АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А32-6178/2020
30 июля 2020 года г. Краснодар
Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2020 года
Полный текст решения изготовлен 30 июля 2020 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорьевым С.Э., рассмотревзаявление
Закрытого акционерного общества «Адлерская птицефабрика», г. Сочи
к Южному главному управлению Центрального Банка Российской Федерации, г. Краснодар
о признании незаконным и изменения постановления № 19-26670/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-03-ЮЛ-19-26670 в части санкций в виде штрафа в сумме 505 000 рублей
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Адлерская птицефабрика» (далее – заявитель, общество, ЗАО «Адлерская птицефабрика») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному главному управлению Центрального Банка Российской Федерации (далее – ответчик, Банк России, административный орган) о признании незаконным и изменения постановления № 19-26670/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-03-ЮЛ-19-26670 в части санкций в виде штрафа в сумме 505 000 рублей с назначением наказания по части 2 статьи 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в сумме 250 000 рублей.
Явку представителя в судебное заседание общество не обеспечило, извещено надлежащим образом, доводы изложены в заявлении.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом, заявленные требования не признает, возражения изложены в отзыве.
При вынесении решения, суд исходит из следующего.
Материалами дела подтверждается, что ответчику поступило обращение (вх. № 93763 от 03.09.2019 года) Департамента имущественных отношений администрации города Сочи (далее - акционер) в отношении возможного нарушения законодательства Российской Федерации со стороны ЗАО «Адлерская птицефабрика».
Согласно обращению, в нарушение требований пункта 3 статьи 52 Федерального Закона от 26.12.1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах) акционеру, по его требованию от 28.05.2019 года, не были представлены информация (материалы), подлежащая предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, а именно копия годового отчета общества за 2018 год и аудиторского заключения независимого аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ЗАО «Адлерская птицефабрика» за 2018 год.
Общество на запрос Банка России предоставило сведения и копии документов (вх. № 104644 от 01.10.2019 года), в результате рассмотрения которых, установлено следующее.
В соответствии со списком лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров ЗАО «Адлерская птицефабрика», составленным по состоянию на 03.06.2019 года, в реестре акционеров общества зарегистрировано два акционера, в том числе муниципальное образование город-курорт Сочи в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи.
Общество обязано по требованию лица, имеющего право на участие в общем собрании акционеров, предоставить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление (абзац 4 пункта 3 статьи 52 Закона № 208-ФЗ).
При анализе представленных акционером и обществом документов, установлено, что ЗАО «Адлерская птицефабрика» в ответ на требование, годовой отчет общества за 2018 год, а также копия аудиторского заключения независимого аудитора о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности ЗАО «Адлерская птицефабрика» за 2018 год представлены не были.
Согласно справке общества от 20.09.2019 года № 91 аудиторское заключение независимого аудитора за 2018 год не готово. Срок подготовки аудиторского заключения оговорен в части 5 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно не позднее 31 декабря текущего года. На момент направления заявителем в адрес общества требования, аудиторское заключение отсутствовало.
Таким образом, не предоставив акционеру в установленный пунктом 3.7 Положения срок копию годового отчета общества за 2018 год, ЗАО «Адлерская птицефабрика» были нарушены требования пункта 3 статьи 52 Закона № 208-ФЗ.
Должностным лицом управления 06.11.2019 года, в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении № ТУ-03-ЮЛ-19-26670/1020-1, в котором действия заявителя квалифицированы по части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ.
Заместителем начальника Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации 28.01.2020 года, в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, рассмотрены материалы дела об административном правонарушении № ТУ-03-ЮЛ-19-26670, в результате чего вынесено постановление № 19-26670/3110-1 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 505 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением в части наказания, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда), а равно непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, при подготовке к проведению общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно статье 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Закона № 208-ФЗ общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 65 Закона № 208-ФЗ к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся вопросы созыва годового и внеочередного общих собраний акционеров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 статьи 55 Федерального закона № 208-ФЗ.
Как следует из статьи 54 Закона № 208-ФЗ при подготовке к проведению общего собрания акционеров совет директоров общества, в том числе определяет перечень информации (материалов), предоставляемой акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров, и порядок ее предоставления.
В силу пункта 1 статьи 64 Закона № 208-ФЗ, в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров. В этом случае устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.
В соответствии со списком лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров ЗАО «Адлерская птицефабрика», составленным по состоянию на 03.06.2019 года, в реестре акционеров общества зарегистрировано два акционера, в том числе муниципальное образование город-курорт Сочи в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи.
Пунктом 29.1 статьи 29 Устава ЗАО «Адлерская птицефабрика», утвержденного общим собранием акционеров общества (протокол № 30 от 15.06.2009) предусмотрено, что при подготовке к проведению общего собрания акционеров генеральный директор общества определяет в том числе, дату, место и время проведения общего собрания акционеров, повестку дня общего собрания акционеров, перечень информации, представляемой акционерам о проведении общего собрания, перечень информации, представляемой акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров.
Согласно пункту 3 статьи 52 Закона № 208-ФЗ к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества относятся годовой отчет общества, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторское заключение о ней, заключение внутреннего аудита, осуществляемого в публичном обществе в соответствии со статьей 87.1 Федерального закона № 208-ФЗ, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества, счетную комиссию общества, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции, проекты внутренних документов общества, подлежащих утверждению общим собранием акционеров, проекты решений общего собрания акционеров, предусмотренная статьей 32.1 Федерального закона № 208-ФЗ информация об акционерных соглашениях, заключенных в течение года до даты проведения общего собрания акционеров, заключения совета директоров (наблюдательного совета) общества о крупной сделке, отчет о заключенных публичным обществом в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, а также информация (материалы), предусмотренная уставом общества. Если в соответствии с уставом общества наличие ревизионной комиссии является обязательным, к указанной информации (материалам) также относятся сведения о кандидатах в ревизионную комиссию общества, а в случаях, предусмотренных абзацем первым пункта 3 статьи 88 Федерального закона № 208-ФЗ, - заключение ревизионной комиссии общества по результатам проверки годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.
Перечень дополнительной информации (материалов), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров, установлен Положением об общих собраниях акционеров, утвержденным Банком России 16.11.2018 года № 660-П (далее – Положение № 660-П).
Информация (материалы), предусмотренная статьей 52 Федерального закона № 208-ФЗ, в течение 20 дней, а в случае проведения общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, в течение 30 дней до проведения общего собрания акционеров должна быть доступна лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, для ознакомления в помещении исполнительного органа общества и иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении общего собрания акционеров, а если это предусмотрено уставом общества или внутренним документом общества, регулирующим порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, также на сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Указанная информация (материалы) должна быть доступна лицам, принимающим участие в общем собрании акционеров, во время его проведения.
Заявитель как акционерное общество, обязано по требованию лица, имеющего право на участие в общем собрании акционеров, предоставить ему копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление (абзац 4 пункта 3 статьи 52 Федерального закона № 208-ФЗ).
Согласно пункту 3.7 Положения 660-П информация (материалы), подлежащая (подлежащие) предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания, должна предоставляться в помещении по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа общества, а также в иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении общего собрания, а если это предусмотрено уставом или внутренним документом общества, регулирующим порядок подготовки и проведения общего собрания, также на сайте общества в сети Интернет. Общество обязано по требованию лица, имеющего право на участие в общем собрании, предоставить ему копии указанных документов в течение семи рабочих дней с даты поступления в общество соответствующего требования, а если такое требование поступило до наступления срока, в течение которого акционерам должна быть доступна информация (материалы), подлежащая (подлежащие) предоставлению при подготовке к проведению общего собрания, - с даты наступления указанного срока, если более короткий срок не предусмотрен уставом или внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания.
Из материалов дела следует, что Генеральным директором общества принято решение о проведении 25.06.2019 годового общего собрания акционеров ЗАО «Адлерская птицефабрика» (приказ № 06 от 13.05.2019 года).
Пунктом 5 вышеуказанного приказа определен перечень информации (материалов), предоставляемой акционерам при подготовке к проведению собрания, а именно:
- копия приказа № 06;
- список лиц, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров по состоянию на 03.06.2019 года;
- годовой отчет общества за 2018 год;
- годовая бухгалтерская отчетность общества за 2018 год, в том числе отчет о прибылях и об убытках общества;
- заключение ревизора общества по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2018 год;
- заключение аудитора общества за 2018 год;
- информация о кандидатах для избрания в ревизоры общества;
- информация о кандидате для избрания в аудиторы общества.
21.06.2019 года в адрес общества поступило письмо (исх.№ 13241/0205-16 от 28.05.2019 года, вх. № 141 от 21.06.2019 года) акционера заявителя - муниципального образования город-курорт Сочи в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи, о предоставлении в том числе, информации (копии материалов), подлежащей представлению лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании акционеров ЗАО «Адлерская птицефабрика» 25.06.2019 года.
Информация (копии материалов) запрошенная требованием, была направлена в адрес акционера письмом общества № 47 от 24.06.2019 года.
Однако ЗАО «Адлерская птицефабрика» в ответ на требование акционера, годовой отчет общества за 2018 год, а также копия аудиторского заключения независимого аудитора о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности ЗАО «Адлерская птицефабрика» за 2018 год акционеру представлены не были.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Закона № 208-ФЗ, аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», обязательный аудит проводится в случае, если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества.
В силу пункта 1 статьи 88 Закона № 208-ФЗ, общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, установленном Федеральным законом № 208-ФЗ и иными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Согласно справке общества от 20.09.2019 года № 91 аудиторское заключение независимого аудитора за 2018 год не готово. Срок подготовки аудиторского заключения оговорен в части 5 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно не позднее 31 декабря текущего года.
На момент направления акционером в адрес общества требования, аудиторское заключение отсутствовало.
Таким образом, не предоставив акционеру в установленный пунктом 3.7 Положения 660-П срок копию годового отчета общества за 2018 год, ЗАО «Адлерская птицефабрика» были нарушены требования пункта 3 статьи 52 Закона № 208-ФЗ, что образует состав административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ.
Обществом не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований Закона № 208-ФЗ и Положения № 660-П, а также наличия причин, объективно препятствующих исполнению данной обязанности.
Нормы процессуального права при возбуждении дел об административном правонарушении и рассмотрении материалов дел об административном правонарушении не нарушены.
Следовательно, ЗАО «Адлерская птицефабрика» на основании оспариваемого постановления правомерно привлечено к административной ответственности по частям 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ.
По мнению суда, совершенное предприятием административное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку характеризуется пренебрежительным отношением к требованиям действующего законодательства в сфере управления.
Кроме того, в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Между тем суд, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительности в характере совершенного административного правонарушения. Доказательств наличия в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств ответчиком суду не представлено.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, перечисленных в части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, не является исчерпывающим.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.2 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 02.06.2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указывает, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.
Законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять размер назначаемого административного штрафа в пределах санкции вмененной статьи исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, конституционных принципов справедливости и соразмерности наказания, разумного баланса публичного и частного интересов, гуманности закона в правовом государстве.
При этом необходимо руководствоваться положениями статьи 3.1 КоАП РФ, в соответствии с которой целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Санкцией части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ предусмотрено назначение наказания юридическим лицам в виде административного штрафа - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
На основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2019 года по делу № 1805/2018-14\43-Б ЗАО «Адлерская птицефабрика» признана несостоятельным (банкротом), в отношении общества открыто конкурсное производство.
Из представленных материалы дела документов следует, что заявитель находится в тяжелом финансовом положении, которое не позволяет уплатить штрафа в сумме 505 000 рублей.
Исходя из вышеизложенного, а также с учетом отсутствия отягчающих ответственность предприятия обстоятельств и наличия смягчающих обстоятельств, суд считает, что оспариваемым постановлением заявителю неправомерно назначено наказание по части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 505 000 рублей
Суд считает возможным назначить заявителю наказание по части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 250 000 рублей.
Следовательно, имеются основания для признания незаконным и изменения оспариваемого постановления в части наказания в виде административного штрафа в сумме 505 000 рублей, с определением наказания в виде административного штрафа в сумме 250 000 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, заявленные требования общества об изменении оспариваемого постановления в части наказания в сумме 505 000 рублей является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 65, 71, 176, 189, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным постановление Южного главного управления Центрального банка РФ № 19-26670/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-03-ЮЛ-19-26670 о привлечении Закрытого акционерного общества «Адлерская птицефабрика» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 353440, <...>) к административной ответственности по части 2 статьи 15.23.1 КоАП РФ в виде штрафа 505 000 руб. и изменить его в части санкции, определив наказание в виде штрафа 250 000 руб.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья И.П. Гонзус