались воздействию натуральных и синтетических эстрогенных, гормональных веществ, тиреостатических препаратов (стимуляторов роста животных), антибиотиков и других лекарственных средств для ветеринарного применения, введенных перед убоем до истечения сроков их выведения из организмов таких животных (часть 3 статьи 13 ТР ТС 021/2011).

В пункте 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 года № 68 (далее - ТР ТС 034/2013) дано понятие "вареное колбасное изделие" - колбасное изделие, подвергнутое в процессе изготовления тепловой обработке, включающей подсушку, обжарку и варку или только варку.

Из вышеизложенного следует, что в составе такого продукта питания как "вареное колбасное изделие", не должно содержатся следов лекарственных препаратов, используемых в ветеринарии.

На потребительской упаковке мясной продукции - колбаса вареная «Классическая», изготовленной ЗАО «МПК Динской» 14.12.2019 года, отсутствует информация о наличии в составе остатков лекарственных препаратов, используемых в ветеринарии.

Согласно пункту 18 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. № 68 (далее - ТР ТС 034/2013) максимальные допустимые уровни остатков ветеринарных (зоотехнических) препаратов, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), лекарственных средств (в том числе антибиотиков), содержание которых в продуктах убоя и мясной продукции контролируется в соответствии с информацией об их использовании, предоставляемой изготовителем (поставщиком) при ввозе их на таможенную территорию Таможенного союза или при поставке продуктов убоя на переработку в установленном законодательством государства-члена порядке, должны соответствовать требованиям согласно приложению N 5.

Предельно допустимый остаток ветеринарного препарата «бензилпенициллин» в мясе всех видов продуктивных животных не должен превышать 0,05 мг/кг, ветеринарного препарата «сульфаниламид».

Пунктом 2 решения коллегии Евразийской экономической коллегии от 13.02.2018 года № 28 предусмотрено, что максимально допустимые уровни остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ) в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, указанные в перечне, контролируются:

- изготовителем (поставщиком) непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе сырья, в случае применения ветеринарных лекарственных средств для продуктивных животных;

- при проведении производственного контроля на перерабатывающих пищевых предприятиях в соответствии с представляемой изготовителем (поставщиком) информацией о применении ветеринарных лекарственных средств;

- при осуществлении государственного контроля (надзора).

Суд считает, что в данном случае, надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, является общество.

Ответчиком не представлены доказательства принятия мер по надлежащему контролю сырья животного происхождения (мясо), поступающему на предприятие для переработки на предмет содержания ветеринарных лекарственных средств.

Исследовав и оценив материалы дела, суд пришел к выводу о доказанности управлением нарушения обществом требований законодательства о техническом регулировании, а именно статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», части 1 статьи 5, статьи 13 ТР ТС 021/2011, выразившееся в производстве ведении в оборот мясной продукции (колбаса вареная «Классическая»), не соответствующего требованиям технических регламентов, при отсутствии на потребительской упаковке информации о наличии в составе остатков лекарственных препаратов, используемых в ветеринарии.

Допущенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере соблюдения требований технических регламентов, связанных с охраной жизни и здоровья граждан, в связи с чем носит общественно опасный характер.

В протоколе об административном правонарушении от 11.11.2019 года № 15-В/2019-21 действия общества правомерно квалифицированы по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

С учетом выводов об истечении срока давности привлечения к ответственности отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 11.11.2019 № 15-В/2019-21.

На основании вышеизложенного, заявленные требования управления являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 2.1, 4.5, 14.43, 26.1-26.3, 26.11, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьями 2, 9, 27, 29, 64, 65, 71, 167-170, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В привлечении ЗАО «Мясоперерабатывающий комплекс Динской» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 353200, Краснодарский край, Динской район, ст. Динская, ул. Крайняя, 2) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 11.11.2019 года № 15-В/2019-21 отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края в 10-дневный срок со дня принятия.

Судья И.П. Гонзус