ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-60142/19 от 17.12.2020 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Краснодар Дело № А32- 60142/2019

Резолютивная часть решения объявлена 17.12.2020

Полный текст судебного акта изготовлен 17.12.2020

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи С.А. Баганиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.В Поляшевой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «РЖД», г. Москва, (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к ООО «Югнефтехимтранзит» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о взыскании задолженности в размере 139 409,92 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.11.2018 по 19.12.2019 в размере 13 599,43 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.12.2019 по день фактической оплаты денежных средств, при участии в заседании представителей: истца – ФИО1 по доверенности

УСТАНОВИЛ:

ОАО «РЖД» обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Югнефтехимтранзит» о взыскании задолженности в размере 139 409,92 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.11.2018 по 19.12.2019 в размере 13 599,43 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.12.2019 по день фактической оплаты денежных средств.

Определением от 28.02.2020 в порядке ст.18 АПК РФ дело передано для рассмотрения судье Арбитражного суда Краснодарского края Баганиной С.А. Рассмотрение дела начато с самого начала.

В настоящее судебное заседание ответчик не явился. В деле имеется отзыв на иск. Дело рассматривается по правилам ст.156 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, между ОАО «Российские железные дороги» и Общество с ограниченной ответственностью «Югнефтехимтранзит» (далее - ООО «Югнефтехимтранзит») 12 декабря 2014 г. заключен договор № 383/2 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ООО «Югнефтехимтранзит» при станции Кавказ СКЖД, действующий с 3 июля 2015 г. (далее - Договор № 383/2).

Согласно пункту 11 Договора № 383/2 на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются следующие технологические нормы на выгрузку грузов ивместимость мест выгрузки: Двусторонняя эстакада слива (пути №№ 13, 24): Нефть сырая - 2-50 час, Мазут М-100 - 4 часа, На пути 14, 23+1 (в/с) 22+2(в/с): Нефть сырая - 2-50 час, Мазут М-100 - 4 часа, На путь 14 Газовый конденсат – 2 часа. Способ выгрузки – механизированный.

Технологическое время на слив мазута установлено с учетом времени на разогрев в теплый период года в соответствии с пунктом 2.3 Методики по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (приказ № 70 от 10.11.2003г.)

Технологическое время на выгрузку грузов исчисляется с момента окончания приемосдаточных операций.

В случае подачи под выгрузку вагонов, одновременная выгрузка которых невозможна по технологическим причинам, слив таких грузов производится поочередно. Перечень грузов, выгрузка которых производится раздельно, заблаговременно предоставляется Владельцем Перевозчику в лице начальника станции Кавказ.

Пункт 11.1 Договора № 383/2: При уведомлении Владельца Перевозчиком о подаче вагонов с мазутом локомотивом Перевозчика на железнодорожный путь необщего пользования последовательно на оба пути эстакады, технологическая норма на выгрузку 47 вагонов в теплый период года устанавливается 4 часа. Технологическая норма на слив 47 цистерн исчисляется с момента подачи второй группы вагонов на один из путей эстакады.

Оплачиваемое время пользования вагонами исчисляется с момента фактической их подачи к месту выгрузки и до момента получения Перевозчиком уведомления от Владельца о готовности вагонов к уборке.

Согласно пункту 16.5 Договора № 383/2 за время задержки вагонов, не принадлежащих Перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за не приема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от Владельца, Владелец вносит Перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице № 9 Тарифного руководства № 2 с учетом коэффициентов индексации.

В случае невозможности слива цистерн по причинам, зависящим от Владельца, он обязан в письменной форме уведомить об этом Перевозчика.

10.11.18 на железнодорожной станции Гашун в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 14.11.18 отправлен на станцию назначения поезд с индексом 6254-547-5281 вагонами, адресованными ООО «ИПП» (также грузополучатель).

17.11.18 на железнодорожной станции Тихорецкая в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 18.11.18 отправлен на станцию назначения поезд с индексом 6254-547-5281 вагонами, адресованными ООО «ИПП» (также грузополучатель).

По прибытии поезда на станцию назначения Кавказ в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления №286 от 29.11.18, №7921 от 29.11.18 , и №291 от 29.11.18, №8011 от 15.12.18.

Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными, указанными в приложении к настоящей претензии.

По прибытии поезда на станцию назначения Кавказ в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования СКВ составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от грузополучателя. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя были направлены уведомления № 9374 от 18.10.18.

Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными, указанными в приложении.

Наличие в настоящем споре указанных условий для начисления платы за время нахождения вагонов на пути общего пользования подтверждается следующим.

Из ведомостей подачи и уборки вагонов (гр.5) следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 Договора. Согласно пункту 4.3. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования «Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки загонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности» (ОАО РЖД» утверждена Инструкция по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД" (распоряжение ОАО «РЖД» от 01.03.2007 г. № ЗЗЗр). Нарушение сроков доставки грузов подтверждается прилагаемыми дорожными ведомостями. Приложенный к исковому заявлению расчет платы содержит обоснование исковых требований по каждому задержанному поезду, в том числе: индекс поезда наименование промежуточной станции, на которых в пути следования был задержан поезд, № акта общей формы, составленного согласно части 5 пункту 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования, количество вагонов (гр.6), начало и окончание, а также общая продолжительность простоя, сумма платы за 1 вагон и общая сумма платы по каждому акту исчисленная по ставкам Тарифного руководства.

В досудебном порядке истцом были предъявлены требования о внесении ответчиком платы, начисленной в накопительных ведомостях по актам общей формы, которые направлялись в его адрес письмом от 18 октбяря 2018 Претензия истца от 21.12.2018 направлена ответчику по квитанции 04.03.2019, ответчиком получена 14.03.2019. Уклонение ответчика от добровольного исполнения требования явилось основанием для обращения с иском в суд.

Факты нарушения технологических норм выгрузки истец обосновывает памятками приемосдатчика №№

По мнению истца, факт нарушения сроков доставки подтверждается дорожными ведомостями, правомерность действий перевозчика по остановке в пути следования вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, основывается на нормах статьи 39 УЖТ РФ, пункта 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования и подтверждается судебной практикой. Соблюдение перевозчиком порядка оформления задержки вагонов в пути следования подтверждается приложенными к исковому заявлению актами общей формы, а также извещениями о задержке и отправлении поездов, направленными ответчику во исполнение пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.Из ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 договора. Приложенный к исковому заявлению расчет платы содержит обоснование исковых требований по каждому задержанному поезду, в том числе: индекс поезда наименование промежуточной станции, на которых в пути следования был задержан поезд, номер акта общей формы, составленного согласно части 5 пункту 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, количество вагонов, начало и окончание, а также общая продолжительность простоя, сумма платы за 1 вагон и общая сумма платы по каждому акту, исчисленная по ставкам тарифного руководства.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик в отзыве пояснил, что истец необоснованно считает, что ответчиком нарушены сроки технологического оборота; истец должен был представить доказательства , подтверждающие тот факт, что в заявленный период простоя вагонов на ж.д.путях общего пользования происходил по вне ответчика ввиду нарушения последним нормативов выгрузки вагонов на пути необщего пользования. По правилам, установленным пунктами 3.1.1, 3.1.2 3.1.3 Регламента взаимодействия подразделений ОАО РЖД при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров, на железнодорожных путях общего пользования, достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей , которая может быть обсловлена в том числе занятостью путей необщего пользования. В целях обоснованности задержки в пути следования также ведется учет и проводится анализ на основании сведений из памяток ф.ГУ-45, актов, памяток на подачу и уборку вагонов. Однако, анализ занятости путей необщего пользования истцом не представлен. Истец не раскрыл обстоятельства, связанные с нахождением вагонов на промежуточной станции, не произвел анализ превышения ответчиком технологических норм и тем самым не доказал факт нарушений со стороны ответчика. Более того, материалы дела не содержат доказательств соблюдения процедуры документального оформления задержки вагонов, вследствие чего отсутствуют обращения уполномоченного работника станции о необходимости задержки вагонов в пути следования, оперативные приказы на бросание поезда с указанием времени и причин задержки, акты общей формы, составленные по факту задержки и возобновления движения по причинам, зависящим от ответчика. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец не мог поставить вагоны с конкретным грузом на пути необщего пользования. Ответчик не заявлял отказы от такой подачи. Просит в иске отказать.

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, суд признал исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Статьей 39 УЖТ РФ определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.

Если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.

Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.

Статьей 39 УЖТ РФ установлено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего 10 пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.

Приказом от 29.04.2015 N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).

Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы № 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки. В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы.

Правило составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом утверждены приказом от 18.06.2003 № 45 МПС РФ. Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом от 18.06.2003 № 26 МПС РФ) установлено, что задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика.

На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени и станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.

Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях изза неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, 5 владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.

Согласно пункту 4.3. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования «Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности» (ОАО «РЖД» утверждена Инструкция по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО «РЖД» (распоряжение ОАО «РЖД» от 1 марта 2007 г. № 333р).

Согласно части 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции.

На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя. Согласно пункту 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, 11 других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В пункте 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.

Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ № 29 от 18.06.2003, выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем. Акт общей формы составляется перевозчиком для удостоверения факта и обстоятельств задержки, указанных в акте вагонов, и сопровождается расчетом платы за эти вагоны.

Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования установлено, что основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Из этого следует, что обязанность соблюдения срока оборота вагонов возложена именно на грузополучателей, а не на перевозчика.

Согласно статье 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Порядок заключения и исполнения такого договора регламентирован Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26.

Согласно пунктам 4.3, 4.5 Правил время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Согласно ведомостям подачи и уборки вагонов (графа 4) в расчетное время нахождения вагонов у ответчика входит количество часов с момента подачи вагонов на выставочный путь до момента получения уведомления о завершении грузовой операции. В ведомости подачи и уборки вагонов отражена дата и время уборки, которая производится позже времени нахождения вагонов у порта. Перевозчик рассчитывает спорную плату до подачи уведомления о готовности вагонов к уборке, а уборка производится после уведомления, т.е. эти периоды не пересекаются. Поэтому, каким бы ни было время уборки вагонов, оно не влияет на срок оборота вагонов. Время, затрачиваемое на последующую уборку вагонов с выставочных путей локомотивом перевозчика, не принималось истцом во внимание при определении технологического срока оборота вагонов. Уборку вагонов с выставочного пути на пути станции в срок оборота вагонов Порядок не включает.

В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее – плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: – ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; – нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; – задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; – задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.

Если в указанных в части 11 названной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.

Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 Устава).

Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).

По смыслу положений части 11 статьи 39 Устава плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования уплачивается грузополучателем в указанных в названной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на путях общего пользования по зависящим от грузополучателя причинам и при наличии одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.

В рассматриваемом случае в материалы дела истцом фактически представлены:

-акты общей формы от 20.11.2018 №1/17551, 1/17552, 1/17535, 1/17537, 1/17549, 1/17551, для начисления платы,

- памятки приемосдатчика ГУ-45 на подачу вагонов за 13.11.2018,

- памятки приемосдатчика ГУ-45 на уборку вагонов за 12.11.2018,

-акты общей формы для удостоверения отказа от подписи в памятках приемосдатчика со стороны ответчика,

- дорожные ведомость ЭА580163, ЭА607545, ЭА613459, ЭА628657, ЭА629099, ЭА579933.

Исковое заявление принято к производству 27.01.2020, однако, в ходе судебного разбирательства дополнительные доказательства, обосновывающие требования, от истца не поступали. Определениями от 18.08.2020, 23.11.2020 истцу предложено представить оперативные приказы на бросание поезда на двух станциях (Гашун и Тихорецкая), акты общей формы при задержке и отправлении поезда (на двух станциях); извещения грузополучателя о задержании и об отправлении поезда (на двух станциях) , на которые ссылка в иске: уведомления №286 от 29.11.18, №7921 от 29.11.18 , и №291 от 29.11.18, №8011 от 15.12.18. уведомления № 9374 от 18.10.18, на которые имеется ссылка в исковом заявлении; письма об отправке накопительных ведомостей и сведений об отказе от акцепта. В деле есть лишь претензия, которая вручена ответчику 14.03.2020. Поскольку в иске на 6 листе указано , что «Из ведомостей подачи и уборки вагонов (гр.5) следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 12 Договора», суд предложил раскрыть содержание данного довода, указать в какие даты и время и сколько составило нарушение и по каким вагонам. Истец указал в иске:, что факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными, однако, на предложение суда такие документы не представил.

В настоящем судебном заседании на предложение суда дополнительные доказательства, обосновывающие требования, от истца не поступили.

Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Статьей 68 АПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

С учетом приведенных норм, суд признает обоснованным и подтвержденным довод ответчика о том, что материалы дела не содержат доказательств соблюдения процедуры документального оформления задержки вагонов, поскольку отсутствуют обращения уполномоченного работника станции о необходимости задержки вагонов в пути следования, оперативные приказы на бросание поезда с указанием времени и причин задержки, акты общей формы, составленные по факту задержки и возобновления движения по причинам, зависящим от ответчика.

При таких обстоятельствах ввиду отсутствия оперативных приказов на задержание поезда №3004 на станциях Гащун и Тихорецкая следует вывод , что бросание поезда произведено истцом без правовых оснований, то есть необосноанно.

Поезда отставлены от движения дважды по инициативе самого перевозчика, поскольку иное не доказано.

Судом установлено, что уведомления в адрес грузополучателя не направлялись истцом, поскольку доказательства иного в материалах дела отсутствуют.

Исковое заявление содержит указания на то, что причиной, послужившей основанием для задержки вагонов на путях общего пользования, являлся факт нарушения технологического срока.

Согласно формулировкам, указанным в актах общей формы, составленных на станции Кавказ 20.11.2018 по прибытии поезда №3004 индекс 6254-547-5281, причиной его задержания на промежуточных станциях явилось « неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя ООО «Югнефтехимтранзит». Но из мотивировочной части искового заявления следует, что истец просит взыскать плату за пользование вагонами (второй лист четвертый абзац).

Отклонение от технологических сроков не является безусловным основанием для применения абзацев 11,12 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Суду необходимо исследовать занятость путей необщего пользования и наличие технической возможности по приему вагонов в спорный период времени. Данная правовая позиция отражена в решении Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2018 оставленному в силе Постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.12.2018 по делу № А32-8959/2017 ( Ф08-10346/2018).

Положения статьи 39 Уставапредусматривают наличие одновременно трех условий, дающих право перевозчику взимать плату за пользование вагонами: 1.Вагоны принадлежат перевозчику; 2.Задержка вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железно-дорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами; Задержка по вышеуказанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Однако, доказательства, подтверждающие соблюдение в совокупности трех вышеуказанных условий истцом не представлены.

Судом усматривается, что представленные истцом документы не отвечают признаку относимости, установленного статьей 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по причине того, что не поясняют, не обосновывают и не дополняют доводы истца о наличии или отсутствии обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Первое бросание было осуществлено 10.11.2018, , т.е. на 2 суток ранее дат, указанных в памятках приемосдатчика на подачу и уборку вагонов , приложенных истцом к иску. Соответственно, данные документы не подтверждают факт загруженности станции назначения в спорный период

Акты общей формы, составленные истцом 20.11.2018, не подтверждают занятость путей необщего пользования ответчика в спорный период времени по причине того, что отказ от приема вагонов ответчиком не заявлялся. Следовательно, в момент задержания вагонов 10.11.2018 и 17.11.2018 ответчик производил прием вагонов в обычном режиме и основания для задержания вагонов отсутствовали.

Вагоны, по которым, по мнению истца, превышен технологический срок оборота, в течение всего времени их выгрузки (включая сверхнормативное время) находились на путях необщего пользования ответчика и не препятствовали истцу проводить операции с другими вагонами на станции Кавказ СКЖД, так как не занимали станционные пути. Полезная вместимость путей необщего пользования, эксплуатируемых ответчиком, позволяла разместить спорные вагоны. Следовательно, довод о том, что несвоевременная выгрузка ответчиком вагонов отразилась на возможности станции Кавказ подать под выгрузку спорные составы, и, соответственно, существовали объективные основания для начисления платы, признан не основанным на доказательствах.

Вагоны на путях ответчика поданы согласно памяткам на подачу вагонов. Документы, обосновывающие продолжительность простоя, анализ занятости путей ответчика не предоставлены. Вывод о невозможности подачи вагонов на выставочные пути у истца отсутствует.

Доказательства , опровергающие то обстоятельство, что в спорный период времени у ответчика была возможность принимать вагоны, истец не представил. Представленные истцом памятки приемосдатчика ГУ-45 на подачу вагонов за 13.11.2018, памятки приемосдатчика ГУ-45 на уборку вагонов за 12.11.2018, акты обще формы для удостоверения отказа от подписи в памятках приемосдатчика со стороны ответчика, допустимыми и относимыми доказательствами по вопросу о занятости фронта или нарушения ответчиком технологических норм не являются, поскольку из их содержания не усматривается, что ответчиком что-либо нарушено.

По правилам, установленным пунктами 3.1.1, 3.1.2 3.1.3 Регламента взаимодействия подразделений ОАО РЖД при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров, на железнодорожных путях общего пользования, достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей , которая может быть обсловлена в том числе занятостью путей необщего пользования. В целях обоснованности задержки в пути следования также ведется учет и проводится анализ на основании сведений из памяток ф.ГУ-45, актов, памяток на подачу и уборку вагонов. Однако, анализ занятости путей необщего пользования истцом не представлен.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных исковых требованиях ОАО «РЖД» о взыскании платы за время нахождения на путях общего пользования в сумме 139409,92 рублей, отказать в полном объеме.

За просрочку оплаты истец начислил 13599,43 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами с момента возникновения обязательств по оплате основного долга - с даты оформления актов общей формы на станции назначения и просит взыскать проценты по дату уплаты долга.

Статьей 395 ГК РФ предусмотрено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

Начисление процентов является дополнительным (акцессорным) обязательством, и в соответствии со статьями 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации следует судьбе основного обязательства. В связи с отказом в удовлетворении основного требования о взыскании денежного обязательства, не подлежит удовлетворению и дополнительное (акцессорное) требование о взыскании суммы процентов за пользование чужими денежными средствами.

Статьей 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При подаче иска истцом уплачено 5590 руб госпошлины Поскольку в иске отказано, расходы истца не подлежат возмещению.

Руководствуясь статьями 65, 70, 106, 110, 156, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья С.А. Баганина