ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-59966/19 от 12.01.2021 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                                     Дело № А32-59966/2019

18 января 2021 г.   

Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 18 января 2021 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Полякова Д.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Искандаровой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Краснодаргоргаз» (ИНН <***>), г. Краснодар,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО1 (<...>/Луганская, д. 47/2, кв. 2),

о признании постановления от 27.11.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-1773/2019 незаконным,

о признании недействительными представления от 27.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением от 27.11.2019 по делу № 023/04/9.21-1773/2019,

в судебном заседании участвуют представители:

от заявителя: ФИО2, по доверенности (до перерыва),

от заинтересованного лица: не явился, извещен,

от третьего лица: не явился, извещен,

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «Краснодаргоргаз» (далее – заявитель, АО «Краснодаргоргаз») обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган) о признании постановления от 27.11.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-1773/2019 незаконным; о признании представления от 27.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением от 27.11.2019 по делу № 023/04/9.21-1773/2019, недействительным.  

Основания заявленных требований изложены в заявлении и приложенных документальных доказательствах.

Представитель заявителя поддерживает доводы, изложенные в заявлении, просит удовлетворить заявленные требования; ссылается на состоявшуюся судебную практику, кроме того, ссылается на своевременную доставку ответа на заявку, что подтверждается актом доставки корреспонденции от 06.08.2019, представлена должностная инструкция, кроме того, указывает на направление в адрес ФИО1 договора о подключении и технических условий 01.10.2019, что подтверждает реестр отправки технических условий от 01.10.2019. Также приобщен акт о подключении от 25.03.2020.

Заинтересованное лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте извещено надлежащим образом, ранее в судебных заседаниях представитель возражал против удовлетворения заявленных требований, указывает на законность и обоснованность оспариваемых постановления и представления антимонопольного органа, ссылается на отсутствие вышеназванных доказательств при рассмотрении антимонопольным органом материалов административного дела.Согласно позиции антимонопольного органа обществом совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте извещено надлежащим образом, позицию в материалы дела не представила.

В судебном заседании 12.01.2021 объявлен перерыв до 15 час. 30 мин. 12.01.2021, после окончания перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие сторон.

После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, установил следующее.

В антимонопольный орган поступило обращение ФИО1 (вх. от 23.08.2019 № 9558) на действия АО «Краснодаргоргаз».

27.11.2019 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по результатам рассмотрения жалобы вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-1773/2019, согласно которому АО «Краснодаргоргаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ; обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.

Кроме того, антимонопольным органом внесено представление от 27.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением от 27.11.2019 по делу № 023/04/9.21-1773/2019, а именно осуществить фактические действия по рассмотрению заявок ФИО1 от 02.08.2019 № 12.1/12841, от 26.09.2019 № 115199 в порядке, предусмотренном п. 74 Правил № 1314, и направить ФИО1 проект договора и ТУ.

Заявитель полагает, что в действиях АО «Краснодаргоргаз» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, поскольку поданная ФИО1 заявка от 02.08.2019 была рассмотрена, 05.08.2019 был подготовлен ответ № 11.1/783 с разъяснением о предоставлении необходимой документации для последующего подключения объекта. Указанный ответ уже 07.08.2019 был доставлен заявителю, что подтверждается актом доставки корреспонденции по адресу, указанному и в заявке от 02.08.2019 № 12.1/873, и в заявке от 26.09.2019 № 115199, и в обращении третьего лица от 23.08.2019 (к УФАС): <...>/ Луганская, 47/2, кв. 2, следовательно, предусмотренный п. 13 Правил № 1314 срок на момент вынесения оспариваемого постановления срок нарушен не был.

Позднее на основании поданной 26.09.2019 заявки ФИО1 01.10.2020 были подготовлены технические условия № 1103/4522 и проект договора. Согласно реестру отправки ответов, ТУ, договоров указанные документы приняты почтовым отделением 01.10.2019.

Данный факт явился причиной для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении заявленных требований суд исходит из следующих обстоятельств.

В силу положений статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

По делу об административном правонарушении подлежат выяснению такие обстоятельства как наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).

Согласно пункту 2 статьи 211 АПК РФ основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа о привлечении к административной ответственности незаконным являются несоответствие акта или порядка его принятия закону, либо отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемый акт принят органом или должностным лицом с превышением полномочий.

Следовательно, чтобы суд смог признать ненормативный акт государственного органа незаконным, требуется наличие хотя бы одного из трех оснований:

1) отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности;

2) несоответствие акта или порядка его принятия закону;

3) принятие оспариваемого акта органом или должностным лицом с превышением полномочий.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что ФИО1 02.08.2019 обратилась в АО «Краснодаргоргаз» с заявкой о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта, расположенного по адресу: <...>/ Луганская, 47/2, кв. 2 (далее - объект), к сетям газораспределения. Обращение зарегистрировано под входящим № 12.1/12841.

Как утверждают антимонопольный орган и третье лицо, результаты рассмотрения АО «Краснодаргоргаз» поданного 02.08.2019 обращения в адрес третьего лица не поступали.

12.08.2019 ФИО1 направлена претензия о нарушении сроков выдачи договора на подключении и ТУ.

Более того, ФИО1 26.09.2019 повторно подана заявка, зарегистрированная как заявка № 115199 о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения.

Вместе с тем ни договор, ни ТУ в адрес ФИО1 своевременно направлены не были, при этом акт о подключении (технологическом присоединении) подписан 25.03.2020.

Управление пришло к выводу о несоблюдении обществом порядка рассмотрения заявки о заключении договора, предусмотренного пунктом 74 Правил № 1314.

Должностным лицом управления 27.11.2019 в отсутствие извещенных надлежащим образом законного представителя общества, ФИО1 рассмотрены материалы дела об административном правонарушении № 023/04/9.21-1773/2019, по результатам которого вынесено постановление о привлечении АО «Краснодаргоргаз» к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 600 000 рублей, а также внесено представление от 27.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением от 27.11.2019 по делу № 023/04/9.21-1773/2019. Копии актов направлены в адрес общества посредством почтового отправления.

Между тем антимонопольным органом не учтено следующее.

Административная ответственность по ст. 9.21 КоАП РФ предусмотрена за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям.
Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к газораспределительным сетям требований соответствующих нормативных актов.
Отношения по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируются нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства) определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (в редакции, актуальной на момент спорных правоотношений) (далее - Правила N 1314).
Согласно пункту 2 Правил N 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения;
- заявителем при этом является юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или  осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределение;
- под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
В силу пункта 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке: а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения; б) выдача технических условий; в) заключение договора о подключении; г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий; д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению); е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Фактическое присоединение - комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления объекта капитального строительства заявителя с осуществлением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя.
Согласно пункту 62 Правил № 1314 договор о подключении является публичным, заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных данными Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон).
В соответствии с п. 59 Правил № 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Также в соответствии с п. 60 Правил № 1314 по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Согласно пункту 73 (1) Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65-69 и 71 указанных Правил.
В случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки о подключении (технологическом присоединении) и составу прилагаемых документов и сведений, указанных в пунктах 65-71 Правил № 1314, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение указанной заявки до получения недостающих документов и сведений.
Согласно пункту 74 Правил № 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65-69 и 71 данных Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, вручение на руки).
В соответствии с п. 13 Правил № 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Учитывая дату регистрации заявки (02.08.2019) общество должно в срок до 15.08.2019 включительно ФИО1 определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Более того, антимонопольный орган ссылается в своем отзыве на необходимость предоставления результата до 23.08.2019.
Вместе с тем разъяснение обществом подготовлено 05.08.2019 и уже 06.08.2019 был доставлен заявителю, что подтверждается актом доставки корреспонденции от 06.08.2019.
Согласно акту доставки корреспонденции от 06.08.2019 ответ на поданную заявку положены в почтовый ящик по адресу для корреспонденции, указному самой ФИО1 в заявке от 02.08.2019 № 12.1/12841: <...>/ Луганская, 47/2, кв. 2. Акт доставки корреспонденции от 06.08.2019 содержит оттиск печати общества и подписи специалиста ФИО3 и заведующей канцелярии ФИО4
В материалы дела также представлен приказ от 09.04.2019 № 00000225 о переводе ФИО3 в структурное подразделение – абонентский отдел, должность – специалист по претензионной работе; должностная инструкция специалиста по претензионной работе абонентского отдела общества.
Должностная инструкция специалиста по претензионной работе абонентского отдела общества, с которой ФИО3 ознакомлен под роспись, о чем свидетельствует соответствующая отметка, содержит указание на обязанность специалиста по осуществлению направления клиентам уведомлений о задолженности, ответов на обращения, договоров и технических условий любым доступным способом (пункт 2.6 должностной инструкции).
Как уже указано, в рассматриваемом случае адрес: <...>/ Луганская, 47/2, кв. 2, указан ФИО1 в заявке от 02.08.2019 № 12.1/12841 и от 26.09.2019 № 115199 в качестве адреса для писем.
Доставка указанной корреспонденции в адрес ФИО1 произведена лицом, в должностные обязанности которого входит доставка корреспонденции общества. Антимонопольный орган не представили доказательств, свидетельствующих о недействительности: приказа от 09.04.2019 № 00000225, должностной инструкции специалиста, акта доставки корреспонденции от 06.08.2019.
Антимонопольный орган не указал основания, по которым не принял в качестве доказательства доставки ответа на заявку представленный обществом акт.
Относительно довода о несвоевременном заключении договора о подключении и предоставлении ТУ судом установлено следующее.
Согласно п. 62 Правил № 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами. 
Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон). Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. Заявка о подключении (технологическом присоединении) подается заявителем в случае: 
а) необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства; 
б) увеличения объема потребления газа, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 61(1) настоящих Правил. 
Для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом. Заявитель вправе представить указанную заявку исполнителю лично или через уполномоченного представителя, а исполнитель обязан принять такую заявку. 
Согласно п. 65 Правил № 1314 в заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, указываются следующие сведения: 
а) реквизиты заявителя (для юридических лиц полное наименование и государственный регистрационный номер записи, вносимой в Единый государственный реестр юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - государственный регистрационный номер записи, вносимой в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, дата ее внесения в реестр и для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, почтовый адрес и иные способы обмена информацией - телефоны, факс, адрес электронной почты); 
б) наименование и местонахождение объекта капитального строительства, который необходимо подключить (технологически присоединить) к сети газораспределения; 
в) характер потребления газа (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей); 
г) сроки проектирования, строительства и поэтапного введения в эксплуатацию объекта капитального строительства (в том числе по этапам и очередям); 
д) планируемое распределение максимального часового расхода газа отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек; 
е) номер и дата выдачи технических условий, полученных ранее заявителем (в случае если заявителю ранее предоставлялись технические условия), срок действия которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) не истек. 
Согласно п. 69 Правил № 1314 к заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, прилагаются следующие документы: 
а) ситуационный план; 
б) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с организациями, эксплуатирующими указанные коммуникации и сооружения (не прилагается, если заказчик - физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства); 
в) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя. В случае если земельный участок принадлежит заявителю на ином законном основании, заявитель представляет согласие собственника земельного участка на использование этого участка на период строительства объектов сетей газораспределения. В случае отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок при осуществлении строительства, реконструкции в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве заявитель представляет копию схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы; 
г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если заявка о подключении (технологическом присоединении) подается представителем заявителя); 
е) расчет максимального часового расхода газа (не прилагается, если планируемый максимальный часовой расход газа не более 5 куб. метров); 
ж) согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент, в случаях, предусмотренных пунктом 34 настоящих Правил; 
з) документы, предусмотренные пунктом 47 настоящих Правил, в случае предоставления технических условий при уступке права на использование мощности; 
к) копия разработанной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), предусматривающей строительство сети газопотребления в пределах территории, подлежащей комплексному освоению, в случае осуществления подключения (технологического присоединения), предусмотренного пунктом 119 настоящих Правил. 
Согласно п. 73(1) Правил № 1314 исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил. 
В случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки о подключении (технологическом присоединении) и составу прилагаемых документов и сведений, указанных в пунктах 65-71 настоящих Правил, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение указанной заявки до получения недостающих документов и сведений. 
Согласно п. 74 Правил № 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объёме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», вручение на руки): 
а) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя; 
б) в течение 30 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, в случае заключения договора о подключении с заявителями второй и третьей категорий, если при выполнении исполнителем мероприятий по подключению (технологическому присоединению) для указанных категорий заявителей требуется направление третьим лицам запроса о согласовании пересечения строящейся (реконструируемой) сети газораспределения с принадлежащими таким лицам объектами инфраструктуры (инженерными коммуникациями) или согласовании строительства газораспределительных сетей на земельных участках, принадлежащих третьим лицам на праве собственности или на ином законном основании и не находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом исполнитель в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) уведомляет заявителя о необходимости получения исполнителем согласований, указанных в настоящем подпункте, с приложением документов, подтверждающих направление запроса о согласовании; 
в) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной, в том числе, посредством официального сайта исполнителя, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что к заявке от 02.08.2019 за № 12.1/12841 приложено соглашение совладельцев квартиры и земельного участка на подключение объекта; названное обстоятельство следует из анализа существа и содержания перечня, приложенного к заявке на подключение документов (вх. АО «Краснодаргоргаз» от 02.08.2019 № 12.1/12841).
Из соглашения от 17.06.2019 совладельцев квартиры и земельного участка на подключение следует, что совладельцы земельного участка дали друг другу согласие на использование земельного участка, расположенного по адресу: <...>/Луганская, 47/2, для газификации всех квартир, расположенных на данном земельном участке.
Таким образом, в Управление не были представлены документы, подтверждающие, что к заявке от 02.08.2019 за № 12.1/12841 было приложено согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления в соответствии с требованиями п.п. «ж» п. 69 Правил № 1314.
12.08.2019 (вх. АО «Краснодаргоргаз» № 12.1/13393) третьим лицом направлена претензия о нарушении обществом срока выдачи договора на подключение и ТУ.
26.09.2019 ФИО1 повторно подала в АО «Краснодаргоргаз» заявку о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) Объекта капитального строительства к сети газораспределения.
Заявка зарегистрирована 26.09.2019 под входящим № 115199. К указанной заявке приложено согласие от 17.06.2019 основного абонента (ФИО5) на подключение Объекта третьего лица.
Из поступившей в антимонопольный орган жалобы ФИО1  следует, что Договор и ТУ на вышеуказанную заявку ей не выданы, в связи с чем 04.10.2019 в адрес АО «Краснодаргоргаз» направлена претензия (вх. № 12.1/17548) о нарушении срока выдачи Договора и ТУ.
Ввиду того, что в Управление не представлены сведения и документы, подтверждающие направление обществом третьему лицу уведомления о предоставлении недостающих документов, Управление пришло к выводу о том, что заявка от 26.09.2019 № 115199 соответствовала требованиям, предусмотренным пунктами 65-69, 71 Правил № 1314.
В данном случае антимонопольный орган указал, что учитывая дату регистрации заявки - 26.09.2019, АО «Краснодаргоргаз» должно было в срок до 17.10.2019, то есть в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направить (вручить) третьему лицу проект договора о подключении ТУ, в срок, установленный п. 74 Правил № 1314.
Согласно подп. «в» п. 3 Правил № 1314 порядок подключения (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения включает   в себя в том числе, заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 № 713.
Антимонопольный орган указал, что в ходе рассмотрения дела со стороны АО «Краснодаргоргаз» не представлены сведения и документы, подтверждающие осуществление фактических действий по направлению (вручению) ФИО1  проекта договора о подключении и ТУ в срок, в установленный п. 74 Правил № 1314; именно данное обстоятельство было определено Краснодарским УФАС России в качестве нарушения АО «Краснодаргоргаз» рассмотрения указанной заявки третьего лица.
При указанных обстоятельствах Краснодарское УФАС России пришло к выводу о том, что АО «Краснодаргоргаз» не соблюден порядок рассмотрения заявки, предусмотренный п. 74 Правил № 1314; именно указанное обстоятельство, установленное антимонопольным органом, - несоблюдение порядка рассмотрения заявки, предусмотренного п. 74 Правил № 1314, - явилось единственным и исключительным  основанием для квалификации указанных деяний заявителя в качестве образующих состав названного административного правонарушения.
В обоснование указанных доводов АО «Краснодаргоргаз» представлены (копии): акт доставки корреспонденции от 06.08.2019; технические условия от 01.10.2019 № 1103/4522; реестр отправки ТУ от 01.10.2019, акт о подключении от 25.03.2020. 
Судом установлено, что реестр отправки ТУ от 01.10.2019, в соответствии с которым указанные документы применительно к заявке ФИО1 № 115199 от 26.09.2019 направлены по адресу: <...>, содержит оттиск печати ФГУП «Почта России» от 01.10.2019 и отметку о подготовке реестра ФИО6; существо и содержание данного реестра позволяет сделать однозначный вывод об отправке указанной корреспонденции 01.10.2019 в адрес третьего лица.
Более того, судом установлено, что Арбитражным судом Краснодарского края был рассмотрено дело № А32-58574/2019, возбужденное по аналогичным требованиям акционерного общества «Краснодаргоргаз», а именно о признании незаконными и отмене постановления от 25.11.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-1825/2019.
При рассмотрении дела № А32-58574/2019 в ходе заседания 16.06.2020 АО «Краснодаргоргаз» представлен на обозрение суду оригинал реестра отправки ответов, ТУ, Договоров от 07.10.2019 по адресу: <...> Судом установлено соответствие представленного оригинала реестра ответов, ТУ, Договоров от 07.10.2019 имеющейся в материалах дела копии указанного документа; суд  также исходит из того, что заявлений о фальсификации указанного документа в порядке ст. 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованным лицом, третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, не заявлялось; достоверность указанных в реестре сведений лицами, участвующими в деле, не оспаривалась, под сомнение не ставилась.
Суд также исходит из того, что принадлежность указанного в реестре адреса третьему лицу лицами, участвующими в деле, не оспаривалась и под сомнение не ставилась; названный адрес третьего лица был указан в качестве адреса для направления писем указанному лицу в заявке № 115325 от 30.09.2019 о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения; доказательств иного, обратного материалы дела не содержат; буквальный и логический анализ существа и содержания указанного реестра позволяет сделать вывод о направленной в адрес третьего лица корреспонденции, – договоре о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения и технических условиях.

Кроме того, пунктом 74 Правила № 1314 предусмотрено направление проекта договора в адрес Заявителя «почтовым отправлением».

АО «Краснодаргоргаз» пояснило, что дата в договоре о подключении - 25.10.2019 - проставляется сотрудником центра обслуживания АО «Краснодаргоргаз» в момент подписания договора или в день поступления подписанного со стороны заявителя экземпляра договора в АО «Краснодаргоргаз».

В соответствии с п. 81 Правил № 1314 договор о подключении считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного Заявителем экземпляра договора о подключении.

Следовательно, 25.10.2019 Договор № 115325-Т.П. (с) о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения следует считать заключенным, после его поступления исполнителю (АО «Краснодаргоргаз) и подписания его сторонами.

Кроме того, АО «Краснодаргоргаз» пояснило, что в обществе ведется учет всех заключенных договоров посредством программы «1С-Предприятие-Информационная система «Газификация»; при возвращении подписанного со стороны Заявителя договора в поле «Дата заключения договора» ставится отметка с указанием текущей даты его подписания сторонами, статуса договора, срока выполнения работ, срока действия Технических условий, информация об оплатах по заключенному договору, ФИО Заказчика, адрес объекта газификации, а также регистрационный номер сессии - номер договора; выписка из регистрационной системы представлена АО «Краснодаргоргаз» в материалы дела.

В обоснование указанных доводов заявителем в материалы дела представлен скриншот из указанной программы, который позволяет установить адрес объекта газификации, указание договора с номером сессии и датой его заключения – 25.10.2019

Кроме того, Арбитражным судом Краснодарского края рассмотрено еще одно дело № А32-60453/2019 с аналогичными требованиями.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2020 требования АО «Краснодаргоргаз»  удовлетворены в полном объеме, постановление от 27.11.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-1763/2019 признано незаконным, представление от 27.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением от 27.11.2019 по делу № 023/04/9.21-1763/2019, - недействительным.

Стоит отметить, что в рамках дела № А32-60453/2019 установлено идентичная ситуация, однако третьим лицом выступал собственник квартиры № 1, расположенной по адресу: <...>/ Луганская, 47/2.

В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами.

Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Высшего Арбитражного Суда РФ № ВАС-11019/11 по делу № А12-18928/2010, свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.

Таким образом, указанные обстоятельства доказыванию вновь не подлежат.

Из материалов дела также следует, и судом установлено, что 25.03.2020 между АО «Краснодаргоргаз» и ФИО1 подписан акт № 115199 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>, согласно которому Заявитель претензий по объему, качеству и срокам оказания работ (услуг) к газораспределительной организации не имеет. Названное также в своей совокупности и логической взаимосвязи, применительно к указанным фактическим обстоятельствам, установленным судом, свидетельствует о реализации заявителем, как сетевой организацией, исполнения указанной обязанности применительно к названным положениям Правил № 1314.
Таким образом, вывод антимонопольного органа о нарушении обществом положений Правил № 1314 и наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, не соответствует материалам дела и является преждевременным.
Из текста оспариваемого постановления не следует, что Управлением проведена оценка представленных Обществом доказательств, в данном случае, доказательств своевременного рассмотрения заявок ФИО1, подготовки договора и ТУ и  доставки их ФИО1  
Доказательства недостоверности представленных Обществом доказательств Управлением в материалы дела не представлены.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.07.2020 по делу № А32-53412/2019, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 по делу № А32-56107/2019, вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2020 по делу № А32-58574/2019.

При этом, поскольку суд установил незаконность постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 27.11.2019 № 023/04/9.21-1773/2019, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением управления от 27.11.2019 № 023/04/9.21-1773/2019, также следует признать недействительным как ненормативный правовой акт.

Оспариваемое представление, по сути, не может быть исполнено ввиду фактической доставки и ответа на обращение от 02.08.2019, и договора о подключении и ТУ.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.  Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Суд полагает, что обращаясь 20.12.2019 в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании постановления, АО «Краснодаргоргаз», как профессиональный участник рынка и участник значительного количества судебных, в том числе, арбитражных процессов, осознавал всю необходимость проявления заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, в частности, своевременного заключения договора с целью подключения объекта капитального строительства к сетям газораспределения.

Более того, стоит отметить следующее.

В соответствии со статьей 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следовательно, при решении вопроса о виновности юридического лица в  совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Суд полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.

Помимо прочего, к подобным выводам уже приходили и Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при рассмотрении аналогичного спора по делу № А32-53412/2019, и Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд по делу № А32-56107/2019.

Согласно части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном данным кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю не представлены надлежащие документальные доказательства наличия оснований для привлечения АО «Краснодаргоргаз» к административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах требование заявителя подлежит удовлетворению, а оспариваемые постановление от 27.11.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-1773/2019 и представление от 27.11.2019 подлежат признанию незаконными и отмене.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 27, 29, 65, 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление от 27.11.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-1773/2019.

Признать недействительным и отменить представление от 27.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением от 27.11.2019 по делу № 023/04/9.21-1773/2019.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья                                                                                                                  Д.Ю. Поляков