ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-58658/19 от 29.07.2020 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                                  Дело №  А32-58658/2019

05 августа 2020 г.

Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2020 года

                                              Решение в полном объеме изготовлено 05 августа 2020 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Федькина Л.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вологиной Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, Красноармейский район, ст. Ивановская

к Контрольно-счетной палате Краснодарского края, г. Краснодар (1)

к Контрольно-счетной палате муниципального образования Красноармейский район,                  ст. Полтавская (2)

о признании недействительным предписания № 3239-02/08 от 26.08.2019

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО2 – доверенность от 12.12.2019; ФИО3 – доверенность от 12.12.2019

от заинтересованного лица: ФИО4 – доверенность от 13.04.2020; ФИО5 – доверенность от 09.01.2020 (1); ФИО6 – председатель (2);

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Контрольно-счетной палате Краснодарского края, к Контрольно-счетной палате муниципального образования Красноармейский район (далее по тексту – заинтересованное лицо, контролирующий орган) об оспаривании предписания Контрольно-счетной палаты Краснодарского края № 3239-02/08 от 26.08.2019.

От заявителя, заинтересованного лица (1) поступило ходатайство о приобщении к делу дополнений к объяснениям заявителя, дополнительных доказательств.

Названное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено; указанные дополнения к объяснениям заявителя, дополнительные доказательства, представленные заинтересованным лицом (1), приобщены к материалам дела.

Представитель заявителя пояснил: настаивает на удовлетворении заявленных требований. Основания заявленных требований изложены в заявлении, дополнениях и приложенных доказательствах, указывает, что контрольное мероприятие проведено с нарушениями норм действующего законодательства; контрольно-счетная палата Краснодарского края не имела полномочий на проведение проверки; проверка достоверности сведений, предоставленных ИП ФИО1, должна была осуществляться Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и Управлением сельского хозяйства администрации муниципального образования Красноармейский район на стадии рассмотрения заявления о выплате субсидий; доказательства, подтверждающие нарушение ИП ФИО1 условий, целей и порядка предоставления субсидий, не представлены; в акте проверки и предписании указаний на конкретные нарушения условий, цели и порядка предоставления субсидий не имеется; указание контролирующим органом о предоставлении ИП ФИО1 недостоверных сведений по выручке по видам деятельности не соответствует действительности; выводы предписания не соответствуют результатам проверки; контролирующим органом не представлены достоверные и достаточные доказательства представления ИП ФИО1 недостоверных сведений, нарушений им условий, установленных для получения субсидии; возложение обязанности возвратить субсидии, полученные в 2016-2018, является безосновательным и незаконным.

Представитель заинтересованного лица (1) пояснил: возражает против удовлетворения заявленных требований в полном объёме.

Возражения по существу заявленных требований изложены в отзыве, дополнении к отзыву; указывает, что заявитель не соответствовал статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя в 2016-2018, поскольку доля реализованной продукции сельского хозяйства составляла менее 70 процентов в объёме всей реализованной продукции; ИП ФИО1 в представленных в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края документах и заявлениях о предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части затрат, указаны недостоверные сведения об объёмах выручки по видам деятельности; при указанных обстоятельствах просит отказать в удовлетворении заявленных требований.    

Представитель заинтересованного лица (2) пояснил: возражает против удовлетворения заявленных требований в полном объёме.

Возражения по существу заявленных требований изложены в отзыве; просит в удовлетворении заявленных требований отказать.    

Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, установил следующее.

В соответствии с пунктом 1.18 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее – Палата) на 2019, утвержденного приказом председателя Палаты от 29.12.2018 № 71, распоряжением и.о. председателя Палаты от 13.05.2019                   № 48-Р специалистами Палаты в период с 14 мая 2019 по 02 августа 2019 проведено контрольное мероприятие «Аудит эффективности использования средств консолидированного бюджета края, выделенных на развитие агропромышленного комплекса в муниципальном образовании Красноармейский район в 2017-2018 годах (совместно с КСП МО Красноармейский район)» на объекте контрольного мероприятия – индивидуальный предприниматель ФИО1

12.07.2019 по итогам вышеназванного контрольного мероприятия составлен Акт проверки эффективности использования средств консолидированного бюджета края, выделенных на развитие агропромышленного комплекса в МО Красноармейский район в 2017-2018 (совместно с КСП МО Красноармейский район) (далее - Акт от 12.07.2020) в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1

По результатам контрольного мероприятия в адрес индивидуального предпринимателя ФИО1 15.07.2019 внесено представление № 2735-02/08 о принятии мер по устранению и недопущению впредь отмеченных в представлении и акте проверки нарушений, а также причин и условий им способствующих; предпринимателю указано на необходимость принятия исчерпывающих мер по возврату в доход бюджета субсидии в сумме 4 861,9 тыс. рублей.

В связи с неисполнением ИП ФИО1 вышеназванного представления Палаты 26.08.2019 ему внесено предписание № 3239-02/08 (далее - Предписание), в соответствии с которым ИП ФИО1 предписано в срок до 23.09.2019 обеспечить принятие мер по возврату в доход краевого бюджета субсидии в сумме                       4 861,9 тыс. рублей, полученной ФИО1 в 2017-2018 на возмещение части затрат на производство мяса крупного рогатого скота (реализованного в живом весе) и на повышение молочной продуктивности крупного рогатого скота.

Не согласившись с указанным предписанием от 26.08.2019 № 3239-02/08, предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его недействительным.

При рассмотрении заявленных требований, суд руководствовался следующим.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Из материалов дела следует и судом установлено, что в 2017 - 2018 Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и в 2017 администрацией муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края индивидуальному предпринимателю ФИО1 оказана государственная поддержка за счёт средств краевого бюджета в виде субсидий в общем объеме 4 861,9 тыс. рублей на поддержку сельскохозяйственного производства

Порядки предоставления за счет средств краевого бюджета вышеуказанных субсидий в целях возмещения части затрат на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.05.2014 № 506 (действовал в 2017) (далее – Порядок № 506) и приказом Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее – Министерство) от 19.03.2018 № 68 (далее – Порядок                    № 68) (действовал в 2018); порядок предоставления субсидий малым формам хозяйствования в агропромышленном комплексе на территории муниципального образования Красноармейский район в 2017 утвержден постановлением администрации муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края от 05.09.2017 № 1699 (далее - Порядок № 1699).

Согласно подп. 4 п. 6 Порядка № 506 и подп. 4 п. 7 Порядка № 68 с целью получения субсидии Заявитель предоставляет в Министерство документы, в том числе, для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя представляет сведения о выручке по форме, утверждаемой приказом Уполномоченного органа.

Форма «Сведения о выручке» является приложением № 3 к административному регламенту предоставления Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края государственной услуги по предоставлению за счёт средств краевого бюджета субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока, реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока, в рамках мероприятия «Поддержка отдельных подотраслей растениеводства и животноводства» государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденному приказом Министерства от 07.07.2014 № 256.

Согласно п. 1 приложения № 4 к Порядку № 1699 для получения мер государственной поддержки Заявитель предоставляет, в том числе, расшифровку выручки по видам деятельности (для индивидуальных предпринимателей) по форме, согласно приложению № 26 к вышеназванному порядку.

Форма «Расшифровка выручки по видам деятельности» (приложение № 26 к Порядку № 1699) разработана администрацией МО Красноармейский район в соответствии с приложением № 3 к административному регламенту предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края государственной услуги по предоставлению субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области сельскохозяйственного производства (далее – Регламент № 224), утвержденному приказом Министерства от 11.08.2017 № 224.

Согласно п. 1 раздела 2.6. «Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги» Регламента № 224 для получения государственной услуги заявитель или его представитель по доверенности представляет уполномоченному сотруднику органа местного самоуправления прошитые и пронумерованные, скрепленные печатью (при её наличии) и подписью заявителя документы, в том числе: сведения о выручке (заявителям, не вошедшим в сводную отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса Краснодарского края за отчетный финансовый год, представляемую по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя), по форме согласно приложению 26 к Регламенту № 224.

Как установлено судом и явствует из материалов дела, для получения субсидии ИП ФИО1 предоставил в Министерство заявления с пакетом документов, предусмотренных Порядком № 506 – в 2017 году и Порядком № 68 – в 2018, в которые входили, в том числе:

в 2017 - три заявления с документами, предусмотренными Порядком № 506, в том числе:

1) заявление ИП ФИО1 от 13.06.2017 № 71 о предоставлении субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части затрат на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (вх. № 111 от 13.06.2017) на сумму 1 077,9 тыс. рублей;

- сведения (без номера и даты) о выручке по видам деятельности, в которых ИП ФИО1 информирует о том, что является сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с Федеральных законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», так как в доходе заявителя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода о реализации этой продукции составляет не менее, чем семьдесят процентов за календарный год (год, предшествующий году подачи заявления на получение субсидии) и другие документы;

2) заявление ИП ФИО1 от 02.08.2017 № 109 о предоставлении субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части затрат на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (вх. № 00778 от 02.08.2017) на сумму 985,2 тыс. рублей,

- сведения (без номера и даты) о выручке по видам деятельности, в которых ИП ФИО1 информирует о том, что является сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с Федеральных законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», так как в доходе заявителя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода о реализации этой продукции составляет не менее, чем семьдесят процентов за календарный год (год, предшествующий году подачи заявления на получение субсидии) и другие документы;

3) заявление ИП ФИО1 от 10.10.2017 № 141 о предоставлении субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части затрат на повешение продуктивности в молочном скотоводстве (вх. № 01953 от 10.10.2017) на сумму 902,6 тыс. рублей,

- сведения (без номера и даты) о выручке по видам деятельности, в которых ИП ФИО1 информирует о том, что является сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с Федеральных законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», так как в доходе заявителя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода о реализации этой продукции составляет не менее, чем семьдесят процентов за календарный год (год, предшествующий году подачи заявления на получение субсидии) и другие документы;

в 2018 – три заявления с документами, предусмотренными Порядком № 68, в том числе:

1) заявление ИП ФИО1 от 24.04.2018 № 55 о предоставлении субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части затрат на повешение продуктивности в молочном скотоводстве (вх. № 00109 от 24.04.2018) на сумму 598,5 тыс. рублей,

- сведения (без номера и даты) о выручке по видам деятельности, в которых ИП ФИО1 информирует о том, что является сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с Федеральных законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», так как в доходе заявителя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода о реализации этой продукции составляет не менее, чем семьдесят процентов за календарный год (год, предшествующий году подачи заявления на получение субсидии) и другие документы;

2) заявление ИП ФИО1 от 11.07.2018 № 98 о предоставлении субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части затрат на повешение продуктивности в молочном скотоводстве (вх. № 01291 от 11.07.2018) на сумму 603,5 тыс. рублей,

- сведения (без номера и даты) о выручке по видам деятельности, в которых ИП ФИО1 информирует о том, что является сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с Федеральных законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», так как в доходе заявителя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода о реализации этой продукции составляет не менее, чем семьдесят процентов за календарный год (год, предшествующий году подачи заявления на получение субсидии) и другие документы;

3) заявление ИП ФИО1 от 09.10.2018 № 94 о предоставлении субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части затрат на повешение продуктивности в молочном скотоводстве (вх. № 03360 от 09.10.2018) на сумму 535,0 тыс. рублей (фактически оплачено по соглашению от 24.10.2018 № 2191 в сумме 194,2 тыс. рублей в размере остатка лимита бюджетных обязательств),

- сведения (без номера и даты) о выручке по видам деятельности, в которых ИП ФИО1 информирует о том, что является сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с Федеральных законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», так как в доходе заявителя от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода о реализации этой продукции составляет не менее, чем семьдесят процентов за календарный год (год, предшествующий году подачи заявления на получение субсидии) и другие документы.

При этом, предоставление ИП ФИО1 в Министерство первичных документов, подтверждающих факты совершения хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, не предусмотрено Порядком предоставления за счёт средств краевого бюджета субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения затрат на повышение продуктивности в молочном скотоводстве», утвержденным приказом Министерства от 19.03.2018 № 68.

Рассмотрев заявления ИП ФИО1 от 13.06.2017 № 71, от 10.10.2017                     № 141, от 24.04.2018 № 55, от 11.07.2018 № 98, от 09.10.2018 № 94 Министерство приняло решения о предоставлении ИП ФИО1 субсидий: на сумму 1 077,9 тыс. рублей  (соглашение от 22.06.2017 № 10), на сумму 985,2 тыс. рублей (соглашение от 24.08.2017 № 939), на сумму 902,6 тыс. рублей (соглашение от 26.10.2017 № 1574),  на сумму 598,5 тыс. рублей (соглашение от 11.05.2018 № 63), на сумму 603,3 тыс. рублей (соглашение от 23.07.2018 № 936), на сумму 194,2 тыс. рублей (соглашение от 24.10.2018 № 2191).

Аналогично, рассмотрев заявление от 06.09.2017 № 112 о предоставлении субсидии (вх. № 1 от 06.09.2017) на сумму 500,0 тыс. рублей и прилагаемые к нему документы администрация МО Красноармейский район приняла решение о предоставлении ИП ФИО1 субсидии в сумме 500,0 тыс. рублей и заключила с ним соглашение от 06.09.2017 № б/н в размере 500,0 тыс. рублей.

Предоставление первичных документов, подтверждающих факты совершения хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, также не предусмотрено Порядком предоставления субсидий малым формам хозяйствования в агропромышленном комплексе на территории муниципального образования Красноармейский район, утвержденным постановлением администрации муниципального образования Красноармейский район 05.09.2017  № 1699.

Согласно п. 4.2 Соглашения № 10, Соглашения № 939, Соглашения № 1574, Соглашения № 63, Соглашения № 936, Соглашения № 2191 ИП ФИО1, как получатель субсидии, даёт согласие на осуществление уполномоченным органом и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Аналогично, согласно пунктам 2.2.2 и 2.2.3 Соглашения б/н от 06.09.2017, заключенного между ИП ФИО1 и администрацией муниципального образования Красноармейский район, согласен на осуществление Администрацией и (или) органами государственного (муниципального) контроля, в пределах установленной законодательством Российской Федерации компетенции, контроля соблюдения Получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также обязуется обеспечивать условия для проведения необходимых контрольных мероприятий Администрацией и (или) органами государственного (муниципального) финансового контроля.

Контрольно-счетная палата Краснодарского края (далее – Палата) относится к органам внешнего государственного финансового контроля, в полномочия которой, в соответствии с пунктом 1 статьи 268.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации входит, в том числе контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в ходе исполнения бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Закон № 6-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 9 Закона № 6-ФЗ внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.

Аналогичная норма изложена в п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона Краснодарского края от 04.10.2011 № 2321-КЗ «О контрольно-счетной палате Краснодарского края» (далее - Закон № 2321-КЗ).

Согласно статье 12 Закона № 2321-КЗ внешний государственный финансовый контроль осуществляется Палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. При проведении контрольного мероприятия (проверка, ревизия) Палатой составляется соответствующий акт, который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 2321-КЗ Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно.

В соответствии с п. 1.18 плана работы Палаты на 2019 специалистами Палаты проведено контрольное мероприятие «Аудит эффективности использования средств консолидированного бюджета края, выделенных на развитие агропромышленного комплекса в муниципальном образовании Красноармейский район в 2017-2018 годах (совместно с КСП МО Красноармейский район)».

Согласно положениям стандарта внешнего государственного финансового контроля Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (СВГФК КСП-3) «Общие правила проведения контрольного мероприятия» и (СФККСП-2) «Подготовка к проведению контрольного мероприятия Контрольно-счетной палаты Краснодарского края», в соответствии с Распоряжением и.о. председателя Контрольно-счетной палаты Краснодарского края от 13.05.2019 № 48-Р, Удостоверением на право проведения проверки от 13.05.2019 № 28-08, Удостоверением КСП МО Красноармейский район от 13.05.2019 № 2019-04 и Решением о проведении совместного контрольного мероприятия   Контрольно-счетной палатой Краснодарского края и Контрольно-счетной палатой МО Красноармейский район утверждена программа проведения контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования средств консолидированного бюджета края, выделенных на развитие агропромышленного комплекса в муниципальном образовании Красноармейский район в 2017-2018 годах (совместно с КСП МО Красноармейский район)» (далее – Программа), согласно которой объектами контроля явились:

1. министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее – Министерство).

2. администрация муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края (далее – администрация МО Красноармейский район) (включая финансовое управление, управление сельского хозяйства, управление муниципальной собственностью, управление по экономике, инвестициям и малому бизнесу, отдел по закупкам для муниципальных нужд и торгам, общий отдел), администрации сельских поселений.

3. предприятия агропромышленного комплекса, малые формы хозяйствования, являющиеся получателями мер государственной поддержки за счет средств консолидированного бюджета Краснодарского края и МО Красноармейский район (согласно приложению), в том числе ИП ФИО1

4. другие организации и субъекты агропромышленного комплекса, необходимость проверки которых возникла в ходе контрольного мероприятия.

Вышеназванным объектам проверки посредством электронной почты специалистами Палаты направлены уведомления о проведении контрольного мероприятия с указанием вопросов проверки и необходимостью предоставления документов, относящихся к указанному вопросу проверки, в том числе:

1. министру сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (исх. № 1676-08 от 06.05.2019) - с просьбой предоставить к 15.05.2019 для ознакомления документы, послужившие основанием для получения в 2017-2018 годах субсидий субъектами АПК Красноармейского района.

2. главе администрации МО Красноармейский район Краснодарского края (исх.              № 1675-08 от 06.05.2019) - с просьбой подготовить для проверки документы и материалы, относящиеся к предмету проводимого контрольного мероприятия, а также с просьбой уведомить соответствующим образом о предстоящей проверке глав крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области сельскохозяйственного производства, получивших субсидии и другие виды финансовой поддержки из краевого бюджета и бюджета муниципального образования Красноармейский район, в том числе ИП ФИО1

3. индивидуальному предпринимателю ФИО1 (aaa8011@yandex.ru20.05.2019 в 17:30 часов - исх. № 1846-08 от 20.05.2019) с просьбой подготовить для проверки документы и материалы, относящиеся к предмету проводимого контрольного мероприятия, согласно прилагаемому списку.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ) сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозтоваропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг), доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее, чем 70,0 процентов за календарный год.

В соответствии с Порядками предоставления за счет средств краевого бюджета субсидии в целях возмещения части затрат на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденными постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.05.2014 № 506 (далее – Порядок 506) и приказом министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее – Министерство) от 19.03.2018 № 68 (далее – Порядок 68), субсидии предоставляются на поддержку собственного производства молока сельскохозтоваропроизводителям Краснодарского края (признаваемым таковыми в соответствии с Законом № 264-ФЗ), за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в целях возмещения части понесенных ими в текущем году затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока (далее – молоко).

В соответствии с п. 3 раздела 1 Порядка предоставления субсидий малым формам хозяйствования в агропромышленном комплексе на территории муниципального образования Красноармейский район в 2017, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Красноармейский район от 05.09.2017                   № 1699 «Об утверждении порядка предоставления субсидий малым формам хозяйствования в агропромышленном комплексе на территории муниципального образования Красноармейский район в 2017 году» (далее – Порядок 1699), претендентами на получение субсидий являются, в том числе индивидуальные предприниматели, отвечающие требованиям Закона № 264-ФЗ.

ИП ФИО1 в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее – Программа), утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 № 944, в 2017-2018 получил государственную поддержку в общей сумме 4 861,9 тыс. рублей, в том числе: в 2017– 3 465,7 тыс. рублей, из них 2 965,7 тыс. рублей от министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее – Министерство) и 500,0 тыс. рублей от управления сельского хозяйства администрации муниципального образования Красноармейский район (далее – Администрация); в 2018– 1 396,2 тыс. рублей от Министерства.

На основании уведомления Палаты (исх. № 1676-08 от 06.05.2019) Министерством предъявлены к проверке оригиналы и заверенные копии документов, относящихся к вопросам проверки, предоставленные индивидуальным предпринимателем ФИО1 в 2017-2018 в Министерство с целью получения субсидии возмещения части затрат на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, предусмотренные Порядком № 506 - в 2017 и Порядком № 68 – в 2018 соответственно.

Кроме того, Министерством предоставлены специалистам Палаты оригиналы и заверенные копии соглашений, заключенных с ИП ФИО1 для предоставления последнему субсидий за счёт средств краевого бюджета: на сумму 1 077,9 тыс. рублей  (соглашение от 22.06.2017 № 10), на сумму 985,2 тыс. рублей (соглашение от 24.08.2017 № 939), на сумму 902,6 тыс. рублей (соглашение от 26.10.2017 № 1574),  на сумму 598,5 тыс. рублей (соглашение от 11.05.2018 № 63), на сумму 603,3 тыс. рублей (соглашение от 23.07.2018 № 936), на сумму 194,2 тыс. рублей (соглашение от 24.10.2018 № 2191).

Администрацией муниципального образования Красноармейский район предоставлены специалистам Палаты оригиналы и заверенные копии пакета документов ИП ФИО1 на получение субсидии за счёт средств субвенции из краевого бюджета на возмещение части затрат на производство реализуемой продукции животноводства (мясо крупного рогатого скота, реализованного в живом весе). В состав указанных документов входили, в том числе:

- заявление ИП ФИО1 от 06.09.2017 № 112 о предоставлении субсидии (вх. № 1 от 06.09.2017) на сумму 500,0 тыс. рублей;

- расшифровка (без даты и номера) выручки по видам деятельности, согласно которой доля выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки составила 73,0 процента.

Фактически данное обстоятельство заявителем не оспаривалось; документально им опровергнуто не было; спора в отношении данного обстоятельства между лицами, участвующими в деле, не имелось.

Кроме того, администрация МО Красноармейский район предоставила Соглашение б/н от 06.09.2017 (далее – Соглашение б/н).

Предоставление первичных документов, подтверждающих факты совершения хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, не предусмотрено Порядком предоставления субсидий малым формам хозяйствования в агропромышленном комплексе на территории муниципального образования Красноармейский район, утвержденным постановлением администрации муниципального образования Красноармейский район 05.09.2017  № 1699.

Специалистами Палаты проведена камеральная проверка документов, полученных в Министерстве и администрации муниципального образования Красноармейский район Краснодарского края в отношении ИП ФИО1.

Согласно п. 4.2 Соглашения № 10, Соглашения № 939, Соглашения № 1574, Соглашения № 63, Соглашения № 936, Соглашения № 2191 получатель субсидии дает согласие на осуществление уполномоченным органом и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Аналогично, согласно пунктам 2.2.2 и 2.2.3 Соглашения б/н от 06.09.2017, заключенного между ИП ФИО1 и администрацией МО Красноармейский район, согласен на осуществление Администрацией и (или) органами государственного (муниципального) контроля, в пределах установленной законодательством Российской Федерации компетенции, контроля соблюдения Получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также - обеспечивать условия для проведения необходимых контрольных мероприятий Администрацией и (или) органами государственного (муниципального) финансового контроля.

Для подтверждения достоверности сведений, предоставленных ИП ФИО1 для получения субсидий, специалисты Палаты осуществили выездную проверку ИП ФИО1

Для проверки первичных бухгалтерских документов, специалисты Палаты 06.06.2019 в присутствии специалиста управления сельского хозяйства администрации МО Красноармейский район Краснодарского края и на транспорте администрации МО Красноармейский район (путевой лист № 005242 от 06.06.2019) осуществили выездную проверку в отношении ИП ФИО1 на ферме, расположенной в 400 метрах по направлению на северо-восток от станицы Старонижестеблиевской.

В ходе выездной проверки ИП ФИО1 предоставил оригиналы и заверенные копии затребованных у него документов, в том числе: копии налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 2016, 2017, копии налоговых декларации по НДФЛ за 2016 - 2017, оригиналы и копии таблицы № 1-7А книг учета доходов и расходов и хозяйственных операций за 2016 и 2017.

Фактически указанное обстоятельство заявителем не оспаривалось, документально им опровергнуто не было.

По результатам анализа представленных материалов установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 в 2017-2018 получил государственную поддержку на развитие сельского хозяйства в общей сумме 4 861,9 тыс. рублей, в том числе в 2017– 2 965,7 тыс. рублей из краевого бюджета и 500,0 тыс. рублей из бюджета муниципального образования Красноармейский район; в 2018 году – 1 396,2 тыс. рублей из краевого бюджета.

Для подтверждения или опровержения факта соответствия предпринимателя статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя в ходе контрольного мероприятия ИП ФИО1 специалистам Палаты представлены заверенные им копии налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ) ИП ФИО1 за 2016-2018 и таблицы № 1-7А книг учета доходов и расходов и хозяйственных операций за 2016 и 2017.

Проведенный анализ налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за I-IV кварталы 2016, I-IV кварталы 2017, I-IV кварталы 2018, в том числе - с налогооблагаемой базой по ставке 10,0 процентов - реализованная сельхозпродукция, содержащаяся в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 № 446 «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители» (действовал в 2016) и в перечне сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 25.01.2017 № 79-р «Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования в процессе своей научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности» (действовал в 2017-2018) показал что, доля реализованной сельскохозяйственной продукции составила менее 70 процентов.

Так, согласно подп. 1 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (далее – НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 10,0 процентов при реализации следующих продовольственных товаров:

- скота и птицы в живом весе;

- мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);

- молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда).

Проверкой установлено, что доля реализации продукции, облагаемой налогом на добавленную стоимость по ставке 10,0 процентов, составила:

- 13,0 процентов в 2016;

- 15,6 процента в 2017;

- 14,9 процента в 2018.

Кроме того, в ходе контрольного мероприятия проведен анализ данных из «Книг учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя» (форма утверждена приказом Минфина России от 13.08.2002                       № 86н/БГ-3-04/430) (далее – Книга учета) за 2016-2018, представленных к проверке, в которых ИП ФИО1 отражал хозяйственные операции.

В графе 4 «Наименование приобретенных, изготовленных, выполненных работ, оказанных услуг» (далее – графа 4) Книг учета, специалистами Палаты отобраны и учтены суммы от реализации сельскохозяйственной продукции, отраженные в графе 16 «Сумма дохода».

Величина дохода от реализации сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственной продукции в 2016 составила – 30 773,5 тыс. рублей, 2017 году 38 244,9 тыс. рублей, 2018– 83 612,2 тыс. рублей.

То есть доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, составила 5,3 процента в 2016, 6,3 процента в 2017 и 14,9 процента в 2018 соответственно.

Таким образом, согласно данным налоговых деклараций и Книг учета доход ИП ФИО1 за реализованную продукцию сельского хозяйства в 2016-2018  составил менее 70 процентов.

Следовательно, Заявитель не соответствовал статусу сельхозтоваропроизводителя в 2016-2018, поскольку доля реализованной продукции сельского хозяйства составляла меньше 70,0 процентов в объеме всей реализованной продукции.

Таким образом, проверкой установлено, что ИП ФИО1 не являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем, поскольку доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме дохода от реализации продукции составляла менее 70,0 процентов, а именного: в 2016 – 13,0 процентов, в 2017 – 15,6 процента, в 2018 – 14,9 процента.

Доказательств иного, обратного заявителем представлено не было; фактически доказательств, а также документов первичного учета хозяйственной деятельности, опровергающих и исключающих указанные выводы органов контроля заявителем в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было; указанные доводы заявителя носят бездоказательный, декларативный характер, не содержат ссылок на первичные документы, не позволяют определить конкретные показатели деятельности предпринимателя, свидетельствующие о его фактическом соответствии указанному статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя применительно к указанным положениям ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»; суд также исходит из того, что названные выводы органов контроля сформированы исключительно на доказательствах, представленных самим предпринимателем.

Следовательно, в документах ИП ФИО1, поданных в Министерство сельского хозяйства Краснодарского края и Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования Красноармейский район для предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части затрат на производство мяса крупного рогатого скота (реализованного в живом весе) и на повышение молочной продуктивности крупного рогатого скота, содержались недостоверные сведения о выручке по видам деятельности за 2016 – 2017; выводов, свидетельствующих об ином, указанная совокупность обстоятельств, установленных судом, сделать не позволяет.

В соответствии с п. 3.1 ст. 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 статьи 78 БК РФ, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 Порядка предоставления за счет средств краевого бюджета субсидии в целях возмещения части затрат на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.05.2014 № 506 и п. 16 Порядка предоставления за счет средств краевого бюджета субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части затрат на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденного приказом министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 19.03.2018 № 68, и п. 3.4 Соглашений от 22.06.2017 № 10, от 24.08.2017 № 939, от 26.10.2017 № 1574, от 11.05.2018 № 63, от 23.07.2018 № 936 и от 24.10.2018 № 2191, заключенных между индивидуальным предпринимателем ФИО1 и Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, возврату в доход краевого бюджета подлежат субсидии в случаях нарушения условий, установленных Порядком, а также представления недостоверной информации в целях получения субсидии, выявленных по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и уполномоченным органом государственного финансового контроля.

В соответствии с разделом 5 Порядка предоставления субсидий малым формам хозяйствования в агропромышленном комплексе на территории муниципального образования Красноармейский район в 2017, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Красноармейский район от 05.09.2017                   № 1699 и п. 3.4 Соглашения от 06.09.2017, заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО1 и управлением сельского хозяйства администрации муниципального образования Красноармейский район, ответственность за достоверность и полноту представляемых сведений и документов, являющихся необходимыми для получения субсидии, возлагается на заявителя.

В случае выявления несоблюдения заявителем целей и условий предоставления субсидии, установлении факта ложных сведений в целях получения субсидии, заявитель обязан возвратить полученную субсидию.

Исходя из совокупности изложенного, в связи с несоответствием ИП ФИО1 требованиям ст. 3 Федерального закона № 264-ФЗ как сельскохозяйственного товаропроизводителя, полученные в 2017-2018 субсидии на развитие сельскохозяйственного производства в общей сумме 4 861,9 тыс. рублей подлежат возврату в бюджет.

В силу положений ст. 19 Закона № 2321-КЗ в целях обеспечения прав проверяемых организаций объекты контроля ознакамливаются с актом проверки и в случае необходимости предоставляют свои пояснения и замечания.

По результатам проверки в отношении ИП ФИО1 составлен акт от 12.07.2019,  с которым ИП ФИО1 ознакомлен 12.07.2019, о чем им оставлена соответствующая подпись в акте; по результатам ознакомления с актом ФИО1 письменно указал, что «не согласен с возвратом денежных средств в бюджет, так как деньги использовались по целевому назначению на производство и повышение продуктивности крупного рогатого скота, в случае возврата субсидий придется реализовывать скот», т.е. фактически предприниматель не ставил под сомнение, документально не опровергал отсутствие у него, как субъекта хозяйственной деятельности, статуса сельскохозяйственного товаропроизводителями применительно к положениям ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

При этом достоверность предоставленных к проверке документов и сведений предпринимателем под сомнение не ставилась.

Дополнительных письменных пояснений и замечаний по поводу несогласия с возвратом денежных средств, с предоставлением  документального подтверждения от ИП ФИО1 в Палату в течение предусмотренного законом срока не поступало.

По результатам контрольного мероприятия в адрес индивидуального предпринимателя ФИО1 15.07.2019 внесено представление № 2735-02/08 о принятии исчерпывающих мер по возврату в доход бюджета субсидии в сумме 4 861,9 тыс. рублей.

Срок для исполнения представления установлен 30 дней со дня получения представления.

Названное представление направлено контролирующим органом в адрес предпринимателя заказным письмом с уведомлением о вручении; согласно данным уведомления о вручении почтового отправления ФГУП «Почта России» представление Палаты получено 23.07.2019 представителем по доверенности ФИО7

Доказательств, свидетельствующих об оспаривании, признании недействительным указанного представления, в установленном законом порядке в материалах дела не имеется, и суду представлено не было.

Доказательств, свидетельствующих об исполнении предпринимателем представления, в материалах дела не имеется, и суду представлено не было; информация об устранении выявленных нарушений в адрес Палаты не поступила.

В соответствии со ст. 21 Закона Краснодарского края от 04.10.2011 № 2321-КЗ «О Контрольно-счетной палате Краснодарского края» в случаях невыполнения представлений Палаты, Контрольно-счетная палата Краснодарского края направляет организациям и их должностным лицам обязательные для исполнения предписания.

В связи с неисполнением ИП ФИО1 вышеназванного представления Палаты 26.08.2019 контролирующим органом вынесено предписание № 3239-02/08.

В Предписании Палаты от 26.08.2019 № 32-39-02/08 указано, что Представление Палаты № 2735-02/08 от 15.07.2019, поступившее 23.07.2019 в адрес индивидуального предпринимателя ФИО1, до настоящего времени остается неисполненным, полученная с нарушением условий субсидия в бюджет Краснодарского края в сумме                   4 861,9 тыс. рублей предпринимателем не возвращена; законные требования Палаты о принятии исчерпывающих мер по возврату в доход бюджета субсидии в сумме 4 861,9 тыс. рублей не выполнены.

В соответствии с резолютивной частью предписания от 26.08.2019 № 32-39-02/08 Палатой на основании положений ст. 268.1 и ст. 270.2 БК РФ, ст. 16 Федерального Закона № 6-ФЗ, ст. 21 Закона Краснодарского края № 2321-КЗ, предписано незамедлительно после получения индивидуальным предпринимателем  ФИО1 предписания:

1. В срок до 23.09.2019 обеспечить принятие мер по возврату в доход краевого бюджета субсидии в сумме 4 861,9 тыс. рублей, полученной ФИО1 в 2017-2018 на возмещение части затрат на производство мяса крупного рогатого скота (реализованного в живом весе) и на повышение молочной продуктивности крупного рогатого скота.

2. О принятых мерах в письменной форме сообщить в Контрольно-счетную палату Краснодарского края до «15» часов «00» минут 24.09.2019.

3. Ответственность за выполнение настоящего предписания и устранение вышеуказанного нарушения несет индивидуальный предприниматель ФИО1 В случае невыполнения в срок требований, установленных настоящим предписанием, виновные лица будут привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, требования Палаты, изложенные в предписании, конкретизированы и содержат указание на выполнение мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере; соответственно, предписание отвечает такому критерию законности предписания, как исполнимость.

Доказательств иного, обратного материалы дела не содержат.

В материалы дела представлено письмо прокурора Красноармейского района старшего советника юстиции Норец Е.Е. от 11.09.2019 № 7-08-2019 применительно к рассматриваемым обстоятельствам проверки ИП ФИО1, согласно которому по результатам проведенного прокуратурой Красноармейского района анализа проведенной Контрольно-счетной палатой Краснодарского края проверки, фактов проведения незаконных проверочных мероприятий, непринятия мер, либо нарушения порядка проведения проверки не установлено.

Доводы заявителя о том, что оспариваемое предписание №3239-02/08 от 26.08.2019 заявителю не вручалось и им не получалось, о том, что об указанном предписании заявитель узнал только при получении приложенных к исковому заявлению документов, то есть 12.12.2019, подлежат отклонению судом, как документально не подтвержденные и не обоснованные. 

Как следует из материалов дела и установлено судом, оспариваемое предписание от 26.08.2019 №3239-02/08 направлено Палатой в адрес ИП ФИО1 заказным письмом ФГУП «Почта России» № 35001428029532  с уведомлением о вручении; согласно уведомлению о вручении получено 06.09.2019 ФИО8 

Заинтересованным лицом в материалы дела представлена заверенная копия протокола судебного заседания мирового судьи судебного участка № 159 Красноармейского района Краснодарского края от 04.03.2020 по делу № 5-95/2020, согласно которому ИП ФИО1 подтвердил, что ФИО8 является его сотрудником и работает у него по трудовому договору.

Кроме того, с учётом доводов предпринимателя о неполучении указанной корреспонденции судом 02.03.2020  принято определение об истребовании доказательств у Краснодарского почтамта УФПС Краснодарского края; данным определением суд указал на необходимость представления сведений, подтверждающих (исключающих) факт вручения, получения названной заказной корреспонденции с почтовым идентификатором № 35001428029532 индивидуальным предпринимателем ФИО1

Согласно ответу Краснодарского почтамта УФПС Краснодарского края от 27.03.2020 № Ф23-04/3455 заказное письмо с простым уведомлением № 35001428029532 вручено 17.09.2019 лично ИП ФИО1 в отделении почтовой связи по факту обращения за получением.

Суд также исходит из того, что индивидуальный предприниматель ФИО1 направил в Палату письмо от 20.09.2019 № 100 «Ответ на предписание» (вх. № 4237 от 20.09.2019), то есть в указанный в Предписании срок.

В данном письме ИП ФИО1 указывает, что «суть предписания Контрольно-счетной палаты Краснодарского края не конструктивна; не способствует решению вопроса в сторону развития программы; деньги, полученные по программе субсидирования, использовались по целевому назначению и эффективно»; просит оказать содействие по приостановке возврата денег, полученных для повышения продуктивности молочного скотоводства по акту проверки от 12.07.2019 и предложить иные пути решения вопроса.

Указанный факт направления 20.09.2019 предпринимателем ответа на предписание  от 26.08.2019 № 3239-02/08 сам по себе уже опровергает его доводы о неполучении предписания от 26.08.2019 № 3239-02/08, а также доводы о том, что о существовании оспариваемого предписания предпринимателю стало известно в декабре 2019; иных выводов логический, системный и буквальный анализ указанных обстоятельств сделать не позволяет.

Кроме того, заинтересованным лицом в материалы дела представлена расписка предпринимателя ФИО1 о получении 20.11.2019 копии постановления мирового судьи судебного участка №159 Красноармейского района от 20.11.2019 по административному делу № 5-737/2019, возбужденному в связи с невыполнением указанного предписания по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль».

В материалы дела представлены копии постановлений мирового судьи судебного участка № 28 Западного внутригородского округа г. Краснодара по делу № 5-688/19 от 10.09.2020, по делу № 5-691/19 от 10.09.2020, по делу № 5-690/19 от 10.09.2020, по делу № 5-687/19 от 10.09.2020, мирового судьи судебного участка № 158 Красноармейского района Краснодарского края по делу № 5-412/2019 от 06.08.2020, в соответствии с которыми индивидуальный предприниматель ФИО1 применительно к вышеизложенным обстоятельствам нарушения условий предоставления субсидии признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде административного штрафа.

Доводы предпринимателя об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности документально не подтверждены; в материалах дела не имеется, и суду представлено не было документальных доказательств, свидетельствуют об обжаловании, признании незаконными и отмене указанных постановлений о привлечении к административной ответственности применительно к рассматриваемым обстоятельствам установленных нарушений условий предоставления субсидий.

Судом также установлено, что вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2019 по делу № А32-27207/2019, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2019 по делу № А32-5001/2019, с предпринимателя взыскана необоснованно полученная субсидия в размере 902 636,62 руб., 2 063 090,37 руб. соответственно; названными судебными актами установлен факт предоставления предпринимателем при получении субсидии недостоверных сведений о выручке по видам деятельности за календарный 2016 год, доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в доходе ИП ФИО1 фактически составляет менее 70 %, а именно 13 %; исходя из анализа и существа названного судебного акта, следует, что именно отсутствие статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя у предпринимателя ФИО1 фактически легло в основу выводов суда о взыскании с предпринимателя указанной субсидии.

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2019 по делу № А32-5001/2019 вступило в законную силу; в установленном законом порядке оспорено не было.

Кроме того, согласно информации, предоставленной Межрайонной ИФНС № 11 по Краснодарскому краю от 23.03.2020 № 09-25/0338ДСП, доля дохода ИП ФИО1 о реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме дохода исходя из представленных налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ составила: за 2015 год – 5,9 %, за 2016 год – 7,6 %.

Доказательств, исключающих соответствие указанной информации налогового органа фактическим показателям экономической деятельности предпринимателя, исключающих её достоверность, истинность в материалах дела не имеется и заявителем, в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлено не было; доказательств иного, обратного материалы дела не содержат.

С учётом совокупности изложенного, применительно к существу заявленных требований суд исходит из того, что оспаривая выводы контролирующего органа о нарушении предпринимателем условий предоставления субсидии ввиду несоответствия предпринимателя статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя для получения субсидии, предпринимателем не представлены документальные доказательства, в том числе налоговые декларации, данные первичного бухгалтерского учета, опровергающие выводы контролирующего органа применительно к вышеизложенным обстоятельствам; доводы предпринимателя сводятся по сути лишь к несогласию с процедурой проведенной контролирующим органом проверки, недоказанностью выводов контролирующего органа; суд также исходит из того, что выводы контролирующего органа о нарушении условий предоставления субсидии, изложенные в акте и положенные в основу при принятии оспариваемого предписания, основаны на анализе документов, представленных непосредственно самим предпринимателем ФИО1; установленные органом контроля доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в доходе ИП ФИО1 не исключаются существом и содержанием представленных в материалы дела первичных документов, подтверждающих факты совершения хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что контролирующим органом представлены достаточные доказательства представления ИП ФИО1 недостоверных сведений, нарушений им условий, установленных для получения субсидии; при указанных обстоятельствах  возложение оспариваемым предписанием на предпринимателя обязанности возвратить полученные субсидии является законным и обоснованным, соответствующим вышеизложенным обстоятельствам, установленным в ходе проведенной проверки.

Доводы заявителя о том, что контрольно-счетная палата Краснодарского края не имела полномочий на проведение проверки, подлежат отклонению судом, как не основанные на правильном толковании норм действующего законодательства, не подтвержденные надлежащими доказательствами.

Доводы заявителя о том, что проверка достоверности сведений, предоставленных ИП ФИО1, должна была осуществляться Министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и Управлением сельского хозяйства администрации муниципального образования Красноармейский район на стадии рассмотрения заявления о выплате субсидий, сами по себе не исключают возможности проверки соблюдения условий предоставления субсидии после факта её предоставления.

С учетом вышеизложенного, судом не установлено документальных доказательств, свидетельствующих о недействительности оспариваемого предписания Контрольно-счетной палаты Краснодарского края №3239-02/08 от 26.08.2019.

Выводов, свидетельствующих об ином, обратном, указанные фактические обстоятельства, установленные судом, сделать не позволяют.

Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Суд приходит к выводу о т ом, что Контрольно-счетной палатой Краснодарского края представлены суду доказательства, подтверждающие правомерность, законность и обоснованность вынесения оспариваемого предписания. 

Судом не принимаются доводы заявителя, как не основанные на верном толковании норм действующего законодательства, так и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, не свидетельствующие сами по себе о незаконности оспариваемого предписания.

При указанных обстоятельствах заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

В силу ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина оплачивается в следующих размерах: для физических лиц - 300 рублей.

Судом установлено, что предпринимателем при обращении в арбитражный суд произведена оплата государственной пошлины в размере 3 000 рублей, о чем свидетельствует платежное поручение от 12.12.2019 № 2112.

Таким образом, с учетом предмета заявленных требований, суд приходит к выводу, что государственную пошлину в размере 2 700 рублей, уплаченную на основании платежного поручения от 12.12.2019 № 2112, следует возвратить заявителю как излишне уплаченную.

Руководствуясь ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 27, 29, 65, 101, 102, 104, 110,  167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований – отказать.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1, Красноармейский район, ст. Ивановская, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 700 (две тысячи семьсот) рублей, уплаченную на основании платежного поручения от 12.12.2019 № 2112.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия (изготовления решения в полном объёме) в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                                  Л.О. Федькин