АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350035, г. Краснодар, ул. Постовая, 32; тел. 8(861)293-81-03
Сайт: http://krasnodar.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар | Дело № А32-59346/2019 |
14 января 2021 года |
Резолютивная часть решения объявлена 13.01.2021.
Полный текст решения изготовлен 14.01.2021.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Левченко О.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хачатрян Л.В. рассмотрев в судебном заседании дело по иску
истец: министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), 344050, <...> (далее – истец, минимущества Ростовской области)
ответчик: департамент имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), 350000, <...> (далее – ответчик, департамент)
о признании отсутствующим права собственности, о признании права
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
1.государственное унитарное предприятие Ростовской области "Оздоровительный комплекс "Дон" (ОГРН <***>, ИНН <***>), 352857, Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Новомихайловский, 2 (далее – третье лицо 1, ГУП РО "ОК "Дон");
2.исполнительно – распорядительный орган муниципального образования – администрацию муниципального образования Туапсинский район (ОГРН <***>, ИНН <***>), 352800, Краснодарский край, с. Кроянское (далее – третье лицо 2, администрация района);
3.управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>), 350063, <...> (далее – третье лицо 3, управление)
при участии:
от истца: ФИО1 – по доверенности, диплом;
от ответчика: ФИО2 – по доверенности, диплом;
от иных лиц: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, согласно которого просит:
признать отсутствующим право собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарского края на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0105001:142, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Туапсинский, с/п Тенгинское, автодорога "Джубга – Сочи", км. 14 +410 метров, общей площадью 83 736 кв. м, разрешенное использование – для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения;
признать право собственности субъекта Российской Федерации – Ростовской области на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0105001:142, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Туапсинский, с/п Тенгинское, автодорога "Джубга – Сочи", км. 14 +410 метров, общей площадью 83 736 кв. м, разрешенное использование – для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения.
Как следует из материалов дела, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:0105001:142, расположенного по адресу: Краснодарский край, р-н Туапсинский, с/п Тенгинское, автодорога "Джубга – Сочи", км. 14+410 метров, общей площадью 83 736 кв. м, разрешенное использование – для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения, зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, запись государственной регистрации права от 14.06.2013 № 23-23-13/054/2013-174 (далее - земельного участка с кадастровым номером 23:33:0105001:142, спорный земельный участок).
В границах земельного участка с кадастровым номером 23:33:0105001:142 расположены объекты недвижимого имущества:
- кадастровый номер 23:33:0105001:682, назначение – здание, нежилое здание, корпус спальный № 2;
- кадастровый номер 23:33:0105001:685, назначение – здание, нежилое здание, корпус спальный № 3;
- кадастровый номер 23:33:0105001:712, назначение – здание, нежилое здание, корпус спальный на 52 места;
- кадастровый номер 23:33:0804000:345, назначение – сооружение, нежилое – лестница для выхода к морю;
- кадастровый номер 23:33:0804000:349, назначение – сооружение, нежилое – лестница парадная бетонная;
- кадастровый номер 23:33:0105001:740, назначение – сооружение, нежилое – линия кабельная электропередачи;
- кадастровый номер 23:51:0000000:185, назначение – здание, нежилое здание, Мастерская столярная;
- кадастровый номер 23:33:0804000:350, назначение – сооружение, нежилое здание, Модуль с площадкой танцевальной;
- кадастровый номер 23:33:0105001:697, назначение – здание, нежилое здание, Овощехранилище и под склад с холодильными камерами;
- кадастровый номер 23:33:0105001:705, назначение – здание, нежилое здание, Павильон "Встреча";
- кадастровый номер 23:33:0105001:699, назначение – здание, нежилое здание, Пвильон "Уралочка";
- кадастровый номер 23:33:0804000:346, назначение – сооружение, нежилое, Площадка костровая;
- кадастровый номер 23:33:0804000:348, назначение - сооружение, нежилое, Площадка пионерская;
- кадастровый номер 23:33:0105001:714, назначение - сооружение, нежилое, Площадка сбора пищевых отходов;
- кадастровый номер 23:33:0105001:695, назначение - здание, нежилое, Подстанция трансформаторная;
- кадастровый номер 23:33:0105001:692, назначение - здание, нежилое, Помещение бытовое № 31;
- кадастровый номер 23:33:0804000:347, назначение – сооружение, нежилое, Резервуар емкости;
- кадастровый номер 23:33:0105001:742. назначение – сооружение, нежилое, Сеть водопровода внутриплощадочного;
- кадастровый номер 23:33:0105001:743, назначение – сооружение, нежилое, Сеть кабельная внутриплощадочная (ВЛ 0,4 кВ воздушной прокладки);
- кадастровый номер 23:33:0105001:739, назначение – сооружение, нежилое, Сеть кабельная внутриплощадочная (ВЛ 0,4 кВ подземной прокладки);
- кадастровый номер 23:33:0105001:741, назначение – сооружение, нежилое, Сеть канализации внутриплощадочная;
- кадастровый номер 23:33:0804000:344, назначение – сооружение, нежилое, Сеть наружного освещения;
- кадастровый номер 23:33:0105001:684, назначение – здание, нежилое здание, Склад стройматериалов №3;
- кадастровый номер 23:33:0105001:716, назначение – здание, нежилое здание, Склад;
- кадастровый номер 23:33:0105001:698, назначение – здание, нежилое здание, Станция водонасосная верхнего подъема;
- кадастровый номер 23:33:0105001:722, назначение – здание, нежилое здание, Станция водонасосная нижнего подъема;
- кадастровый номер 23:51:0000000:378, назначение – здание, нежилое здание, Столовая на 600 мест;
- кадастровый номер 23:33:0105001:689, назначение – здание, нежилое здание, туалет;
- кадастровый номер 23:33:0105001:688, назначение – здание, нежилое здание, Туалет на четыре очка;
- кадастровый номер 23:33:0105001:875, назначение – здание, нежилое здание, дом ЧСО-1;
- кадастровый номер23:33:0105001:869, назначение – здание, нежилое здание, дом ЧСО-1;
- кадастровый номер23:33:0105001:864, назначение - здание, нежилое здание, Дом 2-х эт., 12 комнат;
- кадастровый номер23:33:0105001:870, назначение – сооружение, Здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, Бассейн;
- кадастровый номер 23:33:0105001:866, назначение – здание, Домик жилой № 15;
- кадастровый номер 23:33:0105001:867, назначение – здание, Домик;
- кадастровый номер 23:33:0105001:876, назначение – здание, Домик;
- кадастровый номер23:33:0105001:874, назначение – здание, нежилое здание, Павильон тенниса;
- кадастровый номер23:33:0105001:868, назначение – сооружение, нежилое, Мощение;
- кадастровый номер23:33:0105001:873, назначение – здание, Домик для отдыха;
- кадастровый номер 23:33:0105001:861, назначение – здание, Домик для отдыха № 1;
- кадастровый номер 23:33:0105001:858, назначение – здание, нежилое здание, Склад ГСМ;
- кадастровый номер 23:33:0105001:865 назначение – здание, нежилое здание, Санбытблок;
- кадастровый номер 23:33:0105001:863, назначение – здание, нежилое здание, Прачечная с котельной и душевой;
- кадастровый номер 23:33:0105001:871, назначение – сооружение, Здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, Площадка пионерская;
- кадастровый номер 23:33:0105001:860, назначение – здание, нежилое, Туалет;
- кадастровый номер 23:33:0105001:715, назначение – здание, нежилое, Туалет;
- кадастровый номер 23:33:0105001:862, назначение - здание, Спальный корпус;
- кадастровый номер - 23:33:0105001:872, назначение – сооружение, Здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, Спортивная площадка;
- кадастровый номер 23:33:0105001:718, назначение - здание, нежилое, Изоляр;
- кадастровый номер 23:33:0105001:681, назначение – здание, нежилое здание, Кинозал с библиотекой и биллиардной – лит. А5.А6,А7,А8,А9; Склад строительных материалов № 2-лит. А10),
- кадастровый номер 23:33:0105001:706, назначение – здание, нежилое здание, Комната детская;
- кадастровый номер 23:33:0105001:711, назначение – здание, нежилое здание, Комната умывальные;
- кадастровый номер 23:33:0105001:710, назначение – здание, нежилое здание, Корпус металлический на 100 мест;
- кадастровый номер 23:33:0105001:691, назначение – здание, нежилое здание, Бар "Дон";
- кадастровый номер 23:33:0804000:341, назначение – сооружение, Здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, Бассейн, Д=5,3;
- кадастровый номер 23:33:0105001:696, назначение – здание, нежилое, Гараж;
- кадастровый номер 23:33:0105001:693, назначение – здание, нежилое, Гараж с конторой;
- кадастровый номер 23:33:0105001:703, назначение – здание, нежилое, Домик № 1 КСО-1;
- кадастровый номер 23:33:0105001:721, назначение – здание, нежилое, Домик № 11 КСО-1, домик № 12 КСО-1;
- кадастровый номер 23:33:0105001:683, назначение – здание, нежилое, Домик № 13 КСО-1;
- кадастровый номер 23:33:0105001:680, назначение – здание, нежилое, Домик № 14 КСО-1;
- кадастровый номер 23:33:0105001:694, назначение – здание, нежилое, Домик № 17 КСО-1;
- кадастровый номер 23:33:0105001:486, назначение – здание, нежилое, Домик № 19 КСО-1, домик № 18 КСО-1;
- кадастровый номер 23:33:0105001:702, назначение – здание, нежилое, Домик № 2 КСО-1;
- кадастровый номер 23:33:0105001:687, назначение – здание, нежилое, Домик № 20 КСО-1;
- кадастровый номер 23:33:0105001:708, назначение – здание, нежилое, Домик № 21 КСО-1, домик № 22 КСО-1;
- кадастровый номер 23:33:0105001:686, назначение – здание, нежилое, Домик № 24;
- кадастровый номер 23:33:0105001:713, назначение – здание, нежилое, Домик № 25 КСО-1;
- кадастровый номер 23:33:0105001:709, назначение – здание, нежилое, Домик № 3 КСО-1;
- кадастровый номер 23:33:0105001:719, назначение – здание, нежилое, Домик № 4 КСО-1;
- кадастровый номер 23:33:0105001:707, назначение – здание, нежилое, Домик № 6 КСО-1, домик № 5 КСО-1;
- кадастровый номер 23:33:0105001:717, назначение – здание, нежилое, Домик № 7 КСО-1;
- кадастровый номер 23:33:0105001:701, назначение – здание, нежилое, Домик № 8 КСО-1;
- кадастровый номер 23:33:0105001:700, назначение – здание, нежилое, Домик № 9 КСО-1, домик № 10 КСО-1;
- кадастровый номер 23:33:0105001:704, назначение – здание, нежилое, Домик № 15 КСО-1;
- кадастровый номер 23:33:0804000:343, назначение – сооружение, Административно-управленческое, дорога автомобильная;
- кадастровый номер 23:33:0105001:702, назначение – здание, нежилое, Здание проходной с аркой.
Ростовскому государственному подшипниковому заводу № 10 исполнительным комитетом Туапсинского районного Совета депутатов трудящихся выдан акт на право пользование землей, предоставленное в постоянное пользование. Настоящее землепользование записано в государственной книге регистрации землепользовании за № 25 от 22.02.1964.
В соответствии с постановлением Краснодарского крайисполкома от 15.01.1965 № 4014 осмотрены и установлены размеры и точные границы землепользования и Ростовскому ГПЗ-10 выдан акт установления размеров и точных границ землепользования от 16.02.1993. Земельный участок выделен для размещения базы отдыха "Дон" Ростовского ГПЗ-10.
Постановлением главы администрации Туапсинского района Краснодарского края от 17.10.1994 № 773 Ростовской государственному подшипниковому заводу № 10, п/п "Дон" выдан государственный акт нового образца на право постоянного (бессрочного) пользования землей площадью 8,49 га, по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт.Новомихайловский-2, п/п "Дон", который в последствии зарегистрирован в книге записей Государственных актов 16.11.1994 за №255000594.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий и добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" от 01.07.1992 № 721 учреждено ОАО "Десятый подшипниковый завод".
Согласно пункта 5 статьи 2 Закона РФ от 03 июля 1991 года № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежали приватизации (п.2.1.19) и передавались в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" (пункт 4 Постановления).
Согласно Плану приватизации Ростовского государственного подшипникового завода № 10 база отдыха "Дон", расположенная по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт.Новомихайловский-2, не вошла в состав приватизируемого имущества, так как в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" оздоровительные детские дачи, лагеря относятся к объектам, которые не подлежат приватизации в составе имущества предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности.
Постановлением администрации Ростовской области от 30.03.2006 № 113 создано государственное унитарное предприятие Ростовской области "Оздоровительный комплекс "Дон", учредителем предприятия является Ростовская область (п. 1.4. Устава ГУП РО "ОК "Дон"). На основании распоряжения губернатора Ростовской области от 17.08.2006 №1891 ОАО "Десятый подшипниковый завод" передал по остаточной стоимости находящиеся в собственности Ростовской области объекты недвижимости базы отдыха "Дон" по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Новомихайловский территория б/о "Дон". Распоряжением губернатора Ростовской области от 23.03.2007 №249 утверждены акта приема-передачи находящиеся в областной собственности объекты недвижимости базы отдыха "Дон". Переданные объекты принадлежат ГУП РО "ОК "Дон" на праве хозяйственного ведения. Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от 13.02.2007 № 103 имущество ГУП РО "ОК "Дон" внесено в реестр государственного имущества Ростовской области в качестве объекта учета, указанному объекту 13.02.2017 присвоен реестровый номер 00001138.
Истец, ссылаясь на положения статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", указывая на то, что регистрация права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на спорный земельный участок противоречит действующему законодательству, в силу того, что в границах спорного земельного участка расположены объекты недвижимости, принадлежащих Ростовской области, обратился в арбитражный суд с иском.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рамках настоящего дела министерство заявило требования о признании права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на земельный участок отсутствующим, и о признании права собственности субъекта Российской Федерации - Ростовской области на земельный участок.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 № 10/22)).
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (пункт 58 постановления от 29.04.2010 № 10/22).
В абзаце 4 пункта 52 постановления от 29.04.2010 № 10/22 разъяснено, что случаях, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе в случае, когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Собственник (лицо, не являющееся собственником, но владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором) вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статьи 301 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно содержащимся в пункте 32 постановления от 29.04.2010 № 10/22 разъяснениям, применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Согласно пункту 5 данной статьи отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Как указано выше, минимущество Ростовской области в обоснование своих требований указывает на то, что наличие на данном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих Ростовской области, в силу положений статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федерального закона № 137-ФЗ, Закона № 137-ФЗ) исключает возникновение на этот земельный участок права собственности Краснодарского края.
Так, пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
Пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.06.2006, определялось, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон о разграничении собственности).
Пунктом 1 статьи 4 Закона о разграничении собственности в число оснований, по которым у субъектов Российской Федерации возникает право собственности на находящиеся в государственной собственности земельные участки, включены: включение земельных участков в состав земель особо охраняемых природных территорий регионального значения; нахождение на земельных участках (сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения, земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, земель водного фонда недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации; предоставление земельных участков государственным унитарным предприятиям, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указанным законом также определялась процедура разграничения государственной собственности на землю. Согласно положениям статьи 6 данного закона специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 названного Федерального закона, должен был подготавливать перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления должна была проводиться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждались Правительством Российской Федерации; сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносились в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в период действия Закона о разграничении собственности право государственной собственности на спорный земельный участок в порядке, определенном данным законом, разграничено не было, право собственности какого-либо из публичных образований на него не зарегистрировано.
По смыслу правовой позиции, выраженной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.07.2017 по делу № А32-11449/2015, само по себе существование установленных пунктом 1 статьи 4 данного Закона о разграничении собственности оснований разграничения государственной собственности на землю при несоблюдении установленного данным законом порядка не приводит к возникновению права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок, входящий в курорт регионального значения.
Таким образом, в период действия Закона о разграничении собственности право собственности Краснодарского края на спорный земельный участок не возникло.
Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 01.06.2006, Закон о разграничении собственности был признан утратившим силу, а Закон № 137-ФЗ был дополнен статьей 3.1, в соответствии с пунктом 2 которой в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 № 2178/11, положения статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ являются нормой федерального закона, с момента введения которой в действие соответствующие земельные участки признаются находящимися в собственности соответствующего публичного образования.
Таким образом, в отличие от Закона о разграничении собственности, статья 3.1 Закона № 137-ФЗ устанавливает порядок возникновения права собственности субъекта Российской Федерации на земельные участки в процессе разграничения публичной собственности на них, при котором данное право возникает в силу закона вне зависимости от государственной регистрации права.
Как указано выше, на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости - здания, строения и сооружения, закрепленные за ГУП РО "ОК "Дон" на праве хозяйственного ведения, и принадлежащие на праве собственности субъекту Российской Федерации – Ростовской области.
Как видно из материалов дела,
Ростовскому государственному подшипниковому заводу № 10 исполнительным комитетом Туапсинского районного Совета депутатов трудящихся выдан акт на право пользование землей, предоставленное в постоянное пользование. Настоящее землепользование записано в государственной книге регистрации землепользовании за № 25 от 22.02.1964.
В соответствии с постановлением Краснодарского крайисполкома от 15.01.1965 № 4014 осмотрены и установлены размеры и точные границы землепользования и Ростовскому ГПЗ-10 выдан акт установления размеров и точных границ землепользования от 16.02.1993. Земельный участок выделен для размещения базы отдыха "Дон" Ростовского ГПЗ-10.
Постановлением главы администрации Туапсинского района Краснодарского края от 17.10.1994 № 773 Ростовской государственному подшипниковому заводу № 10, п/п "Дон" выдан государственный акт нового образца на право постоянного (бессрочного) пользования землей площадью 8,49 га, по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт.Новомихайловский-2, п/п "Дон", который в последствии зарегистрирован в книге записей Государственных актов 16.11.1994 за №255000594.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий и добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" от 01.07.1992 № 721 учреждено ОАО "Десятый подшипниковый завод".
Согласно пункта 5 статьи 2 Закона РФ от 03 июля 1991 года № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежали приватизации (п.2.1.19) и передавались в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 № 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" (пункт 4 Постановления).
Согласно Плану приватизации Ростовского государственного подшипникового завода № 10 база отдыха "Дон", расположенная по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт.Новомихайловский-2, не вошла в состав приватизируемого имущества, так как в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" оздоровительные детские дачи, лагеря относятся к объектам, которые не подлежат приватизации в составе имущества предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности.
Постановлением администрации Ростовской области от 30.03.2006 № 113 создано государственное унитарное предприятие Ростовской области "Оздоровительный комплекс "Дон", учредителем предприятия является Ростовская область (п. 1.4. Устава ГУП РО "ОК "Дон"). На основании распоряжения губернатора Ростовской области от 17.08.2006 №1891 ОАО "Десятый подшипниковый завод" передал по остаточной стоимости находящиеся в собственности Ростовской области объекты недвижимости базы отдыха "Дон" по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, пгт. Новомихайловский территория б/о "Дон". Распоряжением губернатора Ростовской области от 23.03.2007 №249 утверждены акта приема-передачи находящиеся в областной собственности объекты недвижимости базы отдыха "Дон". Переданные объекты принадлежат ГУП РО "ОК "Дон" на праве хозяйственного ведения. Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от 13.02.2007 № 103 имущество ГУП РО "ОК "Дон" внесено в реестр государственного имущества Ростовской области в качестве объекта учета, указанному объекту 13.02.2017 присвоен реестровый номер 00001138.
Факт государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости права собственности Ростовской области на указанные объекты в 2013 году не свидетельствует об отсутствии у данного субъекта этого права до дня государственной регистрации в государственном реестре недвижимости в соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Следовательно, на 01.07.2006 имелось предусмотренное законом основание разграничения права государственной собственности на спорный участок, влекущее возникновения права собственности Ростовской области в силу прямого указания закона.
В соответствии с правовым подходом, выраженным в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.07.2017 по делу № А32-11449/2015, ФАС Северо-Кавказского округа от 31.03.2010 по делу № А32-31912/2009, от 10.03.2010 по делу № А32-9769/2009, отнесение Туапсинского района к курортам регионального значения не исключает возможности нахождения на его территории отдельных земельных участков, относящихся к собственности иных публичных образований по иным основаниям, в том числе по основанию наличия на таком земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих иным публичным (государственным) образованиям.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, обусловленный правовой и природной связью земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.
Из указанного принципа в совокупности с приведенным выше правовым подходом, выраженным в судебных актах арбитражных судов, следует, что при наличии на находящемся в неразграниченной государственной собственности земельном участке, расположенном на территории курорта регионального значения, объектов недвижимости, принадлежащих иному публичному образованию (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации), приоритет при разграничении государственной собственности на такой земельный участок имеет закрепленный абзацами вторыми пунктов 1, 2 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ "объектный" критерий, согласно которому в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела не следует, что данные объекты на день введения в действие Закона № 137-ФЗ перешли в собственность Краснодарского края либо в собственности Краснодарского края находились какие-либо иные объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке.
Из судебного акта следует, что основанием государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорный земельный участок в 2013 году послужило нахождение данного земельного участка на территории курорта регионального значения.
Между тем, как указано выше, наличие на данном земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих Ростовской области, исключало возникновение на него (земельный участок) права собственности Краснодарского края.
По смыслу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшего на день государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорный земельный участок, запись о государственной регистрации прав на недвижимое имущество носит правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер. Правоподтверждающий характер государственной регистрации следует также из действующей в настоящее время части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из этого следует, что внесение записи о государственной регистрации права предопределено существованием установленного законом основания возникновения права; в отсутствие такого основания сам по себе факт государственной регистрации права последнее не порождает.
Поскольку в результате основанного на нормах статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ разграничения государственной собственности право собственности Краснодарского края на спорный земельный участок не возникло, а из имеющихся в деле доказательств не следует вывод о возникновении у указанного субъекта права собственности на данный земельный участок по иным основаниям, постольку сам по себе факт государственной регистрации в 2013 году данного права не привел к его возникновению.
В пунктах 52, 58 совместного постановления от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в отсутствие необходимости восстановления утраченного владения недвижимым имуществом его собственник может оспорить зарегистрированное право иного лица на такое имущество путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе решения по вопросам о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться с иском о признании права собственности. В случае, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, обременение прекратилось), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 № 12576/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой иск о признании обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Исковая давность, согласно данному в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснению, не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что до 01.06.2006 уполномоченными органами была проведена определенная Законом № 101-ФЗ процедура разграничения государственной собственности на земельный участок в пользу Краснодарского края.
Земельный участок ввиду нахождения на нем находящихся в собственности области и в хозяйственном ведении предприятия объектов недвижимости не выбывал из владения Ростовской области, поэтому у последней отсутствовала необходимость защиты (восстановления) владения им.
С момента введения в действие статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ земельный участок признается находящимися в собственности Ростовской области.
Поскольку право собственности Ростовской области на земельный участок, находящийся в ее фактическом владении, не было зарегистрировано, надлежащим способом оспаривания зарегистрированного права собственности Краснодарского края на земельный участок в рассматриваемом случае возможно только посредством иска о признании права.
При таких обстоятельствах, исковые требования в части признании права собственности субъекта Российской Федерации - Ростовской области на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0105001:142 подлежат удовлетворению.
В предмет иска также входит требование о признании права собственности отсутствующим. По смыслу пункта 52 постановления № 10/22 от 29.04.2010 иск о признании права собственности отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Данная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 № 12576/11.
Упомянутые в абзаце 2 пункта 52 постановления № 10/22 от 29.04.2010 иски о виндикации и реституции направлены на возврат фактического владения, а иск о признании права подлежит удовлетворению только, если такое владение истцом сохранено (пункт 58 постановления № 10/22 от 29.04.2010).
Таким образом, по общему правилу такой способ защиты, как признание зарегистрированного права отсутствующим, подлежит применению в том случае, когда заинтересованное лицо фактически владеет спорным недвижимым имуществом, однако, не имеет иной возможности защиты своих прав в связи с наличием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности ответчика на это же имущество. Обязательным условием для реализации данного способа защиты права является отсутствие необходимости защиты владения.
Как указывалось ранее, Ростовская область в силу прямого указания федерального законодательства является собственником спорного земельного участка. Решение суда первой инстанции о признании за Ростовской областью права собственности на земельный участок является основанием для внесения соответствующей регистрационной записи в ЕГРП с одновременным погашением записи о праве собственности Краснодарского края на данный земельный участок (абзац 2 пункта 52 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29.04.2010).
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности (пункт 58 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29.04.2010).
Как было указано ранее, расположенное на участке имущество не выбывало из владения, доказательств обратного материалы дела не содержат, нарушенное право истца восстановлено путем признания права.
В данном случае, требование о признании права собственности субъекта Российской Федерации (Краснодарского края) на спорный земельный участок отсутствующим является ненадлежащим способом защиты прав истца, в связи с чем указанное требование не подлежит удовлетворению. Так как возможность предъявить иск о признании права исключает возможность предъявления иска о признании права отсутствующим. В этой связи, решение суда первой инстанции подлежит частично отмене в части отказа в признании права собственности с принятием по делу в указанной части нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.12.2020 по делу № А32-59344/2019.
Руководствуясь статьями 4, 9, 65, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать право собственности субъекта Российской Федерации – Ростовской области на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0105001:142, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Туапсинский, с/п Тенгинское, автодорога "Джубга – Сочи", км. 14 +410 метров, общей площадью 83 736 кв. м, разрешенное использование – для размещения объектов (территорий) рекреационного назначения.
В остальной части иска отказать.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в полном объеме, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца после его принятия арбитражным судом первой инстанции через Арбитражный суд Краснодарского края в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационной порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья | О.С. Левченко |