АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-60227/2019
11.02.2020
Резолютивная часть решения объявлена 06.02.2020
Полный текст решения изготовлен 11.02.2020
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой М.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ПАО «Кубаньэнерго», г. Краснодар
к Краснодарскому УФАС России, г. Краснодар
о признании незаконным и отмене
при участии в заседании
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности
УСТАНОВИЛ:
ПАО «Кубаньэнерго», г. Краснодар обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 04.12.2019 № 31320/6 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/19.5-2843/2019.
Представитель заявителя в предварительном судебном заседании заявленные требования поддержал, просит удовлетворить заявление в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в предварительном судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, заявил ходатайство о приобщении отзыва и копий материалов.
Ходатайство заинтересованного лица о приобщении судом рассмотрено и удовлетворено.
Также от заинтересованного лица поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в силу окончательного судебного акта по делу №А32-44018/2019.
В рамках дела № А32-44018/2019 рассматривается законность и обоснованность постановления и представления антимонопольного органа от 22.11.2019 №30136/6 о наложении на ПАО «Кубаньэнерго» штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-1692/2019.
Судом ходатайство заинтересованного лица о приостановлении производства по делу рассмотрено и отклонено как необоснованное.
Суд разъясняет сторонам, что в случае отмены оспариваемых в рамках дела № А32-44018/2019 постановления и представления антимонопольного органа, стороны имеют право обратиться в суд с заявлением о пересмотре принятого им и вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в главе 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При отсутствии возражений сторон по рассмотрению спора по существу, суд счел возможным подготовку дела к судебному разбирательству завершить и перейти к рассмотрению спора по существу заявленных требований.
Стороны позиции по делу не поменяли.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв на 30 минут, после завершения которого судебное заседание продолжено. Стороны и их представители в судебное заседание после окончания перерыва не явились.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав непосредственно доказательства по делу, заслушав стороны, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, Краснодарским УФАС России вынесено постановление о наложении штрафа от 04.12.2019 № 31320/6 административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении № 023/04/19.5-2843/2019.
Заявитель считает, что оспариваемое постановление не соответствует закону, нарушает законные права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а соответственно, подлежат отмене, так как в действиях ПАО «Кубаньэнерго» отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
Краснодарским УФАС России вынесено постановление о наложении штрафа от 22.11.2019 №30136/6 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении №023/04/9.21-1692/2019.
Не согласившись с постановлением от 29.08.2019, ПАО «Кубаньэнерго» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением от 19.09.2019 № 135-04-452 о признании недействительными постановления и представления.
Согласно доводам, изложенным в заявлении от 19.09.2019 №135-04-452, ПАО «Кубаньэнерго» считает незаконным постановление о наложении административного штрафа, следовательно, и незаконными требования, изложенные в представлении, а именно: осуществить действия по направлению подписанного и заполненного договора в 2-х экземплярах и ТУ к нему в адрес ФИО3
Определением Арбитражного суда Краснодарского края в составе судьи Дуб С.Н. заявление принято к производству 14.10.2019, возбуждено дело № А32-44018/2019. В связи с чем исполнение представления 31.10.2019 №27778/6 по делу №023/04/9.21-268/2019 не представилось возможным.
Как указывает заявитель, 12.11.2019 в адрес Краснодарского УФАС России направлено ходатайство о продлении срока исполнения представления от 29.08.2019 №21386/6 по делу №023/04/9.21-268/2019 в связи с принятием заявления от 19.09.2019 № 135-04-452 и возбуждением дела №А32-44018/2019.
Однако, данное ходатайство рассмотрено не было. Доводам, изложенным в ходатайстве, не дана надлежащая правовая оценка. Выводы в постановлении от 04.12.2019 сделаны без учета пояснений лица, привлекаемого к административной ответственности.
В связи с тем, что, рассмотрение дела №А32-44018/2019 назначено на 11.02.2020, ПАО «Кубаньэнерго» ходатайствовало перед Краснодарским УФАС России о продлении срока исполнения представления до вступления в законную силу судебного акта по делу №А32-44018/2019.
Учитывая тот факт, что ПАО «Кубаньэнерго» совершило действия по обжалованию вышестоящих постановления и представления, данный факт, по мнению заявителя, указывает на отсутствие умысла в действиях сетевой организации, предусмотренных составом ст. 19.5 КоАП РФ.
Учитывая, что представление неразрывно связано с постановлением о наложении административного штрафа, заявитель считает, что до вступления в законную силу постановления, в котором описаны причины и условия совершения правонарушения, указанные причины и условия не имеют заранее установленной силы, а представление об устранении этих причин и условий не подлежит исполнению.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа о привлечении к административной ответственности незаконным являются несоответствие акта или порядка его принятия закону, либо отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемый акт принят органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Следовательно, чтобы суд смог признать ненормативный акт государственного органа незаконным, требуется наличие хотя бы одного из трех оснований:
1) отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности;
2) несоответствие акта или порядка его принятия закону;
3) принятие оспариваемого акта органом или должностным лицом с превышением полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения № 861).
Как следует из материалов дела, должностным лицом Краснодарского УФАС России 27.08.2019 в отношении ПАО «Кубаньэнерго» вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-258/2019 за нарушение ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, выразившееся в нарушении требований п. 15 Правил технологического присоединения № 861 при рассмотрении заявки ФИО3 от 27.03.2019 № КЭС/113/01/4218.
На основании вынесенного постановления по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-268/2019, должностным лицом Краснодарского УФАС Росси 27.08.2019 ПАО «Кубаньэнерго», в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, согласно которому не-обходимо:
- устранить допущенное нарушение;
- осуществить действия по направлению подписанного и заполненного договора в 2-х экземплярах и ТУ к нему в адрес ФИО3 на основании заявки на технологическое присоединение от 27.03.2019 № КЭС/113/01/4218, в соответствии с п. 8(5), п. 15 Правил технологического присоединения № 861, а также в соответствии с разъяснениями ФАС России от 09.04.2019 «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»;
- о принятых мерах сообщить письменно в Краснодарское УФАС России в течение одного месяца со дня получения настоящего представления, с приложением соответствующих документов (согласно почтовому уведомлению представление получено ПАО «Кубаньэнерго» 04.09.2019).
В установленный срок, требования, изложенные в представлении об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением Краснодарского УФАС России от 27.08.2019 № 023/04/9.21-268/2019 со стороны ПАО «Кубаньэнерго» не исполнены.
В связи с отсутствием информации о принятых мерах в соответствии с представлением, Краснодарским УФАС России в адрес ПАО «Кубаньэнерго» 31.10.2019 направлено уведомление о составлении протокола на 22.11.2019.
Представление Краснодарского УФАС России от 27.08.2019, внесенного на основании постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по делу № 023/04/9.21-268/2019 от 27.08.2019 является актом административного органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, ответственность за невыполнение которого предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей..
В соответствии со статьи 2.10 КоАП РФ, административной ответственности подлежит юридическое лицо за совершение административных правонарушений.
Таким образом, в действиях ПАО «Кубаньэнерго» по неисполнению требований представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, внесенного на основании постановления Краснодарского УФАС России от 27.08.2019 №023/04/9.21-268/2019, содержится состав административного правонарушению, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Местом совершения правонарушения является - место расположения ПАО «Кубаньэнерго» - 350033, <...>.
Время совершения правонарушений 04.10.2019 - дата, в которую ПАО «Кубаньэнерго» необходимо было сообщить в Краснодарское УФАС России о надлежащем исполнении представления Краснодарского УФАС России от 27.08.2019, внесенного на основании постановления от 27.08.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-268/2019, а именно осуществить действия по направлению подписанного и заполненного договора в 2-х экземплярах и ТУ к нему в адрес ФИО3 на основании заявки на технологическое присоединение от 27.03.2019 № КЭС/113/01/4218, в соответствии с п. 8(5), п. 15 Правил технологического присоединения № 861, а также в соответствии с разъяснениями ФАС России от 09.04.2019 «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В соответствии со ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Срок давности привлечения ПАО «Кубаньэнерго» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления не истек.
В адрес ПАО «Кубаньэнерго» посредством почтовой связи, а также электронной почтой направлено уведомление от 31.10.2019 № 27778/6 о составлении протокола об административном правонарушении, в котором указано, что 22.11.2019 в 10:00 часов законному представителю ПАО «Кубаньэнерго» необходимо явиться в Краснодарское УФАС России для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания и получения протокола об административном правонарушении, которое получено ПАО «Кубаньэнерго» 05.11.2019 согласно почтовому идентификатору.
22.11.2019 в присутствии ФИО4, представителя ПАО «Кубаньэнерго» по доверенности от 24.05.2019 № 119/10-1567, должностным лицом Краснодарского УФАС России составлен протокол по делу № 023/04/19.5-2843/2019 об административном правонарушении и вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 023/04/19.5-2843/2019 на 03.12.2019 в 10 часов 10 минут (протокол и определение получено ПАО «Кубаньэнерго» 22.11.2019 нарочно).
При рассмотрении дела должностным лицом обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
Пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Кроме того, согласно абзацу 3 пункта 18.1 Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном, халатном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей согласно действующему законодательству в сфере электроэнергетики.
При рассмотрении дела об административном правонарушении № 023/04/19.5-2843/2019, Краснодарским УФАС России не установлены обстоятельства, свидетельствующие об исключительности случая вмененного ПАО «Кубаньэнерго» административного правонарушения.
Таким образом, при рассмотрении данного дела, должностным лицом Краснодарского УФАС России правомерно установлено, что отсутствуют основания для применения к действиям АО «Краснодаргоргаз» положений ст. 2.9 КоАП РФ.
03.12.2019 заместителем руководителя Краснодарского УФАС России ФИО5 по результатам рассмотрения материалов дела № 023/04/19.5-2843/2019 в отсутствие надлежаще уведомленного ПАО «Кубаньэнерго», вынесено постановление о признании ПАО «Кубаньэнерго» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, КПП 230901001; адрес: 350033, <...>) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Исследовав материалы дела, суд установил, что процессуальных нарушений, допущенных при принятии оспариваемого постановления и являющихся самостоятельными и безусловными основаниями к признанию его незаконным, допущено не было; доказательств, свидетельствующих об ином, в материалах дела не имеется, и суду представлено не было.
Суд также исходит и из того, что соблюдение процессуальных требований при принятии оспариваемого постановления также не оспаривается и заявителем; подобных доводов заявление, поступившее в суд, позиция заявителя по существу заявленных требований, озвученная им в ходе заседаний, не содержат.
Судом не принимаются доводы заявителя, как не основанные на верном толковании норм действующего законодательства, так и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, не свидетельствующие сами по себе о незаконности оспариваемого постановления антимонопольного органа, так как действующим законодательством не предусмотрено возможности приостановления исполнения представления антимонопольного органа об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 89.21 КоАП РФ, в случае обжалования постановления о наложении штрафа и представления в судебном порядке.
При совокупности названных обстоятельств судом делается вывод о том, что в деяниях заявителя имелось событие, правомерно и обоснованно квалифицированные антимонопольным органом.
При изложенных обстоятельствах суд не находит обоснованных и законных оснований для отмены оспариваемых постановления и представления.
На основании части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, требование заявителя о признании незаконным оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь 167-171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Ходатайство заинтересованного лица о приобщении удовлетворить.
В удовлетворении ходатайства заинтересованного лица о приостановлении производства по делу отказать.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок.
Судья Р.А. Нигоев